урок литературного чтения по теме " Басни И. А. Крылова".
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Макеева Ирина Владимировна

Тип урока- обобщение. Форма урока - урок - презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_makeeva_i._v.doc99.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

УМК « Школа 21  века »

Учитель начальных классов:  Макеева  Ирина  Владимировна

Тема  проекта : Басни  И. А. Крылова.(  обобщающий  урок  по  теме  проекта « Басни  И. А. Крылова» )

Цели урока:

предметные

-сформировать понятие о басне, о морали басни;

- выявить  особенности  басен  как  литературного  жанра;

метапредметные

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову,

-развивать умение выразительно читать,

-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностные

-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лецимерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

Оборудование:  Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока,  учебник 4 класса «Литературное чтение»

Л.А. Ефросинина , иллюстрации  к  басням , карточки  с  заданиями , портрет И. А. Крылова, выставка  книг  автора.

Тип  урока  - обобщение

Форма  урока – урок – презентация

Тип  проекта : информационно – исследовательский

Предварительная  подготовка – класс  разделен на  творческие  группы. Каждая  группа  готовит  свой  мини -  проект  с  презентацией.

  1. группа  - « Биография  и  творчество  И. А. Крылова.»
  2. группа  - Инсценировка  басни « Ворона  и  лисица .»
  3. группа  -  Музей  басни.

Индивидуальная  работа – написать  сочинение  на  тему « Мое   отношение  к  басням  Крылова.»

                                           Урок  литературного  чтения

                              по  теме  « Басни  И. А. Крылова.»  4  класс

                                        Пояснительная   записка

1. Автор ( фамилия , имя , отчество  полностью ) загружаемого  материала

Макеева   Ирина   Владимировна

2. Место  работы ( полное  наименование  ОУ, город, область), должность

Муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  « Средняя общеобразовательная  школа   №33 » г. Курска, учитель начальных  классов

3. Предмет

Литературное  чтение

4. Класс

4  класс ( 9-10 лет)

5.Название  материала

Урок  с  мультимедийным  приложением

6.Вид  ресурса ( разработка  учебного  занятия, дидактический  материал, методические  рекомендации и т.п.)

Разработка  учебного  занятия

7. Название  темы

Урок  по  теме « Басни И. А. Крылова. Обобщение.»

8.УМК, авторы образовательной  программы

УМК « Школа 21  века» , авторы – составители : Л. А. Ефросинина, М. И. Оморокова

9. Цель, задачи  урока

Цели урока:

предметные

-сформировать понятие о басне, о морали басни;

- выявить  особенности  басен  как  литературного  жанра;

метапредметные

-сформировать опыт творческой деятельности;

-развивать интерес к художественному слову,

-развивать умение выразительно читать,

-развивать способность сравнивать, анализировать, обобщать;

личностные

-воспитывать нравственные качества личности: трудолюбие, непринятие лецимерия, неприятие лести, уважение к мнению других.

10. Среда, редактор, в  котором  выполнен  продукт

Microsoft  Office  Word  2010

Microsoft  Office  Power  Point  2010

11. Необходимое  оборудование  и  материалы  для  занятия

Экран, мультимедийный проектор, презентация по теме урока,  учебник 4 класса «Литературное чтение»

Л.А. Ефросинина , иллюстрации  к  басням , карточки  с  заданиями , портрет И. А. Крылова, выставка  книг  автора.

12. Как  реализуется  на  уроке ( место  и  время, форма  использования)

Компьютер  используется  на  всех  этапах  урока: Как  средство  диагностики  и контроля, при  проверке   пройденного  материала.  

13.Комплектация  работы

Текстовый  документ

14. Краткое  описание , методические  рекомендации  по  использованию

Данный  ресурс  представляет  собой  урок с  мультимедийным  приложением. Он  проводится  в  форме- урок – презентация.

15.Список  использованных  источников

1. Л. А. Ефросинина.  учебник 4 класса «Литературное чтение»

 2. Рабочая  тетрадь № 1 к  учебнику « Литературное  чтение »

3. Материал к уроку с  сайта :

http://www.prodlenka.org/otkrytye-uroki-publikatcii/basni-i-a-krylova-obobshchaiushchii-urok-urok-chteniia-v-4-klasse.html

4.Портрет  с  сайта :

mages.yandex.ru/yandsearch?text=портрет%20крылова%20ивана%20андреевича&lr=55&noreask=1

Технологическая карта урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Самоопределение к

деятельности.

