Главные вкладки

    Технологическая карта урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")
    план-конспект урока по чтению (3 класс)

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - знать о жизни и творчестве А.П. Платонов;

    - знать содержание произведения «Цветок на земле»

    - уметь сравнивать эпизоды одного текста между собой;

    - уметь делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач;

    Личностные:

    оценивать конкретные поступки;

    - высказывать своё отношение к герою произведения;

    - понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

    - уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

    Тип урока: «открытие» новых знаний.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», компьютер, проектор, раздаточный материал.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 10.04.docx33.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 10.04.2019

    ФИО учителя: Шлёмина С.В

    Школа: № 2

    ФИ студента: Николаева Елена

    Класс: 3 «Б»

    ФИО методиста: Кондратьева И.И

    Конспект урока по литературному чтению

    Тема: А.П. Платонов «Цветок на земле»

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле»,с жизнью и творчеством писателя.

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - знать о жизни и творчествеА.П. Платонов;

    - знать содержание произведения «Цветок на земле»

    - уметьсравнивать эпизоды одного текста между собой;

    - уметь делать выводы и обобщения на основе реализованных исследовательских задач;

    Личностные:

    - оценивать конкретные поступки;

    - высказывать своё отношение к герою произведения;

    - понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

    - уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

    Тип урока: «открытие» новых знаний.

    Оборудование: учебник «Литературное чтение. 3 класс. Часть 2», компьютер, проектор, раздаточный материал.

    Этапы урока

    Методы и приемы

    Время

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: разъяснение

    1 мин

    -Здравствуйте, ребята! Сейчас я проведу у вас урок литературного чтения.

    -Прочитайте выражение на слайде.

    «Нет хуже, когда у человека душа «сухая». Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы» (К. Паустовский)

    -Ребята как вы понимаете данное высказывание?

    - Приветствуют учителя.

    - Отвечают на вопрос.

    Л: самоопределение.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    II.Актуализация знаний и мотивация

    Практический: задание на соотнесение;

    Словесный: объяснение, беседа;

    6 мин

     Речевая разминка.

    1. Работа над пословицами и поговорками. (Пословицы на слайде)

    -  Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл.

    1) И старость не страшна, коли молодые помогут.

    2) Молодость летает пташкой, а старость ползает черепашкой.

    3) Не обижай малого, уважай старого – сам в почёте будешь.

    2. Работа над правильным выразительным чтением.

    -  Прочитайте пословицы и поговорки выразительно, без ошибок.

    Ребята, я знаю, что у многих из вас есть бабушки и дедушки, а у

    некоторых даже прабабушки и прадедушки. Подумайте, почему мы любим их,за что ценим?

    Как принято относиться к бабушкам и дедушкам в нашем обществе и

    ваших семьях?

    - Как вы считаете, ребята, какая тема объединяет данные пословицы и поговорки?

    - Кто может определить о ком, о чём сегодня на уроке пойдёт речь?

    - Правильно. Какое произведение мы будем изучать, вы узнаете, если откроете стр. 129 в учебнике. Какое название там дано?

    Выполняют речевую разминку

    - Читают хором по слогам.

    - Читают хором медленно

    словами.

    - Читают быстро.

    - Читают весело

    Слушают учителя

    Р:саморегуляция.

    Р: оценка результатов работы.

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный:

    подводящий диалог;

    Наглядный:

    работа с презентацией;

    1 мин

    - Рассмотрите иллюстрации на с. 131, 134.

    -  О чём, по-вашему, рассказ?

    -  Кто герои рассказа?

    -  Какими могут быть события в рассказе с таким названием?

    - Верно. Тогда назовите тему сегодняшнего урока.

    - Поставьте цель своей деятельности на уроке.

    -Рассматривают иллюстрацию

    -Высказывают предположения

    -Дед Тит и внук Афоня

    -Рассказ «Цветок на земле»

    -Познакомиться с произведение «Цветок на земле» и ответить на главный вопрос урока

    Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

    IV. Открытие нового знания

    Словесный: рассказ учителя, беседа;

    Практический: подчеркивание непонятных слов;

    16 мин

    - Какие произведения автора вы уже читали?

    - Сейчас вы узнаете подробнее о Андрее Платоновиче Платонове (настоящая фамилия Климентов) родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

    Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

    Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

    Платонов унаследовал от отца любовь к технике и “потной работе”, преклонение перед поэзией паровозов и иных машин и мастерством человека - рукодельца, от матери, “дочери часового мастера”, глубоко верующей женщины, - понимание души русского православного люда, высокий идеализм христианского мироотношения.

    С 1939 года стал писать для детей. Среди них сборник рассказов “Июльская гроза” (1940), в который вошли “Ещё – мама”, “Железная старуха”, “Сухой хлеб”, “Неизвестный цветок”, “Цветок на земле”, “Солдатское сердце” и т.д.

    С октября 1942 года и до конца войны Платонов – фронтовой корреспондент газеты “Красная звезда”. Работать Андрей Платонович не переставал до конца. Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

    -Ребята как вы думаете о чём пойдёт речь в данном рассказе?

