Литературный ринг "Что за прелесть, эти сказки!"
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Белоцерковская Марина Николаевна

Данное внеклассное мероприятие составлено на основе сказок. Подобраны содержательные вопросы и увлекательные задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие 3 класс

Литературный ринг

 «Что за прелесть, эти сказки!»

Автор: Белоцерковская Марина Николаевна

учитель начальных классов

Форма проведения:

интеллектуальная командная игра-путешествие

От автора: Данное внеклассное мероприятие составлено на основе детских сказок, рассчитано на учащихся 3-х классов. Подобраны содержательные вопросы и увлекательные задания. Удачно чередуются разнообразные виды работы. Все конкурсы имеют красивое текстовое и художественное оформление, основаны на занимательном материале. Выбранная форма проведения мероприятия позволяет формировать у учащихся  познавательный интерес, коммуникативные умения, воспитывать активных читателей, развивать навыки групповой работы.

Виды работы: фронтальные беседы, работа с деформированной пословицей, разгадывание кроссворда, загадок в стихах, игра «Доскажи словечко» - работа с фразеологизмами, игра «Что в ларце?», групповое чтение скороговорки-«заклинания», решение логических задач, коллективный рисунок «Весёлые художники», игра «Перевёртыши» - усложнённое чтение, игра «Наоборот» - работа над обратным смыслом слов, «Блиц-турнир», игра «Угадай песню», интерактивное упражнение «Микрофон».

Цели: в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании различных сказок; воспитывать любовь и интерес к чтению, чувство коллективизма; развивать логическое мышление, память, внимание, коммуникативные способности, навыки групповой работы.

Оборудование:

Наглядность, техническое оснащение: карта-маршрут путешествия, «сказочный поезд»; сигнальные картинки – сказочные герои, демонстрирующие  содержание этапов игры на каждой станции; выставка книг со сказками; «ларец»,  блюдце, яблоко; «магический кристалл»; тексты заклинания,  тексты «перевёртышей»; разрезная пословица «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам – урок »; фонограммы детских песен; микрофон; компьютер, мультимедийная доска (по возможности).

Раздаточный материал: 3 набора фломастеров; кроссворды по сказкам А.Пушкина (3 экземпляра); бланки «Дорисуйте сказочного героя»; 3 набора разрезных карточек «Подбери пару» (названия волшебных предметов – сказочные герои).

Эмблемы команд у каждого участника; турнирная таблица результатов игры; грамоты для награждения.

Подготовительный этап

        1. Заранее составить 3 команды во главе с капитанами (например: «Читай-город», «Сказочники», «Волшебники»). Заготовить эмблемы команд для всех участников, 3 грамоты для награждения.

        2. Пригласить жюри, обсудить систему оценивания конкурсов.

        3. Подготовить помещение для командной работы (расставить столы).

        4. Для демонстрации на мультимедийной доске подготовить турнирную таблицу, тексты вопросов для «Блиц-турнира», кроссворд для зрительного восприятия жюри и гостей, текст заклинания Волшебника Изумрудного города, тексты для игры «Перевёртыши», сказочных героев для иллюстрирования правильных ответов, логических задач: Чиполлино, Дюймовочка, Золушка; Винни-Пух, Пятачок, Элли, синьор Помидор.

        5. На предварительно проведенном уроке внеклассного чтения провести работу по выставке книг со сказками.

        6. Подготовить фонограммы детских песен, раздаточный материал, предметы для конкурсов, оформить на доске маршрут игры-путешествия.

7. Пригласить гостей.

        

Ход игры

І. Вступление.

1) Приветствие.

-Заходите, торопитесь,

 Наши милые друзья!

 Отдыхайте, веселитесь,

 Здесь скучать никак нельзя!

- Приглашаем вас на литературный ринг!

- Тема ринга так мила! Каждому близка она!

- «Что за прелесть эти сказки» - так звучит она!

- В литературном ринге принимают участие команды: «Читай-город» (капитан - …), «Сказочники» (капитан - …), «Волшебники» (капитан - …).

