Дидактические игры на уроках русского языка в начальных классах
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Мокрова Светлана Михайловна

В сообщении идёт краткое описание необходимости применения дидактических игр на уроках русского языка в начальных классах и приведены примеры таких игровых заданий к разным темам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_urokah_russkogo_yazyka.docx71.74 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №17 Г. о. Коломна

Дидактические игры на уроках

русского языка в начальных классах

Учитель начальных классов :  Мокрова С.М.

      Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения. Практическая направленность обучению языку обуславливает его специфику. Все знания учащихся, получаемые ими в основном при выполнении упражнений, являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.    Задачи обучения русскому языку детей:

  • повысить уровень общего и речевого развития учащихся;
  • научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
  • выработать элементарные навыки грамотного письма.

Одним из эффективных средств обучения русскому языку является использование на уроках дидактических игр.

    Проблема применения игровых методов обучения на уроках русского языка является узловой темой, разработка которой должна способствовать эффективной подготовке учителя к работе с детьми с нарушением интеллекта. Выбор игры в качестве первоочередного объекта творческого анализа и практического освоения продиктован тем обстоятельством, что именно она может выполнить исключительную роль усиления познавательного интереса, облегчения сложного процесса учения по русскому языку для детей с нарушением интеллекта, ускорения развития ребёнка.  

   Дидактическая игра на уроках русского языка в начальных классах может быть использована на различных этапах урока и уроках различного характера.

    Дидактические игры следует рассматривать как особый метод обучения русскому языку, который определяет специфику взаимоотношений учителя и учащихся: задания выполняются в форме игры, активного соревнования между детьми, а учителю отводится роль руководителя и судьи играющих. Перед учащимися стоит задача показать в выполнения игрового задания свои знания, умения и навыки. Дидактические игры позволяют вовлечь в работу большое количество учащихся, вызвать активность детей и наглядно показать результат соревнования.  Как показывает практика, игровые задания дети выполняют с большим интересом при максимальной активности и позволяют сделать работу более эффективной по усвоению материала по русскому языку.

    Дидактические игры могут применяться на уроках различного характера, но лучше их использовать на уроках закрепления изученного материала, а также на уроках обобщающего повторения и работы над ошибками. Лучше всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный мобилизовать умственные способности детей. А также дидактические игры возможно использовать в начале урока (организационный момент), при проверке домашнего задания, орфографической пятиминутки, как своеобразную форму словарной работы.

    В методике проведения дидактических игр выделяются следующие компоненты:

цель игры;

объем знаний, необходимых для проведения игры, умения и

 навыки, которые будут формироваться в процессе ее проведения;

количество играющих;

наличие подготовительной работы или ее отсутствие;

правила ведения игры;

возможные варианты игры;

оценивание проведенной игры (наличие интереса к игре, моменты ослабления внимания детей, фиксация реакций отдельных

 учеников и класса в целом).

Методические указания к проведению дидактических игр.

Игра должна быть понятной, доступной, добровольной.

Правила игры должны быть точными, немногочисленными.

Подбор учебного материала должен соответствовать программе.

Легкие и трудные игры должны чередоваться.

Не следует проводить игры, требующие большой предварительной работы.

Все дети должны участвовать в игре в одинаковой степени.

После игры обязательно должны быть подведены итоги.

       Грамотное проведение дидактической игры на уроках русского языка обеспечивается четкой организацией дидактических игр. Прежде всего, педагог должен осознать и сформулировать цель игры, ответить на вопросы: какие умения и навыки дети освоят в процессе игры, какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитательные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс. И задача педагога – направить силы ребенка на учебу, сделать серьезный труд детей занимательным и продуктивным.

Следующим важным этапом при организации дидактической игры является подбор дидактических материалов и пособий по русскому языку. Помимо этого, требуется четко спланировать временной параметр игры. В частности, как с наименьшей затратой времени познакомить детей с правилами игры. Необходимо предусмотреть, какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить активность и интерес детей, учесть возможное возникновение незапланированных ситуаций при проведении дидактических игр.

Дидактическое и методическое обеспечение ДИ, так называемый пакет дидактической игры, охватывает:

1. Текстовые материалы

 2. Речевые материалы.

 3. Лингвистические материалы.

 4. Сценарий дидактической игры:

 а) Описание сюжета;

 б) Перечень правил проведения игры;

 в) Регламент;

 г) Указания на последовательность выполнения игровых действий;

 д) Описания ролей участников.

