Продуктивное чтение на уроках в начальной школе.
статья по чтению (1, 2, 3, 4 класс)

Продуктивное чтение на уроках в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Продуктивное чтение на уроках в начальной школе.

Учитель начальных классов: Лукьянцева Оксана Фёдоровна

МБОУ «СОШ №12» г. Байкальск

Развитие общественного сознания в настоящее время неотделимо от гуманного отношения к человеку. С 80-х гг. двадцатого века в образовании начинает прослеживаться тенденция, ориентированная на развитие творческих способностей, воспитания свободной и ответственной личности, способной к самостоятельному принятию решений.

Слово "гуманизм" в переводе с латинского языка означает человеческий, человечный. Гуманная педагогика считает самым важным ценность человека как личности, его право на развитие способностей, заложенных в нём от природы. Шалва Александрович Амонашвили пишет: «Эта педагогика принимает ребенка таким, какой он есть, соглашается с его природой и провозглашает природосообразность в качестве высшего закона». Гуманная педагогика формирует личность, которая руководствуется в жизни гуманистическими духовными ценностями, личность, способную выбрать свою точку зрения и действовать на её основе, ставить и решать проблемы, помогать другим людям. Важнейшая способность такой личности – способность к творчеству в любой области жизни. Гуманная педагогика опирается на идеи и других великих педагогов - Яна Амоса Коменского, Песталоцци, Ушинского, Макаренко, Сухомлинского, которые стремились к формированию личности каждого ребёнка и раскрытию её талантов.

Принципами гуманной педагогики являются:

  • Очеловечивание среды вокруг ребёнка;
  • Проявление творящего терпения;
  • Принятие любого ребёнка таким, какой он есть (не ломать его волю);
  • Построение отношения сотрудничества с ребенком (я - тоже ученик, а он - учитель);
  • Преисполнение оптимизма в отношении ребенка;
  • Проявление преданности и искренности в отношении ребёнка (единственный защитник детства - учитель).

Сотрудничество педагога и детей подразумевает не прямую, упрощённую передачу им знаний, а, прежде всего, создание обстановки, побуждающей к учению, создание соответствующего развивающего воспитательного пространства. Каждый ребёнок свободен в проявлении творчества. Самостоятельность и ответственность - качества, которые способствуютуважению ребёнка к себе и признание в ребёнке личности. Возможности, заложенные при рождении ребёнка, действительно огромны, и главной задачей педагогики является - научить ребёнка раскрывать свои возможности, свой творческий потенциал.

Основой процесса обучения ребёнка является обучение навыкам умения читать, и первостепенной задачей начального образования является формирование у ребёнка навыка продуктивного чтения. Действительно, чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя, это то, посредствам чего воспитывают и развивают младших школьников. Полноценный навык чтения - это база для дальнейшего обучения всем другим школьным предметам, основной источник получения информации и даже способ общения.

Выделяется четыре качества навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность. Главной задачей обучения чтению является выработка у детей этих навыков, и эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

К сожалению, в современном мире дети почти не проявляют интереса к чтению, они больше времени проводят у экранов телевизора, компьютера, телефона или планшета. И перед педагогом стоит задача не только научит ребёнка читать, но и воспитать в нём интерес к чтению.

Да и просто научить ребенка читать недостаточно. Необходимо научить его читать правильно, эффективно, продуктивно.

Ученики, которые не особенно интересуются чтением, не воспринимают литературные произведения во всей их глубине и красоте; не знают, как вести себя в различных ситуациях общения; с трудом решают текстовые математические задачи, потому что не могут проследить взаимосвязи и отношения между ее данными; недостаточно хорошо понимают стиль учебно – научных текстов, составляющих учебники русского языка, окружающего мира и других школьных дисциплин.

Словом, правильное чтение – основа обучения не только в школе, но и за ее пределами.

Мотивом чтения является потребность. У младшего школьника, овладевающего чтением, вначале возникает потребность просто научиться читать.

Освоив грамоту, ученик меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются и школьник читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности,например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его; найти главную мысль в научно-популярном, научном тексте и т. д.

Развитие навыка чтения во время обучения в начальной школе предполагает как формирование приёмов чтения целыми словами, так и постепенное введение чтения про себя, наращивание скорости чтения и овладение рациональными приёмами чтения. Параллельно с этим литературное образование и развитие предполагает подготовку полноценного читателя, способного воспринимать доступное возрасту художественное произведение адекватно авторскому замыслу.

Когда в прошлом году я взяла 3 класс, с которым работаю и сейчас , я поняла, что у большинства детей возникают проблемы с чтением. Дети читают медленно, не всегда могут запомнить и понять то, о чём прочитали, интереса к чтению нет. Передо мной встал вопрос: «Как научить их читать правильно, осознанно и с интересом?»

В решении этого вопроса мне помогла «Технология продуктивного чтения».

Технология продуктивного чтения – это природосообразная образовательная технология, опирающаяся на законы читательской деятельности и обеспечивающая с помощью конкретных приёмов чтения полноценное восприятие и понимание текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору.

С позиции структуры читательской деятельности разработанная технология предполагает три этапа работы с текстом (естественные для любого читателя).

I. Работа с текстом до чтения.

Цель – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умение предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

Главная задача – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.

1. Читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании.

Если дети читают текст дома самостоятельно, этап антиципации сохраняется. Работу в классе начинаю с вопросов: «Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что вы обратили внимание перед чтением и почему?» и т.п.

2. Затем предлагаю прочитать текст, проверить возникшие предположения.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации

Главная задача – обеспечить полноценное восприятие текста.

Дети самостоятельно читают текст про себя в классе или дома с установкой провести диалог с автором и проверить свои предположения и ожидания.

Чтение вслух в режиме диалога с автором, комментированное чтение.

По ходу чтения провожу словарную работу (объяснение и уточнение значений слов). В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно в процессе чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его. Беседа по содержанию текста в целом, выборочное чтение. Обсуждение читательских интерпретаций.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель – корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом.

Главная задача – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Ставит вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Её результатом должно стать понимание авторского смысла.

Вот ещё некоторые приёмы, которые я использую в своей работе:

- Читательская пятиминутка.

Дети приносят интересные им книги, читают в течение пяти минут, а затем я спрашиваю: «Что нового или интересного вы прочитали? Что понравилось или не понравилось в прочитанном отрывке?»

-Конкурс чтецов.

Перед детьми стоит задача выучить любое понравившееся им стихотворение и рассказать его так, чтобы другие дети почувствовали то, чем понравилось данное произведение читающему. Причём учитель тоже участвует.

-Реклама.

Детям даётся задание сделать рекламу понравившейся книги. Здесь есть варианты. Но рассказать надо так, чтобы эта книга заинтересовала других учеников, и им захотелось её прочитать. Так как я работаю с начальными классами, то чаще всего дети просто рассказывают о своей любимой книжке, показывают её, могут сделать иллюстрацию.

-Диалог обучающихся с автором литературного произведения.

Этот приём используется во время чтения текста. Учитель должен стараться "включать" творческое воображение обучающихся. Дети по деталям повествования и отдельным фразам в речи героев могут спрогнозировать, что может случиться дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться произведение или его часть.

Учителю надо научить детей задавать вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые они могут узнать в процессе чтения, например: "Чем это можно объяснить?..", "Что из этого следует?..", "Что сейчас случится?..", "Почему именно так?..", "Для чего?..", "Кто такой?..". Возникающие вопросы предполагают появление ответов-предположений и самопроверку по ходу дальнейшего чтения.

- Упражнение на внимательное чтение.

Учащимся раздаю печатные тексты (можно использовать газеты). Хорошо читающий ученик читает рассказ. В это время все ребята вычёркивают заданные буквы в своих текстах, строго двигаясь по строке слева направо. Одновременно они внимательно слушают ученика, чтобы затем ответить на вопросы по тексту. Затем проводится взаимопроверка вычеркнутых букв. Иногда даю задание посчитать сколько местоимений встретилось в тексте или сколько раз использовался союз.

   Перед учителями начальных классов стоит непростая задача не только приобщить младших школьников к чтению в целом, но и обучить их вдумчивому, аналитическому чтению. Справиться с этой задачей поможет использование педагогами в работе различных приемов изучающего чтения. Необходимо искать и пробовать те приёмы, которые лучше помогут детям овладеть навыками продуктивного чтения.

   Шалва Александрович Амонашвили писал: «Современный человек, человек будущего не может жить без книги. Чтение в его жизни - это важнейший способ восхождения, самосовершенствования, самообразования.»

Используемая литература: Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"

                             Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий средствами технол...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: обеспечение развития универсальных учебных действий, направленных на получение определённых результатов через технологию продуктивного чтения....

Мастер - класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В представленной статье автор делится мнением об использовании в своей работе технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской. По мнению автора, данная технология  счи...

Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе.

Выступление на методическом объединении учителей....

Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе

В статье рассмотрены методы, приёмы и этапы работы с текстом на уроках в начальной школе...