Программа развития речи учащихся начальных классов
методическая разработка по русскому языку по теме
Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использовать частично.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждено
на заседании МО
______________
Рук МО
ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ РЕЧИ
УЧАЩИХСЯ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Составитель: учитель начальных классов
О.П.Гордынец
2004 год
Пояснительная записка.
Основной задачей программы является развитие связной речи, что включает в себя умение детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Эту задачу необходимо решать именно с детьми младшего школьного возраста, т.к. это тот возрастной период, когда они еще обладают способностями к «впитыванию» речи и у них уже сформирована готовность к овладению различными разновидностями связной речи.
Основные направления программы:
1. Введение элементарных речеведческих понятий – о том, для чего нужна речь, что такое речь, текст, разновидности текстов, как они строятся и т.д.
2. Развитие коммуникативных умений.
3. Формирование умений, обеспечивающих владение такими сторонами текста, как его содержание, построение и речевое оформление.
4. Развитие творческого воображения и литературных способностей.
5. Культура речевого поведения.
Таким образом, программа предполагает организацию активной речевой деятельности учеников. Детей необходимо побуждать к применению полученных знаний, самостоятельному созданию определенных высказываний, речевых произведений. Достигается это постановкой учителем задач проблемного характера при введении нового знания, использованием игровых приемов, забавных сюжетов.
Занятия необходимо строить с учетом речевой подготовки учащихся.
По мере взросления (3-4 классы) программа предполагает решение следующих задач:
1. углубление теоретических знаний учащихся в области орфографии, формирование ряда основополагающих орфографических понятий;
2. обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности по изучению правописания слов;
3. формирование у учащихся орфографической зоркости и самоконтроля.
Орфографические правила предстают в занимательной, доступной для детей форме, они сопровождаются выполнением заданий, играми, песенками-«напоминалками».
Все это повышает интерес к родному языку, стремление к грамотному письму.
Программа рассчитана на 4 года обучения, по 34 занятия в год, один раз в две недели. Идет двумя блоками: 1-2 классы и 3-4 классы. Учитель может по своему усмотрению менять темы, переставлять, использовать частично.
Тематическое планирование
1-2 классы.
№п/п | Тема занятия | Количество часов |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 | Для чего нужна речь. Речь устная и письменная. Слово сообщает, влияет, помогает. Секреты волшебницы-речи (влияние словами на чувства, настроение людей). Какую речь хочется слушать? Внутренняя речь. Громко-тихо. Медленно-быстро. Основной тон высказывания. Выделяй главное. Логическое ударение. Сочиняем и рассказываем сказки. Учимся говорить правильно. Ошибки в речи детей (ударения, повторения, ненужные слова). Непонятные слова. Знакомство с толковым словарем. Выразительность речи. Эпитеты в художественных произведениях. Сравнения и метафоры. Олицетворения. Сочиняем стихотворение. Разговорная и деловая речь. Художественная речь. Словесные зарисовки. Учимся сочинять загадки. Деловая речь. Что такое текст. О чем говорит заглавие? Тема текста. Основная мысль текста. Опорные слова. Как построить текст? Основные части. Цепочка предложений в тексте. Виды текстов: описание, повествование, рассуждение. Восстановление деформированного текста. Краткий пересказ. Подробный пересказ. Зачем нужен план? Подробное изложение по плану. Выборочное изложение. Краткое изложение. Сочинение с элементами описания по наблюдениям. Редактирование текста сочинения. Сочинение-описание предмета. Изложение текста-рассуждения. Письмо – это текст. Поздравительное письмо. Сочинение «Письмо другу». Письменные объявления. Устные объявления. Афиши. Объясни и докажи. Сделай вывод. Правила сравнения предметов. Сравни и опиши. Сравни и докажи. Слова-синонимы. Слова-антонимы. Слова-омонимы. Этимология слов. Знакомство с этимологическим словарем. Фразеологические обороты. Пословицы и поговорки. Биография и автобиография. Составление текста-пояснения к портрету героя. Учимся интересно рассказывать о том, что с тобой приключилось. Учимся рассказывать о веселых приключениях. Игра-обобщение «В гостях у слова». | 1 1 1 3 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 1 2 1 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 2 2 1 2 2 1 |
Литература:
- П.А.Грушников, А.Е.Дмитриев и др. «Задания по русскому языку». М.:«Просвещение», 1992
- Ф.Д.Костенко «Дидактический материал по развитию речи».М.:«Просвещение», 2000
- Т.В.Шклярова «Сборник упражнений по русскому языку». М.: «Грамотей»,2004
- Дополнено:
- Г.Г.Граник, С.М.Бондаренко, Л.А.Концева «Секреты орфографии».М.: «Просвещение», 2006
- Н.Н.Максимук «Игры по обучению грамоте и чтению». М.: ВАКО,2006
- О.В.Узорова «Весь русский язык с контрольными диктантами и игровыми заданиями». М.: Астрель: АСТ: Профиздат, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/06/picture-134968-1352213663.jpg)
Развитие речи учащихся начальных классов.
Развитие речи-одна из сложных задач на уроках русского языка. Разнообразные творческие работы помогают решить эту проблему....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/12/picture-263905-1371041227.jpg)
Развитие речи учащихся начальных классов как показатель профессионализма учителя.
Для развитие речи учащихся на разных уроках я использую различные виды работ. Некоторые виды представлены в презентации. Например: рассказать как идет работа над текстом, написание мини-сочинения на о...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/04/picture-64706-1580840187.jpg)
Влияние групповой работы на развитие речи учащихся начальных классов
Полиязычие является ярким признаком поликультурной личности, которая в свою очередь владеет рядом профессиональных компетенций, самой актуальной из них является наличие речевых навыков. Развитие...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/27/picture-442248-1398588926.jpg)
Статья "Развитие речи учащихся начальных классов".
Развитие речи-важная задача обучения родному языку.Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст-его дошкол...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-578887-1423487925.jpg)
Методические рекомендации по разработке и реализации программы дополнительного образования.ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Объектом изучения факультатива является язык и речь, слово и мысль.Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учетом единства фор...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/11/picture-201803-1360609419.jpg)
Родительское собрание. Тема: "Развитие речи учащихся начальных классов".
Родительсоке собрание. Тема: "Развитие речи учащихся начальных классов"...