Главные вкладки

    Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»
    статья по русскому языку по теме

    Сабреева Татьяна Ивановна

    Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .

    Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому языку; 

    процесс  повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка буду включать дидактические игры интересные, доступные, включающие разные виды деятельности детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kursovaya_-_igrovye_tekhnologii.docx58.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего профессионального образования

    «Тверской государственный университет»

    Институт непрерывного образования

    Курсовая работа по теме:

    «Применение дидактической игры на уроках

     русского языка в начальной школе»

    Выполнила учитель МБОУ «Спеховская СОШ»

    Сабреева Т.И.

    Научный руководитель: к.п.н., доцент

    М.Л. Звездина

    Тверь 2013

    Содержание

    Введение …………………………………………………………………….3

    Глава 1. Анализ проблемы использования игры в воспитании и обучении детей………………………………………………………………………….7

    1. Происхождение и развитие игры………………………………………7
    2. Дидактические игры на уроках русского языка в начальных

     классах……………………………………………………………………...10

    1. Примеры дидактических игр на уроках русского языка…………….14

    Глава 2. Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету…………………………………………………………………....20

    Заключение …………………………………………………………..……30

    Литература …………………………………………………………..…….32


    Введение

    Ребёнок приходит в школу с огромным желанием учиться. Как надолго удержать в нём это чувство радостного удивления перед школой, перед тайнами, которые его там ждут? Как приковать, его неустойчивое внимание к уроку, не заставляя? С помощью, каких средств и методов сделать обучение увлекательным.

     К сожалению, в последнее время в школу приходят всё больше детей, характеризующихся низким уровнем школьной зрелости, с первых дней испытывающих трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеющих повышенный риск школьной дезадаптации. В своей работе с детьми  учитель должен на первое место выдвигать не традиционную задачу – дать знания, а создать условия для полноценного развития каждого ребёнка, расширение его возможностей и приобретение знаний. Слаборазвитая произвольная сфера не позволяет детям полноценно осуществлять рутинную и напряжённую учебную деятельность – они быстро устают.

    Где же выход? Он лежит на поверхности. Любой человек выполняет с удовольствием ту работу, которая ему интересна. Ребёнок с интересом  играет. Значит надо использовать игру как самый важный инструмент         активизации познавательной способностей ребёнка, для его развития.

    Изучать свой родной язык люди должны с раннего детства, но особое внимание этому должно уделяться в начальной школе. Знания по русскому языку, полученные детьми в начальных классах, дадут им ключ к познанию, к образованности, к подлинному развитию ума, обеспечат формирование материалистического мировоззрения, развитие абстрактного мышления и дадут теоретическую базу для усвоения орфографических, грамматических, орфоэпических умений и навыков. Всё это будет способствовать повышению качества знаний, грамотности младших школьников.

    Однако в настоящее время преподавание русского языка в начальной школе осуществляется в весьма сложных социокультурных условиях, отражающих неоднозначность общественных, политических и идеологических преобразований, что и сказывается на качестве знаний учащихся.

    Для того, чтобы детям хотелось получать знания по русскому языку, чтобы учащимся младших классов было интересно работать на уроках, нужно выбирать различные формы и приёмы организации уроков русского языка, использовать занимательный материал, игровые ситуации, которые развивают познавательный интерес, а значит,  воспитывают интерес к русскому языку, а это способствует повышению качества знаний по предмету. Учебно-воспитательный процесс – это целостная система организации усвоения материала учебного предмета в школе. Система школьного образования, исходя из принципов целостности обучения и воспитания, обеспечивает: усвоение основного учебного материала; углубление и развитие знаний по отдельным вопросам; развитие интереса учащихся к предмету. Интерес учащихся к предмету развивается особенно активно, если используются такие формы организации обучения, как творческие задания, использование на уроках игровых методов обучения. Значительное большинство учителей правильно считают, что для ребенка младшего школьного возраста игра остается очень важной деятельностью. Именно она помогает формироваться новой ведущей деятельности – учебной, поэтому ученые, методисты, передовые учителя всегда рекомендовали внедрять игровые методы обучения.

    Всем хорошо известно, что начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Дети шести–семи лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации в школе. У ребенка происходит смена ведущей деятельности: до обучения в школе дети заняты преимущественно игрой, а с приходом в школу начинают овладевать учебной деятельностью [1, с. 55].  

    Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, вполне самостоятельной – ребенок играет тогда, когда хочет, выбирает по своему усмотрению тему, средства для игры, выбирает роль, строит сюжет и пр. Учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Он обязан делать то, что ему порой не хочется делать, так как учебная деятельность основана на навыках произвольного поведения. Переход от игровой деятельности  к учебной часто навязывается ребенку взрослыми, а не происходит естественным путем.

    Психологами установлено, что с окончанием дошкольного детства игра не умирает, а продолжает не только жить, но и своеобразно развивается. Без обоснованного использования игры в учебном процессе урок в современной школе нельзя считать полноценным.

    В настоящее время в связи с переходом на  ФОГС второго поколения  особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.  Проводятся различные конкурсы, олимпиады, чемпионаты. Это говорит о том, что принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений,  результативностью и соответствиям социальным нормам.

    Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть  применяемой педагогической технологии.

    Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому языку;

    Гипотеза: процесс  повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка буду включать дидактические игры интересные, доступные, включающие разные виды деятельности детей.

