Живая азбука
план-конспект занятия по чтению (1 класс)

Гнездилова Зоя Николаевна

Проектная задача проводится во втором полугодии, когда дети выучили  все буквы. Форма работы: урочная или внеурочная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhivaya_azbuka_1klass.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Любостанская средняя общеобразовательная школа»

Большесолдатского района Курской области

«Живая азбука»

1 класс

                                                                                     Гнездилова Зоя Николаевна,    

                                                                         первая  квалификационная категория

2018-2019 учебный год

Проектная задача «Живая азбука»

Название проектной задачи

«Живая азбука»

Предмет

Обучение грамоте

Участники проекта

Обучающиеся 1класса

Форма работы

Урочная или внеурочная

Организация деятельности

групповая

Продолжительность и время проведения

30-35 минут

Задача проводится во втором полугодии, когда дети выучили  все буквы.

Цель:

Создать условия для применения усваиваемых знаний и способов учебных действий в условиях решения творческих практических задач, изготовить книгу «Живая азбука».

Задачи:

- формировать положительную учебную мотивацию;

- формировать потребность применять имеющиеся знания и умения в процессе выполнения практических задач;

- развивать умение сотрудничать с одноклассниками для успешной работы в группе с целью решения поставленных учебных задач;

- развивать умение презентовать и оценивать  свою работу.

Планируемый продукт

Моделирование букв из различных материалов

Критерии оценивания работ учащихся

При подведении итогов работы оценивается:

-  владение предметным материалом, умение применять его в нестандартной ситуации;

- правильность выполнения  задания;

- способность на протяжении всего времени решения задачи удерживать цель работы;

- умение планировать собственные действия;

- коммуникативные умения при работе в группе.

Ход занятия

1. Постановка задачи (мотивационный этап).

Учитель: Ребята, вчера нам пришло письмо от детей подготовительного класса.

«Дорогие первоклассники! На следующий год мы тоже пойдем в школу. Но уже сейчас мы готовимся, учимся читать и считать. Мы хотим научиться читать быстро и правильно, как вы. Помогите нам быстрее запомнить все буквы. Будущие первоклассники».

- Как же мы можем помочь будущим первоклассникам?

Дети: предлагают разные варианты (учитель корректирует высказывания детей).

Учитель: Чтобы помочь нашим друзьям, нам предстоит сегодня выполнить непростую, но очень интересную задачу. Вы уже знаете все буквы, умеете читать. Поэтому мы сделаем подарок будущим первоклассникам. Определите учебную задачу урока.

Дети (с помощью учителя): Изготовить необычную  книгу (наглядное пособие) для будущих первоклассников «Живая азбука»

Учитель: Для того чтобы наша работа была успешной, предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет делать  несколько  страничек.

1 группа – буквы, обозначающие гласные звуки

2 группа – буквы, обозначающие парные согласные  звуки

1 группа – буквы, обозначающие всегда звонкие и всегда глухие  согласные  звуки

Повторим правила работы в группе.

Дети: повторяют правила работы в группе.

1) Умей выслушать товарища;

2) Своё мнение должен высказать каждый; 

3) Закончив дело, помоги другу;

4) Работай тихо, чтобы не мешать другим;

5) Рабочее место содержи в порядке.

Учитель: Попробуйте представить, как может выглядеть «Живая буква» в нашей книжке.

Дети: предлагают разные варианты; обсуждают варианты оформления буквы.

2. Решение проектной задачи.

Учитель: Для решения нашей задачи предлагаю вам составить план работы.

Задание 1: Составить план работы в группе и распределить обязанности

1) Выбор  материала,  из которого нужно сделать букву

2) Изготовление буквы

3) Подготовка рассказа о букве

4) Представление работы

Комментарий к заданию 1.

Первое задание – это составление плана  работы.  С помощью учителя  дети составляют план и вывешивают его на доске. Дальше идет  распределение работы внутри группы. Учитель дает необходимые разъяснения по выполнению работы; поясняет, что в случае возникающих затруднений к выполнению работы может подключиться другой участник группы. Желательно провести педагогическое наблюдение, каким образом дети будут распределять работу между собой: прочитав список и оценив возможности каждого участника или стихийно, без существенных оснований.

На общем столе лежит сырье (оборудование: зубная паста, бумага, ткань, зерна пшеницы, риса, пшена, гречки, семена, цветные веревочки-шнурки, ленты, монеты (можно другое).

