Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Гордеева Кристина Васильевна

Конспект интегрированного урока литературного чтения по сказке «Рукавичка»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k-integrativnogo_uroka_po_lit-chteniju-1_klass-shk.docx26.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного урока литературного чтения

по сказке «Рукавичка»

УМК «Школа России»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель: создать условия для знакомства учащихся с русской народной сказкой «Рукавичка» и восприятия произведения с межпредметной связью.

Планируемые результаты: 

Предметные:

1) дать представление о специфике сказочного жанра на примере русской народной сказке о животных;

2) способствовать формированию целостного представления об основной идее сказки;

3) формирование условий для выразительного чтения.

Метапредметные:

1) использовать навыки смыслового чтения русской народной сказки «Рукавичка», осознанного построения речевого высказывания на поставленные вопросы по данному произведению;

2)  умение искать и выделять необходимую информацию;

3) формирование развитие процессов памяти, внимания и воображения (сколько персонажей поместилось в рукавичку и кто именно, т.е. назвать клички зверей; представить, как выглядела рукавичка);

4) умение формулировать свою точку зрения по содержанию прочитанного произведения и сравнивать её с авторской. (Е. Чарушин «Теремок»);

4) связь с математикой посредством математического шифра, а также счет количества персонажей, которые поместились в рукавичку, и порядковый счет (какой по счету лисичка – сестричка забралась в рукавичку);

5) связь с русским языком, а именно знание алфавита, знание правила как узнать сколько в слове слогов, поделить слово на слоги и посчитать их, а также как в слове расставить ударение);

6) связь с окружающим миром посредством знания жилищ для каждого зверя из сказки, и что нужно делать, чтобы кисти рук не замерзали на морозе;

7) связь с технологией посредством знания различных видов тканей, а именно из каких видов тканей изготавливаются перчатки, варежки и рабочие рукавицы.

Личностные:

1) формирование интереса к чтению сказок;

2) формирование представлений о добре и об нравственных поступках.

Оборудование: проектор, компьютер, учебник (Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. 1 класс).

Библиография:

1) Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. Литературное чтение. Учебник. 1 класс. М.: Просвещение, 2012. — 110 с.

2) Стефаненко Н. А. Литературное чтение. Методические рекомендации. 1 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Н. А. Стефаненко. — 3-е изд., доп. — М.: Просвещение, 2017. — 110 с. — (Школа России). — ISBN 978-5-09-052541-1.

3) Чехлова А.Г. Особенности построения и проведения интегрированного урока по математике и литературному чтению в начальной школе. // Международный научный журнал Инновационная наука. 2015 г. №10. С. 186 – 189.

Структура урока

  1. Организационный момент (1 мин)
  2. Проверка домашнего задания (4 мин)
  3. Актуализация знаний (3 мин)
  4. Подготовка к восприятию (7 мин)
  5. Первичное восприятие (6 мин)
  6. Проверка первичного восприятия (3 мин)
  7. Работа над содержанием текста (4 мин)
  8. Фикультминутка (1 мин)
  9. Работа над содержанием текста (10 мин)
  10. Этап обобщения, подведение итогов (2 мин)
  11. Рефлексия (2 мин)
  12. Домашнее задание (2 мин)

Ход урока:

  1. Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята! Встаньте, пожалуйста. Давайте посмотрим, все ли у вас на парте: учебник «Литературное чтение», подставка под учебник? Отлично.

Учитель: А сейчас проверим, кто из вас сядет тише. Первыми тихо садятся девочки, теперь мальчики. - Молодцы, все сели тихо.

  1. Проверка домашнего задания

Учитель: Начнем работу с проверки домашнего задания. Ребята, кто напомнит, какое домашнее задание у вас было? (Домашнее задание было вариативное и относится к прошлой теме урока – литературная сказка Е. Чарушина «Теремок»).

  1. Нарисовать обложку к сказке «Теремок».
  2. Придумать и написать свой вариант продолжения сказки «Теремок».
  3. Найти 2-3 пословицы, подходящие к данной сказке. (обязательное)

Хорошо. Начнем поверку с обложек к сказке, которые вы нарисовали. тестов. Выйдете, пожалуйста, к доске, кто рисовал. Каждый по очереди скажет, почему он нарисовал такую обложку к сказке.

Теперь перейдем тем, кто придумал и написал свой вариант продолжения сказки. Кто хочет прочесть своё продолжение сказки всему классу, поднимите руку. (Если желающих нет, учитель выбирает сам).

И напоследок, проверим кто какие подобрал пословицы к данной сказке. (Учащиеся читают по одной пословице и объясняют ее смысл).

  1. Актуализация знаний

Учитель: Сегодня мы с вами продолжим знакомится со сказками. А для начала давайте вспомним, что же такое сказка? (Сказка – это выдуманная история; вымышленная и фантастическая история)

 Учитель: На какие 2 большие группы делятся сказки?  (Сказки делятся на две большие группы: литературные сказки, в которых есть авторы – авторские и русские народные).