     Задачи:

    1. изучить теоретические основы дидактических игр, влияющих на повышение интереса к русскому языку;
    2. проанализировать опыт передовых педагогов, использующих в своей практике дидактические игры, влияющие на повышение интереса к русскому языку;
    3. Использование дидактических игр на практике с целью выявления повышения интереса к русскому языку;

    Для подтверждения выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования;

    • изучение и анализ литературы по проблеме;
    • педагогическое наблюдение;
    • анализ проделанной деятельности.

    Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


    Глава 1. Анализ проблемы использования игры в воспитании и обучении детей.

     1.1 Происхождение и развитие игры.

    Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными различных направлений науки на протяжении многих сотен лет. Диапазон предложенных по истокам проявления игры концепций очень широк и уже рассматривался в отечественной философской и иной научной литературе.

    Достаточно важными теоретическими вопросами являются вопросы об источниках возникновения и мотивах детской игры, ее структуре и динамике развития.

    Американский психолог Шлоссберг пессимистически утверждает, что категория игровой деятельности настолько туманна, что является непосильной для современной науки, следует отметить, что для большинства научных концепций характерна трактовка игры как преимущественной детской, дошкольной особой «зоны» детской жизни. Хотя игры, бесспорно, есть значимая деятельность и для подростков и для юношества, и для взрослых, и вообще сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Богатство игрового элемента в культуре любого народа может служить одним из критериев ее гуманистического развития. Исследователь игр школьников О.С. Газман пишет: «Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни. Поэтому игра имеет генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступает как специфическая форма познания, труда, общения искусства, спорта и т.д.». без игры, считают  просветители прошлого, жить детям неинтересно, скучно. Серость жизни, подчеркивал Шацкий С.Т., вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания.

    К.Д. Ушинский (1824-1871) считается родоначальником теории игры в отечественной науке. Он противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания. Ушинский, ценя двигательную активность ребенка в игре,  на первое место выдвигает потребности души: «Мы не должны видеть в телесных движениях дитяти одно удовлетворение телесным стремлениям: в этих движениях принимает участие душа и извлекает из них такую же пользу для своего развития» великий русский ученый-педагог видит прямую зависимость подвижности ребенка от  умственной практической деятельности его души: «Шалость и игра – это весь мир практической деятельности для ребенка». Выступая против чисто гедонической (наслаждение) теории игры, Ушинский свидетельствует, что дети в игре ищут не только наслаждение, но и самоутверждение в интересных занятиях. Игра, по Ушинскому, своеобразный род деятельности, притом свободной и обязательно сознательной деятельности, под которой он понимал стремление жить, чувствовать, действовать. «Не надо забывать, - пишет К.Д. Ушинский, что игра, в которой самостоятельно работает детская душа, есть тоже деятельность ребенка». Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление. Лишение ребенка игры как сознательной деятельности есть самое страшное наказание для него.

    В теориях Ж. Пиаже, К. Левина (1890-1947) – германо-американского психолога, в работах отечественных психологов В. Выготского, Д. Эльконина моделирующая и ориентирующая функции игры объясняются способностями ребенка оперировать игровыми символами. Данные символы заменяют безусловные раздражители и служат для детей элементами культуры. Д. Эльконин полагал, что, организуя с помощью символов деятельность, игра учит ориентироваться в явлениях культуры, духовности в целом, использовать их соответствующим образом. Этой точки зрения придерживался историк культуры Ф. Ратцель, который отмечал, что «игры народов представляют ценное свидетельство их образа жизни и воззрений на жизнь». Именно они по Ратцелю, питают игру, стимулируют ее появление. На этой же позиции стоял Шацкий, который полагал, что появление игры зависит «от богатства внутренней жизни, развивающейся в душе ребенка». Многие ученые, в том числе Пиаже, Левин, Выготский, Эльконин, Ушинский, Макаренко, Сухомлинский полагали, что игра возникает в свете духовности и служит источником духовного развития ребенка.

    С. Л. Рубинштейн (1889-1960), советский психолог и философ, первым сделал попытку создать отечественную теорию игры. Рубинштейн понимает игру как вечную потребность ребенка, рождающуюся  из контактов с внешним миром, как реакцию на них. Согласно Рубинштейну, сущность игры заключается в том, что она есть порождение практики, через которую преобразуется деятельность, изменяется мир: «В игре формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир». Уже поэтому она есть осмысленная деятельность. Согласно Рубинштейну, мотивы игры кроются не в утилитарном эффекте, а в многообразных переживаниях, значимых для ребенка, вызванных окружающей действительностью. Ученый доказывает, что ребенок не стремится к вещному результату, а реализует разнообразные мотивы человеческой деятельности: «…в игровой деятельности действия являются скорее выразительными семантическими актами, чем оперативными приемами».

    Выводы Ушинского и Рубинштейна о том, что игра есть осмысленная деятельность, развил в трудах А.Н. Леонтьев. Леонтьев считает игру ведущими типом деятельности дошкольника. «Специфическое отличие игры преддошкольника, - пишет Леонтьев, от игры животных характеризуется тем, что это не инстинктивная, но именно предметная деятельность, которая составляет основу сознания ребенком мира человеческих предметов, определяет собой содержание игры ребенка». Он считает, что игру можно объяснить, лишь исходя из его потребности в деятельности: «Игровое действие рождается из потребности действовать по отношению к широкому миру». По Леонтьеву, в дошкольный период жизни ребенка развитие игры является вторичным, отраженным процессом. Он, как и Рубинштейн, рассматривал игру как вид предметной деятельности и давал ей характеристику, исходя из особенностей труда с точки зрения цели, мотивов и способов действия. Леонтьеву принадлежит гениальная мысль: «игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в результате, а в содержании самого действия». Таким образом, заключает он, овладение ребенком более широким, непосредственно недоступным ему кругом действий может совершаться только в игре.

