Календарно - тематическое планирование по литературному чтению 4 класс Школа России
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс)

Марченко Виктория Петровна

КТП по литературному чтению 4 класс УМК "Школа России"составлено с учетом требований ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_2019.docx94.75 КБ

Предварительный просмотр:

Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Оборудование

Характеристика учебной деятельности учащихся

План

Факт

1. Вводный урок - 1 ч

1

Знакомство с учебником по литературному чтению.

1

Содержание учебника. Словарь.

Рассматривание иллюстраций и оформление учебника

2. Летописи, былины, жития - 9 ч

2

Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».  «И вспомнил Олег коня своего».

1

Презентация по разделу «Были - небылицы».

Выставка книг.

Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения     А.С. Пушкина; читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении.

Самостоятельно формулировать тему и цели урока. Строить рассуждения.

Ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном материале.

Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

3

Сравнительный анализ текста летописи  «И вспомнил Олег коня своего» и стихотворение А.С.Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

1

Презентация — «Основные события Древней Руси».

Пересказывать былину от лица её героя.

Определять героя былины и характеризовать его с опорой на текст. Сравнивать былины и волшебные сказки.

Находить в тексте слова, описывающие внешний вид героя, его характер и поступки.

Составлять рассказ по репродукциям картин известных художников.

Описывать скульптурный памятник известному человеку.

Находить информацию об интересных фактах из жизни святого человека.

Описывать характер человека; высказывать своё отношение. Рассказать об известном историческом со- бытии на основе опорных слов и других источников информации. Участвовать в проектной деятельности. Составлять летопись современных важных событий (с помощью учителя).

Договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять к нему внимание. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения при работе с текстом, используя обобщающие вопросы учебника

4

Былина и герои. Особенности былины как жанра.  

1

Картина В. Васнецова «Богатыри».

Знать жанр устного народного творчества «былина».                           Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг.

Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

5

Поэтический текст былины «Ильины три поездочки». 

1

6

Сказочный характер былины «Ильины три поездочки». 

1

Презентация —

«Герой былины — защитник государства Российского».

7

Жития святых. «Житие Сергия Радонежского».

1

Иллюстрации с изображением Сергия Радонежского, «Битва на Куликовом поле»

Знать жанр устного народного творчества «былина».                           Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг. Составлять план текста. Относить прочитанное произведение к определённому периоду.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: ставить вопросы к тексту учебника, рассказу учителя.

Коммуникативные: ставить вопросы к тексту учебника. Кратко передавать свои впечатления о прочитанном.

Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

8

Сергий Радонежский — святой земли Русской.

1

В. Клыков. Памятник Сергию Радонежскому (иллюстрация)

9

 Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин.

1

Презентация «Календарь исторических событий»

10

Проект «Создание календаря исторических событий».

1

Кроссворд по теме:

«Летописи, былины, жития»

        3. Чудесный мир классики  - 19 ч

3.1. Волшебные сказки - 8 ч

11

Сравнение литературной и народной сказок. П.П. Ершов «Конек – Горбунок»

1

Выставка книг. Иллюстрации с изображением сказки П.П. Ершова «Конек - Горбунок»

Знать название и основное содержание изученного произведения.                  Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

12

Характеристика главных героев в сказке П.П. Ершова «Конек - Горбунок»

1

Видеозапись сказки  П.П. Ершова «Конек-Горбунок»

Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка.

Регулятивные: работать в заданном темпе. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

Коммуникативные: слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

13

Работа с текстом сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок». Составление плана.

1

14

А. Слонимский. Об А.С. Пушкине.   А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!»

1

В. Тропинин «Портрет А. С. Пушкина», слайды с портретами семьи Пушкиных, романс И. Шварца «Я ехал к Вам», выставка детских книг с произведениями писателя.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности, отвечать на вопросы по тексту.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать в заданном темпе.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.

15

Волшебные сказки: народные и литературные. А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Аудиозапись сказки  А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Образы  Пушкинских сказок в музыке русских композиторов. Н. Римский - Корсаков

Знать название и основное содержание изученного произведения.                  Уметь анализировать поведение героев

Развивать внимание к авторскому слову, к точности употребления слов в поэтической речи.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Работать в заданном темпе.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.

