Урок литературного чтения по теме: Родина, родная природа в произведении М. М. Пришвина «Моя Родина». 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Новикова Ольга Николаевна

Урок литературного чтения

по теме:

  Родина, родная природа  в произведении

М. М. Пришвина  «Моя Родина».

3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока42.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Чучковская средняя  школа»

        

Урок литературного чтения

по теме:

  Родина, родная природа  в произведении

М. М. Пришвина  «Моя Родина».

3 класс УМК «Начальная школа XXI века»

Подготовила

учитель начальных классов

Новикова Ольга Николаевна

Чучково

2018 год

Технологическая карта урока литературного чтения в  3 классе по теме: Родина, родная природа  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Новикова О. Н.

УМК

Предмет:

Класс:

«Начальная школа XXI века»

Литературное чтение

3

Тема

Тема Родины, родной природы  в произведении М. М. Пришвина  «Моя Родина».

Цель

Формирование правильной читательской деятельности.

Создание условий для формирования у обучающихся представлений о биографии М. М. Пришвина и его произведении «Моя Родина».

Задачи

 - формировать умение активно воспринимать учебный материал: анализировать поступки героев, прогнозировать текст, сравнивать свои предположения с замыслом автора;

- развивать умение мыслить, предполагать, рассуждать, делать выводы в процессе работы над художественным текстом;

- развивать навыки осознанного, правильного чтения, речь учащихся;

- воспитывать способность замечать красоту природы, потребность в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру, интерес и уважение к писателю, как создателю художественного произведения.

- воспитывать любовь к родному дому, краю, Родине, воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты

Предметные:

- формировать интерес к чтению как к средству получения информации;

- формировать осознанное, правильное, выразительное чтение и рассказывание;

- развивать умение работать с текстом.

Метапредметные (УУД)

Познавательные:

- извлекать информацию, представленную в различных формах (рассказ учителя, видеофрагмент, текст, иллюстрация, тест).

- анализировать поступки героев;

- пользоваться знаками, символами, таблицами для решения различных задач;

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Регулятивные: 

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль в индивидуальной работе, работе в парах;

- соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем;

- оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания;

- фиксировать в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: 

- оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения или небольшого текста;

- формулировать ответы на вопросы;

- формулировать собственное мнение и аргументировать его;

- уметь воспринимать на слух художественное произведение;

- принимать участие в диалоге, общей беседе, выполняя правила речевого поведения;

- работать в парах, учитывать мнение партнера, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

 - проявление интереса к уроку чтения;

- осознание собственных мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;

- формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе);

- формирование эмоционального отношения к Родине и родной природе.

Тип урока:

Открытие нового знания

Межпредметные связи:

Русский язык (словари), окружающий мир.

Ресурсы:

- учебник по литературному чтению

- презентация

- видео

- карточки с пословицами

- портрет писателя

- тест

- карточки – задания для работы в паре,  в группах.

- карточки для рефлексии.

Организация пространства:

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, группах, самостоятельная.

Методы:

Словесный, наглядный, практический, проблемный, частично - поисковый.

№ п\п

Компоненты урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы и формы работы.

Планируемые

результаты

1.

Мотивирование к учебной деятельности
Цель:

-создание условий для положительной мотивации на урок.

- Здравствуйте, ребята. Урок литературного чтения у вас буду вести я. Зовут меня Ольга Николаевна. Я учитель Чучковской средней школы. А моими учениками сегодня будете вы. Мне очень хочется поработать с вами. Я уверена у нас всё получится.

Скажем «здравствуйте» губами,

Скажем «здравствуйте» глазами,

Скажем «здравствуйте» руками,

Скажем «здравствуйте» кивком.

– Что значит «здравствуйте»?

-Ребята, я желаю вам бодрости духа, творческих дерзаний, обдуманных ответов и только хороших отметок (1 слайд):

- Ребята, девизом к сегодняшнему уроку являются слова великого русского писателя А.П. Чехова.

«Если каждый человек на куске своей земли сделал бы всё, что может, как прекрасна была земля наша»

  Прочитаем про себя, затем медленно хором (2 слайд):

- Как вы понимаете эти слова? О каком «куске земли» идёт речь?

Эмоционально настраиваются на урок.

Хоровое проговаривание приветствия

Желаем здоровья.

Читают высказывание писателя.

О том, где мы живём.

Рифмованное начало урока.

Включение детей в активную, познавательную деятельность, создание ситуации успеха и доверия.

Педагогический приём «Вход в урок»

Эпиграф к уроку.

Личностные: готовность к работе на уроке;

- умение концентрировать внимание

Регулятивные: 

нацеливание на успешную деятельность;

Коммуникативные:   планирование    учебного сотрудничества  с учителем  и сверстниками.

