Литературная викторина по сказкам
план-конспект занятия по чтению (3 класс)

Семёнова Людмила Николаевна

Викторина включает в себя вопросы к различным сказочным произведнниям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnaya_viktorina_dlya_uchashchihsya_3.docx34.84 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная викторина по сказкам для 3 классов.

Цели:

  • Проверить знание произведений устного народного творчества и авторских рассказов и сказок;
  • Учить вникать в смысл прочитанного, рассуждать, размышлять, отстаивать свою точку зрения.

Задачи:

  1. Обучать выразительному чтению произведений, правильному произношению слов, умению  выражать свои мысли, пополнять словарный запас.
  2. Развивать речь, мышление, память, коммуникативные навыки, творческие способности детей; умение работать в коллективе
  3. Воспитывать бережное,  обращение с книгой, прививать любовь и интерес к чтению.

Оборудование:

  • Карточки с вопросами.

Ход игры

- Дорогие ребята, сегодня у нас не совсем обычный урок. Нас ждет увлекательное путешествие по стране «Литературии».

- К нам на урок пришла одна почетная гостья. Какая – угадайте.

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не растение, а с корешком,
Не человек, а с разумом. (Книга)

Да, это книга, а вместе с книгой приходят наши любимые сказочные герои.

- А знаете ли вы, что у книжки, так же, как и у каждого из нас бывают именины?

С 23 марта начнется ежегодная неделя чтения “Книжкины именины”. Впервые “Книжкины именины” организовал Лев Кассиль в 1943 году, в годы войны, в Колонном зале Дома Союзов в Москве. Туда были приглашены, в основном, дети погибших на фронтах бойцов Красной Армии. И не смотря на то, что время было тяжелое, люди многого были лишены, не хватало еды – было решено провести этот праздник, потому что наша страна всегда была самой читающей страной мира. Книга всегда была для детей самым главным другом.

- Из книг можно узнать много полезного и интересного, если читать внимательно.

- Сейчас мы проверим насколько вы внимательные читатели.

А судить конкурсы будет наше уважаемое жюри….

Представление команд.

Название, девиз.

Максимальный  – 1 балл.

Разминка

(Вопросы командам задаются по  очереди. За каждый правильный ответ – 1 балл.

За помощь другой команде – дополнительно 1 балл.)

1.Исполнительница желаний в сказке А.С. Пушкина. (Золотая рыбка)

2.Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (Петушок)

3. Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (Бочка)

4. Какой мальчик должен был выложить изо льда слово “вечность”? За это ему обещали подарить новые коньки и весь свет. (Кай.)

5.Кто превратил Василису Премудрую в лягушку? (Кощей Бессмертный)

1.Любимый предмет злой мачехи, на который он

разозлилась. (Зеркальце)

2.Сколько раз ходил старик к морю?(5 раз)

3.Как величали инвалида, выбегавшего из маминой из спальни? (Мойдодыр)

4. От кого ушел Колобок? (От дедушки и бабушки, зайца, волка, медведя.)

5. Какое расстояние между правдой и ложью?(4 пальца: между ухом и глазом)

1.Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка)

2.Как звали девочку, которая сидела в тюльпане, совсем крошечная, такая нежная и хорошенькая. (Дюймовочка)

3.По какой дорожке шла Красная Шапочка к своей бабушке? ( По самой длинной)

4. Сколько братьев-месяцев встретила героиня сказки С. Маршака у новогоднего костра? (12.)

5.Где находится смерть Кощея Бессмертного? (Дерево, сундук, заяц, утка, яйцо, игла.)

Жюри подводит итоги и комментирует (у жюри карточки с цифрами, общий балл вносится в таблицу на доске).

- Викторина состоит из 5 туров:

1-й тур – “Пушкиниана.”;

2-й – “Угадай отрывок сказки ”;

3-й – “Кому принадлежат эти вещи?”;

4-й – “Конкурс капитанов”;

5-й – “ Автор и произведение”.

1-й тур. «Пушкиниана»

(Максимальная оценка – 4 балла. Один бал за каждый  правильный ответ и один бал за «качество» ответа.)

(Командир выбирает 2  карточки с вопросами.

 После обсуждения, команды отвечают на вопросы.)

  1. Что кричал петушок, сидя на спице?