16

Характеристика главных героев в сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

Аудиозапись П. И. Чайковского «Спящая красавица». Выставка книг с произведениями  А. С. Пушкина, портрет поэта

Знать название и основное содержание изученного произведения.                  Уметь анализировать поведение героев

Регулятивные: учиться пооперационному контролю учебной работы как своей, так и других.

Познавательные: обобщение и систематизация.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.

17

Мотивы народной сказки в литературной. Герои пушкинской сказки

1

Видеозапись сказки А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

18

Подготовка к пересказу одной из частей сказки

А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

1

3.2. Волшебные сказки: народные и литературные - 5 ч

19

А. Шан-Гирей. О М.Ю. Лермонтове. Прием олицетворения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Дары Терека»

1

Выставка книг с произведениями М.Ю. Лермонтова, портрет поэта

Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М.Ю. Лермонтова.                 Уметь различать жанры произведений, видеть языковые средства, использованные автором.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.

20

«Ашик-Кериб». Турецкая сказка». Сравнение мотивов русской и турецкой сказки

1

Выставка детских иллюстраций к сказке «Ашик-Кериб»

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план.                                                                                                                                                                                                                                                                                                         Иметь представление о классической литературе

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре. Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы.

21

Герои турецкой сказки. Характеристика героев, отношение к ним

1

Аудиозапись  сказки. «Ашик-Кериб»

22

«Ашик-Кериб».  Деление сказки на части. Составление плана

1

23

Пересказ основных эпизодов сказки. «Ашик-Кериб»

1

3.3. Произведения русских классиков - 6 ч

24

Подготовка выборочного пересказа повести Л.Н. Толстого «Детство»

1

Портрет Л.Н. Толстого, слайды с портретами семьи.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осознанно вслух тексты художествен-ных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью урока.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуаль-ную

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей

25

Особенности басни Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»

1

Презентация  «Как научиться читать басни»

26

М. Семанова. О А.П. Чехове. Знакомство с рассказом А.П. Чехова «Мальчики»

1

Портрет А.П. Чехова, подборка книг писателя.

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. Аргументированно высказывать своё отношение к прочитанному, к героям.

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: владеть основами смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.

Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции.

27

Характеристика главных героев рассказа А.П. Чехова «Мальчики»

1

Выставка детских иллюстраций - портретов «Главные герои рассказа - герои своего времени»

28

Смысл названия рассказа А.П. Чехова «Мальчики». Главные герои рассказа - герои своего времени

1

29

Обобщающий урок по теме: «Чудесный мир классики»

1

Выставка книг и детских иллюстраций к произведениям русских писателей, портреты  Л. Н. Толстого, А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова,   А.П. Чехова

Знать  произведения разных авторов, их содержание.

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

4. Поэтическая тетрадь - 9 ч

30

Средства художественной выразительности в стихотворении Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид…»

1

Портрет Ф. И. Тютчева.  Аудиозапись музыкального произведения «Осень» из цикла «Времена года» А. Вивальди

Знать произведения Ф. Тютчева, А. Фета. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. Уметь видеть языковые средства, использованные автором.

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

31

Средства художественной выразительности в стихотворении Ф.И. Тютчева «Как неожиданно и ярко…»

1

32

Картины природы в лирическом стихотворении. А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка»

1

Презентация картин русских художников И. Левитана, И. Бродского, А. Саврасова по теме «Картины природы».

33

Передача настроения и чувства в стихотворении Е.А.Баратынского «Весна, весна!»

1

«Времена года» П. И. Чайковского

Знать название, основное содержание изученных литературных произведений о ребятах-сверстниках.                             Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями

Познавательные: самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

34

Подготовка к выразительному чтению наизусть стихотворения Е.А.Баратынского

«Где сладкий шёпот…»

1

Слайды весенней природы (лес, степь, сад), портрет  Е.А. Баратынского

35

Ритм стихотворения. А.Н.Плещеев «Дети и птичка»

1

36

Тема детства в стихотворениях Н.А. Некрасова «Школьник», «В зимние сумерки…»

1

Портрет Н.А. Некрасова, выставка книг.

