Применение технологии УДЕ на уроках русского языка на этапе словарной работы
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

В статье раскрывается потенциал технологии УДЕ при  знакомстве со словом с непроверяемым написанием

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Использование технологии УДЕ и мультимедиа при знакомстве с новым словом с непроверяемым написанием на уроках русского языка.

       Словарная работа, которая является основой речевого развития младшего школьника,  должна быть систематической, хорошо организованной, целесообразно построенной, связанной со всеми разделами курса русского языка.

      Наиболее эффективным методом, который  позволяет выполнить эти требования, считаю метод укрупнения дидактических единиц. Он предполагает системный подход к изучению слова и позволяет исследовать слово с позиции разных разделов науки о языке: лексики, этимологии, фонетики, орфографии, словообразования, морфологии, синтаксиса. Слово как языковая и речевая единица становится объектом исследования.

Метод позволяет ставить проблему (она звучит как орфографическая задача), исследовать слово и тем самым находить решение проблемы. Он даёт возможность вовлечь в активную речевую деятельность каждого учащегося. Обогащение лексики идёт по линии упорядочения, уточнения значения слов и правильного их употребления.

     От класса к классу возрастает сложность учебного материала. По мере изучения грамматики расширяется и объём учебных действий со словами. Соответственно меняется и уровень самостоятельности: монолог учителя, который в большей степени имел место во 1 классе, к 4 классу  сменяется монологом учащихся.

    Со 2 класса все сведения из словарей представляются в виде выдержек на слайдах мультимедиа. Применение мультимедиа позволяет проводить работу быстро,  чётко, наглядно. К каждому слову создаётся презентация. Учащиеся знакомятся с ними, прочитывая  хором. Затем происходит обсуждение прочитанного. В 3 классе повышается уровень самостоятельности: учащиеся сами называют этапы работы и те разделы,  с точки зрения которых рассматривается слово. В 4 классе  считаю возможным  заранее сообщать учащимся о новом слове, чтобы они могли участвовать в исследовании слова с большей долей самостоятельности. При такой организации сведения учащихся на уроке уточняются, дополняются.

Использовать описанную технологию можно в любых УМК. Приведу примеры работы по УМК «Школа России».

Знакомство со словом «собака» (1 класс).

 - Какие слова мы изучаем во время словарной работы? (Слова, которые надо запомнить.)

-Сегодня вы познакомитесь с новым словом. Что бы о нём вы хотели узнать? (Как слово пишется? Почему имеет такое название? Как правильно произносится?)

-Я помогу вам ответить  на эти и другие вопросы с помощью книг, которые рассказывают нам о словах. У каждого слова, как и у человека, у народа, есть своя история. Учёные, которые изучают русский язык и историю слов, записали в книги  всё, что узнали о словах. Получились словари. Из них можно узнать о любом слове. Словари бывают для взрослых и для детей.

(Учитель показывает различные словари.)

-Работать со словарями для взрослых вам трудно, поэтому я буду вам помогать.

-Новое  слово с непроверяемым написанием спрятано в отгадке на  загадку. Играем: «Ночь». (Игра «День-ночь»: учащиеся  с закрытыми глазками слушают загадку.)

-Заворчал живой замок,

Лёг у двери поперёк.

-День. (Это собака.)

-Как вы догадались, что это собака? (Учащиеся объясняют.)

-Какие слова в загадке помогли догадаться? (Живой замок.)

-Почему автор так называет собаку?

-Как бы вы определили, что обозначает  слово «собака»? (Собака – это домашнее животное.)

-Уточнить значение слова  нам поможет толковый словарик. Прочитаем хором значение слова. (Хоровое чтение со слайда 1.)

Содержание слайда:

«Толкование слова

    «Собака – домашнее животное, родственное волку.

   Используется человеком для охраны, охоты, в упряжке на    севере.

               (Из толкового словаря С. И. Ожегова.)»        

-Что нового вы узнали? (Собака – родственник волку.)

-Посмотрите на картинку и скажите, соответствует ли она объяснению слова?

На 2 слайде  -  изображение собаки.