(Кири-куку,
Царствуй, лежа на боку.)

2. Из какой сказки эти строки?

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет,
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.

(“Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь”.)

3. К кому обращался за помощью королевич Елисей? (К солнцу, месяцу, ветру.)

4. На какую работу нанял поп Балду? (Повар, конюх, плотник.)

5. Из какой сказки эти строки?

… Дева вдруг 
ожила. Глядит вокруг
Изумленными глазами,
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”

(“Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.)

6. Из какой сказки эти строки?

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелчка тебе по лбу,
Есть же мне давай вареную полбу.

(“Сказка о попе и работнике его Балде”.)

7. Что пообещал царь Додон мудрецу за золотого петушка?

(“.. Волю первую твою
Я исполню, как мою”.)

8. Как звали пса, который сторожил терем семи богатырей? (Соколка)

9. Сколько лет прожил старик со старухой “у самого синего моря”? (Тридцать лет и три года.)

10. Кого назвал Балда меньшим братом? (Зайца.)

(Заслушиваются выбранные ответы, жюри подводит итоги, результаты вносятся в таблицу.)

2-й тур. «Угадай отрывок сказки»

Отгадай сказку по фрагменту. (Максимальная оценка – 2 балла)

Каждая команда выбирает карточку с фрагментом из произведения. После обсуждения жюри подводит итог.

1. Давным-давно жил в одном горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал те дрова на рынке. Около горного озера росло большое дерево. Только стал он рубить дерево, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро. Сел мальчик на берегу и заплакал: для него ведь топор дороже денег.(«Честный мальчик» - корейская сказка)

2. Ещё в давние времена жил один падишах. Был он жестокий, особенно не любил стариков и  приказывал убивать всех, кому исполнилось 70 лет. «Всё равно от них нет никакой пользы»- говорил при этом безжалостный падишах.(«Мудрый старик» татарская сказка)

3.Вообразите же мое удивление,  когда на  рассвете  меня  разбудил  чей-то

тоненький голосок. Он сказал:

     - Пожалуйста… нарисуй мне барашка!

     - А?..

     - Нарисуй мне барашка…

     Я вскочил,  точно  надо  мною   грянул  гром.  Протер  глаза.  Стал

осматриваться. И увидел забавного маленького человечка, который серьезно

меня разглядывал. Вот самый лучший его портрет,  какой мне после удалось

нарисовать. Но на моем рисунке он, конечно, далеко не так хорош, как был

на самом деле.  Это не моя вина.  Когда мне было  шесть  лет,   взрослые

убедили  меня,  что  художник  из меня не выйдет, и я ничего не научился

рисовать, кроме удавов – снаружи и изнутри.

Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц.

  1. ….-папа заработал лишь легкую головную боль (которая прошла после обеда). Зато яичные скорлупки, оставшиеся в шляпе, мало-помалу начали менять свой вид. Они сохранили белый цвет, но все росли и росли в размерах и стали мягкими и пухлыми. Немного погодя они целиком заполнили шляпу, а потом из шляпы выпорхнули пять маленьких круглых тучек. Они выплыли на веранду, мягко спустились с крыльца и повисли в воздухе над самой землей. А в шляпе Волшебника стало пусто.

ТУВЕ ЯНССОН Шляпа Волшебника

(про удивительных зверьков Муми-троллей)

 5.Сначала он подумал так: «Это – жжжжжжж – неспроста! Зря никто жужжать не станет. Само дерево жужжать не может. Значит, тут кто-то жужжит. А зачем тебе жужжать, если ты – не пчела? По-моему, так!»

Потом он ещё подумал-подумал и сказал про себя: «А зачем на свете пчёлы? Для того, чтобы делать мёд! По-моему, так!»

Алан Милн. «Винни -  Пух и Все Все Все.

3-й тур. «Кому принадлежат эти вещи?»

Участники команд по – очереди достают из мешочка карточки, на которых написаны слова, обозначающие волшебные вещи.

Максимальная оценка – 2 б.

