сказка Аксакова "Аленький цветочек"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

материалы к уроку литературного чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1.doc55 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt1.67 МБ
Файл igra.odp655.42 КБ
Файл metodicheskie_rekomendazii.odt10.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа

Тема урока: «Народная мудрость сказки

С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»».

4 класс

Алексеева Наталья Викторовна

учитель начальных классов

2017/2018 у.г.

Тема: " Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". 

Цель: формирование нравственных убеждений через оценку героев и сопереживание им.

Задачи:

  1. учить анализу художественного произведения на сюжетном, языковом, идейном уровнях; формировать умения осмысливать, воссоздавать, воспроизводить прочитанное для полноценного восприятия произведения;
  2. развивать речь, обогащая ее художественным словом, творческое мышление, воображение;
  3. через анализ художественного произведения воспитывать жизненную позицию: сочувствие, милосердие к окружающим.

Оборудование. Презентация к уроку, иллюстрации к сказке, картинки распустившихся цветов и бутонов из картона  по количеству детей, шкатулка слов, зеркало, корона, цветочек.

Примечание: урок обобщения

ХОД УРОКА

I. Введение в тему. Эмоциональный настрой.

Учитель читает зачин сказки.  

"В некиим царстве, некиим государстве жил- был богатый купец. именитый человек..."

 - Так начинается замечательная сказка Сергея Тимофеевича Аксакова. Произнесём хором название сказки.                  ("Аленький цветочек")

- Что слышится в названии?  (Нежность, красота.) (Слайд 2)

- Для кого он написал сказку? ( Своей единственной внучке Оленьке он  посвятил эту сказку.)

II. Постановка темы и цели урока

   - Прочитав сказку, мы задумываемся о том, что хотел сказать автор. Какую мудрость передает Аксаков своей внучке и нам, читателям? Выясним это на сегодняшнем уроке. (Слайд 2, +)

III. Работа над языком сказки

-  От кого в детстве писатель слышал такую сказку? (ключницы Пелагеи).-  Как это выражается это в языке сказки? (Язык сказки народный, просторечный, так говорили сказители сказок.)

 Текст наполнен старинными словами и выражениями. Проверим, насколько внимательны вы были при прочтении сказки.

1. Лексическая работа  (Шкатулка)

- Вот сказочная шкатулка, но не каменья драгоценные в ней, а слова устаревшие.

\Ученики по очереди вынимают карточки из шкатулки и объясняют лексическое значение\

Пригорок муравчатый - поросший мягкой и сочной травой

Яства сахарные – еда, кушанья

Челядь дворовая – слуги, дворовые

Если середович – будь мне дядюшка – мужчина средних лет

Опочивать легла – спать легла

Паче зеницы ока – сохранять, беречь, больше, чем глаза.

2. Определение типа сказки

 - Среди русских народных сказок есть сказки, схожие по сюжету со сказкой "Аленький цветочек". Назовите их."Заклятый царевич", "Перышко Финиста - ясна сокола")

-Как называются сказки, которые обработаны или пересказаны автором и в которых он выражает свое отношение к героям и событиям?(Литературные сказки.)

А к какой группе сказок относится сказка "Аленький цветочек"?  Объясните почему.(Это волшебная сказка. В ней чудеса, сказочные превращения, волшебные предметы, наблюдаем троекратность событий.)

3. Определение языкового сходства с русскими народными волшебными сказками.

 Читая волшебные сказки, мы встречаем выражения, которые есть во многих народных сказках. Встретились они и в сказке Аксакова. Назовите их. (Слайд 3)

 "За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство".

"Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево – нельзя идти, сунулся вперед – дорога торная".

"Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается".

"Долго ли, мало ли времени".

 "Красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером описать".

 "Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить".

4. Проверка домашнего задания

- Сказку сказывает ключница Пелагея, а ее речь богата пословицами, поговорками да прибаутками. Какие вы нашли в сказке пословицы?

   "Богатство – дело наживное".

 "Двух смертей не бывать, а одной не миновать".

 "От страха зуб на зуб не попадал".

Вывод: многие выражения и пословицы указывают на близость аксаковской сказки к русским народным сказкам.

  IV. Восстановление сюжета сказки по иллюстрациям

\На доске 6 иллюстраций. Для выполнения задания приглашается слабоуспевающий  ученик \

- Перед нами иллюстрации к сказке. Переставьте картинки так, чтобы их последовательность соответствовала ходу событий. \ПРИЛОЖЕНИЕ\

V. Физкультурная минутка (Слайд 4)

Наши алые цветочки

Распускают лепесточки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет,

Птички весело летают,

Нежно бабочки порхают.

Наши алые цветочки

Закрывают лепесточки-

Видно, отдохнуть пора…

 А у нас урок, друзья!

VI. Характеристика героев

- Назовем главных героев. ( Три сестры; купец; зверь лесной, чудо морское)

- Дадим им характеристику.

