Урок по литературному чтению "Красна птица перьем, а человек уменьем". 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Урок по литературному чтению составлен по УМК "Школа России" для учащихся 3 классов.  Цель:обобщить и закрепить изученный материал на тему: «Красна птица перьем, а  человек уменьем»;  совершенствовать развитие навыков чтения и устной речи;  активизировать познавательные способности учащихся на уроках литературного чтения. Применение тестовой технологии делает урок интересным и современным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_lit.chteniyu.zip16.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Красна птица перьем, а человек уменьем»

Урок по литературному чтению в 3 классе

Составитель: Шабанова Т.Б., учитель начальных классов

                          АОУ СОШ №14 г. Долгопрудный, МО

27.11.2011г.


Конспект урока

 по литературному чтению в 3 классе

 «Красна птица перьем, а человек уменьем».

Тема: обобщение и закрепление пройденного материала.

Цель: обобщить и закрепить изученный материал на тему: «Красна птица перьем, а  человек уменьем»; совершенствовать развитие навыков чтения и устной речи; активизировать познавательные способности учащихся на уроках литературного чтения.

Оборудование: наглядные пособия, дидактический и демонстрационный материал, портреты писателей, выставка детских рисунков.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Приветствие. Сообщение темы и цели урока. Знакомство с оборудованием урока и планом работы.

План работы.

1.Литературная разминка.

2.Викторина. Откуда эти строки?

3.Выставка рисунков. Защита работ.

4.Анализ содержания прочитанных произведений.

5. Характеристика героев из  прочитанных произведений.

6.Выводы. Обобщение. Итог урока.

7.Проверка знаний. Тест.

II. Основной этап урока.

1. Литературная разминка.

     а) Выставка портретов писателей. Назвать фамилии авторов произведений, которые ты прочитал. Краткие библиографические сведения о писателе.

Ответы учащихся: Н.Гарин-Михайловский  («Поступление в гимназию»),  И.Бунин  («Экзамены в гимназию»),  К.Паустовский  («Кишата»),  Е.Шварц  («Несчастный  и счастливый день Маруси»),  В.Голявкин  («Совесть»),  В.Дмитриева  («Малыш и Жучка»).

     б) Выставка детских рисунков. По сюжетным рисункам вспомнить названия прочитанных произведений.

Ответы учащихся: «Поступление в гимназию» (Н.Гарин-Михайловский), «Экзамены в гимназию» (И.Бунин), «Кишата» (К.Паустовский), «Несчастный  и счастливый день Маруси» (Е.Шварц), «Совесть» (В.Голявкин), «Малыш и Жучка» (В.Дмитриева).

     в) Назвать имена героев из прочитанных произведений.

Ответы учащихся: Маруся (Е.Шварц «Несчастный и счастливый день Маруси»), Алеша (В.Голявкин «Совесть»), Алеша-Арсеньев Алексей (И.Бунин «Экзамены в гимназию»), Тема (Н.Гарин-Михайловский «Поступление в гимназию»), Малыш (В.Дмитриева  «Малыш и Жучка»), Константин Паустовский (К.Паустовский. «Кишата»).

2. Викторина. Откуда эти строки?

     а) «Глядико, братцы, великан какой! Ай да богатырь! А шапка-то, шапка-то, словно у Ильи Муромца. И собака с ним.  Вот так собака! Ха, ха, ха…»  (В.Дмитриева.  «Малыш и Жучка»)

     б)  «Ха, ха, ха!» – ликует герой рассказа. «Кляксу поставила!» (Е.Шварц. «Несчастный и счастливый день Маруси»)

      в) «Ах, какое чудное было море! Все оно точно золотыми кружками отливало и сверкало на солнце тихо и едва слышно билось о мягкий песчаный берег.  (К.Паустовский. «Кишата»)

      г) «В это время открывается дверь, и в класс входит какая-то женщина и в руках держит что-то завернутое в газету». (В.Голявкин. «Совесть»)

      д) «Опять опоздал, мизерабль… Становись в угол и думай о своей горькой судьбе!» (Н.Гарин-Михайловский. «Поступление в гимназию»)

      е) «Румяной зарею покрылся восток,

            В селе за рекою потух огонек.

            Росой окропились цветы на полях.

            Стада пробудились на мягких лугах» (И.Бунин. «Экзамены в гимназию»)

3. Выставка рисунков. Защита работ.

План выступления.

а) Назвать автора и название произведения.

б) Описать события, изображенные на рисунке.

в) Сказать, чем понравилось тебе это произведение.

