Урок внеклассного литературного чтения по теме "Басни И.А. Крылова". 3-й класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Ущева Татьяна Александровна

конспект урока по ФГОС 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_liter.chtenie_3_klass.docx26.78 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Урок внеклассного чтения

3 класс

Тема: «Басни И.А. Крылова»

УМК «Школа России»

Урок внеклассного литературного чтения по теме "Басни И.А. Крылова". 3-й класс

Дидактический материал и оборудование:

- Интерактивная доска;

- Презентация по теме «Басни И.А. Крылова»;

- Детские рисунки к басням И.А. Крылова «Слон и Моська», «Мартышка и очки», Квартет»; «Волк и Ягнёнок», «Чиж и голубь», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука»;

- Выставка книг с баснями И.А. Крылова

- Лист ответов команды;

- Лист самооценки;

- Характеристика героев;

- Рисунки для работы;

- Маски для инсценировки басни.

Форма работы: групповая.

Цели на уроке: 

- синтезировать полученные знания;

- показать знание моралей басен;

- расширить кругозор учащихся

Задачи на уроке:

- учиться выступать учащимся перед классом, вести диалог между одноклассниками;

- развитие познавательных способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков;

- совершенствовать умение работать с интерактивной доской;

Планируемые результаты:

  • Предметные: совершенствование речи учащихся, отработка навыков выразительного чтения;
  • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, обобщения, систематизации; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и артистических способностей.
  • Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке, поступков; развитие моральной готовности противостоять негативным проявление, вызвать стойкое внутреннее неприятие самих персонажей, наделённых пороками, и нежелание им подражать; формирование гражданской позиции
  • Регулятивные УУД: целепологание, планирование собственной деятельности, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Метапредметные связи: информатика, изобразительное искусство, окружающий мир.

Этап подготовки к уроку:

На этапе подготовки к данному уроку дети рисуют иллюстрации к прочитанным басням («Слон и Моська», «Мартышка и очки», «Квартет», «Волк и Ягнёнок», «Ворона и лисица», «Лебедь, рак и щука»).

Готовят инсценировку к басне «Свинья под дубом».

Собирают информацию и интересные факты об И.А. Крылове.

Для разбора непонятных и редких слов дети готовят газету, в которую записывают непонятные слова и их значение.

Готовят выставку книг.

Готовят презентацию для выступления.

Дети делятся на 3 команды, выбирают командиров:

1 команда – басня “Свинья под дубом» инсценировка;

2 команда - иллюстрации к басням, мораль, выразительное чтение басни «Мартышка и очки»;

3 команда – интересные факты из жизни баснописца, басенный кроссворд.

Этап урока

Формируемые УУД

Дополнительные материалы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Этап 1. Организационный момент

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой на работу

Личностные: развитие внимания, уважения к окружающим;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

регулятивные: саморегуляция

Лист самооценки и лист ответов команды

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

Каждая команда получает пакет с заданиями

На листе самооценки с помощью смайликов обозначьте свое настроение.

На листе ответов команды Вы будете записывать ответы работы команды.

Роли в команде

Оценивание готовности к уроку.

Самоорганизация на учебную деятельность.

Работа детей с картой самооценки и листом ответов команды

Этап 2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

2. Сообщение темы урока

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Лист самооценки и лист ответов команды

Послушайте выступление ученицы. Она прочитает произведение «Чиж и голубь».

Как по-другому назвать это произведение?

Кто автор?

Какова мораль этой басни?

Какая может быть тема урока, в соответствии с этим произведением?

Запишите тему урока в листе ответов

Ученица читает наизусть басню Крылова. Озвучивание темы урока и запись темы в листы ответов команды

3. Защита проектов. Выступление команд.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной речи;

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков анализа, соотношение своей части работы с общим замыслом;

Регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата, умение самостоятельно и рационально работать

Выставка рисунков, книг, кроссворд

Выступление трёх групп:

1 группа «Артисты»: инсценировка басни «Свинья под дубом».

В чём мораль этой басни?

2 группа «Художники»: подготовили рисунки и назовут мораль к выбранным басням, чтение басни с учителем.

3 группа «Поэты»: ребята подготовили сообщения сведений из жизни автора и кроссворд.

Произведения какого жанра писал Крылов?

Что такое басня?

Каждый из учащихся принимает участие в выступлении, называют мораль, играют роль героя, отгадывают кроссворд, учащийся совместно с учителем читает басню, сообщают интересные факты из жизни автора.

 Физминутка

4. Повторение пройденного материала.