Учитель: Почему называются авторскими?  (у них есть автор)

Учитель: Какие авторские сказки вы читали? (Е. Чарушин «Теремок», И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква «А»).

Учитель: Почему сказки называются народными? (их сочинил народ, передаются из уст в уста).

Учитель: Приведите примеры таких сказок. («Колобок», «Гуси лебеди», «Репка», «Курочка Рябя»).

Учитель: Какие бывают виды сказок? (бытовые, волшебные, о животных).

  1. Подготовка к восприятию

Учитель: И сейчас мы познакомимся с еще одной русской народной сказкой. А с какой именно вы мне скажите сами, расшифровав шифр. На доске записан математический шифр из чисел, который следует расшифровать и тогда вы узнает название сказки. Но для расшифровки шифра вам потребуется знание алфавита, так как определенное число соответствует букве алфавита. Поэтому вам нужно будет посчитать и определить каждую букву и тогда у вас получится название сказки. Математический шифр (18, 21, 12, 1, 3, 10, 25, 12, 1). (Учащиеся вспоминают алфавит, расшифровывают шифр с помощью чисел и знание алфавита, затем получают название «Рукавичка»).

Учитель: Какая тема нашего сегодняшнего урока? Кто назовет? (Русская народная сказка «Рукавичка»)

Учитель: Сколько слогов в названии нашей сегодняшней сказки? Как вы узнаете сколько в слове слогов?  (Ру-ка-вич-ка, т.е 4 слога, сколько в слове гласных, столько и слогов)

Учитель: Какой слог ударный? (Ударный 3-тий слог)

Учитель: Но прежде чем познакомится с этой сказкой мы с вами проведет речевую разминку. Читаем слоги, четко произнося все звуки, сначала вместе со мной (читают хором, читают по цепочки, читают мальчики, потом девочки)

        БУ – БЮ          БА – БЯ

        ВУ – ВЮ         ВА – ВЯ

        ГУ – ГЮ          ГА – ГЯ

        ЛУ – ЛЮ         ЛА – ЛЯ

        РУ – РЮ          РА – РЯ

Учитель: Теперь прочитаем скороговорку сначала медленно, затем чуть ускоряясь, четко произнося слова:

«В ночной тиши у шалаша

Чуть слышен шорох камыша»

  1. Первичное восприятие

Учитель: Я прочитаю вам русскую народную сказку «Рукавичка», а ваша задача внимательно слушать.

  1. Проверка первичного восприятия

Учитель: Понравилась ли вам сказка? Что вас удивило в этой сказке? (Да, а удивило то, что в одну рукавчику поместилось только животных, и все звери были доброжелательны друг к другу).

 Учитель: Какое настроение у вас было при прослушивании сказки? Менялось ли оно, если да, то как и почему? (Сначала сказки было грустное, что дед потерял рукавичку, затем – веселое и радостное настроение, потому что у животных появился дом, но в конце сказки – грустное, так как собака разогнала всех зверей из жилища).

  1. Работа над содержанием текста

Учитель: О чем эта сказка? (сказка о том, как дед потеря рукавичку, а звери один за другим находили так называемое жилище)

Учитель: Прочитайте с чего начинается сюжет сказки? (Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел да обронил рукавичку).

Учитель: Как вы себе представляете эту рукавичку? (Большой и очень теплой).

Учитель: Как вы думаете замерзла ли у деда кисть руки без рукавички и почему? (Да, потому что деду в лесу нужно работать, а без рукавички холодно ему)

Учитель: Ребята, представьте себе, как замерзли руки у дедушки. Вот у вас, когда замерзнут кисти рук или для того, чтобы они не замерзли, что вы делаете? (Одеваем перчатки и варежки).

Учитель: Скажите, пожалуйста, из какой ткани ваши варежки и перчатки? (Из шерсти, хлопка)

Учитель: А как вы думаете из какой ткани были сделаны дедушкины рабочие рукавички из сказки? (Из плотной ткани)

Учитель: Верно. Рабочие рукавички шьются из плотной брезентовой ткани. Такая ткань часто используется в хозяйственной деятельности человека.

Учитель: Сейчас я проверю, кто был самым внимательным. Сколько зверушек поместилось в рукавичку? Найдите в тексте всех зверей и перечислите их. (7: мышка – поскребушка, лягушка – квакушка, зайчик – побегайчик, лисичка – сестричка, волчок – серый бочок, кабан – клыкан, медведюшка - батюшка)

Учитель: А теперь скажите, мне пожалуйста, какой по счету лисичка – сестричка забралась в рукавичку? (4)

Учитель: Найдите в тексте ответ на вопрос: почему звери были вынуждены покинуть свой домик? (Собака их испугала своим лаем, и звери разбежались врассыпную по лесу).