В текстовые материалы должны входить:

а) информация о проблеме, которую необходимо решить;

 б) образцы выполнения.

Лингвистический комментарий представляет собой:

а) лексико-грамматические сведения и правила,

 б) упражнения и задания, устраняющие трудности при чтении и воспроизведении текстов.

Речевое обеспечение игры содержит:

а) перечень речевых действий, обслуживающих различные стадии игры,

 б) правила соединения речевых действий в цепь связного монологического высказывания;

 в) задания и упражнения, мотивирующие общение участников игры.

Создание пакета подобных материалов является особенностью подготовки дидактической игры для детей с нарушением интеллекта.

Основные условия проведения дидактической игры на уроках русского языка с детьми:

Наличие у педагога определенных знаний и умений относительно дидактических игр.

Выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, желание слушать, участвовать в игре.

 Необходимость включения педагога в игру. Он является и участником, и руководителем игры. Педагог должен обеспечить поступательное развитие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, незаметно для детей направлять игру в нужное русло.

 Необходимо оптимально сочетать занимательность и обучение. Проводя игру, педагог должен постоянно помнить, что он дает детям сложные учебные задания, а в игру их превращает форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.

Средства и способы, повышение эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач.

Между педагогом и детьми должна быть атмосфера уважения, взаимопонимания, доверия и сопереживания.

Используемая в дидактической игре наглядность должна быть простой и емкой.

Роль и значение дидактических игр, используемых на уроках русского языка трудно переоценить. Они становятся не только источником активизации учебной деятельности школьников, имеющих нарушение интеллекта, но и открывают возможности для приобретения знаний, умений и навыков, а также создают благоприятные условия для коррекции имеющихся у детей отклонений. Использование дидактических игр на уроках русского языка воздействует на совершенствование механизмов памяти, внимания, активизации мыслительных операций, на развитие таких психических процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и установление причинно-следственных связей.

Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности на уроках русского языка, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети с нарушением интеллекта преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Игра — это еще и школа социальных отношений. Именно в условиях игровой деятельности ребенок добровольно упражняется в усвоении нормативного поведения. В игре это происходит гораздо легче, чем в жизни. Здесь    ребенок может взять на себя роль “хорошего” ученика или роль “шалуна”. При этом он смотрит на себя со стороны — как на исполнителя роли и человека, который знает, как следует вести себя на самом деле.

      Игры одновременно решают различные задачи, близкие по цели:

 игры на внимание, игры на развитие ручной моторики, игры на развитие мышления и речи, игры по сенсорному воспитанию, игры на развитие практических жизненных навыков, игры, тренирующие наблюдательность, быстроту реакции, игры, развивающие творческие способности и воздействующие на эмоции и чувства детей. Целенаправленные игры — это психолого-педагогическое средство коррекции и воспитания детей. В них много дидактизма, но дети принимают их и играют с педагогами, воспитателями на уроке, во внеурочное время. Для развития таких психических операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и установление причинно-следственных связей у детей с нарушением интеллекта рекомендуется использовать загадки, ребусы и шарады. Совершенствование и активизация мыслительных операций будут достигнуты  в ходе подготовительных упражнений, систематической тренировки в перенесении игровой ситуации в сознание   ребенка.

Сформированность игровой деятельности в младшем школьном возрасте позволяет вести целенаправленную, планомерную систематическую работу по развитию кратковременной и долговременной памяти у учащихся. Для организации такой работы необходимы считалки, физминутки и различные правила в стихотворной форме. Такие приемы развития памяти позволяют организовать работу не только во внеурочное время, но и в ходе учебного процесса.

Использование перечисленных приемов позволяет повысить продуктивность работы, воздействуя на совершенствование механизмов смыслового запоминания, дает возможность точнее и в большем объеме воспроизводить материал. Особенно важно при работе над развитием памяти учитывать активный характер запоминания, который проявляется у   детей, если сама деятельность, выполняемая ими, предполагает понятный им и даже в какой-то мере творческий процесс.

Список литературы:

  1. Газман О.С. О понятии детской игры: Сб. Игра в педагогическом процессе. – Новосибирск, 1989. С. 3.

  1. Шмаков С.А. «Игры для учащихся – феномен культуры» Москва, Новая школа 1994.

Приложение

Дидактические игры при чтении слов и предложений

«Назови одним словом»

Оборудование: карточки слов, обозначающих обобщающие понятия.