Организационный момент.

( 1 мин )

Включение в рабочий ритм.

-- Я  очень  рада вас  видеть  на  уроке  литературного  чтения. Хочу  поделиться  с  вами  улыбкой, я  дарю  ее  вам. Улыбнитесь  вы  мне, друг  другу, нашим  гостям. Думаю , что  мы  подарим  друг  другу  и   нашим  гостям много  приятных  мгновений.

Я  верю  в  вас.

 Подготовка класса к работе.

Обучающиеся, стоя, приветствуют  учителя и гостей.

Личностные:

- внутренняя    мотивация     уч-ся

 на    уровне          положительного                                                           отношения    к   школе;

принятие  образа « хорошего  ученика.                                                                                          

2.Актуализация знаний .

Творческая  мастерская.

( 34  мин )

3. Подведение  итогов  урока.

Рефлексия.

( 5 мин )

                             

- Готовясь к  уроку, мы  с  вами  проделали  большую  работу. Вся  работа  была  посвящена  теме  нашего  проекта. Назовите  тему  проекта. В  конце  урока  мы   увидим  наш  общий  результат: творческая  работа « Басни  И. Крылова»

- Сегодня  мы   вновь  обратимся  к  басням Крылова, продолжим  наше  исследование, чтобы  разгадать,   в  чем  же  секрет  басен, почему   их  сюжеты  не  устаревают.

 -  Урок  у  нас  необычный. Урок-  презентация  ваших  мини- проектов. У  нас  три  группы.

1  группа- « Биография  и  творчество  Крылова»

2 группа – Инсценировка  басни « Ворона  и  лисица»

3 группа – Музей  басни.

- Мы  внимательно  слушаем  выступление  1  группы,  чтобы  понять  ,

в  чем  секрет  басен  Крылова.  

- Прежде, чем  мы  дадим  слово 1  группе,  давайте  вспомним,  что  такое  басня. У  вас  на  столах   карточки -  помощницы, но  будьте   внимательны, на  некоторых  есть  признаки  других  жанров.

-  Проверьте.( Слайд)

- А  теперь  скажите, зачем  в   век  мобильной  связи, компьютеризации  изучать  басни   Крылова?( И  сейчас   есть  человеческие  пороки  и  его  басни  как  никогда  актуальны .Они  помогают  посмотреть  на  себя  со стороны  и  избавиться  от  недостатков.)

- Продолжаем  наше  исследование. Слушаем  внимательно, ребята  отобрали  самый  интересный  материал и  отразили  его  в  сборнике  творческих  работ  « Басни И. Крылова»

 Слово  предоставляем  1  группе.

- Молодцы, интересные  сведения  об  авторе  рассказали.

    - Может   будут   дополнения?

    - Более  подробный  материал  находится  в  нашем  сборнике  творческих      работ.  Спасибо  за  ваше  выступление.

-  В  чем    вы  убедились, прослушав  рассказ  1  группы? (

- Да  действительно, И. А. Крылов  никем  не  превзойден. Дедушка Крылов по- прежнему  царствует над  басенным  миром.

- А  сейчас  слово  2  группе.

   

   - Назовите  героев  басни.

- Как  автор  относится  к  вороне, к лисице?

- Почему  так  думаете?

 -Какие  недостатки  людей  высмеивает  автор?( лесть, глупость)

 - Какова  мораль  басни? ( В  мире  есть  такой  порок, как  лесть, ее  нужно  опасаться, не  допускать  к  себе  льстивых  людей. Не  нужно  быть  глупым и  доверчивым, понимать, где  правда, а  где  ложь.)

-Какой  пословицей  можно  выразить  главную  мысль  басни? ( Держи  ухо  востро.)

- Какие  еще  недостатки любил  пощипать  Крылов  в  своих  баснях?( ложь, невежество, хвастовство…)

- Спасибо  за  ваше  выступление. Вы  доставили  нам  большое  удовольствие_.

- А  сейчас  слово 3  группе.

               

- Какие  еще  крылатые  выражения  вы  знаете?

- Свое  исследование  3  группа  тоже  отразила  в  нашем  сборнике  творческих  работ.

- Спасибо  за  ваше  выступление.

