конспект урока литературного чтения по теме : Басня И. Крылова «Квартет»
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Георгица Ирина Сергеевна

 

Тема: Басня И. Крылова «Квартет»

 

Цели и задачи:

-продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

 -учить понимать глубину содержания произведения;

-находить мораль в произведении.

Планируемые результаты

Личностные:

-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- понимать характер героев;

- понимать мораль басни;

- соотносить смысл басни и пословицы.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник 3 класс "Литературное чтение" 2 часть (Н.А.Чуракова), учебник 3 класс «Русский язык» 2 часть (Н.А. Чуракова) – толковый словарь в конце учебника, учебная презентация. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_22_01_16.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 22.

01.2016г.                                                                                                                 Учитель: Полякова Наталья Михайловна. Подпись____________

Школа: 95                                                                                                                             Методист: Зубарева Нина Сергеевна. Подпись_______________

Класс: 3-8                                                                                                                                          Студентка: Белова Мария, 36 группа.

Кабинет: № 211

Тема: Басня И. Крылова «Квартет»

Цели и задачи:

-продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;

 -учить понимать глубину содержания произведения;

-находить мораль в произведении.

Планируемые результаты

Личностные:

-опираясь на правила поведения, при поддержке мнения других учащихся, делать выбор;

- умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- понимать характер героев;

- понимать мораль басни;

- соотносить смысл басни и пословицы.

Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: учебник 3 класс "Литературное чтение" 2 часть (Н.А.Чуракова), учебник 3 класс «Русский язык» 2 часть (Н.А. Чуракова) – толковый словарь в конце учебника, учебная презентация.

Этапы урока

Время

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационный момент

Словесный: слово учителя

08:00- 08:00

Проверим свою готовность к уроку. У всех на партах лежит учебник литературного чтения, пенал. Молодцы, отлично.

Проверяют свою готовность к уроку.  Приветствуют учителя.

Л: самоопределение; Р: целеполагание.

2. Мотивационный этап

Словесный: слово учителя

08:00-08: 01

Сегодня на уроке литературного чтения мы будем Думать, размышлять,

На вопросы отвечать,

Выразительно читать.

Эмоциональный настрой на урок.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

3. Актуализация знаний

Словесный: слово учителя

08:01- 08: 02

08:02- 08:08

Послушайте внимательно.

Забавой он людей исправил

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша боль.

И не забудут этой боли,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

Как вы думаете, о ком написаны эти строки? (Об Иване Андреевиче Крылове).

Да, действительно, эти строки написаны поэтом Пётром Андре́евичом Вя́земским о русском баснописце Иване Андреевиче Крылове.

Вы уже знакомы с некоторыми его произведениями?  Назовите их.

( «Ворона и лисица», «Лиса и виноград»)

К какому жанру они относятся? (Басни)

Проверка домашнего задания

Кто может выразительно прочитать одну из, названных вами, басен? (Выразительное чтение басни учеником).
Ребята, скажите, в чем заключается мораль данной басни? («Ворона и Лисица» -льстить (угодливое восхваление, преувеличение достоинств, часто несуществующих) это плохо; «Лиса и виноград» -  когда цель близка, но человек не может ее достичь, он просто отказывается от нее).

Внимательно слушаю учителя, анализируют услышанное.

Высказывают свои предположения.

Рассказываю, с какими произведениями И.А. Крылова они уже знакомились.

Ученик из класса выразительно читает басню.

П: структурирование знаний;

П: уметь ориентироваться в своей системе знаний;

4. Постановка учебной задачи, целеполагание

Словесный: слово учителя

Работа с учебником: просмотр, чтение текста

08:08- 08:09

08:09-08:10

(1 СЛАЙД) Посмотрите на доску, вам представлен ребус, который вы должны разгадать. Попробуйте разгадать ребус, и скажите, что у вас получилось? (Слово «Квартет»). Правильно, молодцы ребята. Вы догадались какая будет тема нашего урока? (Басня И.А. Крылова «Квартет»).

(2 СЛАЙД) Откройте учебник на стр. 28. Сегодня мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Квартет».