Описание игры. Учитель называет слова. Которые обозначают видовые понятия (шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди карточек, выставленных на доске, находят обобщающие слова (мебель).

      Вариант 1. Учитель не называет слова, а показывает картинки.

      Вариант 2. Слова, которые обозначают видовые понятия, написаны на доске.

                        «Помоги слову найти последнюю букву»

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

                      СЛО                      З

                      ГЛА                       М

                      СТО                       К

                       ГРО                      Н

                       КРИ                      Л

                       ПЛО                     Б

                       ГРИ                       В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

    Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.

«Наоборот»

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.

                                               «Отгадай и прочитай»

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова, дети по значению находят нужное слово.

      Например, учитель называет значение слова: « Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – аптека.

                                      « Кто знает, пусть продолжает»

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.

                                                  «Универмаг»

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, мебель, посуда, обувь и др. Вызванный ученик берет из стопки карточку со словом, читает его и помещает в нужный отдел- выставляет под плакатом – названием отдела.

     Вариант 1. Ученики разбиваются на группы. Каждая группа должна отобрать товары в свой отдел: выбрать те карточки, на которых написаны названия соответствующих товаров.

    Вариант 2. Меняется игровая ситуация: необходимо навести порядок на полках. На каждой полке среди карточек с названием товаров данного отдела находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо прочитать слова, найти лишнее слово и передать карточку в соответствующий отдел.

                                           «Займи свой домик»

Оборудование: карточки трехбуквенных слов, картонные домики с буквами, которые обозначают гласные звуки, в окошке.

Описание игры. Учитель предлагает расселить слова в нужные домики: карточку со словом, в середине которого находится буква А, помещают возле домика с буквой А, карточку со ловом, в середине которого находится буква О, помещают возле домика с буквой О, карточку со словом, в середине которого находится буква У, помещают возле домика с буквой У.

                                            « Слог или слово»

Описание игры. Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

   Может быть и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только слова, другая – только слоги.

   Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ.

             

                                                « Слова-братья»

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске записан столбик слов. Учитель показывает карточку и просит найти в столбике слова, которые начинаются с такого же слога, как и слово на карточке. Вызванный ученик выходит к доске, последовательно читает слова в столбике и подчеркивает те из них которые соответствуют заданному слову.

   Например, слово на карточке: КРУПА.

                                  красота

                                  кролик

                                  круги

                                  кубик

                                   роза

                                   груша

                                   кружок

                                «Поймай выделенное слово»

Описание игры. На доске в столбик написаны четыре-пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его.

    Например:

                             ЛИСА                      липа, лис, лира, лиса, киса

                             ЛАК                         лук, лак, сук,  мак, рак, лак

                             ЛАПА                      липа, лапа, папа, лиса

                             ЛИЗА                      Лида, Липа, Лида, Лида

Материал для игры можно предложить на индивидуальных карточках.

                                               «День и ночь»

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель или ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово, например: коса – роса – косы – козы – розы и тд.

«Слоговой конструктор»

Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры. На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске). Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать подходящий слог из второго столбика». Вызванный  к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке ( или соединяет нужные слоги на доске):

                        РА         СИ

                        ГУ          РЫ

                        КУ         НА

   Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ.

      Вариант игры : задания такого рода помещены на отдельных карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой.

«Включи телевизор»

Оборудование: картонный макет телевизора с вырезанным окном-экраном. На тыльной стороне пазы, в которые будут вставляться: голубой лист бумаги, символизирующий экран, предметные картинки, карточки букв.

Описание игры. Учитель устанавливает в пазы за экраном телевизора картинку, а перед ней – голубой лист бумаги – телевизор выключен. На верхней полосе наборного полотна размещаются предметные картинки, в названиях которых первые звуки соответствуют буквам названия рисунка, помещенного на экране телевизора. Принцип работы: определяется первый звук названия картинки и под ним выставляется соответствующая буква: лыжи –Л, иголка – И, собака – С, автобус – А. Когда дети хором прочитают полученное слово ЛИСА , учитель вытягивает голубой лист из пазов телевизора ( «включает его») и на экране появляется картинка лисы.

« Парашюты»

Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы.

Описание игры. На доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.

«Туннель»

Оборудование: две картонные машины с прорезью в кузове, в которую можно вставить картонку с буквой.