2.

Актуализация опорных знаний.

Постановка учебной проблемы и целей урока

Цель: 

-создание условий для актуализации мыслительных операций, необходимых  для восприятия нового материала: наблюдения, сравнения, аналогии;

 

- Как называется место, где мы живём, родились?

- Подберите однокоренные родственные слова к слову Родина (3 слайд).

- Подберите синонимы к слову Родина . (4 слайд).

Обратите внимание на доску. Я предлагаю восстановить предложения и прочитать их. Назовите одним словом, что это?

 Береги землю родимую, как мать любимую.

 Человек без Родины, что соловей без песни.

 Нет в мире краше Родины нашей.

 -  Прочитайте пословицы, объясните их смысл и подумайте

- Что их объединяет?

- Что значит малая родина?

- Как называется ваша малая родина?

 - Прочитайте вопрос:

«С чего начинается Родина?»  

- Как бы вы ответили на этот вопрос?

-Многие поэты в своих песнях тоже задавали себе этот вопрос: С чего начинается Родина? Я предлагаю вам послушать, как ответил на него поэт Михаил Матусовский и композитор Вениамин Баснер в своей песне, которая так и называется «С чего начинается Родина».  ( Слайд 5)

- О чём песня?

- Что вы увидели на экране?

- Какой мы сделаем вывод?

-Какова тема нашего урока?

Родина.

Родина, родители, родство, родной, родимый, рождение.

Родина, Отчизна, Отечество.

Это пословицы.

Читают и объясняют смысл пословиц.

Выделяют общую тему: «Родина»

Это место, где мы родились.

Г. Рязань, г. Москва, г. Тула и т.д.

Ответы.

Ребята слушают песню и смотрят видео - фильм

О Родине.

Природу на картинках.

Природа и Родина

 неразделимы.

Тема Родины, родной природы.

Работа с пословицами

Постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций.

Видео - фильм

Педагогический приём:

«Выход за пределы»

Предметные УУД:

умение подбирать однокоренные слова, синонимы.

- контролировать свои действия.

Познавательные:

 умение ориентироваться в своей системе знаний,

находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: 

 вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

участвовать в совместной деятельности, в  диалоге, в общей беседе.

3.

Постановка учебной задачи

Цель:

-формирование навыков и умений

 постановки учащимися цели урока, выхода из затруднения;

уточнения и согласования темы урока;

- определения средств (алгоритм);

- формулирования шагов, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели;

 

Много произведений создано на эту тему. И сегодня мы с вами познакомимся с одним из них.

Название и автора вы узнаете сами.  Для этого, нужно разгадать шифр.

(на доске о м я  д и р а н о

                  2 1 3   6 9 4 5 8 7)

     1 2 3   4 5 6 7 8 9  (Моя Родина) (П)

Фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся, вы определите сами. Для этого рассмотрите запись английских и русских букв. Обратите внимание только на буквы русского алфавита. Назовите фамилию автора, о котором сегодня пойдёт речь на уроке. Что это за фамилия?

NПWРRИSШUВVИZН    (П)

- Определите тему урока? (Р)

-Определите задачи урока по плану?  (Р)

 Познакомиться с творчеством___________

И его произведением:_________  

Учиться правильно, выразительно______

Отвечать на ______С чего начинается Родина

Моя Родина

Пришвин

Тема Родины и природы в  произведении М. М. Пришвина «Моя Родина»

Педагогическиеприёмы:

«Лови ошибку», «Отсроченная реакция».

Работа по алгоритму

Регулятивные:

целеполагание (постановка задачи на основе соотнесения того, что известно и не известно).

Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

Познавательные: ориентироваться  в  своей  системе знаний:   отличать  новое  от  уже  известного,

извлечение  необходимой  информации,  определение  основной  информации.

4.

«Открытие нового знания»

а) Работа с текстом до чтения.

Цель:

 - создание условий для развития познавательного интереса, устной  речи.

б) Читают текст. Цель:

 -  создание условий для расширения кругозора детей.  

в) работа с текстом после чтения

г) работа со словарными словами

-Откройте книги и прочитайте название произведения.

-Предположите по названию произведения,  о чем оно? (Р)

- Прочитайте текст самостоятельно.

 Задание. (Простым карандашом поставьте знак вопроса над словами, значение которых вы не знаете)

- Подтвердились ли наши предположения?

 - Кто является главным героем произведения?

- Событие, описанное в тексте выдуманное или реальное (документальное)?

- Рассказ такого вида является очерком. Что означает это слово, прочитаем в толковом словаре:

 Очерк – это небольшой повествовательный документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д

-Значения каких слов вам непонятны?