- Конкурс оценивает уважаемое жюри: … .

-Команды отправятся в путешествие на сказочном поезде по маршруту, указанному на карте, а на станциях,  нас будут ожидать интересные сюрпризы.

2)  Беседа по выставке книг. Беседа о значении сказок в жизни людей.

- Мы с вами подготовили и рассмотрели выставку книг со сказками. Как многообразен мир сказок! Какие виды сказок вы знаете? Каковы главные особенности сказок? Какое значение сказок в жизни людей?

3) «Приобретение билетов на сказочный поезд».

- Итак, команды, готовы отправиться в путешествие на сказочном поезде?

- Тогда мы должны все вместе приобрести на него билеты! Для этого нам нужно собрать пословицу из карточек. (Коллективное составление из разрезных перевёрнутых карточек пословицы «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам – урок »). Почему так говорят?

4) Ознакомление участников с правилами игры.  

Правила игры:

1. Если один вопрос задан всем командам, право ответа получает та команда, которая первой даст сигнал о готовом ответе поднятой рукой. В случае, если команда дала неправильный ответ, на этот вопрос имеют право ответить другие команды.

2. Если вопросы даются разные для всех команд, то в первую очередь отвечает та команда, которой задан вопрос. Если команда ошибается, на этот вопрос имеют право ответить другие команды.

3. Все задания и ответы на вопросы жюри оценивает в баллах.

- В добрый путь!

         ІІ. Основная часть.

        1. Задания учёного кота

Ведущий:    У лукоморья – дуб зелёный,

                Златая цепь на дубе том.

                И днём, и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

- Ребята, что рассказывал учёный кот? (Сказки.)

- А сейчас он хочет узнать, хорошо ли вы знаете сказки? Вам предстоит выполнить задания учёного кота:

  • Разгадайте кроссворд «Мы любим сказки А.С. Пушкина».

- Какая команда быстрее сможет правильно разгадать кроссворд?

1

2

3

4

5

6

7

8

По горизонтали: 3. Свет мой, …, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее? 5. Великий русский поэт, по сказкам которого составлен этот кроссворд. 6. В начале сказки старуха просила новое, а в конце осталась у разбитого. 8. Колдунья-мачеха отравила им царевну.

По вертикали: 1. Сидит на спице, оглядывает границы и предупреждает об опасности. 2. Птица, которая помогала Гвидону, а потом стала его женой. 4. Кличка собаки из той же сказки, что и колдунья с царевной (вопросы 3, 8). 5. Он нанял Балду в работники. 7. Он искал Людмилу по всему свету и сражался с Черномором.

Ответы 

По горизонтали: 3. Зеркальце. 5. Пушкин. 6. Корыто. 8. Яблоко.

По вертикали: 1. Петушок. 2. Лебедь. 4. Соколко. 5. Поп. 7. Руслан.

«Все – по местам!»

- Каждая команда получила набор карточек. Нужно восстановить полные

имена сказочных героев и названия волшебных предметов, которые состоят из двух частей. Например, Баба - … (Яга). Какая команда быстрее справится?

Ответы І команды: Сивка-Бурка, Конёк-Горбунок, мальчик- с пальчик, ковёр-самолёт, Елена Прекрасная, Вини-Пух, царевна-лягушка.

Ответы ІІ команды: Кощей Бессмертный, Иван-царевич, Лихо-одноглазое, Оле-Лукое, шапка-невидимка, Василиса Премудрая, цветик-семицветик.

Ответы ІІІ команды: сапоги-скороходы, крокодил Гена, палочка-выручалочка, Шалтай-Болтай, Чудо-Юдо, Иванушка-дурачок, Марья-искусница.

2. Задания Мудрой Совы. «Кто много читает, тот много знает»

  • Игра «Доскажи словечко»

- Закончите устойчивые выражения:

Вопросы І команде:

Хитрая, как … (лиса).

Упрямый, как … (осёл).

Надулся, как … (индюк).

