Конспект урока по литературному чтению М.М. Зощенко "Золотые слова", 3класс, "Школа России"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Кукаркина Анастасия Александровна

Цели деятельности учителя:  ознакомление детей с произведение М.М. Зощенко «Золотые слова»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

 

Планируемые результаты

Предметные: 

знать: биографию М. М. Зощенко, содержание произведения «Золотые слова»;

уметь:  делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Личностные: проявлять положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие;  показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей

Тип урока: ОНЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 15.04.20

Школа: ОЦ №1

Класс: 3д

                                                               

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

Тема урока: М.М. Зощенко «Золотые слова»

Цели деятельности учителя:  ознакомление детей с произведение М.М. Зощенко «Золотые слова»; совершенствование навыков чтения: выразительность, осознанность.

Планируемые результаты

Предметные: 

знать: биографию М. М. Зощенко, содержание произведения «Золотые слова»;

уметь:  делить текст на смысловые части, выделять микротему каждой части; анализировать произведение, читать выразительно по ролям.

Личностные: проявлять положительное отношение к учению; учиться самоанализу; воспитывать трудолюбие;  показать важность соблюдения нравственных правил общения в семье, способность создания атмосферы доверия; содействовать воспитанию в детях чувства ответственности за свои поступки, умение и желание прощать; воспитывать добрые чувства и уважительное отношение к близким людям; учить оценивать собственное поведение и поведение других людей

Тип урока: ОНЗ

Оборудование: Литературное чтение 3 класс. Ч 2 / В.Г.  Горецкий. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012., презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Психологический настрой.

1 мин

- Здравствуйте, ребята.

Литературное чтение – прекрасный урок,

Много полезного в каждой из строк,

Стих это будет, сказка, рассказ

Вы учите их – они учат вас!

-Улыбнитесь друг другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

Ученики приветствуют учителя, стоя возле своих парт.

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесн.: эврестическая беседа.

Практич.: проверка д/з.

4 мин

Проверка домашнего задания:

- Начнем урок с проверки домашнего задания? Что вам было задано?

 

Слушают учителя.

Пересказ отрывком

К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.

III. Постановка учебной задачи

Словесн.: подводящий диалог.

2 мин

- Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями в разделе «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

- Откройте учебник на стр.144. Сформулируйте тему сегодняшнего занятия.

- Какие цели мы поставим на урок?

Тема: М.М. Зощенко «Золотые слова»

1) Познакомиться с произведением М.М. Зощенко «Золотые слова»

2) Познакомиться с биографией Михаила Михайловича Зощенко.

К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.

Р.: принятие и сохранение учебной задачи.

IV. Открытие нового знания

Словесн.: слово учителя

Наглядн.: учебная презентация.

3 мин

Рассказ об авторе

- Сейчас я вас познакомлю с биографией М.М.Зощенко. внимательно слушайте и будьте готовы ответить на вопросы.

Детские и юношеские годы

Родился от 28 июля (9 августа) 1894 года в Питере. Родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы.

Тем не менее обеспеченной семья не была – отец зарабатывал на жизнь своим талантом художника, но выходило немного – сына выучили в гимназии, а вот на университет уже не хватило – он был отчислен за неуплату.       Зощенко начала зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе контролера на железной дороге.

Началась война и молодого человека призвали в армию. Воевать ему особенно не хотелось, но четыре боевые награды он все равно получил и даже вернулся на фронт после того, как его списали в запас.

Краткая биография Зощенко указывает, что за свою юность писатель сменил около 15 профессий. В 1921 году вышла первая книжка его рассказов, а через 10 лет книжек у него было уже около 60!Он умел смотреть на всё с улыбкой и своими рассказами хотел научить этому других. Ни один юмористический вечер не обходился без его рассказов..

- Кем были родители Зощенко?

- Сколько профессий сменил?

- Чему своими работами автор хоте научить людей?

- Молодцы, ребята!

Слушают учителя

-дворянами, а мать до замужества играла в театре

-15

-Смотреть на все с улыбкой

П: построение речевого высказывания

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практич.: словарная работа.

Наглядн.: учебная презентация.

5 мин

Словарная работа

- Перед тем, как приступим к чтению рассказа, обратим внимание на некоторые слова.

- На слайде есть слова:

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть  отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо  в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать  испытывать сожаление об этом.

- Я буду читать слова по слогам, а вы повторяйте за мной их вслух. Затем прочитайте эти слова целиком вслух.

– Кто знает значение данных слов?