Учитель: У всех зверей в окружающем нас мире есть свое жилье. Посмотрите на слайд, сейчас вам предстоит соединить животного с его жилищем.  (Мышка – норка, лягушка – пруд, заяц – лежка или логово, лиса – нора, волк – волчье логово, кабан – гнездо или логово, медведь – берлога.)

Вызываю по одному учащемуся для соотношения зверя с его жилищем.

Учитель: Скажите, мне пожалуйста, данная сказка по содержанию какому виду относится? (к сказке о животных).

Учитель: Почему вы так считаете? (главные герои – животные, они разговаривают, ведут диалог).

  1. Физкультминутка

Учитель: А сейчас немного отдохнем, я вам буду называть разных животных, а ваша задача будет заключаться в том, что если животное есть в сказке «Рукавичка» вы приседаете: корова, сорока, мышка, медведь, белка, лисичка, обезьяна, зайка, слон, синица, лягушка, волк, воробей, кабан.  

  1. Работа над содержанием текста

Учитель: Давайте с вами прочитаем эту сказку, но прежде, чем начать читать вспомним правила выразительного чтения.

Правила выразительного чтения:

  • читайте внимательно;
  • передавайте голосом восклицательную и вопросительную интонацию;
  • старайтесь читать так, чтобы вы могли передать настроение автора и одновременно выразить свои чувства.

Учитель: Хорошо, повторили правила выразительного чтения. Теперь приступаем к прочитыванию сказки по цепочке, а затем сравним данную сказку со сказкой «Теремок».

Учитель: Чем эти сказки похожи? (персонажами, все звери доброжелательно впускали в жилище)

Учитель: Чем отличаются? (количеством персонажей и их кличками, концовкой -  в сказке «Теремок» персонажи остаются жить в теремке, а сказке «Рукавичка» зверям приходится покидать жилище)

Учитель: Как вы думаете, в чем же заключается идея данной сказки? (что даже очень разные звери при некоторых жизненных обстоятельствах могут вместе мирно существовать).

  1. Этап обобщения, подведение итогов

Учитель: С какой сегодня сказкой познакомились? («Рукавичка»)

Учитель: На какие две большие группы делят сказки? (литературные – авторские и народные)

Учитель: А сказка «Рукавичка» какой группе относится? И по содержанию какому виду сказок относится?   (народной, сказка о животных)

Учитель: Чему учит сказка «Рукавичка»? (при любых жизненных обстоятельствах, нужно быть доброжелательным)

  1. Рефлексия

Учитель: Ребята, давайте теперь посмотрим, что вы узнали, а что еще хотели бы узнать.

Таблица ЗХУ

З-Знаю

Х – Хочу узнать

У - Узнал

Мы обязательно постараемся познакомиться с тем, что вы бы хотели узнать.

  1. Домашнее задание (на выбор)

Открываем дневник и записываем домашнее задание.

1. Найти 2 – 3 пословицы, подходящие для сказки «Рукавичка». (Обязательное)

2. Придумать и написать свой конец сказки.

3. Представить себя в роли какого-то одного персонажа сказки и написать, как бы ты поступил в данной ситуации.

4. Нарисовать жилище для животных, где бы они могли поселится и мирно жить.

  Спасибо вам за урок, вы сегодня хорошо работали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока « Литературное чтение и окружающий мир » во 2 классе

« Литературное чтение и окружающий мир » во 2  классеЦель урока: -  создание условий для ознакомления обучающихся с песенным фольклором зарубежных стран.Формы обучения:фронтальная, самостоят...

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки» Проект выполнен в программе ПервоЛого.

План-конспект интегрированного урока литературного чтения, технологии и изобразительного искусства во 2 классе»Б» по теме «Авторские загадки»Проект выполнен в программе ПервоЛого....

Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе

Конспект интегрированного урока литературного чтения, русского языка и математики в 4 классе по программе "Школа России"...

конспект интегрированного урока литературное чтение и музыка "С. Есенин "Черёмуха""

Подробная технологическая карта интегрированного урока литературное чтение и музыка С. Есенин "Черёмуха", включает в себя анализ стихотворения и исполнение романса...

Интегрированный урок литературного чтения и осетинского чтения. Тема: Сказка ложь, да в ней намёк, добру молодцу урок.

Конспект интегрированного урока по литературному чтению и осетинскому чтению. Урок посвящен закреплению материала по теме "Фольклор".  В ходе урока учащиеся работают как на русском, так...

Конспект интегрированного урока (литературное чтение и окружающий мир) в 1 классе

Литературное чтение – это особый предмет. Это, прежде всего, “искусство слова”, воплощающее стремление человека к истине, добру и красоте. Это тот самый предмет, который в полной мере формирует си...

Конспект интегрированного урока литературного чтения и письма класс 1. Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ

Конспект интегрированного урока литературного чтения и письма класс 1. Тема: Знакомство со строчной и заглавной буквами Ч, ч. Звук [ч’]. Правописание сочетаний ЧА-ЧУ...