Конспект урока по литературному чтению «М.М. Зощенко «Золотые слова»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление с произведением автора; формирование умения читать вдумчиво, проникать в глубину содержания произведения

Планируемые результаты

Предметные: знать автора произведения; уметь понимать главную мысль литературного произведения

Личностные: формировать положительную мотивацию к обучению; создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету; воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение

 

Тип урока: открытия нового знания 

 

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 кл. 2 ч., Л.Ф. Климанов, В.П. ГорецкийУМК «Школа России», презентация

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotye_slova_konspekt_uroka.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Этап

самоопределения

Психологический настрой:

Организация урока

Словесный

Беседа

1-2 минуты

- Здравствуйте, дорогие ребята. Я рада вас видеть. Хорошего вам настроения. 

Ровно встали,

Тихо сели,

На меня все посмотрели.

На уроке не зевать,

А работать и читать

Приветствуют учителя 

Р: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Актуализация знаний и мотивация

Подведение к теме и цели урока

Словесный

Беседа

4-5 минут

-Вы перечитали дома рассказ Андрея Платонова «Ещё мама».

– Какие эпизоды рассказа вас тронули, взволновали сильнее всего? Прочитайте их.

– Почему вы остановили свой выбор именно на этом отрывке?

– Как вы понимаете название рассказа «Ещё мама»?

– Чем Аполлинария Николаевна была похожа на маму Артёма?

Отвечают на вопросы

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. 

III. Постановка учебной задачи

Подведение к теме и цели урока

Словесный

Беседа

Практический

Демонстрация слайдов

4-5 минут

- Ребята, посмотрите на слайд.(На экране появляется портрет писателя)

-Знаете ли вы этого писателя? Расшифруйте запись и назовите его:

ЛИАХИМ ЧИВОЛЙАХИМ ОКНЕЩОЗ

-Молодцы! Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно расшифровать название рассказа, с которым мы сегодня познакомимся.

-Верно. Какие цели поставим?

Зощенко Михаил Михайлович

- Тема нашего урока: «Золотые слова»

  • познакомиться с произведением
  • учиться анализировать произведение

Р: анализировать учебный материал 

П: строить рассуждение по теме урока в соответствии с возрастными нормами.  

П: самостоятельное выделение и формирование познавательной цели

IV. Открытие нового знания

Практический

Демонстрация слайдов

Словесный

Беседа

Практический

Демонстрация слайдов

Словесный

Беседа

Практический

Работа с учебником

Словесный

Беседа

Практический

Работа в парах

Практический

Динамическая пауза

8-9 минут

2 минуты

– Продолжат раздел «Собирай по ягодке – наберёшь кузовок» произведения замечательного мастера слова, писателя, который с юмором рассказывает о серьёзных, а порой курьёзных вещах, писателя, который, не читая нотаций и нравоучений, может заставить человека переосмыслить, переоценить своё поведение, измениться внутренне в лучшую сторону, – Михаила Михайловича Зощенко.

-Что вы о нем знаете?  С его биографией нас познакомит Дима. (подготовленный ученик рассказывает о писателе)

-Спасибо! Ребята, какие произведения М. Зощенко вы читали?

На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг. Писатель создал целые циклы рассказов адресованные детям: «Умные животные», «Смешные рассказы», «Лёля и Минька», «Рассказы о Минькином детстве», «Рассказы о войне»

– Рассказ, который мы прочитаем сегодня, называется «Золотые
слова».

- Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова. Посмотрите на слайд, прочитайте слова, постарайтесь объяснить значение слов.

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

– А какие слова, по вашему мнению, – золотые?

– А вот что об этом думает Михаил Зощенко. Откройте учебник на стр. 144. Сейчас я прочитаю рассказ, слушайте внимательно и следите.

– Как бы вы теперь объяснили название рассказа «Золотые слова»?

-Давайте обсудим 1 часть рассказа.

(1 часть заканчивается  предложением:«…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

-От чего имени ведётся рассказ?

-Почему дети любили ужинать со взрослыми?

- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

- Как наказал отец Миньку и Лёлю?

- Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды. Посмотрите на слайд, существуют определенные правила для детей и взрослых, прочитайте их.

Лексическая работа.

-Обсудите в парах,  как  вы понимаете устойчивые словосочетания.

Тараторила без конца –говорила очень быстро без остановки.

Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

Желала загладить происшествие - исправить положение

-Хорошо. А теперь давайте немножко отдохнем и продолжим наш урок.