Дрожит, как осиновый … (лист).

Вопросы ІІ команде:

Трусливый, как … (заяц).

Сонная, как … (муха).

Поёт, как … (соловей).

Нем, как … (рыба).

Вопросы ІІІ команде:

Неуклюжий, как … (медведь).

Красный, как … (рак).

Трещит, как … (сорока).

Задиристый, как … (петух).

  • Узнайте сказочных героев:

Вопрос І команде:

Фруктово-огородная страна,

В одной из книжек-сказок есть она.

А в ней герой – мальчишка овощной,

Он храбрый, справедливый, озорной!

                               (Чиполлино)

Вопрос ІІ команде:

Появилась девочка в чашечке цветка.

А была та девочка чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке девочка спала.

Вот какая девочка, как она мила!

                              (Дюймовочка)

Вопрос ІІІ команде:

Скорей бы приблизился вечер,

И час долгожданный настал,

Чтоб мне в золочёной карете

Поехать на сказочный бал.

Никто во дворце не узнает,

Откуда я, как я зовусь,

Но лишь только полночь настанет,

К себе на чердак я вернусь.

                               (Золушка)

        3. Задания сказочных волшебников

  • Что в ларце?

(Дополнительный балл заработает та команда, которая быстрее даст правильный ответ на вопрос.)

Взгляните, здесь, в ларце высоком

Сокрыт таинственный предмет.

И храбрый витязь зорким оком

Хранит его уж много лет.

И тот из вас, кто угадает,

Какой предмет внутри лежит,

Тот сей же час и получает

Ключи к ларцу, где клад сокрыт.

- В сундучке-«ларце» спрятаны предметы, которые в сказках заменяли телевидение. С их помощью можно было увидеть, что делалось в тридевятом царстве, в тридесятом государстве. Что это за предметы?

                           (Серебряное блюдечко и наливное яблочко)

  • Магический кристалл

- Кроме волшебных предметов героям сказок помогали и волшебные заклинания, произносимые на магический кристалл.

    Какая команда чётче и дружнее скороговоркой сможет прочитать заклинание Волшебника Изумрудного города?

        Бамбара-чуфара,        Лорики-ёрики,        Пикапу-трикапу,        Скорики-морики!

  • Игра «Без помощи рук»

- Представьте, что вы в сказочной стране. Как, не действуя руками и не выполняя никаких движений, выполнить следующие действия:

        1) Открыть дверь в пещеру с сокровищами. («Симсим, открой дверь!»)

        2) Сварить кашу в волшебном горшочке. («Раз, два, три, горшочек, вари!»)

        3) Исполнить повеление волшебной щуки. («По щучьему веленью, по моему хотенью!»)

        4. Математика в сказках

  • Числа в сказках

- Назовите сказки, в названиях которых или в содержании встречаются числа. Кто даст больше ответов?

(7 козлят, 7 гномов, 7 богатырей, 3 толстяка, 3 медведя, 3 девицы под окном, 33 богатыря, 40 разбойников, трёхглавый дракон…)

  • Логические задачи

   Вопрос І команде:

        Винни-Пух и Пятачок пошли в экспедицию на поиски Северного полюса. В поход они взяли с собой верёвку (вдруг – пригодиться?). на этой верёвке они завязали 4 узелка. Сколько частей получилось на верёвке? (5)

Вопрос ІІ команде:

        Элли шла в Изумрудный город, и по дороге ей встречались страшные опасности: тигр, людоед и злой паук. Паука она встретила раньше, чем тигра, а людоеда позже, чем паука. Кого она встретила первым? (Паука)

Вопрос ІІІ команде:

Все персонажи сказочной страны, у которых есть машина, очень нетерпеливы. А терпеливые всегда сами приклеивают себе подошву на дырявую обувь. Чтобы починить подошву, нужно сварить клей. А синьор Помидор не выносит запаха клея и не клеит подошву. Есть ли машина у синьора Помидора? (Есть)

5. Конкурс капитанов

  • Игра «Наоборот»

- Я буду говорить названия сказок, придавая им противоположный смысл. Вы должны отгадать правильное название загаданной сказки. Например, я скажу: «Петушок бесцветный». Значит, речь идёт о сказке «Курочка Ряба».