г) Выразить главную мысль, сказать чему учит нас автор произведения.

 

4. Анализ содержания прочитанных произведений.

План выступления.

а) Назвать автора и название произведения.

б) Кратко пересказать содержание произведения.

в) Словарная работа. Толкование незнакомых слов.

г) Выразительно прочитать отрывок из произведения.

д) Выразить главную мысль, сказать чему учит нас автор произведения.

Материал для учителя

1.Н.Гарин-Михайловский.  «Поступление в гимназию»

    Главный герой – Тема, сын генерала Карташова.

    Словарная работа: гимназия, держать в 1 классе, наемный двор, ватага

    Поступление в гимназию – важное событие. (стр. 87)

   « Гимназист-это тоже ребенок и с ним произошел казус» (рассказать)

    Что можно сказать о Теме? ( Генеральский сын не побрезговал общаться с ребятами

    с наемного двора -  «Это мои мальчишки» стр.93)

    Какая это история?  (шутливая, серьезная, трогательная, забавная)

2.И.Бунин.  «Экзамены в гимназию»

    Алеша – Алексей Арсеньев…ученик 1 класса какой-то мужской гимназии

    Его пугала разлука с матерью

    Но! Заманчиво – видел свое  будущее ( стр.96)

    Как сдавал экзамены? (« 3 года готовился, а меня только спросили… стр. 97)

    «Принят… у отца точно «гора с плеч свалилась…»

    К портному… шить гимназическую форму

    Вспомни, как ты поступал в 1 класс.

3.К.Паустовский.  «Кишата»

    Герой истории – я (Константин Паустовский)

    Какие истории из своей гимназической жизни вспоминает автор?

    «Должен поступать в приготовительный класс…»

    «После его рассказа (среднего брата Вадима) я начал бояться гимназии…»

    «Но экстерном быть еще хуже…»

    Экстерн…   Почему «кошмарная» судьба у экстерна?

    Что за история произошла  в физическом кабинете? (стр.104)

    Кто такие «кишата»?

    С каким чувством автор вспоминает историю своего детства?

4.Е.Шварц.  «Несчастный и счастливый день Маруси»

    Главный герой – Маруся

    На сколько частей  можно разделить содержание текста? (на две)

    Чтение по ролям. Сцена I. (стр.69)  Сцена II. (стр.74)

    Что ты узнал о Марусиной маме?

    Какая она – Маруся. Охарактеризуй.

5.В.Голявкин. «Совесть»

    Алеша случайно получил «5» по музыке

    Забыл дневник дома, а так хочется иметь «5» в дневнике

    Крадет журнал, чтобы похвастаться «5»,  утром принесет его обратно

    По дороге домой забывает журнал в трамвае

    Страх, переживания…

    Во I-х, его мучила совесть, во II-х, одна за всю жизнь «5» и та пропала

    Кондукторша возвращает журнал…

    Выборочное чтение: прочитать отрывки, в которых говорится о его переживаниях.

    Из каких побуждений он украл журнал?

    Понравился ли тебе Алеша и хотел бы ты с ним дружить?

6. В.Дмитриева. «Малыш и Жучка»

    Доказать, что Малыш далеко и не малыш, а смелый мальчик и заботливый сын.

    Инсценирование  одного из эпизодов.

5. Характеристика героев прочитанных произведений.

План выступления.

а) Охарактеризовать героя произведения.

б) Провести сравнительный анализ (сказать, что их отличает друг друга

     и что общего между героями)

в) Назвать героя, с которым  хотел подружиться.

III. Заключительный этап урока.

6. Выводы. Обобщение. Итог урока.

     Сегодня на уроке мы с вами…

 1.Провели литературную разминку - вспомнили авторов, названия произведений и имена главных героев;

2. Ответили на вопросы викторины «Откуда эти строки?»;  

3. Побывали на выставке рисунков

4. Провели анализ содержания произведений,  используя следующие виды работ:

      - краткий пересказ

      - словарная работа: толкование незнакомых слов

      - выразительное чтение отрывков

      - выборочное чтение

      - чтение по ролям

      - инсценирование  

      - выделение главной мысли.

 Итог урока. Главная мысль: «Красна птица перьем, а человек уменьем»

 

 7. Проверка знаний. Тест.

1.Найди пару: автор – название произведения. Соедини линией.