Задание 2. Вы видите много различного материала для работы. Определите, какой из них вам может  понадобиться для оформления вашей буквы. Договоритесь в группе, из какого материала будете делать буквы.

Комментарий к заданию 2.

Каждой группе учащихся выдается:

1) картон формата А4;

2) шаблоны букв;

2) ножницы, клей.

Материал для изготовления буквы каждая группа выбирает самостоятельно.

Задание 3.Изготовте букву.

Комментарий к заданию 3.

Учащиеся должны разложить необходимый материал в соответствии с выбранным способом оформления своей буквы, а потом наклеить на соответствующую часть листа

Задание 4. Чтобы ваша страничка была яркой, красочной, запоминающейся, дополните информацию рассказом о букве по  плану:

  • Название буквы   - 1 слово
  • Какой у неё характер -  2 слова
  • Как этот характер может проявляться в поступках (что делает?)  -

3 слова

  • Составьте предложение из слов, начинающихся на эту букву  - 4 слова
  • Назовите слово на эту букву – 1 слово

Комментарий к заданию 4.

 Это  задание имеет творческий характер. Скорее всего, именно в этом задании потребуется помощь всей группы. Если возникнет необходимость, учащиеся могут обратиться за помощью и к учителю.

3. Представление результатов работы. Рефлексия.

Учитель: Ребята, сейчас каждая группа представит свою работу. Расскажите о том, что у вас получилось.

Дети: представляют результат работы своей группы - «Живую букву», рассказывают, какую информацию о букве  они использовали.

Комментарий:

Выступления детей вначале будут короткими, но это не важно, главное, чтобы дети привыкали к публичному выступлению и защите своей работы. Если не хватит времени, то этот этап можно провести в начале следующего урока. Посмотреть и обсудить работы детей не только интересно, но и полезно.

Учитель: Наша азбука ещё не совсем  готова. Осталось собрать странички в единое целое. Обсудите, в какой последовательности их удобнее собрать в книжку.

Дети: обсуждают последовательность страничек в книжке; приходят к выводу, что удобнее расположить странички в порядке следования букв.

Комментарий:

Учитель предлагает приготовленную заранее первую страничку-обложку азбуки. Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого первоклассника. Это рефлексивный момент, так как происходит осмысление своей причастности к такой ответственной работе, а это должно принести моральное удовлетворение всем участникам.

Учитель: Оцените свою работу с помощью волшебных линеечек. У каждого из вас карточка, на которой две линеечки. С помощью первой оцените свою работу, насколько каждый из вас был полезен своей группе при решении задачи. С помощью второй линеечки оцените работу своей группы. Насколько дружно и слаженно работала ваша группа.

Дети: работают с волшебными линеечками на карточках, оценивают результат своей работы и работы группы в целом.

Учитель: Ребята, вы все замечательно справились с работой. Я думаю, наши друзья будут рады такому подарку. Спасибо за работу!

Памятка:

  • Название буквы  
  • Какой у неё характер -  2 слова
  • Как этот характер может проявляться в поступках (что делает?)  - 3 слова
  • Составьте предложение из слов, начинающихся на эту букву  - 4 слова
  • Назовите слово на эту букву – 1 слово

Написание синквейна:

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно, что тема синквейна должна быть по-возможности, эмоциональной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект «Энциклопедия. Живая азбука».

Уважаемые учителя!Уважаемые мамы и папы!У  вас в руках книга – творческий продукт проекта «Азбука», которую я назвала «Энциклопедия. Живая азбука». Она посвящена жи­вотным, населяющим ...

Живая азбука леса

Очень интересный материал на природоохранную тему....

Проект книжка-малышка "Живая азбука" 1класс

Проект рассчитан на учащихся 1 класса и направлен на формирование у учащихся интереса к чтению, на осознанное усвоение темы "Русский алфавит", на развитие творческих способностей. Он позволяет расшири...

Творческий проект "Живая Азбука"

Стихи для работы над проектом "Живая Азбука"...

Проект "Живая Азбука"

Обучающиеся записали звуковые файлы для каждого слайда....

Проект "Живая Азбука"

Презентация на тему  "Проект- Живая Азбука"...

Творческий проект "Живая азбука"

Проект "Живая азбука" соответствует содержанию обучения грамоте в 1 классе ( УМК "Школа России"). Данная работа выполняется учащимися 1 класса самостоятельно и с помощью родителей, а также под руковод...