Литературное чтение 3 класс, конспект урока В.Бианки "Мышонок Пик"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Галлямова Галина Павловна

Урок построен по технологии критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lit.chten_myshonok_pik.docx130.62 КБ

Предварительный просмотр:

Литературное чтение

Класс: 3класс

Тема: «В. Бианки «Мышонок Пик»»

Тип урока: Урок общеметодологической направленности

Задачи:

  • проанализировать произведение, определить главную мысль сказки;
  • познакомить со сказкой В.Бианки «Мышонок Пик» из цикла «Люби живое»;
  • развивать навыки беглого чтения, развивать память, внимание, воображение;
  • развивать умение детей работать с книгой, текстом, вычленять главное, анализировать, делать выводы;
  • воспитывать любовь к чтению.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

учащиеся будут знать произведение В. Бианки «Мышонок Пик»;

учащиеся будут уметь:

читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно; задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте;

осуществлять переход с уровня восприятия произведения к пониманию главной мысли.

Метапредметные:

познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения, формулировать её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

регулятивные: составлять план работы по решению учебной задачи урока в мини- группе или паре, планировать изучение темы урока;

коммуникативные: использовать элементарные приёмы убеждения, проявлять терпимость к альтернативному мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы;

личностные:

давать нравственно-эстетическую оценку.

Оборудование: учебник, ромашка «Блума», презентация к уроку.

        

Ход  урока

I.Оргмомент.

Учитель: Начинаем наш урок. Он необычный. На уроке присутствуют гости. Повернитесь к нашим гостям. Поприветствуйте их улыбкой.

Учитель: Скажите, что является очень важным для нас и на уроке, и на перемене?

Дети: На уроке мы продолжим учиться общаться с пользой друг для друга.

II. Актуализация знаний учеников

Вызов.

На доске слова

Щенок

Лава

Верная мамаша

Лодка

Верность

- Назовите произведения раздела «Люби все живое» (Малька провинилась, Еще по Мальку).

III. Проверка домашнего задания.

«Ромашка Блума»

Ребята, дома вы готовили вопросы по данному произведению. Итак, начинаем с простых вопросов, уточняющие, объясняющие, творческие, оценочные, практические.

J:\презент. окр.мир\ромашка блума.jpg

- Вставьте  подходящее слово  в пословицу

Собака – образец верности.

- Как вы считаете, подходит эта пословица к нашему произведению? Почему?

- А сейчас, подумайте какое слово пропущено в следующем выражении:

Надулся как мышь на крупу.

- Что обозначает это выражение?

- А что вы знаете про мышей?

Мозговой штурм. Составление кластера

- Чтобы лучше понять произведение с которым мы сегодня познакомимся  и с его героем до чтения, я предлагаю вам изучить интересные факты (прием ИНСЕРТ, чтение с пометками)

 «+» - знаю, «V» - новое

  • 1 ряд Мыши (Muridae) – семейство млекопитающих из отряда грызунов. Самым мелким видом является мышь-малютка с длиной тела всего 5 см. Продолжительность жизни мыши примерно 2 года. Эти животные могут обходиться совсем без воды, получая ее от расщепления в организме углеводов. Даже при наличии свободного доступа к воде зверьки пьют очень мало.
  • 2 ряд. Пустынные мыши могут пить соленую морскую воду. Мыши общаются друг с другом тонким писком. Они способны общаться при помощи ультразвуковых волн, не слышимых человеческому уху. Сегодня считается, что мышь была приручена 3500 лет тому назад и является одним из первых домашних животных.

  • 3 ряд. Начиная с 17 века, мыши в качестве подопытных животных служат науке, и на сегодняшний день являются самыми изученными существами планеты. Часто во время опытов на мышах ученые делают серьезные открытия. Мыши наделены хорошим зрением, а дикие зверьки видят лучше своих одомашненных собратьев. Мыши, живущие вместе с человеком, подстраивается под его распорядок дня, чередуя часы активности с отдыхом.

-Что в статье было знакомым?

-Что нового узнали о мышах? (возвращение к кластеру, внесение изменений)

IV.Постановка цели.

-Сегодня мы познакомимся с произведением Виталия Бианки «Мышонок Пик», но сначала скажите, что вы знаете об этом писателе?

(Спросить, что знают из биографии Бианки)

Открываем учебник Стр.73

 1. Рассмотрите иллюстрации к тексту. Как вы думаете, о чём он?

- Прочитайте название 1 главы.

- Кто герой произведения? Как автор относится к нему?

- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели?

2. Чтение 1 главы рассказа учителем – 5 мин.

- Так как же мышонок попал в мореплаватели?

Физминутка

Приём «Верное, неверное утверждение». (- присесть, + хлопок в ладоши)

Учитель читает утверждения:

Ребята пускали по реке лодочки. -

Брат делал их из бумаги. -

На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта.+

Мышонок был один и жил под камнем.-

Это был дикий мышонок.+

Мальчик ранил его ножом, когда доставал.+

Ребята решили убить мышонка.-

- Прочитайте название 2 главы.

- Стало ли вам страшно за мышонка? Подумайте, что может с ним случиться?