-Послушайте, откуда в русском языке появилось слово «собака». В древнерусском языке были слова «пёс» и «пес». Слово «собака» пришло позднее. На востоке есть такая страна - Иран. Вот  из иранских языков и пришло к нам слово.

- Как иначе называют собаку? (Пёс.)

-Это близкое по значению слово.

-Послушаем, как слово произносится. «Поймаем» каждый звук. (Упражнение по выделению звуков выполняется под руководством учителя: [сссабака], [сааабака], [сабббака], [сабааака], [сабаккка], [сабакааа].)

По мере выделения звуков учитель на доске, а ученики в тетрадях выполняют транскрипцию слова.

-Обозначим в слове ударение: ударим молоточком. На какой звук пришёлся удар? (На 2 звук [а]).

-Он сильный. А какой звук оказался слабеньким,  и ему надо помочь при обозначении буквой? (Первый звук [а].)

В тетради и на доске продолжается звуко-буквенный разбор.

- Какой вопрос задаёт нам безударный звук [а]? (Какую букву надо писать: «о» или «а»?)

-Посмотрите на карточку и сделайте вывод.

Учитель демонстрирует карточку со словом «собака».

- Запомним, как слово пишется. Произнесём хором по слогам. (Учащиеся выполняют.)

- Теперь повернитесь друг к другу и повторите слово шёпотом по очереди. (Работа в парах.)

-А теперь, как рыбки, только губами. (Учащиеся выполняют.)

-Запишите слово, диктуя себе по слогам. Безударную гласную обозначьте зелёной пастой. (1 ученик комментирует.)

-Найдём  слово в учебнике. (Учащиеся находят слово в словаре.) 

-У каждого слова есть слова-родственники. Какая безударная гласная, по вашему мнению,  будет во всех этих  словах? (Безударная гласная «о».)

-Образуем такие слова. Отвечайте хором, проговаривая чётко по слогам:

-Щенки собаки -  …..(Со-ба-ча-та.)

-Маленькая собака -…(Со-ба-чка.)

-Любителя собак называют…(Со-ба-чник.)

-Специалиста по разведению собак называют …(Со-ба-ко-вод.)

-Когда хотят назвать собаку пренебрежительно, то её называют со-ба-чо-нкой. Повторите.

-Вы наблюдали  за безударной гласной в словах-родственниках. Сделайте вывод. (Во всех словах безударная гласная «о».)

-На какой вопрос отвечает   слово «собака»? (Кто? собака.)

- Повторим хором. (Учащиеся выполняют.)

-Подберём такие слова, которые сочетаются по смыслу со словом «собака».

-Попробуйте сами  подобрать слова, которые отвечают на вопрос какая? (Учащиеся подбирают словосочетания.)

-Как вы думаете, про кого говорят так: «Как кошка с собакой». (Так говорят про тех, кто всё время ссорится.)

- Составьте со словом предложение. (Учащиеся составляют.)

-Какая пословица про собаку вам известна? (Собака – друг человека.)

-Вспомните значение слова и скажите, почему так говорят? (Учащиеся объясняют.)

-Почему в народе сложилась пословица: «Без собаки зайца не поймаешь»?

- Вы многое  узнали о слове «собака». Кому было интересно?

-Теперь вы сможете грамотно и точно использовать в речи не только слово «собака», но и  родственные слова и сочетания с новым словом. (Слайд 3)

Содержание слайда:                                    

                                                                              «Итоги

                                                                     о

с?бака           собака»

                                                                    а

-Постарайтесь запомнить написание слова и уместно употреблять сочетания и предложения с ним.

Знакомство со словом «осина» (3 класс).

-Сегодня объектом нашего исследования будет новое слово с непроверяемым написанием. Это слово спрятано в загадке. Прочитайте загадку. («Жужжащее» чтение.) Содержание 1слайда:

«Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит?»

-Кто повторит выразительно?

-О каком дереве идёт речь в загадке? (Об осине.)

-Как вы догадались? (Учащиеся объясняют.)