    Рубинштейн, Леонтьев и их последователи объяснили игру как доступный для ребенка путь понимания и освоения мира. Своеобразие игровой деятельности, таким образом, появляется в единстве с практической деятельностью и потому носит активный, действенный характер.

    1.2 Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах

    Вопрос активизации деятельности учащихся в процессе изучения русского языка представляет сложную проблему, которая должна волновать и учёных-исследователей, и методистов, и учителей-практиков. Опыт показывает, что уроки русского языка для младших школьников относятся к числу нелюбимых школьных предметов. Деятельность учащихся на этих уроках часто носит однообразный воспроизводящий характер, значительная часть времени затрачивается на выполнение тренировочных упражнений. Некоторые дети считают его скучным предметом. Нежелание заниматься русским языком порождает неграмотность. Но пробудить у детей интерес и стремление к изучению русского языка все-таки можно, если систематически накапливать и вдумчиво отбирать увлекательный дидактический материал, способный привлечь внимание каждого ученика.

    У детей младшего школьного возраста слабо развито абстрактное мышление. Их психика требует чего-то неожиданного, интересного. Осознание понятий рождается у них на основе конкретного материала. Если на уроке ребёнок не увидит ничего яркого и интересного, то интерес к предмету падает. А если это происходит от урока к уроку, то русский язык превращается в скучный, неинтересный предмет.

    Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках и во внеклассное время дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность один и тот же материал повторить разнообразными способами.

    Поддержать интерес ребёнка к учебе помогут яркие наглядные пособия, включение в процесс обучения игры. Учить, играя, - оспаривать эту заповедь не станет никто. Игра побуждает учащихся к игровым действиям, даёт возможность каждому ребёнку лучше представить разыгрываемую ситуацию. В игре дети учатся концентрировать свое внимание на игровых правилах и следить за их выполнением. Игра позволяет ребёнку заново пережить яркие впечатления и события. Играя, дети накапливают знания об окружающем мире, учатся самостоятельно принимать решения, проявляют оригинальность мысли. Таким образом, в процессе игры у детей повышается познавательный интерес и стремление получения знаний изучаемого предмета [21, с. 36].

    В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

    - в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

    - как элементы (иногда весьма существенные) какой-либо педагогической технологии;

    - в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

    - как технологии внеклассной работы [1, с. 30].

    Чтобы умело использовать дидактические игры на уроках и внеклассных занятиях, надо иметь ясное научное понимание роли дидактической игры в обучении и психологического механизма её воздействия на познавательную активность учащихся. Основная посылка, из которой целесообразно при этом исходить, была сформулирована еще К.Д. Ушинским: «Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным - вот задача обучения». Речь идёт не просто о занимательности, а об органическом сочетании её с серьёзным, напряжённым трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а способствовала бы интенсификации умственной работы, делая её более привлекательной, интересной» [36, с. 10].

    В самом термине «дидактическая игра» подчёркивается педагогическая направленность, отражается многообразие её применения. Дидактическую игру не надо путать с забавой, не следует считать её деятельностью, доставляющей удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

    Значительного эффекта учитель может достичь в случаях, когда учебная задача так сочетается с игровой, что ученик воспринимает ее именно как задачу, т.е. подходит к решению сознательно, но при этом все - таки играет.

    Основными аспектами развития личности ребёнка в процессе использования дидактической игры можно назвать следующие:

     В игре развивается мотивационно - потребностная сфера: возникает иерархия мотивов, где социальные мотивы приобретают более важное значение для ребёнка, чем личные (соподчинение мотивов).

     Преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм: ребёнок, принимая роль какого- либо персонажа, героя и т.п., учитывает особенности его поведения, его позицию. Это помогает в ориентировке во взаимоотношениях между людьми, способствует развитию самосознания и самооценки.

     Развивается произвольность поведения: разыгрывая роль, ребёнок стремится приблизить её к эталону. Воспроизводя типичные ситуации взаимоотношения людей в социальном мире, ребёнок подчиняет свои собственные желания, импульсы и действует в соответствии с социальными образцами. Это помогает ребёнку постигать и учитывать нормы и правила поведения.

     Развиваются умственные действия: формируется план представлений, развиваются способности и творческие возможности ребёнка.

    Игра нас интересует как принцип поведения, а не как способ развлечься.

    В игре, как и в межличностном общении, интересы направлены не на заданную цель, а на сам процесс. Игра - культурная норма, которая позволяет быть свободным, раскованным, иметь власть над реальностью, распоряжаться собой, преодолевать ролевую зависимость, стремление превзойти себя [45, с. 180].

    Возможны два подхода к классификации игр, предлагаемых для использования на уроках русского языка.