Стратегия «Чтение с остановками» с использованием техники вопросов.

А мышонка несло да несло на лёгком сосновом кораблике. Ветер гнал суденышко всё дальше от берега. Кругом плескались высокие волны. Река была широкая - целое море для крошечного Пика.

Пику было всего две неделю от роду. Он не умел ни пищи себе разыскивать, ни прятаться от врагов. В тот день мышка-мать первый раз вывела своих мышат из гнезда - погулять. Она как раз кормила их своим молоком, когда мальчик вспугнул всё мышиное семейство.

Пик был ещё сосунком. Ребята сыграли с ним злую шутку. Лучше б они разом убили его, чем пускать одного, маленького и беззащитного, в такое опасное путешествие.

- В какую историю попал мышонок?        

- Какова роль детей в том, что он стал путешественником?

  • Как думаете, что будет дальше?

Весь мир был против него. Ветер дул, точно хотел опрокинуть судёнышко, волны кидали кораблик, как будто хотели утопить его в тёмной своей глубине. Звери, птицы, гады, рыбы — все были против пего. Каждый не прочь был поживиться глупым, беззащитным мышонком. Первые заметили Пика большие белые чайки. Они подлетели и закружились над корабликом. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лёту разбить себе клюв о твёрдую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик.

А со дна реки поднялась щука и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда чайки скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать её страшных зубов. Пик слышал хищные крики чаек. Он зажмурил глаза и ждал смерти.

В это время сзади подлетела крупная хищная птица — рыболов. Чайки бросились врассыпную. Рыболов увидал мышонка на кораблике и под ним щуку в воде. Он сложил крылья и ринулся вниз. Он упал в реку совсем рядом с корабликом. Концом крыла он задел парус, и судёнышко перевернулось.

Когда рыболов тяжело поднялся из  воды со щукой в когтях, на перевёрнутом кораблике никого не было. Чайки увидели это издали и улетели прочь: они думали, что   мышонок утонул.

- Утонул ли мышонок?

- Каким было путешествие Пика?

- Какие опасности встретил мышонок?

- Почему    птица-рыболов,    щука,    чайки   отказались   от   охоты   на
мышонка?

  • Как   думаете,   закончились   ли   на   этом   приключения   маленького
    мышонка?

Пик не учился плавать. Но когда он попал в воду, оказалось, что надо было только работать лапками, чтобы не утонуть. Он вынырнул и ухватился зубами за кораблик. Его понесло вместе с перевернувшимся суденышком.

Скоро судёнышко прибило волнами к незнакомому берегу.

Пик выскочил на песок и кинулся в кусты.

Это было настоящее кораблекрушение, и маленький пассажир мог считать себя счастливцем, что спасся. Пик находился на острове.

- Что нового узнали о мышах из отрывка?

  • Что дальше может ждать маленького Пика?

- Что вы думаете о детях?

- Автор пишет, что ребята сыграли с мышонком злую шутку, а вы как считаете?

- Понравился ли вам этот рассказ? Захотелось узнать, что будет дальше?

- Прочитайте все приключения мышонка до конца. Можете взять эту книгу в библиотеке.

V. Итог урока. Рефлексия.

Учитель: Чему учит произведение?

Дети: Чтобы мы любили и бережно относились к живой природе; могли сочувствовать животным и не обижать их.

Учитель:

- А теперь я хочу чтобы вы оценили себя за работу на уроке.

- За что Вы можете похвалить себя?

- За что можете похвалить одноклассников?

VI. Домашнее задание на выбор

Дочитать приключения мышонка, составить вопросы к данному произведению.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка (план - конспект) урока Предмет: литературное чтение Класс: 1 Тема: Звуки [г], [г\'], [д], [д\']. Буквы Гг, Дд.

Урок литературного чтения в период обучения грамоте сприменением СОТ здоровьесбережения В.Ф.Базарного...

Литературное чтение 3 класс конспект урока и презентация С.А. Есенин "Берёза ".

Познакомить со стихотворением А.С.Есенина «Берёза»; показать взаимосвязь поэзии, музыки, живописи; совершенствовать навыки выразительного чтения; умение видеть красоту родной природы....

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Олицетворение в произведении"

УМК ПНШ 3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему "Олицетворение в произведении. С. Козлов «Июль». Поход в «Музейный дом»: А. Герасимов «После дождя»"...

УМК "Перспектива" 1 класс конспект урока по литературному чтению "С чего начинается общение?"

Технологическая карта урока по литературному чтению УМК "Перспектива" 1 класс разработана в соответствии с ФГОС. На уроке используются приёмы технологии критического мышления : опорная схема-коллаж, а...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»» (3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела;- знать с...

Конспект урока по литературному чтению Тема: «Обобщающий урок по разделу «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»» (3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу; развитие правильной связную речи. Планируемые результаты Предметные: - знать авторов и названия рассказов раздела; - знать ...

Конспект урока по литературному чтению. Тема: Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь № 2» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: обобщение знаний учащихся по пройденному разделу.Планируемые результатыПредметные:знать биографию авторов произведений;знать особенности стихотворения: расположение строк, р...