Описание игры. На доске два столбика слов с пропущенными буквами- туннели. В словах одного столбика гласный верхнего ряда, в словах другого – гласный нижнего ряда. В прорези машин установлены соответствующие буквы, к примеру У и Ю. Вызванный ученик выбирает туннель, берет машину и читает слова, проводя машину через туннель таким образом, чтобы буква заняла свое место в слове. Например, машины с буквами У и Ю нужно провести через следующие туннели:

                              Л_ба                        р_ки

                              Кл_чи                      д_бы

                              Пл_с                        ст_к

                              Сал_т                      др_г

                                 « Бюро находок»

Оборудование: касса букв.

Описание игры. На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена. Рядом стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово, решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое слово потеряло букву А». Ему выдается нужная буква, он вставляет ее в слово, класс хором читает его.

                                       «Распредели вещи»

Оборудование: три наборных полотна ( на первом выставлена картинка ложки, на втором – платья, на третьем – стула), касса букв.

Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мы переезжаем на новую квартиру. Нужно подготовить вещи к погрузке и разложить по отдельности  посуду, одежду и мебель». Вызванный ученик читает слово из столбика, написанного на доске печатными буквами, и проводит от него мелом линию к соответствующему наборному полотну.

    Вариант 1.  У доски работают три ученика, каждый отбирает слова, относящиеся к одной указанной тематической группе.

    Вариант 2. На доске нет столбика слов, но есть предметные картинки. Ученик берет предметную картинку. Определяет, к какой тематической группе относится слово, и составляет его на нужном наборном полотне из букв разрезной азбуки.

   Вариант 3. Каждый ученик составляет слова в три столбика на индивидуальном наборном полотне.

                                       «Подпиши картинки»

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый ученик получает 4-5 предметных картинок. Учитель одно за другим открывает написанные на доске слова. Дети молча читают слово и, если у них есть соответствующая картинка, переворачивают ее обратной стороной. После того, как все слова будут прочитаны , дети  называют картинки, которые остались неперевернутыми. Проигрывает ряд, в котором есть ученики, не закрывшие рисунки.

                    «Найди лишнее, оставь только родственников»

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске устанавливаются в строчку карточки четырех слов, три из которых являются однокоренными, а четвертое не удовлетворяет соответствующим признакам:

                 СОЛЬ                           ВОЗ

                 СОЛЕНЫЙ                   ВАЗА

                 СОЛОВЕЙ                    ВОЗИТЬ

                 СОЛИТЬ                       ПОВОЗКА

   Вызванный ученик читает слова, анализирует их, находит лишнее и снимает соответствующую карточку.

   Может быть и такой вариант игры: наборы слов можно отпечатать на карточках. Класс делится на группы,  каждая группа получает набор слов и составляет «лишние» слова из букв разрезной азбуки. Победителем является группа, которая раньше других справится с заданием.

«Чудесный мешочек»

Оборудование: мешочек, карточки слогов и букв.

Описание игры.  Учитель помещает в мешочек игрушку или предметную картинку и набор букв и слогов, из которых можно составить слово-название игрушки или предмета, изображенного на предметной картинке. Спросив, кто спрятался в мешочке, учитель выдает набор букв и слогов. Ученик составляет слово и, проверяя себя, достает из мешочка игрушку или предметную картинку.

     Может быть и такой вариант игры: класс делится на группы. Каждая группа получает мешочек. Победителем будет та из них, которая раньше других составит слово и достанет проверочную картинку.

«Что перепутал художник ?»

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: булка – белка, на картинке белка, далее соответственно: кот – кит, горка – норка, мышка – мишка, лужи – лыжи.

Описание игры.  Учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов.

                                     «Сколько точек – столько букв»

Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.

Описание игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья : Дидактические игры на уроках математики в начальных классах

Описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках математики в начальной школе...

Дидактические игры для уроков ОКМ в начальных классах

В данном материале представлены дидактические игры для уроков ОКМ в начальных классах, которые можно использовать как в начале урока для ввода в тему урока, так и для закрепления материала....

Дидактический материал по русскому языку в начальных классах.

В данной работе представлен разнообразный практический материал, система грамматико – орфографических упражнений по курсу русского языка в начальной школе....

дидактические материалы по русскому языку для начальных классов

дидактические материалы по русскому языку для начальных классов...

Презентация дидактической игры по русскому языку "Прятки" 1 класс

Презентация дидактической игры по русскому языку "Прятки" 1 класс...

В статье рассматривается использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах.

Использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах....

Дидактические игры по русскому языку для 2 класса с ОВЗ

Применение дидактических игр способствует повышению интереса к учению и качеству...