    Первый подход состоит в классификации игр в зависимости от того, для решения каких задач во время урока может быть использована игра. Подобное разделение является достаточно формальным, потому, что одна игра позволяет решать сразу несколько взаимосвязанных задач:

     Введение темы урока. Использование игрового момента позволяет подвести учащихся к теме урока с использованием элемента заинтересованности за счёт того, что они сами формулируют тему урока на основе игрового задания.

     Изучение нового материала. Игра позволяет на базе ранее изученного материала построить изучение нового материала.

     Закрепление изученного материала. Применение игрового элемента позволяет охватить более большой объём пройденного материала, задействовать всех учащихся, экономить время выполнение задания, создавать и использовать межпредметные связи.

     Игровые моменты позволяют осуществить плавный переход между этапами урока

     Подведение итогов урока. Игра позволяет более кратко и содержательно подвести итоги урока.

    Второй подход позволяет классифицировать игры в зависимости от их сути и содержания.

     Игра «Составь слово».

     Игра «Найди лишнее».

     Игра «Разделение на группы».

     Игра «Волшебный мешочек».

     Игра «Исправь ошибку».

    1.3 Примеры дидактических игр на уроках русского языка.

    Игра «Составь слово»

    Эта игра позволяет повторить ранее изученный материал и совершить плавный переход к новой теме или к новому изучаемому материалу, а также может служить связкой между этапами урока или различными заданиями на одном этапе.

    Возможны несколько вариантов этой игры:

     Составление слова из нескольких слов.

    Составление односложных или двусложных слов из одного длинного слова.

     Составление слова из написанных букв.

     Среди узора найти буквы и составить слово.

     Цветочек

    Составление слова из нескольких слов.

    Учащимся предлагается несколько слов. Количество слов зависит, от того, сколько букв в задуманном учителем слове. Слова могут задаваться разными способами:

    записаны на доске;

    являться ответом на загадку;

    определяться по значению слова;

    определяться по картинке.

    К примеру, заданы слова:

    Кормушка

    Берег

    Фильтровать

    С данными словами может быть проведена предварительная работа, например по отработке правила «Безударная гласная в корне слова».Потом учитель задает принцип отбора букв. Это может быть отбор по порядковому номеру буквы в слове, отбор по характеристике определенного звука в слове и определении соответствующему ему буквы или какой - либо другой способ отбора букв. В данном примере отбор букв идёт по порядковому номеру буквы в слове (6 - 4 - 1).Дети должны на основе заданного критерия отбора выявить буквы, входящие в состав слова и определить это слово. В примере это слово - ШЕФ. Продолжается работа с полученным словом:

     Объяснение значения слова.

     Подбор синонимов.

     Составление устных предложений.

     Фонетический разбор слова.

    На основе фонетического разбора начинается объяснение нового материала (в примере - «Парные согласные в корне слова»).

    Составление односложных или двусложных слов из одного длинного слова.

    Эта игра может быть использована для закрепления темы или быть связкой между этапами урока.

    Учитель предлагает одно слово. Например, Мороженое. Слово может быть заданно также различными способами и с ним может быть проведена работа по лексике, орфографии или орфоэпии.

    В приведенном примере можно повторить лексическое значение слова, подобрать однокоренные слова, разделить слово на слоги, поставить ударение.

    Учащиеся должны из букв составляющих это слово составить более короткие слова (ром, морж, нож, море, реже, можно). На выполнение задания может быть отведено определенное время или определено количество полученных слов.

    С полученными словами также можно повторить части речи, деление слов на слоги, перенос слов и другие темы.

    Составление слова из написанных букв.

    Это задание может быть использовано для введения новой темы и отработки каллиграфического написания букв. Учителем предлагаются несколько букв.

    Буква может быть задана различными способами:

    - Стихотворение про букву;

    - Записаны под диктовку;

    - Заданы в виде несложного кода.

    Ученики должны составить слово из полученных букв. Полученное слово может являться темой урока или быть его частью.

     Среди узора найти буквы и составить слово.

    Учитель пишет на доске узор, состоящий из элементов букв, в котором спрятаны разрозненные буквы необходимого слова.

    Учащиеся должны обнаружить среди элементов отдельные буквы и составить из них слово: Цветочек.

    Эта игра может быть использована для повторения ранее изученного материала, для перехода к новой теме или к новому материалу. Учитель пишет на доске или раздает заранее созданные листочки в виде лепестков ромашки. На каждом лепестке написаны слоги или отдельные буквы. Дети должны составить слова из имеющихся букв или слогов.

    Игра «Найди лишнее»

    Эта игра позволяет формировать мыслительные операции по анализу, синтезу и обобщению

    Учитель предлагает учащимся группу слов, объединенных по какому - либо свойству. В группе имеется слово, которое не принадлежит по какому - либо характеристическому свойству данной группе. Дети должны проанализировать каждое слово по значению, грамматике и орфографии, определить объединяющее группу свойство и выяснить, какое слово не обладает этим свойством.

    Например, предлагается группа слов:

    Морковь, картофель, огурец, помидор, яблоко.

    Характеристическое свойство данной группы - принадлежность к группе растений «Овощи». Лишнее слово яблоко.

    В дальнейшем с полученным словом проводится работа в соответствии с планом урока.

    В зависимости от подготовки учащихся задание можно усложнять, увеличивая количество слов или характеризующих свойств.

    Игра «Разделение на группы»

    Эта игра позволяет формировать у учащихся умение классифицировать объекты и понятия по определенным свойствам.

    Учитель предлагает учащимся набор слов. Учащиеся должны разделить эти слова на группы, по каким либо свойствам.