- Обратимся к словарю Ожегова.

Вставать до солнца- вставать очень рано.

Мало-помалу-потихоньку, медленно

Пробуждается-просыпается.

Кладовая-помещение, комната для хранения товаров, припасов.

Кладовая-место где сосредоточены какие-нибудь природные ценности (места произрастания грибов, ягод, орехов).

Сокровища - что-то очень дорогое, ценное.

Читают название произведения.

О Родине.

Читают.

Да. О Родине.

Автор, М. Пришвин.

Реальное

Называют слова

Работа по учебнику

«Вдумчивое чтение»

«Чтение с пометками»

Работа со словарём

Регулятивные:

Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с названием произведения.

Коммуникативные:

умение точно выражать свои мысли;

умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других

Познавательные:

выделение информации Предметные умения:

Формировать интерес к чтению как к средству получения информации.

5.

Физкультминутка

Выполняют

Презентация

6.

Повторное чтение текста

Цель:

- осмысленное чтение, умение продолжать цепочку событий, предугадывать дальнейшие действия героев;

- фиксация нового способа действия в речи;

- логически мыслить и рассуждать;

- уточнение общего характера нового знания;

Знакомство с биографией.

-Читаем по цепочке 1.

- Когда вставала мама?

- Что однажды сделал маленький Пришвин?

- Чем его угостила мама?

- Найдите и прочитайте, как по- особенному готовилось молоко, и каким был чай?

- С чего начинается Родина для Пришвина?

 Читаем 2 абзац.

- Какую привычку воспитала у Пришвина его мать?

- Что не мог проспать автор?

- С чего здесь начинается Родина для Пришвина?

- Читаем 3 и 4 абзацы.

 -Сохранилась ли у   Пришвина привычка вставать рано?

 - Кто в это время пробуждался?

 - Что здесь Родина для Пришвина?

 - Почему автор думает, что начинать работу надо вместе с солнцем?

Читаем дальше 5-6  (со слов "После чаю я уходил на охоту"   до слов ... "не встречался").

- Куда уходил Пришвин после чаю?  

- В чём заключалась охота для писателя?   - Что это за находки?

- Ребята! Он находил и открывал то, что ещё никто не видел. Можем ли мы его назвать первооткрывателем?  

 - Выберите качества, которыми должен обладать первооткрыватель.    

наблюдательный

осторожный

завистливый

смелый

торопливый

добрый                                           первооткрыватель

жестокий

внимательный

-Молодцы!

-Прочтите текст до конца 7-8 абзацы. Поработайте в парах. Восстановите текст на листах.

Проверим.

- С чем сравнивает автор природу?  

-Какие «сокровища жизни» надо охранять?

-Какова основная мысль очерка?

- С чего начинается здесь Родина для Пришвина?

-Что каждый из вас может сделать для охраны природы?

С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА для М.М. Пришвина.

-А сейчас вы будете работать в группах. Познакомьтесь с биографией М. М. Пришвина, а затем ответьте на вопросы.

1 группа: - Что узнали о жизни Пришвина?

2 группа: - Кем работал М.М. Пришвин?

4 группа: - Каких животных особенно любил автор? - Чему завидовал Пришвин?

 Проверка.

 Вопрос ко всем:

- А что ещё оставил нам этот писатель-натуралист? Прекрасные книги, которые учат любить и беречь природу, а значит Родину.

Выставка книг.

- Вспомним пословицы, с которыми работали в начале урока.

- Выберите пословицу, которая больше подходит к нашему уроку.

Рано, до солнца.

Встал тоже до солнца

Чаем с молоком

Выборочно читают.

С мамы.

Рано вставать.

Восход солнца.

С восхода солнца

Да

Животный и растительный мир. Пробуждение природы.

 Чтобы прибыло здоровья, радости жизни и счастья.

 

На охоту.

 В находках.

«Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел».

Да.

Выбирают

(наблюдательный

осторожный

 смелый

 добрый                                            

внимательный)

Восстанавливают текст

С кладовой солнца

Водоёмы, леса, степи, горы, воздух.

Охранять природу – значит охранять Родину.

С любви ко всему живому на земле.

Ответы.

Читают

(с мамы,

восхода солнца,

пробуждения природы,

находок в природе,

любви ко всему живому)

Читают, отвечают на вопросы

Книги

Берегите землю родимую, как мать любимую.

«Чтение по цепочке»

«Отсроченная реакция»

Опрос «по цепочке».

Анализ произведения.

Презентация

Педагогический приём «Да» и «Нет».

Работа в парах

Работа в группах.

Педагогический приём «Показательный ответ»

Предметные:

Формировать умение работать с текстом произведения;

Обогащать читательский опыт детей;

Формировать читательские умения через слушание и самостоятельное чтение.