Какие цели для себя вы поставите на урок?  (Познакомиться с басней Крылова И.А. «Квартет», научиться находить мораль в басне).

Впервые басня «Квартет» была напечатана в 1811 году, но злободневна и по сей день. Знаете значение слова «злободневна»? Это значит актуально, жизненно, имеет значение в настоящее время.

Определяют тему и цели урока.

Р: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

5. Решение частных задач

Словесный: слово учителя

Работа с учебником: просмотр, чтение текста

Практический: работа с карточками

Работа с учебником: просмотр, чтение текста

Физкультминутка

Наглядный: работа с иллюстрацией

08:10-

08:10

08:10-

08:13

08:13-

08:14

08:14- 08:20

08:20- 08:25

08:25- 08:26

08:26-

08:28

08:28-
08:35

08:35-

08:43

Что такое квартет? ( Квартет – музыкальное произведение для четырёх исполнителей , ансамбль из четырёх музыкантов или певцов). Где можно уточнить значение слова? (В толковом словаре)

Первичное прослушивание

Сейчас вы услышите басню в исполнении актера Валентина Иосифовича Гафта. Слушайте внимательно, и определите, сколько действующих лиц участвуют в ней. (Прослушивание басни).

-Так, сколько же действующих лиц в басне «Квартет»? ( 5 лиц)

-А можете их назвать? (Проказница- Мартышка, Осел, Козел, Мишка, Соловей)

-О ком и о чём эта басня? (о зверях, которые решили сыграть квартет)

Словарная работа

Посмотрите, в басне есть непонятные вам слова? Они отмечены звездочкой. Давайте найдем их в толковом словаре и прочитаем, что же они обозначают. (Слова квартет, баса, альта, прима, вторы ищем в словаре и хором произносим эти слова с правильным ударением, после прочтения каждого слова ученик из класса читает его значение). (3-7 СЛАЙД)

Давайте разберем еще некоторые слова или словосочетания. Что значит «на лад нейдёт»? (звучит несвязно). Каким другим выражением это можно заменить? (на лад не идет). Как вы считайте, что означает «уселись чинно в ряд?» (сели ровно, строго в один ряд). А что означает выражение «Квартет в порядок наш привесть»? Как можно сказать по-другому? (Привести Квартет в порядок).

Первичное чтение

Скажите, что является главным в басне? (Мораль). Что такое мораль? (Правила нравственности, поучительный вывод). А теперь прочитайте басню самостоятельно. Найдите, кто из героев произносит мораль? Имеет ли право этот герой поучать всех остальных? Почему? (Да, соловей самая музыкальная птичка, он разбирается в музыке).

Физкультминутка.

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

А потом прыг-скок

И ещё разок (Повторяем еще раз).

Самостоятельная работа

У вас на столах лежат карточки с заданием, возьмите их и прочитайте, что нужно сделать. Вы должны соедините стрелками героя басни с его характеристикой (с  его особенностями). Можете выполнять. Давайте проверим.

Проказница- Мартышка, существо несерьезное, вертлявое, неусидчивое.

Козел, лишенный всяких музыкальных способностей (вспоминаем: “козлиный голос”).

 Осел - упрямый, туповатый.

 Косолапый Мишка -  неуклюжий увалень с большим музыкальным инструментом.

Соловей – умный, разбирающийся в музыкальном искусстве.

Давайте ответим на вопросы стр. 30. Можно ли сказать, что участники квартета попали в смешное положение? Какая из причин делает положение смешным? (Обе причины). А какая причина вызывает у вас веселый смех, а какая грустный? Причина А какой смех у вас вызывает? Почему? ( Вызывает грустный смех, т.к. герои к серьезному искусству относятся поверхностно, не понимают, что это занятие требует таланта и умения). А причина Б? ( Вызывает веселый смех, т.к. пересаживание героев с места на место выглядит смешно, комично и не имеет никакого отношения к умению играть на муз. инструментах).

