Конспект урока литературного чтения, УМК "Школа России" 3 класс, "Еще мама"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Азналина Виолетта Рустамовна

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_18.04.19.docx28.6 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 18.04.2019

ФИО студента: Гиниятуллина В.Р

Школа: «Начальная школа – детский сад» №26

ФИО учителя: Магасумова М.А._____

Класс: 3а

ФИО руководителя практики: Солопова Т.В

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема: А.П. Платонов «Ещё мама».

Цели деятельности учителя: продолжить работу над произведением А.П. Платонова «Ещё мама»; осознание детьми смысла названия рассказа «Еще мама». Что значит «еще»?

Планируемые результаты

Предметные:

- знать о жизни и творчестве В. Сухомлинского;

- знать содержание произведения «Ещё мама»

- уметь находить слова и выражения, которые использует автор для описания и характеристики героя.

Личностные:

- оценивать конкретные поступки;

- высказывать собственное мнение на основе осмысления текста;

- понимать причины успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата;

- уметь адекватно оценивать свою работу на уроке.

Тип урока: «комбинированный урок»

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (часть 2), (авторы М.С.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф. Климанова )М: Просвещение.

Этапы урока

Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный - разъяснение

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, представьте, что лучик солнышка коснулся вашей головки. Вы чувствуете его

тепло, словно теплая мамина ладонь гладит ваши волосы.

Скажите себе: Мне тепло и спокойно

- Приветствуют учителя.

- Отвечают на вопрос.

Л: самоопределение.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

II. Актуализация знаний и мотивация

Практический – задание на соотнесение;

Словесный – объяснение, беседа;

Наглядный – карточки с заданием, иллюстрация в учебнике.

6 мин

 А теперь посмотрите на слайд.

На улице чудесное время года - весна. Вдохните запах весенней свежести.

На экране: …Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года….

Прочитать 1. Про себя, 2. Шепотом, 3. Громко

-Прочитайте выразительно

Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице.

Наша задача понять, что значит для каждого из нас мама и какова роль учителя в жизни каждого из вас.

Проверка домашнего задания

Дома вы были художниками и рисовали иллюстрацию к произведению «Еще мама». По желанию сейчас выходите и описываете свою иллюстрацию и говорите, к какому эпизоду она рисовалась.

-Что или кого вы изобразили на своих рисунках?

-Да, вы хорошие наблюдатели. Мне очень понравились ваши рисунки, надеюсь, вы мне их подарите.

- Посмотрите, какое интересное название у произведения «Еще мама»

- Как ещё можно назвать маму? Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову мама.

Мамочка Мамуля  Маменька   Матушка

– К какому жанру относится прочитанное произведение? (рассказ)

Почему вы так решили? Докажите. ( все события следуют одно за другим, есть сюжет)

- выполняют речевую разминку

-выполняют работу в карточках по домашнему заданию

Проверка у доски

- доброте, любознательности

Ответы детей

Продолжают фразу

Р: саморегуляция.

Р: оценка результатов работы.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение способов взаимодействия.

III. Постановка учебной задачи

Словесный – беседа.

1 мин

Сегодня на уроке мы продолжим работать над произведением Андрея Платоновича Платонова «Еще мама», которое он посвятил своей первой учительнице.

Но я вам вчера задавала вопрос, на который вы не смогли мне сразу ответить. Как он звучал?

-Что побудило Андрея Платонова написать такой рассказ?

Платонов Андрей Платонович, настоящая фамилия Климентов, русский прозаик, драматург. Родился августа 1899 в рабочем пригороде Воронежа. Был старшим сыном в семье слесаря железнодорожных мастерских.

А.Платонов в детстве познал столько горя, что оно не отпускало его до окончания дней. В малолетстве ему пришлось нищенствовать (одно время семья достигала десяти человек, а работал только отец), (голодной смертью умирали маленькие братья и сёстры). Он вынужден был начать работать с четырнадцати лет, чтобы помочь родителям растить детей. Нежное чувство любви к матери Марье Васильевне пронёс А.Платонов через всю жизнь.

    Большое влияние на его формирование оказали не только родители, но и первая учительница — Аполлинария Николаевна.

  Платонов писал: -“Потом наступило для меня время ученья — отдали меня в церковноприходскую школу. Была там учительница Аполлинария Николаевна, я её никогда не забуду, потому что через неё я узнал, что есть пропетая сердцем сказка про Человека, родимого «всякому дыханию», траве, зверю”.

     Сочувствие и сострадание к чужой беде, чужому горю, переживаемому как собственное, свойственно героям А.Платонова. Особенно остро воспринимают мир дети. В изображении писателя дети — это какие-то маленькие взрослые, серьёзные и озабоченные, постоянно думающие о том, как облегчить тяжёлую жизнь не только своих близких — отца, матери, братьев и сестёр, но и дальних, “чужих людей”

 Признанием в любви к самым близким людям является рассказ А.Платонова «Ещё мама».

— Почему рассказ называется «Ещё мама»?

 (Смысл названия рассказа  видят во встрече Артёма с учительницей Аполлинарией Николаевной, ставшей для Артёма “ещё мамой”. Признанием в любви к самым близким людям)

.

- Ребята скажите, какая тема нашего сегодняшнего урока

-Какие цели мы поставим перед собой

Слушают учителя

Выбирают слова

-Родина

Предположение детей

Артём его мама и учительница

Р: целеполагание как постановка учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесный – рассказ учителя, беседа;

Практический – подчеркивание непонятных слов;

Наглядный – тест в учебнике.

6 мин

Мы на прошлом уроке разделили рассказ на части.