- Начинаем наше исследование. Кто хочет с помощью вопросов вести наше исследование? (Выбирается «ведущий», который определяет этапы исследовательской деятельности.)

- «Определить значение слова нам поможет лексика». 

 (Учащиеся вполголоса читают выдержку из словаря.)

Содержание  2 слайда:

«Толкование слова - лексика

«Осина - лиственное дерево, родственное тополю».

(Из толкового словаря С. И. Ожегова)

                                  «Осина - лиственное дерево с зелено-белой гладкой корой».

         (Большой Энциклопедический словарь)»

- Как поняли значение слова? (Учащиеся объясняют.)

-Рассмотрите картинку.

На  3 слайде – изображение дерева.

- Соответствует ли она толкованию из словарей? Докажите.

-«Обратимся к истории возникновения слова. В этом нам поможет этимология».

Содержание 4 слайда:

«История возникновения слова – этимология.

 «Восточно- и западнославянское. Образовано с помощью суффикса -ина от osa -осина (чешское osika -осина, польское osika и т. д.)»

 (Краткий этимологический словарь  под ред. Н, М. Шанского)»

-Откуда  слово  пришло в русский язык? (Слово пришло из славянских языков. Имеет с ними общую часть «оса».)

-Итак, слово пришло к нам из родственных русскому языку славянских языков (чешского, польского и др.), созвучно названию дерева  в этих языках. Постарайтесь это запомнить.

-«Послушаем, как слово произносится и выполним звуко - буквенный разбор.

Эту сторону языка изучает фонетика».

На 5 слайде:

«Фонетика»

Учащиеся самостоятельно выполняют фонетический анализ слова с  последующей проверкой.

-«Безударный гласный звук  [а] ставит перед нами вопрос: «Какой буквой его обозначить: «о» или «а»? Для решения вопроса обратимся к орфографии».

 На 6 слайде:

«Орфография

                                                                                 о

?сина»

                                                                                 а

-Вспомните историю возникновения слова и сделайте предположение. (Будем писать букву «о», так как слово родственно славянскому «осика».)

-«Проверим это предположение по орфографическому словарю». (Учащихся работают с орфографическим словарём учебника, формулируют вывод: «Для обозначения безударного звука [а] выбираем букву «о».)

Демонстрация учителем карточки со словом и 7 слайда.

На 7 слайде:

«Орфография

осина»

- «Будем слово запоминать».

Отрабатываются указанные выше способы запоминания.

-Запишите, диктуя себе по слогам, выполните обозначения, закончите звуко -буквенный разбор.

-«Рассмотрим, как слово в русском языке сконструировано, т. е. найдём части слова, разберём по составу. В этом нам  поможет словообразование».

На 8 слайде:

«Словообразование»

(Учащиеся по алгоритму выполняют словообразовательный анализ.)

Во время поиска корня:

-Какой вопрос возник, когда подбирали родственные слова? (Все ли родственные слова подобрали?)

Ответить на этот вопрос поможет словообразовательный словарь. Прочитайте выдержку из него. На 9 слайде:

«Словообразование

                   осин -к -а                                      

                                                                              осин-ник    

                                                                              осин –нич-   ек                

 осин(а)                                                                 осин-овик

                                                                             осин-ов-ый

                                                                              под -осин-овик

                                                                             под - осин-ник «

- Какие слова не назвали? Как понимаете их значения? (Учитель помогает в пояснении значения слов.)

-Напомните важное заключение о правописании однокоренных слов? (Учащиеся делают вывод о единообразном написании однокоренных слов.)

-«Определим, к  какой части речи относится слово.  Для этого обратимся к морфологии».

На 10 слайде:

Морфология

 (Слово «осина» отвечает на вопрос что? и обозначает предмет, это – имя существительное.)

Далее учащиеся самостоятельно указывают все изученные на данный момент категории.

-«Определим, с какими словами в речи сочетается слово осина. Поможет в этом синтаксис».)

На 11 слайде:

Синтаксис

-Как выдумаете, со словами какой части речи «дружит» слово осина? (С именем прилагательным.)

-Составьте словосочетания. (Учащиеся называют.)

