Технологическая карта урока- исследования на тему: "Что мы знаем о воде?"(Окружающий мир. 2 класс. УМК "Начальная школа XXI века"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Клочко Надежда Анатольевна

Данный урок является инновационным, интересным, познавательным. Использованы научные данные о богатстве водных ресурсов РСО-Алании, озера Байкал.На уроке были созданы условия для самостоятельной исследовательской работы. Анализируя, обобщая  фактический материал, учащиеся сами получали из него новую информацию.Стартовая задача, данная учителем гарантирует успех каждому ученику и снижает уровень тревожности и страха перед проблемой. Групповая работа учащихся позволяет поддерживать интерес и внимание на протяжении всего урока.С удовольствием делюсь своими находками и буду рада, если кому- нибудь мой урок поможет в работе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehn_karta_uroka_ur_okruzh_mir_2_kl.docx23.92 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

по предмету «Окружающий мир» 2 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока-  исследования: «Что мы знаем о воде?»

Цель: создать условия для формирования представлений учащихся о свойствах воды и ее важности в жизни живых организмов.

Задачи:

Познакомить учащихся со свойствами воды.

Развивать познавательный интерес.

Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Оборудование:

презентация к уроку; карточки для групповой работы, вода, молоко, сок, лимон;, карточки с цифрами, сахарный песок, стаканы с водой

Учебник для общеобразовательных учреждений Окружающий мир 2 класс – часть вторая. Авт.Н.Ф. Виноградова – Изд. Вентана-Граф-2011 г.

Формы работы:

  • фронтальная (Ф)
  • групповая (Г)
  • индивидуальная (И)

Планируемые результаты:

Личностные:

Определять правила поведения при совместной работе, ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Метапредметные

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания через информацию, представленную в разных формах;
  • наблюдать и делать самостоятельные выводы;
  • развивать познавательный интерес к предмету через исследования.

Регулятивные:

  • умение принимать и сохранять учебную задачу;
  • с помощью учителя планировать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • проговаривать последовательность действий на уроке;
  • высказывать своё предположение;
  • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Коммуникативные:

  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • строить высказывания;
  • задавать вопросы;
  • слушать и понимать других;
  • сотрудничать.

                                                                                                                       Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

  1. Мотивация к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята! Поприветствуйте наших гостей, Садитесь.

Проверить готовность к уроку

2.Актуализация знаний

- Ребята, в нашей жизни есть вещество, без которого никто не может прожить.  Название этого ценного, незаменимого вещества «спряталось» в загадке.

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!

Чему же будет посвящён наш урок?

воде

3.Постановка проблемы,

формулирование темы и целей урока .

-Откройте учебники на с. 81 и прочитайте тему урока.

-Так какая же тема нашего урока?

Схема на с 81 поможет вам вспомнить что же такое вода. А может быть кто- нибудь не согласен с автором рисунков?

Ответы детей.

Работают с учебником.

Ответы детей.

-Что вы уже знаете о воде?

Но все это стало доступно человеку только после того, как он изучил свойства воды.

А что такое свойства воды? Где и кто их изучает?

-Предлагаю наш класс на время превратить в научный центр – лабораторию.

-Кто знает, что такое лаборатория?

-Кто занимается исследованием?

-Кто такие исследователи?

-Что мы будем исследовать?

Вы слыхали о воде? Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане, И в водопроводном кране.

Как сосулька, замерзает, В лес  туманом заползает.

Ледником в горах зовётся, серебристой речкой вьётся.

Мы привыкли, что вода – Наша спутница всегда.

Без неё вам не умыться, Ни наесться, ни напиться!

Смею вам я доложить: Без воды нам не прожить!

-Вода занимает 3/4 поверхности земного шара.(глобус)

-Живой организм постоянно расходует воду и нуждается в её пополнении.

 - Человеку в сутки требуется более 2 литров воды.

 - Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы.

Вес нарцисса 100г. Из них 85г- вода. Вес ели 100кг. Из них 80 кг – вода.

 - В воде живут многие животные и растения.

 - Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях.

- Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить раствор для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань, ни резину, ни конфеты, ни лекарства, - ничего не сделать без воды.

        - Трудно найти на нашей планете место, где не было бы воды. Она есть всюду, только в разных количествах и состояниях. И не только в морях и океанах, лужах и озёрах, но и в почве и, даже, в камнях.

А знаете ли вы… -Учёные доказали, что без еды человек может прожить более 20 дней, а вот без воды, 3дня. В пустыне под палящим солнцем человек может погибнуть без воды за несколько  часов. Человек на 65% состоит из воды. 
-Вода нужна не только человеку, но и животным, и растениям. Вода не только «поит», она еще и кормит – по морям и океанам плывут тысячи рыболовецких судов. Вода «добывает» электрический ток, вода моет всех людей, города, машины. А еще вода – самая удобная дорога. По ней плывут суда, везут грузы, пассажиров. Вот она какая – вода!

Лаборатория- это научный центр, где проводят исследования.

Исследователь- это человек, который занимается научной деятельностью.

Воду.

4.Физминутка.

Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три,

Морская фигура.. лягушки, зайчонка.. замри.

Выполняют.

5.Открытие нового знания

-Работать вы будете в группах.

1.Первое свойство Цвет  Ответьте на вопрос: Какого цвета вода?

-Докажите. У вас на партах находятся стаканчики с жидкостями.  С водой и молоком. Сравните две жидкости?

-Какое свойство воды вы только что открыли?

2.Свойство  Прозрачность.

Возьмите карандаш и приложите его с другой стороны стаканчиков с водой и молоком.

-Что вы заметили? -Что значит прозрачная?

-В словаре прозрачность описывается как способность пропускать свет.

-Какой вывод можно сделать?