Личностные:

формировать умение оценивать поступки героев;

эмоционально «проживать» текс, выражать свои эмоции;

высказывать своё отношение к героям прочитанного произведения, к их поступкам.

 Познавательные:

 формировать умение извлекать информацию из текста;

формировать умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

формировать умение слушать и понимать других;

формировать умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами, аргументировать свою точку зрения;

формировать умение работать в парах;

слушать и понимать речь других.

Личностные:

пробуждать любовь к родной природе и ко всему живому;

прививать бережное отношение к окружающему миру;

воспитание эмоционально-эстетического восприятия художественного произведения.

Коммуникативные:

формировать умение работать в группах.

Познавательные:

Формировать умение извлекать информацию.

Личностные:

формирование ценностного отношения к полученным знаниям (бережное отношение к природе).

7.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

- применение новых знаний.

- Выполните тест по изученному произведению

- Проверка по эталону.

 Самооценка:

- Давайте оценим себя.

Если все ответы правильны ставим - «5».

Если одна ошибка ставим - «4».

Если две ошибки ставим – «3».

Возьмите стикеры. Поставьте себе оценку за тест на стикер. Кто получил оценку «5» выходите к доске. Наклейте стикеры в свой столбец. Кто получил «4» наклейте стикеры. Кто получил «3». Тоже выходите, наклейте в третий столбик.

- Что у нас получилось? (Диаграмма. Диаграмма знаний, полученных на уроке). Молодцы!

Выполняют тест.

Оценивают себя

Наклеивают стикеры

Диаграмма

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль в работе.

Соотносить выполненное задание с образцом предложенным учителем.

Оценивать результаты своих действий по итогам выполнения задания.

Познавательные:

Построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование, умение анализировать, сравнивать, делать выводы

8.

Итог урока.

-С каким писателем и произведением познакомились?  

-В чём мудрость произведения?  (Л)

-О чём очерк?

 - Все ли задачи выполнили на уроке?

-Какое правило вы должны  запомнить на всю свою жизнь.

М. М. Пришвин «Моя Родина»

О любви писателя к своей Родине.

Охранять природу – значит охранять родину!

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других.

Личностные:

Высказывать своё отношение к прочитанному произведению.

9.

Рефлексия.

Цель:

-соотнесение цели, задач и результатов своей деятельности.

- Отметьте в карточках, что вам понравилось, всё ли было понятно, с каким настроением вы закончили урок. 

Отмечают

Педагогические приёмы:

«Резюме», «Работа с карточками»

Регулятивные:

фиксировать в конце урока удовлетворенность, неудовлетворенность своей работой на уроке.

10.

Домашнее задание

-У вас на столах карточки с домашним заданием. Выберите одно из предложенных заданий. Выполнить любой уровень задания (1,2,3).

1. Подробный пересказ очерка.

2.Выучить наизусть отрывок «Обращение к молодым друзьям»

3. Нарисовать рисунок на тему "Моя Родина".

4. Найти дополнительную информацию о М.М. Пришвине.

– Урок окончен. Молодцы! Спасибо!

Выбирают задание

Педагогический приём.

«Идеальное задание»

Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других.

Личностные: развитие смыслообразования  на основе выбора учебной задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения 1 класс по теме "Знакомство с разделительной фукцией мягкого знака" программа "Начальная школа XXI века"

В папке содержится разработка урока обучения грамоте по теме " Знакомство с разделительной функцией мягкого знака" ( программа " Начальная школа XXI века") по ФГОС, презентация  к уроку, поясните...

урок литературного чтения в 3 классе на тему "А.П. Чехов. Белолобый" по программе "Начальная школа 21 века"

Урок включает в себя как биографию А.П. Чехова, так и анализ произведения....

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя — обобщение по разделу" (УМК «Начальная школа XXI века»)

Урок литературного чтения по теме: "Устное народное творчество. Проверь себя - обобщение по разделу" (УМК "Начальная школа ХХI века")...

Технологическая карта урока- исследования на тему: "Что мы знаем о воде?"(Окружающий мир. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"

Данный урок является инновационным, интересным, познавательным. Использованы научные данные о богатстве водных ресурсов РСО-Алании, озера Байкал.На уроке были созданы условия для самостоятельной иссле...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна») Перспектива 3 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «Картины родной природы («Март в лесу», «Весна»)». Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством И. Соколова-Микитова и А....

Технологическая карта урока по литературному чтению "И.Жуков «Нападение на зоопарк».М.Пришвин «»Ежик». Ю.Моргутин «Убежал» ("Начальная школа XXI века", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для ознакомления с произведениями о животных, развития умений выражать свое отношение к героям произведения и произведению в...