-Возможны словосочетания и с глаголами. Приведём примеры. Сидеть где? (Сидеть под осиной.)

-Найти что? (Найти подосиновик.) и др.

В русском языке есть и устойчивые сочетания со словом «осина». Прочитайте примеры.

На 12 слайде:

«Синтаксис

Дрожит как осиновый лист»

-Когда и о ком так можно сказать? (Учащиеся объясняют.)

- Составьте свои предложения.

-В литературном творчестве многие писатели и поэты обращались к образу этого дерева. Перед вами – только один пример. Прочитайте.

На 13 слайде:

Синтаксис

В   л…су      … синовом

                                                         Др…жат       … синки,

                                                         Срывает      вет…р

С     …син     косынки.

(В. Степанов)

-Кому строки понравились? Какую картинку можно к ним нарисовать?

-Какие сочетания слов считаете наиболее выразительным? Почему?

-Какой звук повторяется часто? (Звук [с,].)

-Что мы слышим, читая строчки? (Как шелестят листики осинки.)

-Подготовимся к письму по памяти.

Далее (слайд 14 – пустой) учащиеся записывают строки по памяти. В словах с непроверяемым написанием выполняют обозначения.

-Проверим.

Представляется следующий слайд со вставленными безударными гласными.

-Подведём итоги нашей работы.

На 16 слайде:

«Итоги

                                                                                о

                                                                                 ?сина         осина»

                                                                                а

-Кому работать было интересно? Что нового вы узнали?

-Для чего подробно исследовали слово? (Чтобы грамотно употреблять его в письменной и устной речи).

Использованная  литература:

Бобровская Г. В. Активизация словаря младшего школьник. Начальная школа//2003. №4. С. 47-51.

Бондаренко А. А. Русский язык со словарём. Начальная  школа//2008. №8. С. 32-35.

Даль В.    И. Толковый словарь живого великорусского языка. Ленинградское издательство, 2010.

Дубовец З. В. Словарная работа и орфографическое чтение – залог повышения грамотности и развития речи.  Начальная  школа//2004. №3. С. 61-63

Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. М.: Просвещение, 1991.

Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. 1-4 классы. М., Дрофа, 2000.

Львов М. Р. Учусь различать слова и их значения: Словарик многозначных слов, тематических групп слов, омонимов, паронимов, синонимов, антонимов. М., дрофа, 2003.

Николаева Л. П.., Иванова И. В.. Работа со словарными словами. «Экзамен», М., 2008.

Ожегов С. И. , Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: «А ТЕМП», 2004.

Пировских Н. П. Укрупнение дидактических единиц в обучении русскому языку//Начальная школа.1998. №10. С.67-69.

Ставская Г. М. Работа с фразеологизмами в системе развития речи и общего развития учащихся// Начальная школа//2000 №12. С.30-35.

Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка. М.: «ТЕМП», 1990.

Шанский Н. М., Боброва Т. Н. Этимологическй словарь русского языка. М.: ТОО «Школа», 1994.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Применение технологии УДЕ на уроках математики"

Считаю, что данная технология известна давно, но применение технологии УДЕ на уроках математики всегда актуально....

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БиС» НА УРОКАХ ПОЗНАНИЯ МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ «БиС» НА УРОКАХ ПОЗНАНИЯ МИРА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ  Качество в образовании предполагает достижение учащимися определенных требований в обучении, развитии и воспитании. Э...

Применение технологии БОС на уроках в начальной школе

Инновационные возможности технологии «БОС-здоровье» позволяют легко вводить ее в учебный план любой школы, во все классы и на различных уровнях. Для повышения работоспособности на уроке есть цел...

Опыт работы на тему «Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе»

В данном материале описывается опыт работы учителя начальных классов на тему  "Применение технологии рефлексии на уроках в начальной школе"....

Мастеркласс "Развитие регулятивных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы через применение технологии самооценки на уроках музыки.

    В условиях введения новых образовательных стандартов в начальной школе каждому педагогу крайне важно пересмотреть свои взгляды на систему оценивания результатов обучающихся. Систе...