         

   Н.Гарин-Михайловский                                                       «Экзамены в гимназию»

                                И.Бунин                                                       «Поступление в гимназию»

                     К.Паустовский                                                     «Несчастный  и счастливый день Маруси»

                               Е.Шварц                                                       «Кишата»

                          В.Голявкин                                                       «Малыш и Жучка»

                      В.Дмитриева                                                       «Совесть»

2.Найди пару: герой истории – название произведения. Соедини линией.

                             Маруся                                                          «Поступление в гимназию»

                              Алеша                                                          «Малыш и Жучка»    

           Алеша-Арсеньев                                                          «Экзамены в гимназию»

                                 Тема                                                          «Совесть»

                             Малыш                                                         «Кишата»

                К.Паустовский                                                         «Несчастный и счастливый день Маруси»

3.« Гимназист-это тоже ребенок и с ним произошел казус… » (Н.Гарин-Михайловский.

    «Поступление  в  гимназию»). Какая это история?   Отметь.

                                                        а) шутливая

                                                        б) серьезная

                                                        в) трогательная

                                                        г) забавная

4.Что пугало Алешу Арсеньева  при поступлении в гимназию? (И.Бунин. «Экзамены в гимназию»)

                                                        а) сдача экзаменов

                                                        б) разлука с матерью

                                                        в) будущее

5. Кто такие «кишата»? (К.Паустовский.  «Кишата»).Выбери правильный ответ.

                                                        а) гимназисты

                                                        б) ученики начальных классов

                                                        в) те, которые кишат

6.Как зовут учительницу из рассказа Е.Шварца «Несчастный и счастливый день Маруси»?

                                                         а) Мария Владимировна

                                                         б) Анна Ивановна

                                                         в) такой информации в тексте нет

7. Отметь, за что больше всего переживал Алеша, когда забыл классный журнал в трамвае?

    (В.Голявкин. «Совесть»)

                                                         а) за то, что журнал не найдется  

                                                         б) за то, что его накажут

                                                         в) за то, что никто не увидит его «пятерки»

8. Вспомни рассказ В.Дмитриевой «Малыш и Жучка». Ты согласен с тем, что Малыш –

    далеко и не малыш…. Допиши, какой он.

     Малыш далеко и не малыш, а ____________________________________________________

     ______________________________________________________________________________

9. Отметь, кто из героев из благих намерений все-таки совершил аморальный поступок?

                           

                     а)  Маруся   (Е.Шварц. "Несчастный и счастливый день Маруси»)                                                  

                     б)  Алеша   (В.Голявкин.  «Совесть»)                                                    

                     в)  Алеша-Арсеньев  (И.Бунин. «Экзамены в гимназию»)                                                        

                     г)  Тема (Н.Гарин-Михайловский. «Поступление в гимназию»)                                                          

                     д)   Малыш   (В.Дмитриева. «Малыш и Жучка»)                                                      

                     е)  Константин   (К.Паустовский. «Кишата»)  

10.Когда так говорят: «Красна птица перьем, а человек уменьем».

      ________________________________________________________________________________

      ________________________________________________________________________________

      ________________________________________________________________________________

                               

                                                       

                                               

Литература

1.Грехнева Г.М.,  Корепова К.Е.  Литературное чтение. Родное слово.

    Учебник для 3 класса.  Москва, Дрофа, 2008.

2. Грехнева Г.М.,  Корепова К.Е.  Книга для учителя. Литературное чтение. Родное слово.  

    3 класс. Москва, Дрофа, 2008.

                                                         

   

     

     

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Лес и человек" 4 класс

Данный тип урока включает организационную часть, определение темы и целей,  проверку знаний и умений, работа над новой темой, гимнастику, проблемную ситуацию. закрепление, подведение итогов, выст...

Урок окружающего мира по теме «Береги природу, человек!» 1 класс.

: обобщить знания детей о живой и неживой природе; формировать представления о характере взаимодействия человека и природы; развивать умение детей работать в группах; воспитывать любовь к природе, бер...

Открытый урок по окружающему миру на тему : "Организм человека" 4 класс

«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система.Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и библиоте...

Конспект урока окружающего мира по теме "Дыхательная система человека" 3 класс

Данный урок направлен на формирование знаний  учащихся об органах дыхания и их функциях,  представлений о правильном механизме дыхания человека....

Конспект урока обучения грамоте "Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь-показатель мягкости предшествующего согласного звука"

Тема: «Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука»Цель деятельности учителя: создание  условий для знакомства с буквой &l...

Технологическая карта урока обучения грамоте «Красна птица опереньем, а человек – уменьем. Буква «Ь» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний у обучающихся о букве «ь».Планируемые результатыПредметные:1.Уметь различать понятия звук и буква.2. Ум...