Открытый урок по литературному чтения по теме: В. А.Осеева «Сыновья» 2 класс
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему

Короткова Виктория Ивановна

 

Открытый урок

по литературному чтения по теме:

В. А.Осеева «Сыновья»

2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_synovya_novyy.docx39.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 237 имени В.Ф.Орлова города МОСКВЫ

Открытый урок

по литературному чтения по теме:

В. А.Осеева «Сыновья»

2 класс

Выполнила: учитель начальных классов

Короткова Виктория Ивановна

Москва

2013

Тема урока: В. А.Осеева «Сыновья»

Цели урока: организовать знакомство с произведением В.А.Осеевой «Сыновья», совершенствуя навыки чтения;

формировать умение анализировать художественное произведение на доступном детям уровне, показать детям, что тема, затронутая автором актуальна в жизни каждого человека;

учить давать нравственную оценку поступкам, работать в группах;

формировать умение определять основную мысль произведений;

развивать навыки правильного и осознанного чтения, прогнозировать события, отвечать на вопросы;

развивать интеллектуальные умения (анализ, синтез, обобщение), коммуникативные умения, творческое воображение;

воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки, уважение и вежливость во взаимоотношениях;

способствовать формированию психологической комфортности посредством применения разнообразных приёмов.

Тип урока: первичное изучение и запоминание новых знаний и умений учащихся.

Планируемые результаты:

  1. Личностные результаты – пополнять жизненный опыт учащихся, учащиеся примут во внимание необходимость уважать мнение других людей, ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами.
  2. Предметные результаты – познакомятся с рассказом В.А.Осеевой «Сыновья», научатся находить в тексте слова, характеризующие героев произведения.
  3. Метапредметные результаты – продолжать находить информацию в тексте, формировать навыки общения в парах, в группах, уметь участвовать в обсуждении, в дискуссии.

Оборудование:учебник литературного чтения Л.А.Ефросининой «Литературное чтение», 2 часть - 2 класс, рабочая тетрадь «Литературное чтение №2», мультимедийный проектор, карточки с пословицами о семье, о матери для каждой группы, доска, книжная выставка, иллюстрации к произведениям, портрет В.А.Осеевой.

Ход урока

Этапы урока; задачи деятельности обучающихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент:

заинтересовать учащихся, привлечь внимание к теме урока.

Долгожданный дан звонок, начинается урок

Вот книжки на столе, а вот тетрадки.

Не хочется играть сегодня в прятки

И недосуг дуть на корабль бумажный

Сегодня в классе у ребят урок уж очень важный.

Регулятивные УУД - целеполагание, личностные УУД – учебная мотивация, познавательные УУД–общеучебные, речевые высказывания, осознание целей, коммуникативные УУД – передача информации.

2.Проверка домашнего задания:

установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания, устранить в ходе проверки обнаруженные проблемы в заданиях.

Работа в группах

- Ребята, давайте вспомним, какое произведение мы исследовали на прошлом уроке?

- А какое же «волшебное слово» встретилось в этом рассказе?

- Давайте вспомни главного героя этого рассказа. Как его звали?

- Ребята, а ведь он не только был мальчик, а кто ещё по отношению к другим людям, окружающих его?

- Павлик научился одному «волшебному слову», а какие ещё «волшебные слова» вы знаете?

(Учитель фиксирует на доске карточки со словами:

Спасибо, благодарю, будьте добры, вы очень любезны, пожалуйста, благодарю, добрый день, до свидания, всего доброго, извините, простите за беспокойство, прошу прощения, доброе утро).

- Сейчас каждая группа получит задание, где вы попробуете научить Павлика другим «волшебным словам» и сами, я надеюсь, будете ими пользоваться в своей речи.

- 1-я группа представляет ситуацию, где Павлик-внук просит свою бабушку рассказать ему интересную историю из бабушкиной жизни во время войны.

- 2-я группа представляет ситуацию, где Павлик-младший брат просит своего старшего брата взять его с собой на футбольный матч.

-3-я группа представляет ситуацию, где Павлик-старший брат просит свою сестру пришить ему пуговицу к его любимой рубашке.

-4-я группа представляет ситуацию, где Павлик-собеседник просит незнакомого человека помочь найти ему нужную улицу.

-Ваши диалоги должны состоять не меньше, чем из 3-4 предложений.

- Но прежде, чем вы начнёте обсуждать, вспомните  правила работы в группах, что необходимо сотрудничать, уважать чужое мнение.

(Выступление представителей от групп)

- Молодцы,хорошо справились с заданием. Вот каким оказался мальчик Павлик и внук, и старший брат, и младший брат, и собеседник с незнакомым человеком, и наверное Павлик ещё и сын мамы и папы.

- Как вы думаете, каким человеком станет Павлик?

- О чём заставил нас задуматься этот рассказ?

- Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого:

«Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила и за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила: - Понравился тебе рассказ?

Я ответила: - Не знаю. Я о нём не думала. Мама очень огорчилась. Мало уметь читать, надо уметь думать, - сказала она. С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать

- Кто прислал нам письмо? Попробуйте догадаться?

