Главные вкладки

    Работа с текстом на этапе обучения чтению
    учебно-методический материал по чтению

    Голакова Елена Анатольевна

    Статья знакомит читателей с интересными приемами работы с текстом,которые могут быть использованы учителями начальных классов на этапе обучения чтению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kak_horosho_umet_chitat.docx24.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методический семинар «Чтение с увлечением»

    1…Как хорошо уметь читать!

    Не надо к маме приставать,

    Не надо бабушку трясти…

    Не надо умолять сестрицу.

    Не надо звать ,не надо ждать.

    А можно взять и почитать.

        Эти стихи Валентина  Берестова  хорошо были известны детям 20 века и звучали для них ,как призыв к действию.

    2…Сегодняшний мир — другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать. Современные   дети, хотя и  знакомятся с книгами даже раньше, чем их сверстники в  прошлом веке , но читают их намного меньше. А в школе зачастую делают это лишь из-под палки. И бесполезно говорить им о том, что чтение развивает воображение, речь, память и многие другие необходимые качества. 

      3…Многие дети приходят в школу ,уже знающие буквы, умеющие читать по слогам и даже целыми предложениями. Благо сейчас есть масса интересных книг и развивающих центров, которые способствуют этому.

       Родители настолько рады этому событию, что зачастую забывают: для того, чтобы действительно полюбить чтение, ребёнку недостаточно просто уметь составлять слова из звуков. Важна не техника чтения сама по себе (это  часто просто механический навык), а то, насколько осмысленно ученик читает.

      4…   Данные научных исследований говорят о том, что отношение человека к книге формируется в младшем школьном возрасте. Именно тогда решается вопрос, будет ли  это отношение активным или умеренно пассивным. Главная задача первоначального этапа самостоятельного чтения - добиться, чтобы ребёнок читал без принуждения, поскольку насилие  и давление могут навсегда отбить тягу к книге.  Дети, которые в начальной школе читают «из-под палки», с радостью забудут о книгах, как только закончится родительский и школьный контроль. Да и информация, которую человек постигает «через силу», не оставляет следа в его душе.

    Что же делать ?  Как сделать так, чтобы интерес к чтению не угасал, как к уже пройдённому этапу, а разгорался с каждым днём всё сильнее?

           

    5…Работа по формированию осознанного чтения начинается с  самых первых уроков.    На этапе обучения чтению я применяю методику опытного педагога-новатора Светланы  Александровны Сущевской. Она создала интересные тексты для вдумчивого чтения: тексты с «хвостами», с «дырками», с «прятками», «шиворот-навыворот».

        Все эти хитрости придуманы для тех детей, кто только начинает читать, и тех, кто уже умеет, но не очень любит это делать.

    Приведу несколько примеров.

    6…Тексты с «хвостами» - о животных. У всех животных есть хвосты, и в наших предложениях  тоже есть «хвосты»,т.е. концовки. В  тексте эти «хвосты» перепутались или потерялись. Поэтому будет очень интересно  навести порядок - соединить начала и концовки предложений  или сочинить свои «хвостики».

    7-8…Тексты  с «дырками» - специальный педагогический прием для повышения у ребенка интереса к чтению. Сначала он прочитает текст целиком, а затем такой же текст, но с «дырками» -  пропущенными словами или частями рассказа, припоминая их и вставляя по смыслу в нужном месте.

    9…Тексты для чтения с «прятками»

       Тексты ,оказывается,  тоже умеют играть в прятки! То словечко куда-то спрячется, то два пропадут, а то и целое предложение куда-то запропастится.  Пока не найдешь, текст не прочтешь и ничего не поймешь! А в этих рассказах прячутся не слова, а слоги. Искать пропавшие слоги немножко легче, чем слова или фразы, но от этого ещё интереснее. Это хорошее упражнение и для формирования навыка осмысленного чтения, и для отработки правильного употребления окончаний с целью точной связи слов в предложении.

       Рисунки помогут восстановить последовательность событий. Выполняя задание, ученик пронумерует сюжетные картинки, а затем, в соответствии с логикой сюжета, пронумерует части текста. Это тоже игра в «прятки.

    10…    Тексты для чтения «шиворот-навыворот»

       Шиворот-навыворот могут быть шубки, шапки, рубашки, пижамки, носки… и даже рассказы для детского чтения. Только одежда выворачивается наизнанку случайно или по неумелости, а наши тексты подготовлены шиворот – навыворот специально. И сделано это для того, чтобы ребенок читал не механически, а вдумывался в смысл прочитанного. А то окажется, что сосиски можно выращивать на грядке как картошку.

         Ещё один интересный приём развития связной речи и обучения детей чтению - составление рассказа по серии картинок на основе незавершённого текста и опорных слов-подсказок. Ключевые слова помещены в столбик около каждого рисунка, иллюстрирующего эпизод рассказа.