- Ребята , в чем  же  вас  убедила   3  группа? ( Его  притчи- народное  достояние. Мы  их  употребляем  часто  в  повседневной  жизни.

Значит  действительно, басни  Крылова  так  актуальны, близки  нам.)

- У  вас  была  интересная  задумка, эту  работу  можно  продолжить   всем  классом. Мы  сможем  собрать  целый  сборник  таких  выражений -кратких,

ясных, точных. Это   пригодится  нам  в  дальнейшем, а  так же  детям, которые  в  следующем  году  будут  изучать  творчество  Крылова.

- Да, ребята, я  увидела, что  урок  вас  не  оставил  равнодушными. Кто  желает  прочитать  нам  свое  сочинение  на  тему « Мое  отношение  к басням  Крылова »

- Подведем  итог  в  виде  устного  тест- опросника.

- Что  такое  басня?

- Назовите  особенности  басен.

- Назовите  басни  Крылова.

- Чему  учат  басни?

     

- Мы  все  работали  над  проектом» Басни  Крылова ».Вот  что  у  нас  получилось.

- Итак, басни  Крылова  были  написаны  более  150  лет  назад,  а  они

не   оставляют  нас  равнодушными, нам  хочется  их  перечитывать.

Почему? В  чем  же  секрет  басен  дедушки  Крылова? ( Крылов  очень любил  и  уважал  людей, хотел, чтобы  они  стали  лучше.   Его  басни  высмеивают  не  людей, а их  пороки.)

- Удалось  ли  вам  задуматься  над  своими  недостатками? Кто    помог  вам  в  этом?

- Да, И. А. Крылов   по- прежнему   царствует  над  басенным  миром. Недаром  еще  А. С. Пушкин  говорил: « Крылов  превзошел  всех  нам   известных  баснописцев.»

- И  мне  хочется  пожелать  вам идти по  жизни  рядом  с  баснями  Крылова, перечитывать  их, задумываться  о  мудрости  этих  басен, поступках  своих и  тогда, я думаю, наша  жизнь  станет  чище, лучше и  интереснее.

-А  сейчас  поделитесь  своим  впечатлением  об  уроке. Что  особенно  понравилось, запомнилось?

Учащиеся  работают  в  группах.

Отвечают  на  проблемный  вопрос.

Рассказывают  подготовленные  дети  из  1  группы:

«_  Мы  приготовили  презентацию « Биография  и  творчество  Крылова .»

           Слово об  авторе.

И. А. Крылов  родился  в  1769  году  в  Москве, в  семье  скромного

армейского  офицера. Жизнь  Крылова  сложилась     так,   что    ему

не  пришлось учиться  в  школе. Но  стремление  к   образованию  у  него было  настолько  сильным, что  он  самоучкой  овладел  языками,  математикой    и  стал  высокообразованным  для  своего  времени.

Через  несколько  лет  семья  переехала  в  Тверь.

 После       смерти    отца

  в   1778  году

 ему  пришлось     идти  в  переписчики  бумаг, заботиться  о   матери,   о  брате.

В   1783  году семья  переезжает  в  Петербург, где   Крылов   увлекся     театром, стал  писать  комедии. В  1804  году   он  вернулся  в  Москву.

В  1806  году  в  журнале « Московский  зритель » он  помещает  несколько  басен, которые  принесли  ему  успех. Это  определило  его  дальнейший  путь.

      В   1812  году  Крылов  поступил  на  службу  в  Публичную  библиотеку, где  прослужил  более  30  лет. Одновременно  со  службой  он  работал  над  созданием  своих  басен, через  каждые  2-3  года подготавливая  новые  книги. Первая  книга  с  баснями  была  издана, когда  Крылову было  40  лет. А  всего  он  создал  более  200  басен. В  1841  году   Крылов  ушел  в  отставку  и  поселился  на  Васильевском  острове.   Умер  баснописец  в  1844  году. «Дедушкой Крыловым »  назвал  народ  своего  баснописца.

     В Санкт- Петербурге, в  Летнем  саду, стоит  памятник великому  баснописцу. Постамент  памятника  украшен  фигурами  героев  его  басен. До  этого  ни  одному  писателю  памятников  не  сооружалось. Средства  на  него  собирал  весь  народ.

