Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Перова Лидия Николаевна

Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Урок литературного чтения. УМК «Школа России».

II  класс

Л. Н. ПЕРОВА,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2 п. Добринка филиал в с. Павловка

   Цели: ознакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»; расширять читательский кругозор детей; научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность), находить мораль в произведении; развивать навыки выборочного и выразительного чтения; воспитывать интерес к личности баснописца и жанру басни; формировать УУД (излагать и аргументировать свою точку зрения; планировать деятельность, воспитывать умение сотрудничать с товарищами; формировать навыки самоконтроля и самооценки)

   Оборудование: учебник литературного чтения для 2 класса (под ред. Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой), рисунки с изображением животных, иллюстрации к басне; портрет И. А. Крылова; рабочая тетрадь (авторы М. В. Бойкина, Л. А. Виноградская); интерактивная доска

Ход урока.

   I. Организационный момент. (Слайд 1)

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Он пойдет ребятам в прок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять!

   II. Актуализация знаний.

   - Чтение наизусть отрывка из сказок А. С. Пушкина (на выбор)

   Взаимооценивание товарищей по критериям:

   - читает выразительно

   - правильно выделяет голосом слова

   - правильно делает остановки на знаках препинания (Слайд 2)

   III. Самоопределение к деятельности.

   - Прочитать, что записано на доске, только справа налево (Слайд 3)

КАР   И   АКУЩ,   ЬДЕБЕЛ

   - Кто знает, кто автор этого произведения?

   - Что писал И. А. Крылов?

   - Сформулируйте тему и задачи урока? (Слайд 4)

   (Познакомиться с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука», учиться правильно и выразительного его читать, определить идейный смысл)

   IV. Работа по теме урока.

   1. Беседа о понятии учащимися литературного жанра «басня» по вопросам учителя.

   - Кто знает, что такое басня? (Ответы детей.) (Слайды 5, 6)

   Басня – небольшой рассказ в стихах или в прозе, в котором действуют звери или птицы. Обычно они умеют говорить.

   - На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют, как люди? (На сказку.)

   - Еще в басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки. Мы должны сегодня найти в басне мораль и понять, что же хотел сказать нам своей басней И. А. Крылов.

   2. Знакомство с портретом И. А. Крылова (слайд 7) и чтение статьи учебника о писателе учащимися по цепочке.

   - Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т. д.)

   - Иван Андреевич Крылов был ещё трудолюбивым. Давайте прочитаем текст на странице 102. (Дети читают текст по цепочке.)

   - Что нового вы узнали из этой заметки?

   - Какие вопросы у вас возникли? (Что же это за басни? Мы их не знаем…)

   3. Прогнозирование содержания басни. (Показ слайдов 8, 9, 10, 11 )

   - Что общего у этих героев басни? (Живут в воде.)

   - Что делают герои басни? (Пытаются сдвинуть телегу с места.)

   - Получится  у них сдвинуть воз или нет?

   - Предположите, что расскажет об этом И. А. Крылов в своей басне.

   4. Чтение басни учителем наизусть.

   5. Первичная проверка понимания?

   - Понравилась вам басня?

   - Подтвердились наши предположения, о чем будет рассказываться в басне?

   - Что заставило вас улыбнуться?

   - Каким был ваш смех?

   - Что узнали из басни? Какое событие описывает Крылов?

   - Есть ли незнакомые слова?

   6. Словарная работа. (Слайд 13)

на лад- успешно

поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж

воз – колесная повозка или сани с кладью

впряглись - принялись за длительную, трудную работу

ныне – теперь, в настоящее время

   - Случайно ли подобрал Крылов именно этих героев? (Все живут в воде, должны быть друзьями.)

Физкультминутка

   V. Закрепление изученного материала.

   1. Чтение басни про себя с заданием:

   - Найти слова, которые помогают увидеть образ каждого героя.

   -Коллективная фронтальная проверка

«Лебедь рвется в облака» - он стремительный, упрямый, быстрый.

«Рак пятится назад» - неповоротливый, нерасторопный, идет назад.

«Щука тянет в воду» - упрямая, только свое дело знает.

   2. Работа над содержанием басни.

   - Обратите внимание на глаголы(действия), которые очень точно передают характер каждого героя?

   - Какими словами описано усердие персонажей? (Из кожи лезут вон.)

   - Есть ли в тексте слово, которое подсказывает, что воз можно было бы свезти? (Товарищи, поклажа легка.)

   - Почему же «воз и ныне там»?

   - Как надо читать эту басню? С каким настроением?

   3. Выразительное чтение басни.

   - Какое чувство вызывают у вас герои?

   4. Выполнение письменного задания в рабочей тетради самостоятельно (с. 38).

   - Найдите в тексте слова, которые являются моралью (нравоучением). Объясните их смысл.

   - Взаимопроверка.  Устное объяснение смысла.

   VI. Рефлексия

   Работа в парах.

   - Задание в рабочей тетради (с. 39). Обсудить с другом, выполнялись ли в басне условия совместной работы. Что нужно сделать, чтобы не вышло как у Лебедя, Рака и Щуки?

(Договориться с товарищами; выслушать всех, потом начинать работу; распределить обязанности, … )

   Проверка.

   - Оценка своей деятельности на уроке.

   VII. Подведение итогов урока.

   - С каким писателем мы познакомились?

   - С каким произведением?

   - Что такое басня?

   - Для чего и зачем написана басня?

   - Какая мораль была в этой басне?

   VIII. Домашнее задание.

-  Подготовиться к выразительному чтению басни.