Познавательные: извлечение необходимой информации из предложенного материала; умение доказывать свою точку зрения; умение анализировать

Конверты с заданиями.

Лист самооценки и лист ответов команды

Индивидуальная работа команды. Чему учат басни?

Учащиеся складывают мораль по предложенным словам, складывают басню по разрезному рисунку, выбирают характеристику героя из предложенных

5. Постановка цели урока

Регулятивные:

целеполагание;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока, соблюдение правил общения;

Знакомы ли Вы с баснями Крылова?

Знаком ли автор?

Какую цель Вы можете поставить перед собой на уроке? Запишите цель в лист ответов

Желающие команды озвучивают “свою” цель на уроке

После обсуждения в группе учащиеся записывают предполагаемую цель для своей команды на уроке в лист ответов

Этап 3. Актуализация знаний с контролем усвоения, обсуждением допущенных ошибок и их коррекция

6. Работа с интерактивной доской.

А. Соотнесение иллюстрации басни с её названием.

Б. Подбор синонимов к словам из басен.

В. Работа с опорными словами, крылатыми выражениями.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, извлечение необходимой информации, умение доказывать и анализировать;

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами урока, соблюдение правил общения;

регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата

Презентация

Слайд№ 1-18

Что такое мораль?

Что такое басня?

Из каких частей состоит басня?

Какие басни И.А. Крылова читали в этом году?

Хорошо ли Вы их знает?

Сможете ли по иллюстрации назвать название басни? Сможете ли к словам из басен подобрать синоним?

Сможете ли по опорным словам определить о какой басне идет речь?

Из предложенных картин узнают басни: Кукушка и петух

Мышь и крыса

Чиж и голубь

Ларчик

Волк и ягнёнок

Ворона и лисица

Волк и кот

Лебедь, рак и щука

Волк и лисиц……

Подбирают синонимы к словам.

Учащиеся по опорным словам, иллюстрациям, выражениям определяют название басни

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной речи

Регулятивные: прогнозирование и получение конкретного результата, умение самостоятельно и рационально работать

 

 

8. Проверка выполненной работы

Личностные: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков анализа, соотношение своей части работы с общим замыслом;

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. Сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Герои каких произведений Вам достались?

Какая из прочитанных басен не встретилась?

Оцените свою работу и работу команды на этом этапе в листе самооценки

Участники называют басню и её героев, называют мораль.

Оценивают свою работу и работу своей команды.

9. Характеристика героев басен

Познавательные: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям;

Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать; прогнозирование и получение конкретного результата

Чем басня отличается от любого другого произведения? (высмеиваются черты характера)

Какими чертами характера обладали герои Ваших басен? (выберите нужное)

Кто является героями басен? (животные, но подразумеваются люди)

Какие герои были в баснях – на лист ответов записать героев и их характер

Дети на листах соединяют героя и его черты характера

Записывают героев, характеризуют их

10. Проверка по эталону

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом;

Регулятивные: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников

Лист самооценки и лист ответов команды

Назовите басню, героя и его характеристику.

Оцените свою работу и работу команды на листах самооценки

 

Этап 4. Обобщение и систематизация знаний

11. Работа с книгами

Познавательные: выбор критериев для классификации материала, выбор материала в соответствии с условиями классификации

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками; соблюдение правил работы в группе, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Книги с баснями И.А. Крылова (по количеству команд)

Где можно встретиться со знакомыми баснями и узнать новые?

Найдите в книгах Вашу басню.

На листах ответов запишите название басни и на какой странице в книге она находится

В книгах

Учащиеся находят в книгах указанную басню, записывают название книги и номер страницы, на которой находится басня в лист ответов команды

Что такое мораль басни?

- Найдите ее и прочитайте в своем произведении.

- Согласны ли Вы с автором

-Как бы Вы сказали эту мораль своими словами?

Мораль – это нравоучительный вывод

Высказывание детей

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом;

Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи

Лист самооценки и лист ответов команды

Этап Рефлексия (подведение итогов урока)

13. Подведение итогов урока. Настроение

Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом;

Регулятивные: формирование умения проводить рефлексию;

Коммуникативные: умение достаточно полно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Лист самооценки и лист ответов команды

- Какие цели Вы поставили себе перед уроком? Что удалось выполнить? Над чем еще надо поработать?

Домашнее задание.

Оценка своей работы

Настроение в конце урока

Дети зачитывают цель, которую поставили для себя в начале урока. Оценивают выполнение цели

Самооценка

Лист ответов команды