Знать  произведения о детстве и дружбе.

Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы , высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы.

Регулятивные: В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

37

Средства художественной выразительности в стихотворении И.А. Бунина «Листопад»

1

Презентация «Краски  Осени» «Времена года» П. И. Чайковского

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. Строить понятные для партнёра высказывания.

Чувствовать красоту художественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

38

Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь»

1

Выставка книг и детских иллюстраций к произведениям русских писателей

5. Литературные сказки - 14 ч

5.1. Научно-познавательные сказки В.Ф. Одоевского - 3ч

39

Научно-познавательная сказка В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Презентация «Народные и литературные сказки»

Знать отличительные особенности литературной сказки.

Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя, составлять простой и сложный план текста.

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации. Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ориентация в нравствен-ном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

40

Характеристика главных героев сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Портрет В.Ф. Одоевского. Выставка книг писателя

Знать отличительные особенности литературной сказки. Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: учиться кратко передавать прочитанное

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

41

Подготовка подробного пересказа сказки В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

1

Выставка детских иллюстраций к

сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»

5. 2. Сказка или рассказ - 5 ч

42

Текст-описание в содержании художественного произведения.  В.М. Гаршин  «Сказка о жабе и розе»

1

Презентация  «Виды художественных произведений»

Знать содержание сказки. Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, анализировать характер героя.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

43

Характеристика главных героев сказки В.М. Гаршина  «Сказка о жабе и розе»

1

Выставка книг и детских иллюстраций к сказке В.М. Гаршина  «Сказка о жабе и розе»

44

Подготовка к выборочному пересказу сказки В.М. Гаршина  «Сказка о жабе и розе»

1

45

Главная мысль произведения. П. Бажов. «Серебряное копытце».

1

46

Характеристика главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце». Составление словесного портрета героя произведения.

1

Знать  что такое сказ, его особенности. Уметь работать с иллюстрациями, анализировать мотивы поведения героев, пересказывать по плану.

Регулятивные: анализ самостоятельной работы, планирование учебной задачи.

Познавательные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Коммуникативные: составлять устное сочинение

Оценивание поступков в соответствии с определен-ной ситуацией.

5. 3. Народные и литературные сказки - 6 ч

47

Сказка С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Презентация «Народные и литературные сказки», загадки

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения.

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.

48

Мотивы народных сказок в литературном тексте сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Портрет С.Т. Аксакова и выставка книг

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения, сравнивать народные волшебные сказки и сказки литературные.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: мыслительный эксперимент.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.

49

Деление текста на части. Составление плана к сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Презентация о поэте С.Т. Аксакове

50

 Выборочный пересказ сказки. Словесное иллюстрирование сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

1

Видеосказка по мотивам сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»

51

Подготовка к краткому пересказу сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек» от лица главной героини.

1

52

Обобщающий урок по теме: «Литературные сказки»

1

Презентация к уроку КВН по теме:  «Литературные  сказки»

Выставка книг и детских иллюстраций к сказкам изученным по теме: «Литературные сказки»

Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность

Познавательные: мыслительный эксперимент.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

6. Делу время – потехе час - 10 ч 

53

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела

1

Работа по содержанию учебника

Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочитанном. Ориентироваться в жанрах по определенным признакам.  Осознавать идею произведения, правильно оценивать ее и выражать свое отношение.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным Пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Пользоваться монологической и диалогической речью. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

54

Нравственный смысл сказки Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Презентация о писателе Е.Л. Шварца

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: смысловое чтение, выбирать вид чтения в зависимости от цели.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное. Пользоваться монологической и диалогической речью.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

55

Жанр произведения. сказки Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Просмотр видеосказки Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

56

Инсценирование произведения сказки Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

1

Детские рисунки по сказке Е.Л. Шварца «Сказка о потерянном времени»

57

Пересказ текста от лица героев В.Ю. Драгунского «Главные реки»

1

Портрет и выставка книг В.Ю. Драгунского

58

Особенности юмористического текста В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

1

Инсценирование произведения

 В.Ю. Драгунского «Что любит Мишка»

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою). Чтение по ролям.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные: осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме творческого характера.