    В зависимости от поставленной задачи выбирается степень сложности задания.

     Учитель сам задает свойства, по которым будет проводиться классификация, например, проверяемые безударные гласные в корне слова - проверяемые согласные в корне слова.

     Учащиеся самостоятельно определяют свойства, количество групп и проводят классификацию.

    Эта игра может быть использована при закреплении ранее изученного материала, обобщении изученного.

    Например, после изучения тем «Проверяемые безударные гласные в корне слова», «Проверяемые парные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова» необходимо провести обобщение по теме «Орфограммы корня». В этой ситуации игра позволяет сделать это обобщение в более доступной и понятной форме.

    Даны слова: низко, смотреть, звездный, праздник, рукавчик, кормушка, домовой, местный, зубчик.

    Эти слова разделяются на следующие группы:

    По принципу «Проверяемые безударные гласные в корне слова»: смотреть, кормушка, домовой.

     По принципу «Проверяемые парные согласные в корне слова»: низко, рукавчик, зубчик.

     По принципу «Непроизносимые согласные в корне слова»: звездный, праздник, местный.

    После разделения на группы учащиеся должны аргументировать свой выбор, что позволяет развивать умение рассуждать, доказать правильность своих действий.

    Игра «Волшебный мешочек»

    Эта игра позволяет развивать тактильные ощущения, формулировать их словами. Игра может быть использована, например, при изучении темы «Прилагательные как часть речи» в качестве введения в тему.

    Учитель предлагает учащимся мешок, в котором находится один или несколько предметов. Учащиеся должны опустить в мешок руку и, не доставая предметов из мешка, определить, что там находится и дать как можно больше описаний своих тактильных ощущений, например, круглый, гладкий, мягкий, маленький, резиновый.

    На основе этих слов можно дать определение прилагательного и его значения в речи и перейти к изучению прилагательных.

    Аналогично проводится работа по теме «Существительное как часть речи».

    Игра «Исправь ошибку»

    Эта игра позволяет отрабатывать орфографическую зоркость, находить ошибки в текстах, повторять правила, уметь применять их на практике, способствовать выработке навыка орфографического письма.

    Учитель предлагает текст или набор слов, с ошибками в некоторых словах. Задания могут подразделяться по уровню сложности:

     С указанием количества ошибок.

     Без указания количества ошибок.

     С ограничением по времени или ввести элементы соревнования между учениками.

    Учитель или сам предлагает слова или выбирает их из детских работ, что позволяет отработать наиболее частые ошибки, допускаемых учащимися.

    Учащиеся должны обнаружить ошибки и оформить результаты работы в указанном виде (исправить прямо в тексте, выписать слова с ошибками       и т.д.).

    Введение в учебную деятельность элементов игры или развивающих игр позволяет ребёнку легче адаптироваться к учебной деятельности, развивать потребность в знаниях, способность анализировать, классифицировать, обобщать объекты, понятия и явления, развивать непроизвольное внимание, повышать мотивацию учебно-познавательной деятельности, развивать самоконтроль и самооценку.

    Глава 2. Анализ педагогической деятельности по проведению дидактических игр на уроках русского языка с целью повышения интереса к предмету

    Характеристика класса

    В 1  классе 14 человек: 8 девочек и 6 мальчиков. Из них 2 учащихся 2007 года рождения,  остальные 12 человек – 2006 года рождения. Многие дети посещали детский сад, умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения, способны управлять своим поведением. В классе нет инертных и замкнутых детей, трудно контактирующих с коллективом. Дети подвижны. Поэтому свою работу  на этапе адаптации первоклассников вижу в их сплочении, привитии интереса к учёбе, желания идти в школу, кроме этого необходимо познакомить  и приучить ребят к правилам поведения в школе.  

             В классе идет работа по формированию детского коллектива. Дети доброжелательны, способны дружить, сопереживать друг другу, агрессивно настроенных детей нет.

    Большая часть детей, подготовлены к школе. Многие хорошо читают, отвечают на поставленные вопросы, на уроках активны.

    По результатам первых наблюдений многие дети имеют высокий уровень готовности к школе: Макарова Арина, Гончаренко Ольга, Явин Кирилл, Осипова Ксения Завьялова Саша, Рысёв Артём  . Эти дети с первых дней заняли активную позицию в классе, внимательны, аккуратны, старательны.

    Однако есть дети, с первых дней требующие к себе   внимания.  Неусидчивы  на уроках  Нилов Никита, Рыжов Глеб ,Ноздрина Милана, Лопунов Павел.   Они требуют постоянного внимания со стороны учителя.

           В классе есть ученики, которые пока присматриваются, осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как  правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебным заданием, осознанно воспринимают новый материал. Эту группу составляют следующие ученики: Иванкина Юлия, Лупкин Лев, Ширяева Лиза, Манишина Саша.

    Что касается такого предмета как русский язык (обучение грамоте), хотя материал курса сложен, но ребята стремятся понять тот материал, который им предложен учебной программой, многие проявляют интерес к этому предмету, активно работают на уроке. Но проблема повышения интереса к русскому языку в классе есть. Сложные темы не всегда интересны ребятам, наблюдая за классом можно заметить, что если одни ребята (небольшое количество) проявляют интерес, то другие могут не слушать учителя и заниматься посторонними делами.