- Верно. Это прислала Валентина Александровна Осеева.

Игра на внимание:

- Ребята на прошлом уроке я вам показывала портрет этой замечательной писательницы. Сейчас я проверю, какие вы внимательные. Найдите среди этих портретов портрет Валентины Александровны. (портреты В.А.Осеевой, А.Л.Барто, З.И.Воскресенской)

- Молодцы!

- В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой, но эта мечта её не осуществилась, она 16 лет работала воспитателем в детской коммуне для беспризорников. В свободное время она сочиняла стихи, сказки, короткие рассказы. Она любила придумывать игры.

- Рассказ В.А.Осеевой «Волшебное слово»

- Пожалуйста.

- Мальчик Павлик.

- Старший брат, младший брат, внук, собеседник.

(Ответы детей)

- Добрым, вежливым человеком

- Волшебное, доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение. Каждый вежливый человек своё доброе отношение к окружающим может выразить при помощи определённых слов. Это волшебные или добрые слова.

- В.А.Осеева

Познавательные УУД – произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно), поиск и выделение необходимой информации, извлечение необходимой информации, коммуникативные УУД – развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, регулятивные УУД – выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, личностные УУД – установление учащимися значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, формировать чувство сопереживать героям.

3.Сообщение темы и целей урока, работа с текстом до чтения:

организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся,

определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста; выделение его героев, актуализация читательского опыта.

-Сегодня мы познакомимся ещё с одним  рассказом Валентины Осеевой «Сыновья».

- Как вы думаете, о ком будет произведение?

- Цель нашего урока познакомиться с текстом произведения и увидеть позицию автора через образы и поступки героев.

А для этого перед чтением текста давайте поставим себе такие задачи.

(Учитель показывает задачи урока в мультимедийной презентации)

Задачи:

1.Объяснять соответствие заглавия содержанию;

2. Находить в тексте слова, характеризующие отношение автора к героям;

3.Сравнивать героев и анализировать их поведение с точки зрения морали;

4.Выражать своё отношение к героям, мотивируя ответы.

- Сегодня на уроке вы становитесь исследователями рассказа В.А.Осеевой «Сыновья».

- О сыновьях.

Познавательные УУД -  логическое предположение обще-учебных речевых высказываний, коммуникативные УУД – речевая деятельность с целью получения информации, личностные УУД – учебная мотивация, регулятивные УУД – постановка цели.

4. Знакомство с рассказом «Сыновья», работа с текстом во время чтения:

первичное целостное восприятие произведения; чтение, слушание текста.

- Как найти в учебнике эту сказку?

- На какой странице находится?

- Приготовьтесь слушать и читать рассказ. Возьмите простой карандаш и отметьте слова, значение которых покажутся вам непонятными.

- Чтение рассказа учителем до слов: «Ну что? Каковы наши сыновья

- Как вы думаете, понравились ли эти мальчики-«сыновья» старику?

(Учитель дочитывает рассказ до конца)

- Вот так закончила свой рассказ Валентина Осеева,

некоторые ваши предположения не совпали с авторскими. Как вы думаете почему?

Словарная работа.

- Во время чтения рассказа, вам встретились незнакомые слова? Какие?

- Давайте с вами порассуждаем, а кто герои этого рассказа.

- Мальчики или сыновья?

- Сколько было мальчиков?

- А сколько было сыновей?

Физминутка

Мамам дружно помогаем:
Сами в тазике стираем.
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки. (Наклоны вперёд, движения руками, имитирующие полоскание.)
Через двор растянем ловко
Для одежды три верёвки. (Потягивания — руки в стороны.)
Светит солнышко-ромашка,
Скоро высохнут рубашки. (Потягивания — руки вверх.)

- По оглавлению.

На стр.79.

(Ответы детей)

(Ответы детей)

(Ответы детей)

- Старичок, 3 женщины-матери, мальчики-«сыновья».

- 3.

(Ответы детей)

Регулятивные УУД - самоконтроль чтения, прогнозирование, познавательные УУД–чтение, получение информации, личностные УУД – нравственное, этическое ориентирование, коммуникативные УУД –кооперация усилий.

5. Беседа после чтения. Анализ сказки. Повторное чтение:

дать учащимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого материала, добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

- Давайте перечитаем ещё один раз и порассуждаем, сколько же было сыновей  на самом деле?

- А когда будем читать, подумайте, какие бы вы задали вопросы своим одноклассникам по этому произведению? Но вопросы должны быть не простыми, а сложными и начинаться со слов: Зачем? Почему? С какой целью?

- Что говорили о своих сыновьях женщины? Найди в тексте слова первой женщины.

- Найдите слова второй женщины и прочитайте.

-А какие слова сказала мама третьего мальчика?

-Прочитаем пословицу: Всякой матери своё дитя мило.

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Подходит ли она к рассказу «Сыновья»?

- Как вёл себя первый мальчик? Видим ли мы заботу о маме первого сына?

- Что делал второй мальчик? Заботиться ли о маме второй сын?