1. Купец. (Слайд 5)

- Прочитаем отрывок из сказки вслух. / Ученик читает с листа/

“Лучше мне с дочками повидаться, дать им своё родительское благословение, и коли они избавить меня от смерти не захотят, то приготовиться к смерти по долгу христианскому и воротиться к лесному зверю, чуду морскому”. 

- О каких качествах купца можно судить из этого отрывка?

(Купец – человек слова и верующий, он думает лишь о спасении души.)

2. Сопоставление иллюстраций. Зверь лесной, чудо морское. (Слайд 6)

–Перед вами три изображения этого персонажа (художники Н. Куприянов, Б. Диодоров,  И. Цыганков). Кому из художников удалось точнее передать облик аксаковского героя? Почему?

-Найдите в тексте описание зверя лесного. Посмотрим, подтверждает или опровергает отрывок из текста ваше мнение.

- Да, Сергей Тимофеевич, так описал образ зверя лесного, чуда морского, что мы невольно представляем безобразное существо. Вызывает ли у вас этот герой  чувство отвращения? (Нет) 

Почему? А какие чувства он вызывает? Почему?  (При своем внешнем безобразии этот герой был красив душой…)

Вывод: В жизни внешне непривлекательный человек может обладать редкой душевной красотой

3.Три сестры(Слайд 7) 

Элементы драматизации. (чтение по ролям)

 \Четверо учеников распределяют роли главных героев. «Купец» вручает гостинцы: старшей сестре – корону, средней – зеркальце\

- Предлагаю обыграть такой момент: вносит купец аленький цветочек. Увидела старшая сестра и говорит: «Вот ты какой, цветочек аленький!» (тоже повторяют средняя и меньшая дочь нужной интонацией)

- Дает ли Аксаков описание характера сестер? (Нет) Как же мы можем судить об их душевных качествах? (По поступкам) 

-Подберем прилагательные, характеризующими старшую сестру. Мысли подтвердите словами текста.

 Старшая – горделивая. Она просит для себя венец самоцветный, да такой, как у королевны заморской Она неблагодарная. Не пошла выручать отца Недобрая, завистливая 

Средняя – самолюбивая. Ей нужны только богатства, да чтоб ее красота не старилась (зачитывает текст).)

 - А младшая дочь?   Какая она?                       Добрая, ласковая, приветливая .

В каком поступке это проявилось?

-  А как вы думаете, могли быть на месте младшей дочери ее сестры?  Почему?

 VII. Пересказ отрывка сказки

- Какой момент сказки самый волнующий?  Когда происходит превращение чудища в доброго молодца.

-Давайте расскажем, как это произошло. (Пересказ в лицах  близко к тексту -  индивидуальное домашнее задание.)

– Что же помогло снять заклятие со зверя лесного, чуда морского?  (Любовь девушки.)

-  За что же полюбила девушка чудище? (За его душу, доброту)

– О чем главном рассказал С.Т.Аксаков в этой сказке?

Он рассказал о самоотверженной любви, верности и преданности.

VIII. Итог урока.

- Какая из пословиц, записанных на доске, отражает мудрость  этой сказки, ее идею,  и могла бы послужить эпиграфом нашего урока?

Любовь не знает мести, а дружба лести.

Любовь все побеждает.

-  Какую народную мудрость передает нам, читателям, Сергей Тимофеевич Аксаков?

Вывод: В человеке главное -  его душа,  а любовь способна победить зло.

IX . Рефлексия.

- Какие задания показались вам интересными?

- Ребята, с каким чувством вы заканчиваете урок? Поделитесь. (Свободные высказывания)

- Если урок для вас был интересен и полезен, то поставьте в вазу распустившийся аленький цветочек, если вам кажется, что урок недостаточно интересен, то поставьте в вазу бутон аленького цветочка.

X. Домашнее задание.

-  Ребята, получите домашнее задание: составить кроссворд.

XI. Заключительные слова учителя

- Сказке «Аленький цветочек» уже более 150 лет, а она  не постарела, потому что никогда не исчезнут добро и любовь. Пусть же аленький цветочек не увядает в душе каждого человека.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народная мудрость сказки С.Аксакова «Аленький цветочек» МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа Алексеева Наталья Викторвна, учитель начальных классов

Слайд 2

Сергей Тимофеевич Аксаков 1791-1859 Какая народная мудрость скрыта в сказке «Аленький цветочек»?

Слайд 3

За тридевять земель, в тридевятое царство, в тридесятое государство Поворотился он назад – нельзя идти, направо, налево– нельзя идти Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается Долго ли, ни в сказке сказать, ни пером описать мало ли времени Красоты невиданной и неслыханной, что Не прикажи меня рубить и казнить, прикажи слово вымолвить

Слайд 4

Физкультминутка Наши алые цветочки Распускают лепесточки. Ветерок чуть дышит, Лепестки колышет. Птички весело летают, Нежно бабочки порхают. Наши алые цветочки Закрывают лепесточки. Видно, отдохнуть пора… А у нас урок, друзья!

Слайд 5

Купец

Слайд 6

Зверь лесной, чудо морское Николай Куприянов Борис Диодоров Иван Цыганков Кто из художников- иллюстраторов, на твой взгляд, наиболее точно изобразил героя?