3.Свойство  Запах.

На столе: стакан с водой, лимон.

-Понюхайте лимон, а затем стакан с водой.

-Какой вывод вы можете сделать?

4.Свойство. Вкус.

На столе: 2 стакана  с водой., лимон.

 -В первый выдавите сок лимона. -Попробуйте на вкус жидкости из двух стаканов. -Что вы можете сказать о вкусах данных жидкостей? -Какой вывод можно сделать?

5. Свойство. Растворитель. 

На столе: 2 стакана  с водой и сахар. Растворите сахар.

-Что произошло с сахаром?

-Какой вывод можно сделать?

-Итак,  о  каких свойствах  воды вы узнали?

6. Свойство. Жидкость без формы

Вода- это жидкость и её можно налить в тарелку, в стакан

Если сравнить по цвету, то видно, что вода без цвета.

Карандаш видно за водой, а за молоком нет. Это говорит о том, что вода прозрачная.

Лимон имеет запах, а вода- нет.

                                                                                                                                             Вода с соком лимона- кислая, просто вода- без вкуса

Сахар растворился, потому что вода- растворитель.

Вода – жидкость без  формы

А когда вода сохраняет форму?

В каком состоянии была вода в стихотворении? Лёд жидкий или твёрдый? Вода бывает в жидком состоянии, твёрдом и газообразном. Где она в жидком состоянии?

Когда в твёрдом?

Когда в газообразном?

Я по воде могу ходить!
Хотите, я вам покажу?
И даже ног не замочить.
Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток
Я по нему сейчас пройду,
Не замочу своих я ног.
По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?
Но лед - замерзшая вода.
Прошел - и ног не замочил.
Сказал я правду, как всегда.

       Это был лёд. Лёд твёрдый.

В реках, озерах, морях, в кране.

Снег, лёд, иней

Пар, облака, туман

6.Открытие нового знания

О водных ресурсах родного края

Мы живём в краю с чистой родниковой водой. Пьём воду из крана и вкуснее нашей воды –нет. Воду надо беречь!

Показ презентации : «О водных ресурсах РСО- Алания»

Горная река Терек берёт начало из-под ледника. Вырывается оттуда бурным, бешеным потоком, пенится и бьётся о камни, гремит и грохочет, потому что местность круто наклонена. Даже вырвавшись на равнину, Терек долго ещё шумит и бурлит. Только зимой, когда не тают снега в горах и нет дождей, вода в Тереке делается чистой, прозрачной.

В наших горах много родников. Холодная чистая вода бьёт прямо из-под земли

Пьёшь её, пьёшь и никак не напьёшься.. В одних родниках вода безвкусная, прозрачная и не имеет запаха. В других онa слегка солёная или даже горьковатая. Это потому, что, пробегая под землёй длинный путь, вода растворяет различные соли, которые и придают ей неповторимый вкус.

Мы с такой водой встречаемся, сидя за столом, где стоят бутылки с наклейками, на которых написано название минеральной воды: «Кармадон», «Тиб», «Зарамаг».

Но ещё удивительнее, когда на горном склоне вы встретите источник, из которого вытекает горячая вода. Такие источники называются по-осетински «кармадон» – тёплая вода.

Родники, источники, как и вся природа, требуют к себе бережного отношения. У родников нельзя бросать мусор, ездить на машинах, затаптывать почву. У лесных родников нельзя рубить кусты и деревья, потому что родник может исчезнуть навсегда.

Родники с пресной и чистой водой дают людям самую лучшую питьевую воду. А родники с минеральной водой – наши доктора. Минеральной водой можно лечить многие болезни.

7.Итог урока

Работа с рубрикой «Обсудим вместе» с 82

Верны ли высказывания…? С 83 Прочитайте выводы про себя и найдите предложения, которые помогут доказать правильность высказываний.

Да, это тела неживой природы.

Что такое вода?

Что такое вода? Это струйка из крана,
Это волны и шторм на морях-океанах.
В запотевшей бутылке напиток в руке,
И в ключе, и в колодце, и в ручейке.

Да, бывает вода в состоянии разном.
В жидком, твердом и в газообразном.
Мы не видим ее или не замечаем.
Но, когда ее нет, тяжело ощущаем

9.Домашнее задание.

С 81-83 Продолжить опыты дома.

8.. Рефлексия учебной деятельности.

-На столах у вас лежат фишки. Если вы считаете, что справились со всеми заданиями, хорошо поработали, поднимите солнышко. Если не очень довольны собой, поднимите солнышко и тучку. -Кто может сказать для чего нам могут пригодиться знания, которые мы получили сегодня на уроке?

Кто желает рассказать? (2 человека).

Кого бы вам хотелось похвалить?

Высказывают своё мнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики по теме "Временные представления (раньше, позже, сначала, потом)" 1 класс «Школа России».

Формирование представления « раньше, позже, сначала, потом»; закрепление умений считать предметы; сравнивать группы предметов....

технологическая карта урока изобразительное искусство Тема: "Цвета как средство выражения. Тихие цвета." 2 класс УМК "Школа России"

Тема: цвета как средство выражения. Тихие цвета.Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятием «тихие» цвета.Планируемые результа...

Технологическая карта урока-исследования по теме "Чудо под ногами"

pre.cjk { font-family: "Nimbus Mono L", monospace; }p { margin-bottom: 0.25cm; line-height: 120%; } Технологическая карта урока-исследования по окружающему миру pre.cjk { font-family: "N...

Технологическая карта урока математики на тему «Ознакомление с задачей в два действия» 1 класс УМК «Школа России»

Цели деятельности учителя: знакомство с составными задачами, состоящими из простых задач на нахождениечисла на несколько единиц меньше данного и на нахождение суммы; развитие умений применять изу...