Прочитаем пословицы и определим, можно ли использовать в качестве морали к этой басне. Кто хочет прочитать 1-ую пословицу? Можно ли ее использовать в качестве морали? (Да, т.к. она отображает смысл басни, герои издают негармоничные звуки, спорят о том, как им сесть). Прочитайте 2-ую пословицу. Ее можно использовать как мораль? (Да, как и первую). Прочитаем 3-ую пословицу. Она подходит в качестве морали? (Да, но она выражает горький смысл басни: герои не понимают, что, чтобы стать музыкантом, надо учиться). А 4-ая пословица подходит? (Нет, т.к. в ней идет речь о качествах, которые не зависят от человека).

Работа с картиной

Откройте учебник на стр. 29. Рассмотрите рисунок Валентина Серова. Обратите внимание, как сидят герои? (герои сидят вряд, мартышка напротив, выполняя роль дирижера). Как они держат смычки? (Осел и Козел вертикально, Мишка держит горизонтально). А как изображена Мартышка? (Он смотрит на друзей, как бы шипит и стучит по раскрытым нотам, будто она недовольна). А вы видите на картине Соловья? Где он изображен? Он уже прилетел или еще нет?

Рассуждают, определяют значение слова «квартет».

Слушают басню.

Определяю, сколько в басне действующих лиц. Называют их. Высказывают свои предположения по поводу смысл басни.

Знакомятся со значением непонятных слов.

Читают басню самостоятельно, находят мораль.

Выполняют задание в парах.

Работают с учебником. Высказывают свое мнение по отношению к участникам квартета.

Выполняют физические упражнения.

Зачитывают пословицы, высказывают свои предположения о связи пословиц и морали басни.

Работа с рисунком. Рассматривают изображение. Описывают его.

К: взаимодействие с учителем во фронтальном режиме, умение отображать предметное содержание в устной речи;

П: развитие умения отображать предметное содержание в устной речи, аргументировать свою точку зрения;

К: осознание значимости совместной деятельности;

К: развитие умения организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками;

П: развитие умения анализировать познавательный объект (текст), выделять главное в тексте .

П: умение самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её;

П: развитие умения анализировать познавательный объект (иллюстрация).

6. Итог урока.
Рефлексия.
Домашнее задание.

Словесный: слово учителя

08:43-

08:45

Вспомните, какую цель ставили на урок? Достигли ее?

С какой басней И.А.Крылова мы познакомились?

В чем заключается мораль басни?

Закончите предложения:

 «Сегодня я узнал …»

 «Было интересно …»

 «Я считаю, что на уроке я поработал ...»

Откройте дневники и запишите домашнее задание. Стр. 28- 29 выразительно читать басню.

Определяют, достигнута ли цель урока.

Говорят о морали басни.

Проводят самооценку.

Записывают домашнее задание.

Л: определяют личностный смысл изучения темы;

П: умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

Р: умение определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Дополнительный материал:

  1. Прочитайте басню И.А. Крылова «Квартет» по ролям. Кто возьмет самую главную роль? У кого больше всего слов в басне? ( у автора). Кто будет читать за автора? А кто будет читать за Проказницу- Мартышку? За Осла, Козла, Мишку? Соловья?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»

Методическая разработка урока литературного чтения с использованием презентации, 2 класс, УМК  "Школа России" по теме «Басня И. А. Крылова «Лебедь, Рак и Щука»...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Басня И.А.Крылова "Стрекоза и Муравей" 3 класс УМК Гармония

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с творчеством И.А.Крылова, с содержанием басни "Стрекоза и Муравей"Задачи:Предметные: познакомить учащихся с личностью Ивана Андреевича Крылова и его б...

урок литературного чтения по теме " Басни И. А. Крылова".

Тип урока- обобщение. Форма урока - урок - презентация....

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"

Презентация к уроку литературное чтение 3 класс "Басня И.Крылова " Ворона и лисица"...

Урок литературного чтения по теме "Басни Крылова" в 4 классе

Форма урока:  урок - викторинаЦель: повторить произведения И.А. Крылова, воспитывать любовь к литературе.Задачи :- Воспитывать  навык самостоятельной работы над басней.-Развивать умение рабо...