        1) «Зелёный беретик» («Красная Шапочка»)

        2) «Мышь босиком» («Кот в сапогах»)

        3) «Девочка с ладошку» («Мальчик- с пальчик»)

  • Игра «Перевёртыши»

- Помните, как в сказке «Золотой ключик» Мальвина обучала Буратино грамоте? Кто скажет, какую фразу она предложила ему для диктанта? «А роза упала на лапу Азора.» Мальвина назвала эту фразу волшебной. Почему, как вы думаете?

        Эта фраза – «перевёртыш». Читается одинаково или с небольшими перестановками слов при сохранении смысла: как слева направо, так и справа налево.

        Сейчас капитанам предстоит определить, какие из предложенных им фраз являются перевёртышами, а какие – нет.

1) Иди искать такси. (+)

    На вилах ехал Иван. (+)

    Конфеты есть – не фокус. (-)

    Вор влетел в ров. (+)

    А собака боса. (+)

2) Алла рвала лавр. (+)

    Я не стар, брат Сеня.(+)

    Нажал кабан на баклажан. (+)

    Ася, молоко около мяса. (+)

    До города дорога. (-)

3) Уж я веники не вяжу. (+)

    Ковал поп поплавок. (+)

    Около меня не молоко. (+)

    Летом летел перепел. (-)

    Коту тащат уток. (+)

6. Конкурс «Весёлые художники»

- Какая команда лучше за 3 минуты сумеет дорисовать сказочного героя?

1) На листе нарисована шляпа. (Незнайка)

2) На листе нарисованы сапоги и кошачий хвост. (Кот в сапогах)

3) На листе нарисован ключ. (Буратино)

7. Блиц-турнир

        Каждой команде будет задано 12 вопросов. Вы должны постараться дать как можно больше правильных ответов. На каждый вопрос отводится не более 5 секунд.

Вопросы І команде:

1) Неудачливый жених Дюймовочки, обитавший в подземелье. (Крот)

2) Что превратила фея в карету для Золушки? (Тыкву)

3) Как звали доктора из сказки о Незнайке «Коротышки в Солнечном городе»? (Пилюлькин)

4) Эта сказочная героиня побежала за Белым Кроликом, но потом превратилась в глубокий колодец и оказалась в необычайной стране. (Алиса)

5) Кто был обманут в Стране Дураков? (Буратино)

6) Как рассказывал сам этот герой, он сумел вытащить себя из болота за косичку от парика, летал на пушечном ядре, вывернул наизнанку злого волка и застрелил бешеную шубу. (Барон Мюнхаузен)

7) Его голова набита опилками. (Винни-Пух)

8) К нему шла девочка Элли со своими друзьями. (Волшебник Гудвин)

9) Удав из сказки «Маугли». (Каа)

10) Герой из сказки «Алиса в стране Чудес», который мого улыбаться и исчезать. (Кот)

11) Как звали этого кота? (Чеширский)

12) Кто превратился в огромного льва, а потом – в маленькую мышку? (Людоед)

Вопросы ІІ команде:

1) В ней было яйцо с иглой, где заключена смерть Кощея Бессмертного. (Утка)

2) Грызуны, воевавшие с Щелкунчиком. (Крысы)

3) Овощ, с которым можно сравнивать коротышек из сказки о Незнайке по росту. (Огурец)

4) Фамилия Михаила Потапыча из русских сказок. (Топтыгин)

5) Любимое занятие Знайки. (Чтение)

6) Этот мальчик в наказание за невежливость был превращён гномом в маленького человечка и совершил путешествие вместе со стаей гусей. (Нильс)

7) Африканское животное, которое после встречи с крокодилом на берегу реки Лимпопо поменяло свою внешность. (Слонёнок)