    Ребята, вы мыслите правильно. Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

    -Как вы думаете, что будет главным на сегодняшнем уроке? (Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять).

    -Именно этим мы и будем сегодня заниматься – открывать тайну дедушки Тита. Но тайну эту вы будете открывать самостоятельно, в группах. У нас сегодня будет урок-исследование, и от того, насколько качественно вы исследуете произведение Андрея Платонова, будет зависеть, сможете ли вы ответить на главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

    * Первичное восприятие текста (чтение рассказа учителем и подготовленными учащимися).

    -Понравилось ли вам произведение? Что особенно понравилось?

    -Что особенно поразило вас в рассказе? Какой эпизод особенно заинтересовал? Почему?

    -Что можете сказать об отношениях деда и внука?

    Слушают информацию о писателе

    -Разговор в рассказе пойдёт о взаимоотношениях деда и внука, о том, какую главную тайну на земле открыл для своего внука дедушка.

    -Вместе с героями произведения открыть главную тайну на земле и постараться её понять

    -Чтение текста

    -Предположения детей

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

    П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

    К: восприятие текстов художественного стиля.

    П: анализ с целью выделения существенных признаков.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П: произвольное построение высказывания в устной форме.

    V. Первичное закрепление во внешней речи

    Словесный: беседа.

    Практический: подчеркивание непонятных слов;

    2 мин

    -Как вы думаете, что необходимо сделать прежде, чем начать саму исследовательскую работу? (Составить план, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса, и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока).

    -Верно, значит, нам нужно разделиться на группы.

    (ЛИСТОЧКИ НА СТОЛАХ)

    -Ребята, самое главное, о чём вы должны помнить, что у нас есть главный вопрос урока. Он записан на доске. Почаще перечитывайте его, это поможет вам быстрее выполнить задания в группах.

    -Вспомните правила работы в группах. Они также будут у вас на слайде.

    -Каждая группа получит карточку с заданием и алгоритмом его выполнения. Также вы должны выделить в тексте доказательства своей точки зрения.

    Не забудьте, вам нужно будет представить результаты работы интересно, доступно, так, чтобы другим группам было понятно, к каким выводам вы пришли.

    -Но для начала давайте разберём слова, которые вам могут быть не понятны. Посмотрите на слайд

    “Глаза жмурятся”. Как вы это понимаете? (Сужаются веки)

    - А “Глаза смежать”. Как это? (Закрывать)

    -«Колхоз» (Форма коллективного ведения хозяйства, при которой средства производства (земля, оборудование, скот, семена и т. д.) находились в совместной собственности и под общественным управлением его участников).

    -«Ферма» (Сельскохозяйственное предприятие, занимающееся производством сельскохозяйственной продукции: молока, мяса и т.д.)

    -«Пастбище» (Место, где пасётся скот)

    -«Печка» (Устройство для отапливания помещений, приготовления пищи. Имеет спальное место.)

    нынче     -сейчас, уморились -устали              

    испить- попить выпить   осерчал   -рассердился                

    Выполнение заданий учащимися в группах.

    -Составить план внутри группы, продумать организацию работы так, чтобы в работе участвовали все учащиеся класса, и все вместе могли найти ответ на главный вопрос урока

    -Правила работы в группе

    Слова из текста разбирают.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П: произвольное построение высказывания в устной форме

    П: анализ с целью выделения существенных признаков

    К.: - участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

    Словесный: разъяснение;

    Практический: составление плана;

    Наглядный: презентация;

    Наглядный: карточки с заданием, иллюстрация в учебнике.

    10 мин

    Карточка 1.

    Прочитайте первый эпизод рассказа от слов «Скучно Афоне жить на свете» с. 129 до слов «Не спи, дедушка! - попросил Афоня» с. 130.

    Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    Почему дедушка Тит всё время спит?

    Как к этому относится Афоня?

    Можно ли сказать, что дедушка ко всему равнодушен?

    Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

    Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

    Карточка 2.

    Прочитайте второй эпизод рассказа от слов «Но дедушка уже спал» с. 130 до слов «Но дед уже умолк, он опять уснул в покое на русской печи» с. 131.

    Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    Как относится мама Афонии к дедушке, в чём это проявляется?

    Почему Афоня всё время подходил к спящему деду и слушал, как он дышит?

    Как реагировал дедушка на вопросы внука?

    Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает старость дедушки.

    Сделайте вывод: Как складывались отношения Афонии и дедушки Тита.

    Карточка 3.

    Прочитайте третий эпизод рассказа от слов «Афоня тогда сам залез на печь к дедушке и начал будить его, чтобы он проснулся» с. 131 до слов «Старый Тит испил квасу, взял Афоню за руку, и они пошли из избы наружу» с. 132.

    Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    Почему Афоня решил остановить маятник у часов?

    От чего дедушка проснулся?

    Почему старый дед «опомнился» и пошёл с Афоней «белый свет пытать»?

    Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня уснул на груди у деда; подумайте, почему автор пишет, что грудь дедушки пахла «тёплой землёю».

    Сделайте вывод: Какие чувства испытывал Афоня по отношению к своему дедушке.

    Карточка 4.

    Прочитайте четвёртый эпизод рассказа от слов «Там солнце высоко стояло на небе и освещало зреющий хлеб на полях и цветы на дорожной меже» с. 133 до слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134.

    Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    Почему дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище?

    Почему дедушка «осерчал» на внука?

    Как вы понимаете слова «цветок этот – самый святой труженик, он из смерти работает жизнь»? Объясните.

    Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает мысли Афонии, когда Афоня «как цветок, тоже захотел теперь делать из смерти жизнь». Что вы поняли из размышлений Афони?

    Карточка 5

    Прочитайте последний эпизод рассказа от слов «Теперь я сам знаю про всё!» с. 134 до конца рассказа с. 135.

    Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    Почему Афоня просил дедушку теперь не бояться смерти?

    Почему дедушка «невидимо улыбнулся своему доброму внуку»?

    Почему дедушка посмотрел на внука «как на цветок, растущий на земле»? Объясните.

    Найдите слова и выражения, с помощью которых автор описывает то, как Афоня относится к своему дедушке.

    Сделайте вывод: Почему Афоня любил своего дедушку? Сформулируйте вывод.

    Карточка 6.

    Перечитайте весь текст и найдите эпизоды-описания в рассказе:

    С. 129-130: описание внешности дедушки Тита.

    С. 130: описание действий Афони, когда он слушал, как дышит спящий дед.

    С. 131-132: описание того, как Афоня заснул рядом с дедом.

    С. 133: описание того, как дедушка повёл Афоню полевой дорогой на пастбище.

    С. 135: последний абзац рассказа, описание дедушки Тита.

    Ответьте на вопросы, найдите доказательства в тексте:

    Для чего даётся описание дедушки в конце рассказа? Отличается ли это описание от того, каким было описание дедушки в начале рассказа? Что стремится показать этим автор? (Дедушка, как и цветок, набрался сил от общения с природой и с внуком, он как бы расцвёл, поэтому стал чаще улыбаться и гладить Афоню по голове).

    Учитель организует прослушивание результатов работы групп.

    -Ребята скажите, можем ли мы ответить на самый главный вопрос урока «Какую тайну открыл дедушка Тит Афоне?»

    Работа в группах.

    -Мудрость дедушки, приобретённую им с годами, и что эту мудрость он вместе с тайной передал своему внуку. После путешествия в природу Афоня задумался над очень серьёзными вопросами. Дедушка ненавязчиво передал ему понимание сложнейших проблем ,каждый на земле смертен, но умирать не страшно, если ты смог передать другим свою мудрость понимания жизни.

    Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

    П: анализ с целью выделения существенных признаков.

    П: управление поведением партнера.

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П: произвольное построение высказывания в устной форме.

    П: поиск и выделение информации

    К:участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями;

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

    П: произвольное построение высказывания в устной форме.

    VII. Включение в систему знаний

    Словесный: беседа.

    2 мин

    -С каким произведением познакомились на уроке?

    -Кто его автор?

    -Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

    - «Цветок на земле»

    -А.П. Платонов

    П: структурирование знаний.

    VIII. Рефлексия деятельности

    Словесный:разъяснение;

    Практический:заполнение карточек.

    2 мин

    -Д.з: написать отзыв по рассказу «Цветок на земле».

    - Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

    Вопросы

    «Да»

    «Нет»

    Я хорошо работал на уроке.

    Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

    Я много нового узнал на уроке.

    - Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

    - Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

    - Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

    - Запишите домашнее задание: с 129-135 пересказ по плану.

    - Ребята, спасибо за урок, до свидания!

    - Оценивают свою работу на уроке.

    - Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

    Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    технологическая карта урока по литературному чтению, тема «Читательская конференция по книге Н.Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома», 3Б класс

    Читательская конференция по книге Н.Н. Носова "Витя Малеев вшколе и дома". Урок в форме технологической карты....

    Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема урока Ф. И. Тютчев «Чародейкою зимою…»

    Создание условий для проведения анализа поэтического произведения...

    Конспект урока по литературному чтению, тема: А.П. Платонов «Цветок на земле» (3 класс, УМК "Школа России")

    Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонов «Цветок на земле», с жизнью и творчеством писателя.Планируемые результатыПредметные:- зн...

    Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема "Обобщение по разделу "Делу время, потехе час"" УМК "Школа России" 4 класс

    Урок проводится в форме квест-игры. Учащиеся делятся на команды, каждая команда получает свой маршрутный лист и проходит испытания....

    Конспект урока литературного чтения. Тема: А.П. Платонов "Цветок на земле"

    Цели деятельности учителя:  знакомство с жизнью и творчество писателя; работать над совершенствованием навыков чтения: выразительность, осознанность.Планируемые результатыПредметные: уметь делить...