Технологическая карта урока обучения грамоте «Красна птица опереньем, а человек – уменьем. Буква «Ь» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование знаний у обучающихся о букве «ь».

Планируемые результаты

Предметные:

1.Уметь различать понятия звук и буква.

2. Уметь читать вслух.

Личностные:

1. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт.

2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

УМК: «Школа России», Азбука 1кл. в 2 ч / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойко – Ч.2

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

Дата: 23.11.2023

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 1 «В»

Урок: 3

Студент: Балакина Софья Алексеевна

Группа: 43

Учитель: Регель Надежда Васильевна

Методист: Ткаченко Екатерина Александровна

Время: 9:40-10:20

 Кабинет: 201

Тема урока: «Красна птица опереньем, а человек – уменьем. Буква «Ь»

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Цель урока: формирование знаний у обучающихся о букве «ь».

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

  1. Формировать представление о роли «ь» для обозначения мягкости согласных в слове.
  2. Учить составлять звуковую схему с «ь».

Предметные:

1.Уметь различать понятия звук и буква.

2. Уметь читать вслух.

Развивающие:

1.Развивать умение сравнивать, анализировать, через специально подобранные задания («найди букву», «на что похоже» и д.р.)

2.Развивать речь через формулирование полных ответов учащихся на вопросы.

Личностные:

1. Признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный опыт.

2. Бережное отношение к физическому и психическому здоровью.

Воспитательные:

1. Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку.

2. Воспитывать милосердие и желание помочь другим.

УМК: «Школа России», Азбука 1кл. в 2 ч / В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л. А. Виноградская, М.В. Бойко – Ч.2

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

М: беседа

П: эмоциональный настрой

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности к включению в учебную деятельность.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Софья Алексеевна, сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Внимательно посмотрите, все ли готово у вас к уроку.

- Я желаю вам успехов на нашем уроке.

Приветствуют учителя.

УУКД: воспринимать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; 

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

М: беседа

П:ответы на вопрос

Ф

М: беседа

П: ответы на вопрос

Ф

М: языковой синтез

П: синтез форм слова

ВК

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания».

А теперь перед тем как начать работать, давайте вспомним с чего у нас начинается урок?

-Верно, я вам предлагаю провести дыхательную гимнастику под названием «Часики». Для этого встаньте прямо, ноги слегка расставьте, руки опустите вниз. Ваша задача: спокойно махать руками вперёд-назад и произносить ТИК-ТАК, дышим спокойно. Давайте начнём вместе со мной.

-Садитесь

-Поработали над дыханием, теперь поработаем над речью.

«На дворе галка, на берегу галька»

-О чём эта скороговорка?

-А вы знаете, что такое галка и галька?

-Сейчас я прочитаю её ещё раз и на три четыре, вы читаете её вместе со мной.

-Давай вместе прочитаем её шепотом.

- А теперь потренируйтесь в парах, у вас есть одна минута.

-Кто хочет сам прочитать скороговорку?

-Ребята, к нам пришла Маша (Привет, ребята! Я играла с Мишкиными часами, и они сломались. Я не хочу его рассматривать, но сама починить не могу. Вы мне поможете?).

-Поможем Маше?

-Тогда давайте начнём.

- Ребята, вы уже изучили так много букв, скажите мне, все ли изученные буквы обозначали какой-то звук?

-А были такие буквы, которые обозначают два звука?

- Какие буквы могут обозначать два звука?

- Чем буквы отличаются от звуков?

- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки?

- А как вы думаете, есть ли в русском языку буквы, которые не обозначают ни одного звука?

- На этот вопрос мы сможем ответить в конце урока (на доске карточка с вопросом)

-Давайте поиграем в игру.

- Я вам буду говорить слова, которые обозначают несколько предметов, а вы должны будете сказать слово, которое обозначает один предмет.

ЛОСИ, КОНИ, ГУСИ, МЕДВЕДИ, ТЕТРАДИ, ДВЕРИ, ЗВЕРИ, ТЕНИ, НОЧИ.

Отвечают на вопросы.

- С дыхательной гимнастики.

-О галке и гальке.

-Галка — это птица.

-Галька – гладкий круглый или овальный камень.

Читают с учителем.

Читают шепотом.

Читают в парах.

Читают по желанию.

- да

-21

-Да

-Да

-Е и Я

-Буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим

-Чтобы научиться читать и писать

ЛОСЬ, КОНЬ, ГУСЬ, МЕДВЕДЬ, ТЕТРАДЬ, ДВЕРЬ, ЗВЕРЬ, ТЕНЬ, НОЧЬ.