  1. Золотое яичко. (Курочке Рябе. Рус. Нар. Сказка “Курочка Ряба”.)
  2. Хрустальная туфелька. (Золушке. Ш. Перро “Золушка”.)
  3. Зеркальце. (Злой мачехе. А.С. Пушкин “Сказка о мертвой царевне…”.)
  4. Золотой ключик. (Буратино. А. Толстой “Золотой ключик”.)
  5. Скорлупа грецкого ореха. (Дюймовочке. Г.-Х. Андерсен “Дюймовочка”.)
  6. Разбитое корыто. (Старухе. А.С. Пушкин. “Сказка о рыбаке и рыбке”.)
  7. Красная шапочка. (Девочке. Ш.Перро “Красная шапочка”.)
  8. Аленький цветочек. (Чудовищу. С. Аксаков “Аленький цветочек”.)
  9. Перо жар-птицы. (Ивану-дураку. Ершов “Конек-горбунок”.)
  10. Топор. (Солдат «Каша из топора»)

(Подведение итогов)

4-й тур. «Конкурс капитанов»

     Закончи пословицу.

Один бал за каждый правильный ответ. Максимальная оценка – 7 баллов.

  1. Хочешь, есть калачи - …(не сиди на печи).
  2. Цыплят по осени – …(считают).
  3. Ум хорошо, а – …(два лучше того).
  4. У ленивой пряхи нет – …(для себя рубахи).
  5. Не надейся ,дед, -…(на чужой обед).
  6. Других не суди - …(на себя погляди).
  7. Дело наспех сделано -…(на смех).

-Настала пора отдохнуть. Игра «Писатель – или не писатель». Я буду называть фамилии известных людей, вы если услышите среди них фамилии писателя или поэта хлопаете в ладоши. Внимание – главное условие игры! (Газманов, Репин, Чуковский, Чехов, Пушкин, Моцарт, Глинка, Носов, Мичурин, Басков, Барто, Есенин, Чайковский, Андерсен, Крылов.)

5-й тур. «Автор и произведение»

. Соедини правильно фамилию автора и его произведение.

Один бал за каждый правильный результат. Максимальная оценка – 7 баллов.

А. Милн

«Золотой ключик»

Г. Х. Андерсен.

«Винни-Пух и все-все-все»

Н. Носов

«Конек-горбунок».

А. Линдгрен

«Приключения Незнайки»

 Ершов

«Муха –Цокотуха»

А. Толстой

«Дюймовочка»

К. Чуковский

«Пеппи Длинный чулок»

Подведение итогов. Награждение команд. Поздравления.

Закончился наш праздник, но увлекательное путешествие по стране «Литературии» только начинается. Книга будет вашим верным спутником всю жизнь.

Она оставила для вас письмо.

Письмо от Книги.

Ребята, я рада была видеть вас в своем книжном царстве.

Я – книга. Я товарищ твой!
Будь, школьник, бережным со мной…
Мой чистый вид всегда приятен.
Оберегай меня от пятен!
Я к вам обращаюсь, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

До встречи. Книга.

Приложение.

Таблица для жюри.

Тур/Команда

1 команда

3 «А»

2 команда

3 «Б»

3 команда

3 «В»

4 команда

3 «Г»

5 команда

3 «Д»

Название команды, девиз.

Разминка.

1 тур

«Пушкиниана»

2 тур.

«Угадай отрывок сказки»

3 тур.

«Кому принадлежат эти вещи?»

4 тур.

«Конкурс капитанов»

5 тур.

«Автор и произведение»

Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина по сказкам "Там на неведомых дорожках"

Цель занятия: познакомить с историей происхождения сказки, вспомнить как можно больше сказок, их авторов и героев; развивать познавательный интерес к чтению, фантазию, воображение, художес...

Литературная викторина по сказкам Чуковского

Викторина по сказкам Чуковского в 1 классе...

Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина (презентация)

Литературная викторина "Что за прелесть эти сказки?" создана по сказкам Пушкина для учащихся 2 класса. Она была использована для проведения на Неделе литературного чтения между учащимися 2-х классов. ...

Литературная викторина по сказке В.Катаева Цветик-семицветик 1 класс

Викторина используется для контроля осознанности чтения произведений по внеклассному чтению в 1 классе...

Литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина "Что за прелесть эти сказки..."

Материал разработки можно использовать на уроке как закрепляющий материал по сказкам А. С. Пушкина, так и во внеурочной деятельности....