         Во всех  предложенных текстах детям предстоит все распутать и расставить по местам. Так читать гораздо увлекательнее. Но и это еще не все.  Главное - превратить механическое чтение ребенка в осмысленное. И тут на помощь придут дополнительные задания и вопросы . Мне важно не только научить ребёнка читать, но и заставить его думать, размышлять, сравнивать, объяснять , делать выводы. Навык быстрого чтения и понимания прочитанного формируется на основе развития всех познавательных процессов.

       Беря за основу  методику Светланы  Александровны Сущевской, я многое добавляю и усложняю. Используя данные тексты,  стараюсь подобрать такие задания, которые будут развивать   память, внимание, воображение, мышление. А это лучше всякого психологического теста покажет , что ребенок читает "с умом".

    12-13***   . Например, при работе с текстом «Галка» использую задание на развитие слухового и зрительного восприятия, которые    необходимы для гармоничного развития ребенка, его успешного обучения в школе, для предупреждения проблем, связанных с нарушениями процессов чтения и письма.

    14.***Тексты с дырками способствуют развитию зрительной памяти. 

    15.***Тест «Корректурная проба»  применяется в психологии для  диагностики  концентрации, устойчивости внимания.  Эту  методику можно  применять при работе с любым текстом:  найти  и вычеркнуть определенные буквы , найти слова на заданную букву, найти слова, связанные по смыслу и т.д.

    16-17-18.***Тексты с прятками помогают развитию мышления младшего школьника.:

    -рассказ-предположение по заголовку

    -установление логической последовательности частей текста

    -подбор заголовка к каждой части

    -пересказ со словами-помощниками

    -переделка рассказа так, чтобы главной была лишняя картинка.

         Во время урока стараюсь воздействовать на слуховые, зрительные анализаторы детей, вызывая у них разнообразную гамму чувств (использование музыки) 

       19..…Предлагаемый подход к обучению чтению основан на принципах дидактики:

    Во-первых, обучение должно проходить в игровой форме, чтобы ребёнку было интересно и, по возможности, весело;

    Во-вторых, необходимо создать мотив обучения, чтобы ребенок понимал, что и для чего он читает, что от успешности выполнения задания зависит сюжет  рассказа ;

    В-третьих, выполнение заданий желательно сопровождать практическими действиями (поиск слов или частей текста, их систематизация, проведение линий, написание цифр, творческие задания), что позволяет  дольше удерживать внимание и не отвлекаться от процесса чтения.

        Таким образом, каждое занятие превращается в увлекательный поиск.

       Я использую эту методику как на уроках чтения, так и на внеурочных занятиях. И она приносит  свои  положительные результаты.

      21.  Мои ученики с удовольствием  принимают участие в разных школьных конкурсах, научно-практических конференциях, литературно-художественных проектах, театральных инсценировках.

      22-23-24.Также мы с ребятами стараемся участвовать в городских и областных мероприятиях, связанных с чтением, в некоторых заняли призовые места.

    (Фестиваль поэзии «Тёркинские чтения», Международный День чтения вслух, областной смотр-конкурс «Книжкино приключение», городской интеллектуально - творческий конкурс «Путешествие Всезнаек» и другие.

    25-26.    Способствуют развитию заинтересованности в чтении библиотечные уроки , а также небольшие пятиминутки «Хочу рассказать …»,где каждую неделю ученики представляют свою книгу, рассказывают интересные моменты ,обязательно приносят книгу на урок, чтобы каждый полистал, посмотрел, а ,может быть, взял почитать.

      27. Все перечисленные методические приёмы  готовят к более серьёзному и очень важному курсу работы с текстом  во 2-4 классах, к комплексному анализу текста.

       Но надо всегда помнить, что занятия без удовольствия не приносят пользы! Пусть книга станет другом, а чтение – одним из самых любимых занятий!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Работа в парах на начальном этапе обучения чтению иностранных слов. "

    В статье рассматриваются рекомендации для организации парной работы на уроках английского языка....

    статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

         На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

    Этапы обучения чтению и письму

    В данной практико- значимой работе описаны основные этапы  обучения младших школьников навыкам письма и чтения.В основе статьи лежат выоды теоретических и практических исследований отечественных ...

    ПРИЕМ ДРАМАТИЗАЦИИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

    Одним из учебных приемов, способствующих активизаций учебной работыучащихся на уроках чтения, является прием драматизации. Тот факт, что драматизацияв какой-то мере это практика чувств, перевод их в д...

    Работа с текстом на этапе обучения чтению

    Работа с текстом на этапе обучения чтению...

    Открытый урок литературного чтения на этапе обучения чтению

    Ценностные ориентиры. Формирование нравственного смысла учения.Прогнозируемые результаты обучения. Личностные. Осознание языка как основного средства человеческого общения.Метапредметные. Умение испол...