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

УУКД: строить устное диалогическое выказывание;

Презентация

Азбука

Постановка учебной задачи

(2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

М: беседа

П: формулировка темы и цели

Подведение к формулировке темы и целей урока.

-Кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Сформулируйте тему. 

- Какие цели мы поставим сегодня перед собой?
-Используйте опоры:

Узнать….

-За каждое задание мы будем получать шестерёнки чтобы починить часы Маше.

Формулируют тему и цель урока.

- Будем говорить о букве «ь».

Тема: Буква «ь».

Цели: Узнать новую букву ь.

УУКД: строить устное диалогическое выказывание;

УУРД: планировать действия по решению задачи; выстраивать последовательность выбранных действий.

Презентация

«Открытие» детьми нового знания

(10 мин)

Построение

детьми

нового

способа

действий и

формирование

способности к его

выполнению

Ф

М: беседа

П: ответы на вопросы

Ф

 М: работа с книгой

П: чтение правила

Ф

 М: репродуктивный

П: чтение буквосочетаний

Знакомит с буквой.

- Давайте вспомним, какие гласные буквы обозначают мягкость согласного звука?

- Ребята, посмотрите на доску. Учитель попросил мальчика из 1-го класса написать слово КОНЬ, правильно ли ученик справился с заданием? ( на слайде написано КОН)

-  Верно, а нам нужно КОНЬ. Какой звук мы слышим на конце слова?

- Может нам в конце слова надо написать букву И, ведь она указывает на мягкость согласного звука? Что получится?

- Подходит?

- Может букву е?

- Может букву Я?

- Так какую же букву нам нужно поставить в конце слова, чтобы было слово КОНЬ? Ведь какая-то буква указывает на мягкость согласного звука!

- А я вам открою секрет – это буква называется Мягкий знак (вставить ь в слово КОНЬ на доске). Она никакого звука не обозначает, но эта буква настоящий командир, где бы она не встала, согласные звуки сразу становятся мягкими.

- Давайте в Азбуке найдём правило, для чего же нужен мягкий знак с. 11. Прочитайте правило.

 – Прочитаем буквосочетания на доске:

ЛЬ, БЬ, ЗЬ, МЬ, ВЬ, СЬ, ПЬ, ДЬ, НЬ, ТЬ

- Как произносится звук в этих буквосочетаниях?

-За то, что мы прочитали буквосочетаничя, мы получаем первую шестерёнку.

Отвечают на вопросы.

- И, я, е

-Нет, он написал «кон»

-[н`]

-Нет, получится кони

-Нет

-Нет

-Нет

-Мягкий знак (ь)- показатель мягкости согласных звуков.

-Мягко

УУКД: строить устное диалогическое выказывание;

УУПД: анализировать текстовую, графическую и звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;

УУРД: планировать с помощью учителя действия по решению задачи;  

УУРД: корректировать с помощью учителя свои учебные действия для преодоления ошибок;

Презентация

Азбука

Первичное

закрепление

(5

мин)

Усвоение

нового

способа

действий

Ф

М:языковой анализ

П: звукобуквенный анализ

ВК

 Организует работу с образованием новых слов.

- Найдите в учебнике красную рамочку, кто изображён на картинках?

- Сравните схемы: сколько слогов в 1-ой схеме, во второй?

 -Сколько звуков в 1-ой схеме, во второй?

 -Сколько букв в первой схеме, во второй?

- А почему у нас в первой схеме 4 буквы, но 3 звука?

-А для чего он нужен?

-Давайте с вами почитаем слова с этой буквой. Кто прочитает задание под вторым кружком? Давайте с вами хором прочитаем эти слова по слогам.

– Назовите слова, которые обозначают один предмет.

-А теперь назовите слова, которые обозначают много предметов. 

-Придумайте свои пары слов.

-Отлично! За это мы получаем ещё одну шестерёнку.

-Давайте прочитаем задание под следующим кружочком.

-Назовите все месяцы года. Названия каких месяцев имеют на конце мягкий знак? 

-Отлично! И за выполнение этого задания мы получаем шестерёнку.

- Давайте с вами поиграем: превратите слова на доске в новые слова с помощью мягкого знака (на доске слова: мел-мель, угол –уголь, шест – шесть; был – быль, ел- ель, пыл – пыль).

-Молодцы! Теперь немного разомнёмся. Смотрите на меня и повторяйте за мной.

Отвечают на вопрос учителя.