Слушают учителя

Слушают учащегося

Отвечают на вопрос

Предполагаемые ответы учащихся

Спасибо, простите, извините, доброй ночи, до свидания, доброе утро и т.д.

Слушают учителя

Рассказ ведётся от имени главного героя Миньки, от автора.

Ответы подтверждают словами из текста

Слушают учителя

Работают в парах

Выполняют динамическую паузу

Р: анализируют материал 

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью 

Р: анализируют материал 

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью 

Р: саморегуляция как способность к мобилизации силы и энергии.

V. Первичное закрепление во внешней речи

Словесный

Беседа

Практический

Работа с учебником

Словесный

Беседа

Практический

Работа с учебником

5 минуты

- Когда прочитаем 2 отрывок, скажете, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца.

– Какие слова отца писатель запомнил, понял и оценил?

– Согласны ли вы с тем, что эти слова действительно золотые?

– Как слова отца помогли писателю в дальнейшей жизни, в его работе? Прочитайте, как об этом говорит сам Михаил Зощенко.

(чтение отрывка, начинающегося словами: «И этих слов, уважаемые дети, я всегда придерживался во многих случаях жизни» и заканчивающегося последним предложением рассказа.)

– Как вы думаете, правильно ли поступил писатель, рассказав о событии из своего детства? Почему так считаете?

-Какова же основная мысль произведения?

Отвечают на вопрос

Ответы подтверждают словами из текста

Слова о том, что человек должен поступать в зависимости от обстоятельств, от обстановки, а не следовать слепо, бездумно ничьим указаниям

Ответы подтверждают словами из текста

Отвечают на вопросы

П.: строить речевые высказывания в устной форме 

 

П.: обращение к ранее усвоенной информации  

Р.: выполнение пробного учебного действия

К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью 

 

VI.

Самостоятельная

Работа

Практический

Упражнение

Проверка по

эталону

5 минут

-Сейчас я раздам вам тест, который состоит из 8 вопросов. Ваша задача ответить на вопросы по прочитанному произведению.

-Кто правильно выполнил тест, у того должны  были получиться слова Я МОЛОДЕЦ (на слайде)

Выполняют самостоятельно задание

П: выбор наиболее эффективных способов решения задач

Р: саморегуляция

VII. Включение в систему знаний 

Словесный

Объяснение домашнего задания

2 минуты

-Откройте дневники, запишите домашнее задание. Перечитать рассказ М. М. Зощенко «Золотые слова» (с. 144–153, часть 2-я), подготовить выразительное чтение наиболее понравившихся отрывков рассказа.

Записывают домашнее задание, слушают пояснение

Р.: принимают учебную задачу на следующий урок

VIII. Рефлексия деятельности 

Аналитический

Анализ

2 минуты

 -Чему научил вас сегодняшний урок?

– Что особенно запомнилось?

– Когда вам было весело?

– О чём бы вы хотели рассказать своим друзьям?

Анализируют свою работу на уроке

Р: анализировать собственную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.Д.Бальмонт. Золотое слово. Осень

Дети знакомятся с личностью К.Д.Бальмонта и с двумя его стихотворениями. На данном уроке используется сравнительный  анализ стихотворений К.Д.Бальмонта. Дети учатся представлять картины при...

Конспект урока по литературному чтению: М.М.Зощенко "Золотые слова"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: М.М.Зощенко "Золотые слова"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по литературному чтению " М.М.Зощенко «Золотые слова»" УМК "Школа России", 3 класс

Тема: М.М.Зощенко «Золотые слова»Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с жизнью и творчеством писателя; формирование понимания юмористического текста, деление его на части; формир...

Конспект урока по литературному чтению М.М. Зощенко "Золотые слова", 3класс, "Школа России"

Цели деятельности учителя:  ознакомление детей с произведение М.М. Зощенко «Золотые слова»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность. Планируемые резу...

Конспект урока по литературному чтению "М.М. Зощенко "Золотые слова" (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.Планируемые результаты: Предметные:- знать о жизни и...

Конспект урока по литературному чтению "М.М. Зощенко Золотые слова"

Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова»Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М.М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчестве писателя.План...

Технологическая карта урока по литературному чтению "М.М. Зощенко «Золотые слова»" (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока:  формирование читательской компетенции в процессе работы над рассказом М.М. Зощенко «Золотые слова».Задачи урокаДидактически...