8) Этот сказочный персонаж всегда носил с собой маслёнку, чтобы не заржаветь во время дождя. (Железный Дровосек)

9) Медведь из сказки «Маугли» (Балу)

10) Кого встретила Алиса, плавая в своих слезах? (Мышь)

11) Что больше всего нравилось Алисе в книжках? (Картинки)

12) Кто проучил директора кукольного театра Карабаса Барабаса? (Буратино)

Вопросы ІІІ команде:

1) Кто в сказках А.С. Пушкина песенки поёт? (Белка)

2) Самая начитанная среди друзей Винни-Пуха. (Сова)

3) Что Незнайка нарисовал на портрете Пилюлькина вместо носа? (Градусник)

4) Человечек с пропеллером. (Карлсон)

5) Вещий конь из русских народных сказок. (Сивка-Бурка)

6) Этот герой сказки работал врачом на корабле. Однажды его корабль потерпел крушение. И он оказался в плену у маленьких человечков. (Гулливер)

7) У него на голове зелёный хохолок, подёргав за который вдоволь наплачешься. (Чипполино)

8) Гимнаст бродячего цирка, возглавивший борьбу против злых трёх толстяков. (Тибул)

9) Это существо, сшитое из соломы, было спутником девочки Элли в волшебной стране. (Страшила)

10) Пантера из сказки «Маугли». (Багира)

11) Что случилось с Алисой, когда она съела пирожок? (Выросла)

12) В каком королевстве находится город, на улицах которого стояло 10.000 зеркал? (Королевство Кривых зеркал)

7. Споёмте, друзья!

  • Угадай песню

Команды угадывают песню по описанию и поют по куплету песни  под фонограмму.

1) Песня о длительном путешествии маленькой девочки в ярком головном уборе. («Песенка Кранной Шапочки»: Если долго-долго-долго …)

2) Песня по слогам о деревянном герое. («Буратино»: Скажите, как его зовут? Бу-ра-ти-но!)

3) Песня весёлых и дружных музыкантов, которые любили вместе попутешествовать. («Песня друзей»: Ничего на свете лучше нету…)

ІІІ. Подведение итогов игры.

1) Сообщение об окончании игры:

- Как вы видите по нашему маршруту, наш сказочный поезд прибыл на конечную станцию. Увлекательное было путешествие? Поделитесь своими впечатлениями. («Микрофон»)

Вы, ребята, молодцы. Старались, работали дружно. По вашим ответам было понятно, что вы любите читать. Вы – внимательные читатели: давали правильные ответы на самые трудные вопросы.

2) Сейчас мы узнаем об итогах игры. Слово предоставляется жюри.

3) Награждение команд грамотами.

4) Заключительное слово.

Весёлый праздник был у нас,

Но пробил уж прощанья час.

Желаем мы до новых встреч

Вам радость праздника сберечь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина «Что за прелесть эти сказки!»

Литературная викторина  по  сказкам А. С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»       Наименование предмета, класс и тип образовательной программы, к которым от...

Литературное чтение - КВН "Что за прелесть эти сказки!"

КВН "Что за прелесть эти сказки!" можно использовать на уроках литературного чтения,  внеклассного чтения  или на классном часе, посвещенному А.С. Пушкину....

Урок литературного чтения по сказкам А.С.Пушкина "Что за прелесть эти сказки!"

Урок литературного  чтения во 2 по сказкам А.С. Пушкина с презентацией...

Литературный турнир по произведениям А. С. Пушкина «Что за прелесть, эти сказки!»

Предлагаю в игровой форме закрепить знания о сказках Пушкина А.С. в литературном турнире "Что за прелесть, эти сказки!"...

Сценарий литературного лото «Что за прелесть эти сказки!» (по сказкам А.С. Пушкина).

В сценарии подробно изложены правила игры, вопросы по каждому этапу....

Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки..."

Материал разработки можно использовать на уроке как закрепляющий материал по сказкам А. С. Пушкина, так и во внеурочной деятельности....