-Гусь, гуси

- В 1-ой 1 слог, во 2-ой 2 слога

- 1 – 3, 2 – 4

- 4 буквы в обеих схемах

- Потому что Ь не обозначает звука

-Указывает на мягкость согласных

- Голуби, голубь, гуси, гусь лебеди, лебедь

-Голубь, гусь, лебедь

-Голуби, гуси, лебедь

- Январь, февраль, апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

УУПД: определять количество слогов в слове; делить слова на слоги

УУКД: строить устное речевое высказывание по результатам слогового анализа;

УУПД: обозначать мягкость согласных звуков буквой ь в конце слова;

Азбука

Динамическая пауза

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Выполняют физкультминутку.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

М:языковой анализ

П: составление звукобуквенной схемы

С

Ф

М:продуктивный

П: составление предложения

Организует самостоятельную работу.

- А сейчас пора поработать самостоятельно.

- У вас есть карточки с картинками и пустыми звуковыми схемами. Ваша задача: раскрасить звуковые схемы в соответствии с звуками.

- Сколько слогов в слове ЛОСЬ? (1 слог)

- Сколько букв?  (4 буквы)

- Сколько звуков? (3 звука)

- Почему звуков меньше, чем букв?

-Придумайте предложение со словом ЛОСЬ.

-За эту работу мы с вами также получаем шестерёнку.

Слушают учителя.

Выполняют самостоятельную работу.

- 1 слог

-4 буквы

-3 звука

-Потому что мягкий знак не обозначает звука.

УУПД: сравнивать различные языковые единицы;

УУКД: строить устное диалогическое выказывание;

Презентация

Раздаточный материал

Включение в

систему

знаний,

повторение

(5 мин)

Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

ф

М: работа с книгой

П: чтение текста

Ф

М:беседа

П: ответы на вопросы

-Найдите текст на странице 11. Кто может прочитать?

Ответьте на вопросы:

-О чём текст?

-А лось это кто?

- Чем питается лось?

-Что любит лось?

- Что насыпали мальчики для лося на пень?

- Назовите слова, в которых есть мягкий знак.

-О лосе

-Лось – это животное.

-Зелёным листом.

-Соль.

-Соль.

-Сквозь,лось, соль, пень.

УУПД: понимать прослушанный текст; — читать вслух и про себя (с пониманием) короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения;

Азбука

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

М: беседа

П: оценка деятельности

Организует предметную и эмоциональную рефлексию.

-Мы выполнили ещё одно задание. А это значит мы получаем последнюю шестерёнку и теперь часы заработали.

Маша: спасибо, что помогли починить часы Мишки.

-Кто вспомнит тему урока?

-Верно. Какую цель перед собой ставили?

- Оцените свою работу на уроке. Поиграем в игру «Закончи предложение», на доске есть формулировки, поработаем с ними.

Я узнал (а)…

Я научился…

Мне понравилось…

-Спасибо! Урок окочен.

- Тема: Буква «ь».

Цели: узнать новую букву ь.

УУКД: в процессе учебного диалога отвечать на вопросы по изученному материалу;

УУРД:

устанавливать причины успеха/неудач при выполнении заданий.

Презентация


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте "Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь-показатель мягкости предшествующего согласного звука"

Тема: «Красна птица опереньем, а человек-уменьем. Буква Ь -показатель мягкости предшествующего согласного звука»Цель деятельности учителя: создание  условий для знакомства с буквой &l...

Технологическая карта урока "Обучение письму" на тему "Письмо строчной и заглавной буквы Е" (УМК "Школа России", 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование знаний о написании строчной и заглавной буквы «Е», соединениях с буквой «Е», написании слов с буквой ...

Технологическая карта урока обучения грамоте "Знакомство со звуками [к], [к\'] и буквой Кк" (УМК "Школа России, 1 класс)

Цель урока: формирование представления у обучающихся о  согласных звуках [к], [к‘] и способом его графического обозначения с помощью букв КкЗадачи урокаПланируемые результатыДидактические:1...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме «Звуки [ф], [ф\']. Строчная буква ф» (УМК "Школа России", 1 класс)

Цель урока: Формирование представления о согласных звуках [ф], [ф'] и о строчной букве ф, умения читать и писать слоги, слова, предложения с изученной буквой.Планируемые результаты:Предметные:1.Зн...

Технологическая карта урока обучения грамоте по теме: "Звуки [э], [й\'э]. Буква Ее" УМК "Школа России" (1 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: Обобщение и закрепление знаний обучающихся о звуках [э], [й’э], букве Ее.Задачи:Дидактические:1. Учить определять роль буквы ...

Технологическая карта урока обучение грамоте по теме "Звуки [в] и [в’]. Буква "Вв"", УМК "Школа России", 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: Знакомство со звуками [в] и [в’] и обозначающей их буквой «Вв»; учить читать слоги с новой буквой с ориентацией на последую...