Слушают учителя. Выполняют задание учителя.

Повторяют произношение слов за учителем.

Оробел – испугался.

Горевать – сокрушаться, тосковать, печалиться, грустить.

Ступать – шагать, ходить, идти.

Изгородь – ограда из жердей, прутьев, штакетника. Легкий забор.

Аполлинария – Женское имя.

Спозаранку – с раннего утра, рано утром.

К.: участие в учебном диалоге.

Л: смыслообразование

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесн.: слово – ответ.

Чтение текста

- Сейчас я буду читать текст, а вы внимательно следите и будьте готовы ответить на вопрос в конце чтения.

- Выскажите свое впечатление о рассказе.

Слушают учителя. Выполняют задание учителя. Отвечают на вопросы.

П: построение речевого высказывания

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

К.: участие в учебном диалоге.

VII. Включение в систему знаний

Практич.: чтение рассказа

Самостоятельное чтение

- Ребята, сейчас вы будете читать рассказ по очереди.

Фронтальная работа

- Что вам особенно понравилось в этой истории? Чему учит это произведение?

- Посмотрите на заголовок. Почему рассказ называется «Золотые слова?

- В каком значении употреблено слово золотые?

- Что они значат?

- Какое событие изображает писатель в рассказе?

- Кто главные герои рассказа?

- От чьего лица ведется повествование?

- Почему же те события, которые произошли с героем в детстве, незабываемы?

– Какой эпизод в рассказе понравился вам больше всего? Почему?

- Как бы вы озаглавили данный эпизод?

- Почему дети любили ужинать со взрослыми? Подтвердите словами из текста.

- Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей? Подтвердите словами из текста.

- Как наказал отец Миньку и Лёлю? Подтвердите словами из текста.

- Сколько времени Минька и Леля не садились за стол вместе с родителями?

– Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми? Подтвердите словами из текста.

- Расскажите, как нужно себя вести за столом во время еды.

Выполняют задание учителя.

Ответы детей.

Ответы детей.

- В переносном значении.

- Означают, что эти слова ценные, дорогие.

Ответы детей.

- Минька и Лёля.

- Повествование ведется от первого лица, рассказчик – Минька.

- Урок, который получил Минька, был поучительным, он ему помог в дальнейшей жизни.

- Случай с маслом.

- Незабываемый ужин.

- Когда я был маленький, я очень любил ужинать со взрослыми. И моя сестрёнка Лёля тоже любила такие ужины не меньше, чем я.

Во-первых, на стол ставилась разнообразная еда. И эта сторона дела нас с Лёлей в особенности прельщала.

Во-вторых, взрослые всякий раз рассказывали интересные факты из своей жизни. И это нас с Лёлей тоже забавляло.

— Вы плохо воспитываете ваших детей. Они мне буквально пикнуть не дают — всё время перебивают глупыми замечаниями.

— Ввиду того что дети действительно вели себя крайне развязно и тем самым они не оправдали наших надежд, я запрещаю им с этого дня ужинать со взрослыми. Пусть они допьют свой чай и уходят в свою комнату.

Два месяца.

—я категорически запрещаю вам что-либо говорить за столом.

Ответы детей.

Р.: анализировать собственную работу;

К.: построение речевого высказывания.

П.: устанавливать причинно-следственные связи.; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

П.: использование учебной литературы, энциклопедий,  справочников

Р.: умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесн: слово учителя.

-Подведем итоги урока. Назовите автора и название произведения.

-Какова суть рассказа?

-Что вам запонилось болье всего?

- Откройте дневник запишите домашнее задание: составить словесный портрет главного героя.

Урок окончен. Спасибо за работу!

Отвечают на вопросы

Р.: анализировать собственную работу. Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Михаил Михайлович Зощенко (1895 – 1958)

Слайд 5

Прельщала Угореть Угоревший Развязно Раскаяться


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению К.И. Чуковский "Телефон" УМК "Школа России", 1 класс

Знакомство с творчеством К.И. Чуковского, креативные  задания для работы в парах....

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» ("Школа России" 2 кл. 2 часть)

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» ("Школа России" 2 кл. 2 часть)...

Конспект урока по литературному чтению В. Осеева «Волшебное слово» 2 класс

Конспект урока по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс В. Осеева  «Волшебное слово»...

Конспект урока по литературному чтению «М. Зощенко «Золотые слова» 1/2, 3 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: развитие умения работать со словарем, формирование умений правильного, сознательного и беглого чтения целыми словами; формирование умения выделять необходимую информацию (оп...