В статье рассматривается использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах.
статья по информатике

Использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhenya_statya.odt23.9 КБ

Предварительный просмотр:

В статье рассматривается использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в начальных классах.

Корчевский Е.Н., учитель информатики

ГБОУ СОШ №287 Адмиралтейского района

Санкт-Петербурга

Каждый день информационные технологии все больше внедряются в жизнь человека. Сегодня даже наиболее древние профессии нуждаются в компьютерных программах и различных IT- технологиях. В связи с этим в школах и был введен курс информатики, ведь дети обучаются гораздо легче и быстрее, чем взрослые. Кроме того, практически у всех современных школьников дома есть ПК, на которых они с удовольствием оттачивают свои знания после уроков.

В настоящее время компьютерные системы, наряду с другими технологиями, начинают широко использоваться и в начальной школе.

Основной целью пропедевтического этапа является формирование у школьников первоначальных представлений о месте и значении информатики, информационных технологий в деятельности человека, а также навыков использования простейших средств информационных технологий в своей учебной деятельности как в курсе информатики, так и при изучении других предметов [1]

Как известно, ведущая деятельность ребенка в дошкольный период - игровая, поэтому одной из основных задач начальной школы является ее смена на учебную. Процесс формирования новой ведущей деятельности происходит зачастую очень болезненно. Использование же игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.п.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности. Кроме того, большая часть знаний, умений и навыков, полученных на традиционных уроках, не используется учащимися во внеурочной деятельности, и их практическая ценность утрачивается, а прочность - существенно снижается. Применение же этих знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть - к мотивации их приобретения.

На начальном этапе разработок предполагалось, что учитель начального класса при необходимости может разнообразить используемый дидактический материал, подобрав вместо него сходный другой, например, из какого-нибудь дидактического пособия. Его введение в компьютер должен был осуществлять специалист компьютерного класса.

Подобно традиционной игре, любая компьютерная игра представляет собой вид деятельности, ограниченной некоторыми правилами и направленной на достижение определенной цели. Основное ее отличие от традиционной заключается в наличии еще одного участника - компьютера, выполняющего роль организатора игры, а также, в некоторых случаях, - и партнера. Компьютерная игра представляет собой такую деятельность в компьютерной среде, созданной на экране дисплея, взаимодействуя с которой играющий должен выполнить необходимые действия, определяемые правилами работы с этой средой. Умения взаимодействовать с игровой средой подразумевают наличие у игрока определенных качеств, зависящих от целей использования этой среды. Иначе говоря, для того чтобы играть в конкретную игру, необходимо обладать минимальным набором знаний, умений и навыков в соответствии с содержанием этой игры.

В отличие от многих других компьютерных игр, компьютерная игра практикума - это прежде всего дидактическая игра, и ее обучающий компонент значительно преобладает над развлекательным, что позволяет учащемуся эффективно использовать учебный материал в своей любимой практической деятельности - игре. При необходимости можно заменить один дидактический материал (упражнение) игры на другой, а также настроить ее индивидуально, в соответствии с достигнутым уровнем обученности учащегося.

Внедрение дидактических игр позволяет добиться эффективности обучения за счет придания процессу усвоения знаний эмоционально положительной окраски. Применение информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики приобретает ярко выраженный позитивный характер для повышения мотивации, познавательных способностей, а следовательно, и качества обучения младших школьников. Включение в содержание обучения информатике разработанной системы упражнений и заданий позволяет младшим школьникам на уроках развивать внимание, мышление, воображение, увеличивать объем усвоенного учебного материала.

Ключевые слова: информационные технологии, обучение информатике, дидактическая игра, младший школьник, информатизация образования.

В современном школьном образовании уже сложно представить организацию образовательного процесса без информационных технологий. Знакомство детей с компьютером начинается с младших классов. Важной целью школьных педагогов при работе с младшими школьниками является обучение ребенка ориентированию в огромном потоке информации, выделению главного, поиску нужного для решения проблемы. Школьный педагог должен добиваться того, чтобы с помощью использования информационных технологий организация познавательной деятельности учеников носила развивающий и технологический характер. Новые возможности компьютерных технологий позволяют перейти образовательному процессу на более высокий уровень, с их помощью можно организовать систематический контроль над усвоением полученных знаний не только через различные виды тестирования, но и подготовить такие задания, где сразу виден результат.

Внедрение информационных технологий в систему школьного образования сегодня имеет многогранный характер. Одна из его граней —применение средств информатизации для получения школьниками новых знаний, на основе которых у них развивались бы творческие способности.

Существенный вклад в развитие информатизации школьного образования вносят исследования Л.Л. Босовой, С.Г. Григорьева, В.В. Гриншкуна, А.П. Ершова, Т.Б. Захаровой, О.Ю. Заславской, А.А. Кузнецова, И.В. Левченко, М.П. Лап-чика, Н.Д. Угриновича, Е.К. Хеннера и других авторов ([2; 3]). По мнению А.П. Ершова, информатизация является комплексом мер, которые направлены на то, чтобы обеспечить пользователю всесторонне применение правдивых, широких и своевременных знаний во всех общественно значимых видах его деятельности [3].

Делая вывод можно сказать, что использование информационных технологий в дидактических играх на уроках информатики в младших клас-

сах дает возможность повысить эффективность проверки умений и навыков школьников. Мы видим, что разумное использование совместно с классическими педагогическими приемами современных информационных технологий позволяет улучшить продуктивность работы учителя и результативность обучения.

Список использованной литературы

1. О преподавании курса информатики в 1998/1999 учебном году: Приложение к письму № 811/14-12 от 22.05.98. Информатика и образование, № 5, 1998.

2. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Информатизации образования: учебник — шаг на пути к системе обучения. М.: ИСМО РАО, 2005. 222 с.

3. Ершов А. П. Информатика: предмет и понятие // Кибернетика. Становление информатики. М.: Наука, 1986. С. 28-31.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья : Дидактические игры на уроках математики в начальных классах

Описание дидактических игр, которые можно использовать на уроках математики в начальной школе...

Статья.Использование информационных технологий как средство повышения эффективности урока в начальной школе.

 Процесс модернизации современного образования направлен на принципиальное изменение качества образования. Сегодня на первый план выдвигаются  образовательная и развивающая функции становления и разви...

Дидактические игры на уроках информатики

Отличительной особенностью дидактических игр является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Деятельность участников в игре формализована, то есть имеются прав...

Дидактические игры для уроков ОКМ в начальных классах

В данном материале представлены дидактические игры для уроков ОКМ в начальных классах, которые можно использовать как в начале урока для ввода в тему урока, так и для закрепления материала....

Статья:" Роль дидактической игры на уроках математики в 1 классе"

laquo;Игра, это жизненная лаборатория   детства, дающая  тот  аромат, ту  атмосферу  молодой  жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества....