ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по чтению

В представленной статье автор делится мнением об использовании в своей работе технологии продуктивного чтения, разработанной профессором Н.Н. Светловской. По мнению автора, данная технология  считается наиболее эффективной, так как учит ребенка работать с текстом самостоятельно, понимать  содержание прочитаного и воспроизводить полученную информацию в дальнейшем, развивает чувство любви к книгам и чтению.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова Санкт-Петербурга

(Некрасовский педколледж № 1)

Статья

«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ПРОДУКТИВНОМУ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Агапова Екатерина Алексеевна,

обучающий(ая)ся группы № 3-1а

Специальность:

44.02.02  Преподавание в начальных классах

Санкт-Петербург

2020 г

Чтение – это самое главное умение в жизни  человека.  Без этого умения человек не сможет понять окружающий мир.  Научить детей читать очень трудно, но научить любить читать еще труднее. В начале обучения детям нравится сам процесс овладению чтения, а также то, что из букв получаются давно знакомые для них слова. Но  когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда родители дома и учитель в классе  заставляют читать, у большинства детей пропадает интерес к прочтению  книги.

Для всех нас чтение является средством приобретения и усвоения новой информации, необходимой для дальнейшей жизни. Обучающийся, который плохо читает, не сможет успешно приобрести новые знания, ведь  процесс школьного обучения всегда предполагает самостоятельную работу, прежде всего работу над книгой. Изучив статистику успеваемости на уроках литературного чтения, где проводятся традиционные уроки, выявилась проблема, обучающиеся не хотят читать, а уроки литературного чтения становятся скучными и не интересными. Дети не видят смысла читать, понимать смысл прочитанного, запоминать, поскольку в век технологий можно все найти в интернете.

Наша задача, как педагогов, в первую очередь найти  решение данной проблемы. Некоторые педагоги используют в обучении технику продуктивного чтения.

Что же такое продуктивное чтение? Продуктивным  чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения информации, ведется перечитывание  всех видов текстовой информации, глубокое понимание и осмысление текста. Поэтому целью данной технологии является формирование правильной читательской деятельности обучающегося в школе, умение самостоятельно понимать текст, чтобы в дальнейшем полученную информацию можно было использовать в жизни. Профессор Н.Н. Светловская разработала свою технологию продуктивного чтения. Данная технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, умений истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника, то есть автора, а также умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников книг и других источников информации; познавательных универсальных учебных действий: умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения достаточно сильно отличается от традиционной технологии передачи ученику готового знания.

В традиционной технологии в начале занятий, перед самим чтением, учитель самостоятельно детей готовит к восприятию текста, в основном он использует такие фразы, как «Сейчас узнаем о писателе» или «Сейчас узнаем о прочитанном». У обучающихся не проходит самостоятельная деятельность, что в дальнейшем сказывается на работе с текстом. Сам текст читает учитель или же хорошо читающие дети, что в очередной раз доказывает то, что детям, у которых данный навык не особо развит, становится скучно и данный вид работы им надоедает. Отсюда выходит и проблема – дети не хотят читать. После чтения ученики отвечают на вопросы учителя, которые он заранее приготовил, работа с текстом сводится к бесконечной беседе, детям становится не интересно, что в очередной раз приводит нас к нашей проблеме.

Технология продуктивного чтения подразумевает собой то, что теперь учителю необходимо организовывать исследовательскую работу детей так, чтобы они самостоятельно «додумывались» до решения ключевой проблемы урока и сами смогли объяснить, как действовать в новых условиях. Учитель становится партнёром для обучающегося, а также наставником, помогающим каждому ученику развиться и встать на правильную дорогу.

Технология продуктивного чтения включает в себя три этапа:

1.Первый этап - работа с текстом до чтения.

Данный этап включает в себя прежде всего антиципацию, то есть  предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.  Именно на этом этапе должна быть определена смысловая, тематическая, эмоциональная направленность текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на детский читательский опыт.

Завершается этап постановкой целей урока с учетом общей готовности учащихся к  работе.

Данный этап очень важен в любом случае, так как он настраивает учеников на дальнейшую работу, дает мотивацию и интерес к чтению. Дети осознают для чего им необходимо прочитать предложенный им текст и смогут в дальнейшем с ним работать.

2.Второй этап - работа с текстом во время чтения.

Данный этап начинается с первичного чтения текста, по выбору учителя можно дать детям самостоятельно прочитать или сделать комбинированное чтение, выбор влияет в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся. Выявление первичного восприятия проводится с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений. Также выявляется совпадение первоначальных предположений учащихся с содержанием текста, эмоциональной окраской прочитанного текста.  Особая роль в этой технологии отводится на перечитывание текста. Повторное чтение всего или определенных фрагментов происходит медленно, чтобы ученики вдумывались в каждое прочитанное слово, после происходит анализ того, что они перечитали, используя следующие приёмы как: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному тексту и выделение ключевых слов.  На этом же этапе проводится обобщение прочитанного текста через постановку обобщающих вопросов. В случаи необходимости, учитель вместе с учащимися обращается  к отдельным фрагментам текста. После всего происходит выразительное чтение.  На этом этапе осуществляются такие приемы работы, как диалог с автором через текст и комментированное чтение. Под диалогом с автором,  с точки зрения методики преподавания, подразумевается работа с текстом во время его чтения. С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст. Чтобы диалог был полноценным и содержательным, читателю нужно по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте авторские вопросы, задавать свои собственные  вопросы по тексту, обдумывать предположения о дальнейшем развитии сюжета в тексте, включать воображение. Во время диалога с автором происходит переработка  информации из каждого предложения, а точнее единицы текста. Вести диалог с автором - это способность, которая не возникает самостоятельно, поэтому её необходимо формировать специально. После первичного чтения «про себя» задаю вопросы:

 - Что вас удивило? Что было самым интересным? Чего вы не знали? Что было для вас новым?

3.Третий этап – работа после с текстом после чтения.

Работа с текстом продолжается смысловой беседой по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного должно вовлекать учащихся в дискуссию. В этот момент должно происходить соотнесение читательских оценок о произведении с авторской позицией. Формулирование и выделение основной идеи текста, его главной мысли. И вот на этом этапе происходит знакомство с писателем. Происходит работа с материалами учебника или же другими дополнительными источниками, это может быть любой раздаточный материал подготовленный учителем или учащимся, если же это было задано на дом. Происходит работа с заглавием текста, иллюстрациями к нему, обсуждение смысла заглавия, подходит ли оно к содержанию текста и передает ли его главную мысль.  Могут происходить различные творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся, к примеру: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы. Данный этап хорошо представлен в заданиях учебников по литературному чтению, а также в рабочих тетрадях. Самая развитая у читателей младшего школьного возраста сфера – осмысление содержания. Поэтому методика предлагает учителю богатый выбор заданий, связанных с этой сферой: это может быть рассказ о герое или же каком-то событии; может предполагать пересказ текста; составление плана, ответы на контрольные вопросы учителя и многое другое. В данном возрасте эмоциональная сфера у обучающихся работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта. Задания, направленные на развитие этой сферы, могут быть следующими: выразительное чтение, сопоставление литературного произведения с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом.

В нашем современном мире – главное умение для человека является чтение, без него многие люди не смогут овладеть с большими потоками информации, будут отставать от развития нашего мира. Без чтения мы не можем добиться больших высот в современном мире. К сожалению, традиционное чтение уже не дает таких больших результатов, как продуктивное чтение. Главной задачей учителя становится то, что он должен научиться организовывать исследовательскую работу детей так, чтобы они самостоятельно «додумывались» до решения ключевой проблемы урока и сами смогли объяснить, как действовать в новых условиях. Как говорил Джордж Карлин: « Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать то, что они читают!» И данная цитата подтверждает то, что работать с технологией продуктивного чтения – значит улучшить результат осмысления прочитанного, чтобы в дальнейшем обучающиеся смогли использовать это на практике.


Список литературы:

1. Редькина, Т. В. Технология продуктивного чтения [Электронный ресурс]

2. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014 – 43 с.

3.М.Пришвин «Берестяная трубочка»

4.Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

5. Бунеев, Бунеева: Литературное чтение, 1 класс, 2015г. Владимир Лапин «УТРО» [Электронный ресурс]

6. Любовь Ларионцева, статья «Книга - обогатит мир ребенка» от 0.5.2019, [электронный ресурс]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"

                             Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий средствами технол...

Мастер – класс «Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе»

Цель мастер-класса: обеспечение развития универсальных учебных действий, направленных на получение определённых результатов через технологию продуктивного чтения....

Мастер - класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"

Мастер - класс "Формирование универсальных учебных действий средствами технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе"...

Продуктивное чтение на уроках в начальной школе.

Продуктивное чтение на уроках в начальной школе....

Использование технологии продуктивного чтения на уроках в начальной школе.

Выступление на методическом объединении учителей....

Технология продуктивного чтения на уроках в начальной школе

В статье рассмотрены методы, приёмы и этапы работы с текстом на уроках в начальной школе...