Урок литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Долгополова Раиса Григорьевна

 Урок литературного чтения в 4 классе.  "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди" 

 

Цель урока: Обобщение знаний учащихся  по сказке Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”. Продолжить исследовательскую работу над сказкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_urok_po_skazke_andersena_dikie_lebedi.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок литературного чтения в 4 классе.

"Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"

Цель урока: Обобщение знаний учащихся  по сказке Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”. Продолжить исследовательскую работу над сказкой.

Задачи урока:

Образовательные :

обобщить знания по теме «Характеристика героя, моделирование обложки книги, работа с сюжетом произведения»;

Развивающие:

развивать образное мышление, речь, критическое мышление.

Воспитательные:

воспитывать бережное отношение к времени, навыки сотрудничества.

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, слайды по теме.

Формирование УУД:

 - личностные действия: уметь создавать благоприятную дружескую атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.

 - регулятивные действия: уметь планировать свою деятельность, ставить перед собой задачи, делать выводы, контролировать свои действия, быть внимательным;

 - познавательные действия: уметь переводить одни единицы времени в другие, решать задачи на определение начала, продолжительности и конца события.

- коммуникативные действия:  уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь

По структуре это урок активного поиска. Реализуются такие его этапы:-организация класса, мотивация -выход на запланированные выводы -решение проблемных ситуаций, поиск ответов на поставленные вопросы -подведение итогов.

• наглядные (мультимедийная презентация этапов урока, карточки для индивидуальной работы и командной работы);

• методы устного и письменного контроля и самоконтроля. В ходе урока  используются различные формы работы учащихся: - командная; - парная.

Цели:

    Продолжение знакомства с произведением Х.К. Андерсена “Дикие лебеди”;

    Работа над техникой и выразительностью чтения;

    Развитие внимательности, памяти, умения работать с художественным текстом, производить его анализ и делать верные выводы;

    Расширение и обогащение словарного запаса обучающихся;

    Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: учебник, толковые словари, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), одноименный м/ф, выставка книг Х.К. Андерсена.

Ход урока

I. Оргмомент.

В жизни много интересного

Но пока нам неизвестного.

Будем думать и читать

И о многом узнавать.

II. Повторение изученного.

(Работа в группах)

Соедините половинки пословиц, прочитайте и объясните смысл выбранной одной пословицы.

Добрые умирают, а дела их живут.

Добрый человек всегда правдой живет.

Добрые слова лучше мягкого пирога.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе слово слаще мёда.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

-Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня на уроке  мы отправимся в необыкновенное путешествие.

А сейчас закройте глазки  и внимательно послушайте.

Звучит музыка(Аудиозапись «В гостях у сказки»). Чтение стихотворения под музыку (учителем)

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев у кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят … сказки.

– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)                                                                                   

-Ребята отгадайте загадку.

Легенда, преданье народное,
Ребята ее обожают.
Родители, если свободные,
Ее тебе на ночь читают
.
(Сказка.)

О каком литературном жанре пойдет речь сегодня на уроке?

- Любите ли вы читать сказки?

– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)

- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские).

- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).

- С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных).

- Молодцы.

- Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).

- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).

(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).

-Мы с вами прочитали сказку, понравилась ли она вам?

-Всё ли мы узнали о героях этой сказки?

-Какие цели поставим на уроке?

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение

работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.

III.Тест:

Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:

В какой стране жил великий сказочник?( ДАНИЯ)

    Швеция;

    Германия;

    Дания.

В каком возрасте мальчик научился читать?(В 4 ГОДА)

    В 4 года;

    В 7 лет;

    В 9 лет.

Где учился Ханс Кристиан? (В ШКОЛЕ ДЛЯ БЕДНЫХ)

    В лицее;

    В пансионе;

    В школе для бедных.

Какое произведение не принадлежит перу Х.К. Андерсена? («ЗОЛОТОЙ ГУСЬ»)

    “Гадкий утенок”;

    “Золотой гусь”;

    “Снежная королева”.

Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля? (МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЁМ ДЕТСКОЙ КНИГИ)

    Международным женским днем;

    Международным днем детской книги;

    Днем Святого Валентина.

(31322).

- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).

- Найдите сумму выбранных ответов и узнаете, в каком возрасте Ханс остался без отца и стал зарабатывать на жизнь.

-Да, в 11 лет он остался без отца, а в четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены,

но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.

IV. Анализ произведения.

– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)

– Покажите на примерах. (грусть и жалость, когда мачеха расправляется с братьями, жестоко обращается с Элизой, а радость за то, что Элизе удаётся выдержать испытание и спасти братцев)

– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?

- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля .

- Какими представляет автор принцев и Элизу?

– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)

– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.

- Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).

- Что следует дальше? (Завязка – начало событий).

- Зачитайте.

– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)

- С каких слов начинается развитие событий? Зачитайте.( 2-я часть, чтение 3-го абзаца).

– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)

– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? (королева увидела, как прекрасна её падчерица и ещё больше возненавидела Элизу)

– Какой видит автор мачеху?  (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)

– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.

- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со старушкой)

Найдите и прочитайте. (2гл. 1 и 2 абзац)

- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?

- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший) Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).

- А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.

Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).

V.Работа в печатных тетрадях.

-Вы просмотрели этот эпизод, а сейчас поработайте в печатных тетрадях и ответьте на вопросы зад.5

VI. Физминутка

Вот и мы зажмурим глазки, досчитаем до 5-ти и представим себя птицами.

    Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).

    Перед тем, как вылетать,

    Надо крылышки размять.

    Вверх крыло, вниз крыло,

    А теперь наоборот!

    Крылья в стороны разводим,

    А лопатки вместе сводим.

    Вправо – влево наклонились,

    И вперед назад прогнулись.

    А теперь на месте ходим,

    Но от парты не отходим.

    Снова сесть за парты рады

    Приступать к работе надо.

-Какой придумали способ взять сестру с собой принцы? Почему вдруг лебеди устремились вниз?

- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).

Инсценирование эпизода встречи с феей (проверка д/з)

-Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?

-Как было снято проклятье? Зачитайте.

Так же как и братья,  Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.

- Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).

- Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент.

– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.

И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.

/просмотр отрывка м/ф «Дикие лебеди»/

Чем заканчивается сказка? Как называется эта часть текста? (развязка)

– Отдельным ребятам было предложено дома сделать следующее задание – придумать продолжение сказки. Давайте их послушаем.

VIII. Обобщение.

– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)

– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)

- Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожеланье «В добрый час».

Доброта - она от века

Украшенье человека…

-И в сказке, и в жизни между мирами Добра и Зла идёт постоянная борьба, противопоставление друг другу.

-Какого персонажа вы отнесёте к миру зла?

-А к миру добра?

-Составим сравнительную характеристику двух миров,  опираясь на персонажей сказки: Элизу и мачеху.

                   МИР ДОБРА                                                                                    МИР ЗЛА

                      ЭЛИЗА                                                                                            МАЧЕХА

ЛЮБОВЬ                                                                                                            НЕНАВИСТЬ

НЕЖНОСТЬ                                                                                                       ЖЕСТОКОСТЬ

ЛАСКА                                                                                                               ХИТРОСТЬ

КРАСОТА                                                                                                           ЭГОИЗМ

ПРЕДАННОСТЬ                                                                                                РАВНОДУШИЕ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ                                                                                              КОРЫСТЬ        

           

-Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера.    

-Как вы думаете, чего в сказке больше?

-Задумайтесь, какие черты характера есть в вас?

-В сказках Добро всегда побеждает. Всегда ли так бывает в жизни?

-Почему в жизни часто происходит наоборот?

-Как вы думаете, есть ли сейчас в нашей жизни такие персонажи, как Элиза? Где вы о них слышали? Где вы с ними встречались?

-Спасибо за ваши мысли и высказывания. Кого-то вы смогли переубедить, кто-то остался при своём мнении. Самое главное, что каждый из вас задумался, а это уже хорошо.

Рефлексия (Регулятивные саморегуляции, коммуникативные)

Поделитесь своим мнением: (слайд 4)

-Сегодня на уроке я узнал…

-Меня удивило…

-Мне захотелось…

- Продолжите фразу «Сегодня на уроке я…», используя выражения:

- узнал, заинтересовался…

- научился, смог…

- могу похвалить себя и своих товарищей за …

 IX. Итог урока

– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.

– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?

– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.

В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

V. Домашнее задание

– Какая часть литературного произведения отсутствует в сказке Андерсена. (Эпилог.)

– Что называют эпилогом? (Заключительную часть произведения, которая следует после развязки.)

– Дома вам предлагается выполнить следующее задание – придумать эпилог к сказке Андерсена «Дикие лебеди».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок литературного чтения по теме: И.А. Крылов. Басни. « Лебедь, Щука и Рак»

Урок литературного чтения в 4 классе при изучении темы " Басни"....

Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...

Урок литературного чтения во 2 классе И.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"

Урок литературного чтения  во 2 классеИ.А. Крылов "Лебедь, Щука и Рак"Цель:познакомить со спецификой басни как жанра на примере произведений Крылова и Толстова;познакомить с произведением И. А. К...

Урок литературного чтения по теме: "Произведения Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы»."

Цель урока: ввести понятия о рассказах  научно – познавательных и художественных; сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов; научить работать с научно – познавательным т...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И. А. Крылов "Лебедь, щука и рак"...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"

Презентация к уроку  литературного чтения в 4 классе. "Жанр-сказка" Х.К. Андерсена "Дикие лебеди"...