    Наблюдая за классом можно также заметить, что больший интерес к уроку учащиеся проявляют тогда, когда используются дидактические игры, учащиеся с удовольствием включаются в игру, причем не только те ребята, которые обычно работают на уроке, но и те, которые обычно мало активны.           

    Начиная работу по этой теме, я поставила задачу подобрать  дидактические игры, в которых последовательно будут закрепляться все те знания, которые получают дети. Эти игры требуют особого внимания со стороны учителя, ведь в них, с одной стороны, должно быть правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны, необходимо придать этому содержанию интересный, эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая. Они должны заинтересовать ребёнка в изучении фонетики, показать привлекательность науки. Эти игры хороши тем, что позволяют учитывать индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помогать в игре слабому ученику (создавать ситуацию успеха).

    Для того чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта. Опробованные мною игры имеют для эффективного обучения грамоте не меньшее, а большее значение, чем чисто учебные задания. Ведь один из важнейших компонентов учебной деятельности — учебно-познавательная мотивация у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.

    Игра «Найди друзей для звука»

    Эту игру я проводила в конце урока после того, как был проведён звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, я ставлю магнитный значок в первую клеточку схемы звукового состава слова «мама» и спрашиваю детей, какому звуку они должны найти друзей. На первых этапах знакомства с игрой, мы с учениками ещё раз читали вслух слово «мама», интонационно выделяя этот звук. Затем необходимость в этом действии отпадает.

    Поскольку активность учеников в этой игре чрезвычайно велика, учителю лучше двигаться постепенно от парты к парте, выслушивая ответы каждого ребёнка. Здесь же вводится одно из правил игры: нельзя повторять уже произнесённое слово. Ребята не сразу научаются произносить слово с интонационным выделением нужного звука (а это одна из основных учебных задач этой игры). Я не делаю им замечаний. Это игра. Поэтому, если ребёнок говорит просто слово «молоко», повторяю за ним: «Правильно, мммолоко, есть звук (м)». Если отвечает ученик, который уже может сам выделить интонацией нужный звук, я прошу повторить его слово ещё раз, чтобы все дети услышали в слове  звук (м). и ребёнок повторяет: «комм».

    В момент, когда я замечаю, что словарный запас детей постепенно истощается, игру можно закончить. Обязательно подводим итоги и называем победителей. Ими становятся те ребята, которые нашли наибольшее количество друзей для названного звука. Как вариант усложнения этой игры, можно предложить следующее задание: «А теперь будем искать друзей для мягкой пары звука (м)».

    Игра «Найди друзей для звука» проводилась мною практически на каждом уроке обучения грамоте. В дальнейшем уже ребёнок может задать необходимый звук для игры. Проведение этой игры очень важно для расширения словарного запаса детей, активизации их словаря. Вначале ребята называют только предметы. Постепенно, когда с задачей интонационного выделения звука в слове начнёт самостоятельно справляться подавляющее большинство учащихся, можно ввести дополнительные условия игры: называть можно только те слова со звуком [м], которые обозначают предметы мебели, или животных. Постепенно можно вводить в игру и другие части речи — прилагательные, наречия, глаголы.

    Игра «Назови пару»

    Эту игру я вводила для отработки следующей учебной операции — различения твёрдых и мягких согласных звуков. Её хорошо проводить с мягким мячом. Учитель бросает мяч ребёнку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребёнок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твёрдым согласным звуком (условия игры оговариваются заранее). Назвать слово с таким же звуком ученику легче.

    Например: учитель — «рог», ученик — «рама».

                   учитель — «рог», ученик — «машина».

                       учитель — «миг», ученик — «мешок».

                       учитель — «миг», ученик — «сирень».

    Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твёрдого согласного звука, ребёнок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.

    Игра «Хоккей»

    Во время подготовки к игре дети в заданном учителе слове путём протягивания звука находят первый звук. Например, нашли первый звук в слове «мал». Несколько человек по очереди называют (произносят) этот звук.

    Учитель говорит:

    -Сейчас мы приступим к игре. Поставьте на парты согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Проверим, кто из вас лучший вратарь. Я буду называть слова. Все они начинаются со звука [м]. Эти слова вы должны пропустить через ворота. Но я, конечно , постараюсь забросить «шайбу». Шайба у нас – это слово, которое начинается с другого звука, не [м]. Как только я попытаюсь забросить «шайбу», захлопывайте ворота.

    Игра «Живые звуки» 1

    Это, пожалуй, самая любимая игра моего класса в период обучения грамоте. Эта игра проводится после того, как дети провели звуковой анализ какого-либо слова. Например, на уроке анализировалось слово «песок». На доске после проведения звукового анализа выложена модель этого слова: зелёный квадрат, красный квадрат, синий квадрат, красный квадрат, синий квадрат.

    Детей на игру «Живые звуки» можно пригласить разными способами:

    Вариант 1 — играют те дети, которые разгадали загадки учителя о звуках слова — какой первый звук в слове? Третий? Второй? Пятый?

    Вариант 2 — учитель приглашает детей к доске и говорит им, каким звуком кто из них будет; звуки можно назвать подряд, так, как они следуют в слове, или вразбивку.