Слайд 7

Три сестры

Слайд 8

Любовь не знает мести, а дружба лести. Любовь всё побеждает. Выбери пословицу, отражающую идею сказки «Аленький цветочек»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа Знатоки сказки С.Т. Аксакова „ Аленький цветочек“ Выполнила: Алексеева Наталья Викторовна, учитель начальных классов Велиж 201 7

Слайд 2

Инструкция Перед вами игровое поле. Каждый цветок — ваша остановка. Выберите один правильный ответ из предложенных и вернитесь на игровое поле. Желаю удачи! 1 1 4 5 3 2

Слайд 3

1. Волшебный предмет зверя лесного, с помощью которого купец мог быстро очутиться дома. Медный браслет Золотой перстень Бриллиантовая серьга

Слайд 4

Подумай ещё и ответь правильно!

Слайд 5

Молодец !

Слайд 6

2. Дочь купца вернулась во дворец со опозданием, потому что...? Долго прощалась с отцом Сёстры перевели часы Долго не могла решить возвращаться или нет

Слайд 7

Подумай ещё и ответь правильно!

Слайд 8

Молодец !

Слайд 9

3. Кем оказался зверь лесной, чудо морское? Злым колдуном Медведем Заколдованным принцем

Слайд 10

Подумай ещё и ответь правильно!

Слайд 11

Молодец !

Слайд 12

4. Сколько лет провёл принц в облике чукдища? Меньше года 30 лет 100 лет

Слайд 13

Подумай ещё и ответь правильно!

Слайд 14

Молодец !

Слайд 15

5. Отрывком из какого произведения является сказка „Аленький цветочек“? „ Детские годы Багрова-внука“ „ Детство Тёмы“ „ Семейная хроника“

Слайд 16

Подумай ещё и ответь правильно!

Слайд 17

Молодец !

Слайд 18

Молодец! Ты справился со всеми заданиями!



Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа

Народная мудрость сказки

Т.С. Аксакова «Аленький цветочек»

(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ)

Подготовила:

Алексеева Наталья Викторовна

учитель начальных классов

Методическая разработка по литературному чтению предназначен для работы в 4 классе. Данная разработка выполнена с помощью прикладных программ СПО Linux  и предназначена для применения в ОО OpenOffice.org  на в ОС  Linux и Windows.

Рекомендованные требования:

  1. ОС  Linux Ubuntu 10.04 и Windows XP или последующие;
  2. ООо OpenOffice.org 3.0 или последующие, MS Office 2010 или последующие ;
  3. HDD 100Mb;
  4. RAM 512Mb.

Методическая разработка состоит из:

  • стартовой презентации;
  • буклета «Народная мудрость сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»;
  • интерактивного теста по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»;
  • кроссворда по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
  • презентации «Знатоки сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»»;
  • пояснительной записки;
  • методических рекомендаций пользователю;
  • источники.

Чтобы начать пользоваться методической разработкой, нужно:

  1. открыть папку «Алексеева Н.В.»;
  2. открыть файл «startovaj»;
  3. с помощью кнопки F5 запустить презентацию и, используя систему гиперссылок, выбрать необходимый элемент методической разработки (каждый элемент открывается в отдельном окне);
  4. для выхода из проекта закрыть все окна с элементами разработки и выйти из папки.

Оценить знания учащихся по данной теме поможет кроссворд, выполненный в редакторе Calc. Если ребёнок правильно ответит на вопрос , то откроются буквы на зелёном фоне, если же допустит ошибку, то фон ячеек будет оранжевым, что послужит сигналом об ошибке.

 Тест по сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» с единичным выбором правильного ответа выполнен в редакторе Calc. Ученик за каждый правильный ответ набирает один балл, в конце выполнения задания ему выставляется оценка.

Интерактивная игра «Знатоки сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек". На втором слайде — номера вопросов, кликая по которым попадаешь на нужный вопрос. Если ученик отвечает правильно, то он попадает на слайд «Молодец!», с которого идёт на следующий вопрос, а если ошибается - на слайд «Подумай ещё и ответь правильно!», с которого идёт опять на данный вопрос. С каждого вопроса по управляющей кнопке можно вернуться на страничку с номерами вопросов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

тест по сказке "Аленький цветочек"

тестовые задания помогут проверить знания детей по данной теме...

Урок-исследование на тему «Открытие любви и добра» по сказке « Аленький цветочек» Сергея Тимофеевича Аксакова.

Цели:·        продолжить работу над сказкой «Аленький цветочек»;·        отрабатывать навыки правильного...

Куклы из сказки «Аленький цветочек»

Конспект урока по изобразительному искусству «Начальная школа 21 века»(авторы программы:Л.Г.Савенкова, Е.А.Ермолинская)...

Куклы из сказки «Аленький цветочек»

Куклы из сказки  «Аленький цветочек» (материалы к уроку изобразительного искусства)...

тест к сказке "Аленький цветочек"

Тест к сказке Аксакова С.Т.  "Аленький цветочек" предназначен для обучающихся 4 класса...