- Как поступил третий мальчик? О чём говорит поступок третьего сына?

- Почему женщины хвалили

- «Мама» - это самое прекрасное слово на Земле. Это первое слово, которое произносит человек. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь. И сколько бы ни было вам лет, 8 или 48. Вам всегда нужна мама. Мамы всегда заботятся о своих детях, учат их доброму и хорошему, волнуются, переживают за нас. И вы тоже не должны огорчать своих мам, а должны во всём помогать им, заботиться. Ведь быть хорошим сыном или дочерью –это значит помогать маме во всём, делить с ней заботы.

Работа в группах.

-Сейчас каждая группа получит конверт с пословицами и вы должны посовещавшись, определить, какая пословица носить в себе главную идею рассказа.

Пословицы в конверте: С матерью жить – горя не знать. Сердце матери лучше солнца греет. О любви к маме говорят дела, а не слова.Нет милее дружка, чем родная матушка.

- Ну, а теперь поговорим о сыновьях.

- Найдите в тексте предложение о сыне.

- А вы думаете это сын?

- И этот сын?

(Обсуждение по ходу ситуации на уроке)

- Один мальчик сын, а другие ещё не стали сыновьями. Один показывает акробатические трюки, другой поёт, да всё это хорошо, если они где-то выступают, поют, но не в данной ситуации.

- А как называется наш рассказ?

- Может здесь название не точное, как бы вы назвали этот рассказ?

(Чтение цепочкой)

(Ответы детей)

(Обсуждение в группах, и ответы ребят)

(Ответы детей)

- Сыновья.

(Ответы детей)

Регулятивные УУД - целеполагание, самоконтроль, самооценка, коррекция, познавательные УУД - умение структурировать знания, анализ, синтез, самостоятельный поиск решения, коммуникативные УУД – обмен информации, взаимодействие, кооперация, личностные УУД – развитие готовности к сотрудничеству.

6.Домашнее задание:

сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

- Дома выполните задание в рабочей тетради к этому рассказу.

7. Итог урока:

проанализировать, дать оценку успешности достижения цели.

- Какое правило из этого рассказа нам надо взять?

- Что сегодня на уроке вам больше всего понравилось делать? Задавать вопросы, читать, работать в группе или что-то ещё?

- Так смогли ли мы выполнить все задачи, которые ставили в начале урока? (учитель открывает доску, где записаны задачи урока)

Оценки за урок.

(Ответы детей)

Регулятивные УУД - контроль, самооценка - выделение и осознание учащимися того что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, познавательные УУД –сравнение, обоснование, личностные УУД - этическая оценка, развитие толерантности, коммуникативные УУД – передача собственного мнения.

8.Рефлексия:

зафиксировать содержание, которое закреплено и уточнено на уроке, оценить собственную коррекционную деятельность, зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

- Ребята, каждый человек в своей жизни бывает в любой роли: сына, дочери, внука, внучки, рабочего, служащего, мамы, папы, пешехода и т.д. А как вы думаете, мальчик-гимнаст и мальчик-певец из рассказа «Сыновья» слышали они старенького старичка?

- Станут ли они сыновьями?

- Но мы с вами все сыновья и дочки, а скоро вся страна будет праздновать замечательный праздник – 8 марта.

- У вас на столах есть сердечки, возьмите каждый сердечко и напишите самые красивые слова о своей маме. А на празднике у нас в классе, посвящённом нашим мамам, мы обязательно подарим ваши любящие сердца.

- Спасибо за урок.

- 8 марта.

(Ребята записывают слова для мам на листочках-«сердечках»).

Регулятивные УУД - актуальный рефлексивный контроль, познавательные УУД – извлечение необходимой информации, личностные УУД – развитие сопереживания, отзывчивости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса

Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...

Урок по литературному чтению по теме :В.А.Осеева «Волшебное слово».

Урок по литературному чтению по теме: В.А.Осеева "Волшебное слово" для 2 класса(УМК "Школа России")...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России") 2 класс

Конспект урока по литературному чтению на тему:В.А. Осеева «Волшебное слово» (УМК "Школа России")...

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: В.А. Осеева! Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)

Учебно-методический комплект по литературному чтению на тему: В.А. Осеева! Волшебное слово" 2 класс (конспект + презентация)...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В. А Осеева «Волшебное слово». 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: чтениеКласс: 2Тема урока: Я и мои друзья.  В. А Осеева «Волшебное слово».Цель урока: познакомить с рассказом В. А Осеевой «Волшебное слово»; развитие у учащихс...

Конспект урока по литературному чтению на тему: В. А Осеева «Волшебное слово. Закрепление». 2 класс

Технологическая карта урокаПредмет: чтениеКласс: 2Тема урока: Я и мои друзья.  В. А Осеева «Волшебное слово». ЗакреплениеЦели урока: составить план рассказа В. А Осеева «Волшебное слово»; переска...

Конспект урока по литературному чтению на тему "В.А. Осеева "Волшебное слово" 2 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о биографии В.А. Осеевой, о произведении  «Волшебное слово»; формирование  умений анализировать художественный текс...