    Итак, у доски ученики выстроились в соответствии с порядком звуков в слове. Учитель вызывает кого-нибудь из детей «прочесть» это слово, ведя указкой по фишкам, которые дети держат в руках (картонные прямоугольники синего, зелёного и красного цвета). Затем начинает подзывать к себе «звуки»: «Подойдёт ко мне первый гласный звук в слове, второй гласный звук, второй твёрдый согласный звук, первый мягкий согласный звук, первый твёрдый согласный звук».

    Дети должны быстро подойти и вновь выстроиться в слово. После «прочтения» слова с указкой, каждый ученик рассказывает о своём звуке и садится на место».

    Игра «Живые звуки»2

    -Называются имена, начинающиеся со звуков, которые обозначают изученные буквы.

    К доске выходят дети, чьи имена назвали : 1) встают в том порядке, в каком назвали имена: Инна, Эмма, Алина, Оксана; 2) порядок устанавливается в зависимости от « ртараскрываемости» при произношении первых звуков имён: Альбина, Андрей, Ольга, Ульяна, Игорь, Инга, Эвелина.

    С целью различения твердых и мягких  согласных звуков можно использовать интересную игру «Соберем букет».

    Соберите в букет цветы, в которых есть хотя бы один мягкий звук. ( Цикорий, гладиолус, гвоздика, роза, ромашка, сирень, ландыш, астра,  нарцисс, настурция, шиповник, колокольчик, лютик)

    Несколько шуточных вопросов потребуют знания алфавита. У учащихся вырабатывается умение различать звук и букву.

    - Из названий каких двух  букв можно приготовить пищу? ( «К»  и «Ш»)

    - Названия каких  двух  букв составляют целую эпоху? ( «Р» и «А»)

    - В каких словах по СТО согласных? ( СТОл, СТОн, СТОй, СТОп)

    - Какое слово состоит из семи одинаковых букв? (семья)

    - Есть в реке и в озере, а в воде нет; есть в огурце и арбузе, а в дыне нет. Что это?( «Р»)

    - Во время грозы мы наблюдаем молнию и гром. А что вы слышите между ними? («И»)

    Отгадайте, кто какие звуки не выговаривает.

    Мимо сада не спеша

    Шли четыре малыша.

    -Поигаем, что-ли в пятки?

    -Луссе в мясик на плоссятке?

    - Вот пвидумав! Под  говою

    Вучше в вунки поигвать!

    «В пятки?»

    «В вунки?»

    Что такое?

    Ничего не разобрать?

     (Ответ: первый малыш не выговаривает «Р», второй – шипящие звуки, а для третьего трудны «Р» и «Л».)

    Подобные игры на протяжении всего периода обучения грамоте позволяют мне удерживать интерес к фонетическому анализу слова, вниманию к каждому звуку в слове, отработать выполнение этого вида работы каждым учеником (сильным и слабым).

    Я не буду дальше подробно описывать и другие игры, проводимые мною на уроках обучения грамоте. Перечислю лишь их названия: «Найди свой домик», «Придумай хозяина домику», «Снежный ком» и другие.

         Очень важной частью по развитию мелкой моторики у детей является «пальчиковые игры». Игры эти очень эмоциональные. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. «Пальчиковые игры» - это  инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обоих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Очень важны эти игры для развития творческих способностей у детей. Если ребенок усвоит какую-нибудь одну «пальчиковую игру», он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку для других стишков и песенок.

    1. Руки кверху поднимаем, руки вверх

     А потом их опускаем, руки вниз

    А потом их разведем руки в стороны

    И к себе скорей прижмем.( руки вниз, прижать к бедрам)

     А потом быстрей, быстрей

    Хлопай, хлопай веселей!( хлопки в ладоши)

    1. Мы писали, мы писали, (кисти рук сжимаем в кулак)

     А теперь все дружно встали встать, (выпрямиться, голову держать прямо)

     Ножками потопаем,(топаем)

     Ручками похлопаем, (хлопки в ладоши)

     Затем пальчики сожмем, (кисти рук сжать, выпрямить)

     Сядем и писать начнем. (Тихо сесть)

    3.Мы писали, мы писали

    Наши пальчики устали.( кисти рук сжать, выпрямить)

    Вы скачите, пальчики,

     Как солнечные зайчики. (постукивание подушечками пальцев по парте)

     Прыг – скок, прыг – скок

    Прискакали на лужок.( движение то же, но в данном ритме)

     Прыг – скок, прыг

    Прискакали на лужок. ( движение то же, но в данном ритме)

    Ветер травушку качает (поднимаем руки вверх и качаем в стороны),

    Влево, вправо наклоняем (наклоны)

     Вы не бойтесь ветра, зайки

     Веселитесь на лужайке. (Прыжки )

    Анализируя работу в первом классе, я отметила, что игровая деятельность на уроках обучения грамоте позволила отработать много сложных фонетических понятий. В процессе игры было видно, как дети с интересом включаются в работу, начинают думать, перебирать варианты. Общение в классе строится не только на уровне учитель — ученик, но и ученик — ученик. С игр ребята моего класса начали учиться сравнивать анализировать, делать логические выводы. У ребят повысился интерес к познавательной деятельности.  По наблюдениям за классом можно  сказать, что ребята стали более активны на уроках, им нравится принимать участие в решении учебных задач, с помощью игр ученики учатся работать в парах и группах постоянного и сменного состава. Видно, что работа на уроках обучения грамоте доставляет детям удовольствие.