Сколько частей в тексте? Прочитайте название частей.

А)Разговор с матерью. (чтение по ролям)

Кто главные герои в этой части?

-Что можно сказать про маму?

-Как разговаривает мальчик с мамой?

-Какие между ними отношения?

-Как вы понимаете выражение «Учительница будет вместо мамы»?

Б)Дорога в школу (сжатый или подробный пересказ)

-Каким голосом и как разговаривает Артём с другими героями произведения? (смелый,…)

-Как характеризует Артёма то, что он подумал хорошо, мама уже дома, волк её не съест» (очень любит свою маму) - Как учительница встретила Артема в школе?

-Прочитайте, как автор описывает нам учительницу? (140)

- Какой художественный прием использует автор?

(сравнение «как маленькая»)

-Почему Артем почувствовал в ней близкого человека? (От нее пахло теплым хлебом и сухой травой, как от матери)

-Почему Артем не слушал учительницу? (Он думал о матери)

-А как реагировала Аполлинария Николаевна на его невнимание? (Не ругала, понимала, что он в школе первый раз. Почувствовала его тревогу.)

Разбирают незнакомые слова

1.Мама провожает сына в школу.

2. По дороге в школу.

3. Первое впечатление.

4. Знакомство с учительницей.

5. Первый урок в жизни Артёма.

6.Урок продолжается.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем.

П: смысловое чтение как осмысление смысла чтения.

К: восприятие текстов художественного стиля.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

П: произвольное построение высказывания в устной форме.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный – беседа.

2 мин

Физминутка

- С каких слов учительница начала учить Артема грамоте? (Мама, Родина)

-Почему? Какие пословицы знаете?(Хлеб, земля, Родина, мать-это то, без чего не может жить человек.) (Одна у человека мать, одна и Родина)

-Какое слово произносит человек в самые трудные для него минуты? ( МАМА)

-Какие ассоциации возникают у вас при слове мама? Я предлагаю вам написать эти слова

Выполняют физминутку

-Об Артёме

-Заботливая, добрая, понимающая

-находят в тексте

высказывание детей

дети выбирают- добрая, злая, умная, равнодушная, заботливая, ленивая, трудолюбивая, переживающая, внимательная, строгая

высказывают своё предположение

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный – разъяснение;

Наглядный – демонстрация слайда;

Частично-поисковый – выделение вопросов.

10 мин

Выполните самостоятельно задание в рабочей тетраде.

Проверка

-Сейчас ребята вы должны самостоятельно написать продолжение этого рассказа. Описать действие которое случиться далее.

Ученики выходят к доске  и зачитывают свои рассказы.

.

П: анализ с целью выделения существенных признаков.

П: управление поведением партнера.

VII. Включение в систему знаний

Словесный – беседа.

2 мин

 С каким произведением познакомились на уроке?

- Кто его автор?

- Ребята, почему автор назвал рассказ «Ещё мама »

- Какую главную мысль хотел донести до нас автор?

- «Ещё мама»

-А.П. Платонов

-учительница в школе стала Артёму как мама.

П: структурирование знаний.

VIII. Рефлексия деятельности

Словесный – разъяснение;

Практический – заполнение карточек.

2 мин

- Оцените свою работу на уроке, заполнив карточки.

Вопросы

«Да»

«Нет»

Я хорошо работал на уроке.

Я без ошибок выполнил самостоятельную работу.

Я много нового узнал на уроке.

 

- Поднимите руку те, кто на 1 вопрос ответил «Да».

- Поднимите руку те, кто на 2 вопрос ответил «Нет».

- Поднимите руку те, кто на 3 вопрос ответил «Да».

- Запишите домашнее задание: нарисовать на листе формата А4 иллюстрацию к понравившемуся отрывку.  

- Ребята, спасибо за урок, до свидания!

- Оценивают свою работу на уроке.

- Записывают домашнее задание и прощаются с учителем.

Р: оценка – осознание качества и уровня усвоения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения в 1 классе по теме "Стихи о маме"

Предлагаю Вашему вниманию конспект урока литературного чтения в 1-м классе по теме "Стихи о маме"Учебник - Ефросининой, УМК "Начальная школа XXI века"Класс - 1-ыйРаздел: «Учимся уму-разуму»Изучаемые н...

Конспект урока литературного чтения в 3 классе 2 отделения школы - интерната II вида. Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский.

Конспект урока литературного чтенияв 3 классе 2 отделения школы  - интерната II вида.Тема урока: Рассказ «Моя мама пахнет хлебом». В. Сухомлинский....

Конспект урока литературного чтения «А.П. Платонов Ещё мама» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением А.П. Платонов «Ещё мама»; совершенствование навыков чтения; навыков работы с текстом.Планируемые результаты:·...

Конспект урока литературного чтения А.П. Платонов «Ещё мама». Выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование навыков чтения по произведению А.П. Платонова «Ещё мама»; навыков работы с текстом.Планируемые результаты:Предметные:...

Конспект урока литературного чтения "А.П.Платнов "Ещё мама"" УМК "Школа России" 3 класс.

Конспект урока по литературному чтениюТема: А.П. Платонов «Ещё мама» Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с произведением А.П. Платонова «Ещё ма...

КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: «А.Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний об произведении А.Платонова; продолжение изучения автора А. Платонова. Планируемые результаты Предметные: знать содержание произведение «Еще мама&r...

Конспект урока литературного чтения "А.П. Платонов “Еще мама” (УМК «Школа России», 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении А.П. Платонова «Еще мама», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать о жизни и ...