     В  каждой  стране  есть  свои  баснописцы. В  России  лучшим  считается  И. А. Крылов. Прошло  243  года со  дня  рождения  Крылова. А  темы  басен актуальны  и  в  наши  дни.  Мы  читаем  и  будем  читать  их. Потому  что  его  басни  помогают  нам  узнать  жизнь, учат  любить  свое  отечество, бороться  с  недостатками.

…Кто  не   слыхал  его  живого  слова?

    Кто  в  жизни  с  ним  не  встретился  своей?

    Бессмертные  творения  Крылова

    Мы  с  каждым  годом  любим  все  сильней.

                                                      М. Исаковский

Учащиеся  дополняют.

Учащиеся  делают  вывод.

Рассказывают  подготовленные  дети  из  2  группы:

«- Мы  приглашаем  вас  в  театр  ученического  творчества. Предлагаем  посмотреть инсценировку  басни « Ворона  и  лисица »

- Эта  одна  из  самых  известных  классических  басен  Крылова, которую знает каждый  русский  человек, уважающий  себя и  любящий  русскую  литературу.»

Рассказывают  подготовленные  дети  из  3 группы:

«- К  уроку  мы  с  ребятами  задумали  создать  музей  басни. И  вот, что  у  нас  получилось : здесь  книги  дедушки  Крылова, здесь выставка  иллюстраций  к  басням, еще  мы  начали собирать  « крылатые выражения »

из  басен. Мы  нашли  высказывание Н. В. Гоголя , который  сказал  о   баснях  Крылова  так: « Его  притчи – достояние народное  и  составляют

книгу мудрости  самого  народа.» Благодаря  своей  точности, простоте  строки  басен вошли  в  разговорную  речь, стали  пословицами  и  поговорками.

- Вот  некоторые  из  низ…

- У  вас  на  карточках  записано начало ,  а  вы  должны  их  продолжить.

- …А  Васька…( слушает  и  ест)

- Когда  так  говорят?( Когда  хотят  подчеркнуть, что  бесполезно уговаривать, нужны  решительные  меры, а  не  слова.)

 

-.. А  воз…( и  ныне  там.)

- Когда  так  говорят?

( говорится  в  ситуации , когда  прошло  много  времени, а   дело  не  сдвинулось.)

-.. Чем   кумушек  считать  трудиться,…( не  лучше  ль  на  себя  оборотиться.)

- Когда  мы  так  говорим? ( Вместо  того, чтобы  критиковать  недостатки  других, лучше  подумать, нет  их  у  тебя  самого).»

Дети  делают  вывод.

Желающие  2  человека  зачитывают  свои  сочинения.

Дети  отвечают   на  вопросы  учителя.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с учителем и

сверстниками. Познавательные:

логические- анализ объектов с

целью выделения признаков

Коммуникативные:

инициативное   сотрудничество  в  поиске  и  сборе  информации, умение

с  достаточной  полнотой  и  точностью  выражать  свои  мысли  в

соответствии  с  задачами  и  условиями   коммуникации, владение  монологической  и   диалогической  формами  речи, формирование умения  объяснять  свой  выбор.

Регулятивные :

- составлять  небольшие  устные   монологические  высказывания,

- приводить  убедительные  доказательства.

Познавательные :

- выражать  положительное  отношение   к  процессу  познания;

- проявлять  внимание, удивление, желание  больше  узнать;

- оценивать  собственную  учебную  деятельность: свои  достижения, самостоятельность, причины  неудач.

Коммуникативные:

Формирование  вербальных  и  невербальных  способов  коммуникации.

Коммуникативные:

Формирование  невербальных  способов  коммуникации  посредством  контакта  глаз  , мимики, жестов, позы.

Личностные :

действие  нравственно – этического  

оценивания ( что  такое  хорошо, что  такое  плохо),формирование  личного  позитивного  отношения  к  действительности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению по теме "Басни И.А. Крылова"

Цель:    Обобщение  знаний  обучающихся  о  творчестве  И.А.Крылова,               п...

Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

конспект урока литературного чтения по теме : Басня И. Крылова «Квартет»

Тема: Басня И. Крылова «Квартет» Цели и задачи:-продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова; -учить понимать глубину содержания произведения;-находить мораль в произведении.П...

Урок литературного чтения по теме "Басни Крылова" в 4 классе

Форма урока:  урок - викторинаЦель: повторить произведения И.А. Крылова, воспитывать любовь к литературе.Задачи :- Воспитывать  навык самостоятельной работы над басней.-Развивать умение рабо...