    Заключение

    Анализируя результаты теоретических исследований литературы, передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов, психологов по проблеме повышения интереса к русскому языку, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении младших школьников во все времена, начиная с древности. Педагогов всех времен волновала проблема развития психических и познавательных процессов у школьников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение отдавали именно дидактической игре. Игра не потеряла своей значимости и в современном обучении детей, она постоянно изменяется, обновляется и совершенствуется. Применение игры в обучении благотворно влияет на качество усвоения учебного материала, за счет повышения интереса к предмету. А интерес, в свою очередь, прекрасно стимулирует деятельность школьников и является одним из главных мотивов учения.

    Проблема повышения интереса к русскому языку существует. Дело в том, что данный предмет не является популярным среди современных младших школьников, особого интереса  ребята к нему не проявляют, среди любимых предметов практически нет русского языка. Материал по этому предмету сложен для понимания младшими школьниками, а поэтому и не вызывает у них должного интереса.

    Игра позволяет создать рабочую, развивающую атмосферу как личностные качества школьника, например: взаимопомощь, взаимовыручка, поддержка, чувство товарищества, – так и психические процессы, такие как: память, мышление, внимание, речь, воображение и т.д. Большую помощь игра оказывает в сплочении коллектива младших школьников, через работу в группах и взаимную поддержку. На уроке, школьники играют с большим удовольствием и радостью, они не чувствуют усталости, не замечают как проходит время, они увлечены. Если игра проводится в начале урока, дети на протяжении всего оставшегося времени прекрасно работают, слабые ученики проявляют достаточную активность, в середине, конце урока игра позволяет сосредоточить внимание, поддержать интерес к уроку.

    Гипотеза о том, что «процесс повышения интереса к русскому языку будет эффективнее, если в серию уроков русского языка будут включены дидактические игры интересные, доступные, включающие разные виды деятельности детей», поставленная в данной работе, не была опровергнута. Если использовать игры на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено для дальнейшего обучения, будут проявлять больший интерес к данному предмету, будут иметь более глубокие знания в этой области.

    Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод о том, что игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.

    Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.

    Литература.

    • Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. Санкт-Петербург: издательский дом «Литература», 2005 год.
    • Бабанский Ю.К., Сластенин В.А., Сорокин И.А. и др. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических институтов/ Просвещение, Москва , 1988г.
    • Богач З.И. Как сказка помогает грамотно писать. Журнал. Начальная школа. № 9, 1998г.
    • Дубова Т.А. Дидактическая игра «Иду в гости» на уроках русского языка Журнал. Начальная школа. № 11 2001г.
    • Капустина Н.Г. Познавательный интерес младших школьников. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 2, 2005 год.
    • Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие «Академия развития», Ярославль, 1997г.
    • Козлова О.А. Роль современных дидактических игр в развитии познавательных интересов и способностей младших школьников. Журнал «Начальная школа», № 11, 2004 год.
    • Козятинская С.Е. Нетрадиционные формы проведения уроков русского языка в начальной школе. Журнал. Начальная школа.  № 1, 1999г.
    • Лоншакова А.А. Нестандартные приемы закрепления изученного на уроках русого языка. Журнал. Начальная школа. № 4, 2002г.
    • Наймушина Л.И. Кроссворды на уроках русского языка. Журнал.  Начальная школа. №5, 1997г.
    • Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений, Просвещение Гуманитарное издательский центр ВЛАДОС, 1996г.
    • Пономарева Л.Г. Развивающие упражнения по русскому языку в I классе. Журнал. Начальная школа. № 5, 1997г.
    •  Сабаткоев Р.Б.«Теория и практика обучения русскому языку», Москва, Академия, 1997г.
    • Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.И. и др. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учебных заведений, издательский центр «Академия», Москва, 1999г.
    • Степанова О.А. Научно-методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками. Журнал «Начальная школа полюс до и после» № 8, 2003 год.
    • Шмаков С.А. «Игры для учащихся – феномен культуры» Москва, Новая школа 1994г
    • Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965.
    • Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры // Советская педагогика. 1944. № 8-9
    • Эльконин Д.Б. Психология игры. С. 141.
    • Ратцель Ф. Народоведение. Т. 1 – СПб. С. 74.
    • Шацкий С.Т. Пед. соч.: В 4 т. Т. 1 – М., 1962. С. 450.
    • Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е изд. – М.: Учпедгиз.   1946. С. 589.
    • Ушинский К.Д. Избр. соч. Т. 1 – М., 1953. С. 569.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе

    Дидактический матерал к урокам русского языка....

    Дидактические игры для уроков русского языка в начальной школе

    Дидактические игры помогают формированию орфографической зоркости, расширению словарного запаса....

    Развитие познавательного интереса учащихся через использование дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе

    Данная работа посвящена исследованию влияния дидактической игры на повышение интереса к такому учебному предмету как русский язык....

    Дидактический материал к урокам русского языка в начальной школе. ФГОС 1 класс

    Карточки с заданиями по русскому языку составлены в дополнении к учебнику Русский язык 1 класс. Данные карточки хорошо использовать в послебукварный период....

    Курсовая работа на тему"Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе"

    Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка. Первые шаги на пути познания родного языка всегда самые сложные. От того, как будут сформ...

    Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе.

    Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе....

    Дидактические игры на уроках русского языка в начальной школе

    Дидактическая задача – один из основных элементов игры на уроках русского языка. Она определяется целью обучающего и воспитывающего воздействия. Наличие дидактической задачи или нескольких задач...