59

В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Пересказ текста от лица героев.

1

60

Смысл заголовка. Герои произведения В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»

1

Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра

61

Пересказ текста от лица героев В.В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел»

1

62

Обобщающий урок по теме: «Делу время – потехе час»

1

Выставка книг и детских иллюстраций по теме: «Делу время – потехе час»

 Уметь воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся. Иметь собственные читательские приоритеты.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Задавать вопросы. Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

7. Страна детства - 8 ч

63

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела.

1

Работа по содержанию учебника

Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные: строить рассуждения

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное.

Эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей.

64

Б. Житков «Как я ловил человечков».

1

65

Особенности развития сюжета. Б.С. Житкова «Как я ловил человечков»

1

Портрет Б.С. Житкова

Выставка книг писателя;

Самостоятельно давать характеристику героя (портрет, черты характера и поступки, речь, отношение автора к герою; собственное отношение к герою).

Регулятивные: составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные: пользоваться монологической и диалогической речью. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Сочувствовать другим людям, сопереживать.

66

Средства художественной выразительности в рассказе К.Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками»

1

Портрет К.Г. Паустовского

Выставка книг писателя; Аудиозапись Э. Григ Утро. Из сюиты «Пер Гюнт»  Музыкальное сопровождение произведения

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, последовательно воспроизводить содержание рассказа.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное.

Понимание чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким.

67

Подготовка к подробному пересказу рассказа К.Г.Паустовского  «Корзина с еловыми шишками»

1

68

М. Зощенко. «Ёлка». Герои произведения.

1

Портрет М. Зощенко

Выставка книг писателя

69

Подготовка к подробному пересказу рассказа М.М.Зощенко «Ёлка»

1

Инсценирование произведения

М.М. Зощенко «Ёлка»

Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), анализировать образные языковые средства.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: принимать  иную точку зрения.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков

70

Обобщающий урок по теме: «Страна детства»

1

Выставка книг и детских иллюстраций по теме: «Страна детства»

Иметь собственные читательские приоритеты, уважительно относиться к предпочтениям других.

Уметь приводить примеры произведений фольклора.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников.

Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

8. Поэтическая тетрадь - 6 ч

71

Средства художественной выразительности в стихотворении В.Я. Брюсова  «Опять сон»

1

Портреты писателей: В.Я. Брюсова, С.А. Есенина, М.И. Цветаевой, выставки книг писателей

Знать творчество В.Я. Брюсова.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения.

Знать творчество С.А. Есенина.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока.

Познавательные: вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем

Умение воспринимать красоту природы.  Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи.

72

Ритм стихотворения. В.Я. Брюсов «Детская»

1

73

Развитие чувства в лирическом произведении. С.А. Есенин «Бабушкины сказки»

1

74

Тема детства в стихотворениях М.И. Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка», «Наши царства»

1

Чайковский «Детский альбом»

Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: сопоставлять  и отбирать информацию.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем.

75

Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. Конкурс чтецов.

1

76

Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь»

1

9. Природа и мы  - 10 ч

77

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела

1

Планирование работы над проектом «Природа и мы»

Знать творчество  Д.Н. Мамина-Сибиряка.  Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать  иную точку зрения.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.

78

Д. Мамин-Сибиряк. «Приёмыш». Анализ заголовка

1

Портрет писателя

Д.Н. Мамина - Сибиряка

79

Отношение человека к природе. Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

1

Знать творчество А.И.Куприна.

Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать  иную точку зрения.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.

80

Подготовка выборочного пересказа рассказа Д.Н.Мамин-Сибиряка «Приёмыш»

1

Аудиозапись. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Приёмыш”

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать  иную точку зрения.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.

81

Характеристики и портреты животных в рассказе А.И.Куприн «Барбос и Жулька»

1

Выставка книг и детских иллюстраций

82

Юмор в произведении. Е.И.Чарушин «Кабан»

1

Презентация «Творчество Е.И.Чарушина»

Знать творчество М.М. Пришвина, Е.И.Чарушина. Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать  иную точку зрения.

83

Научно-естественные сведения о природе в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

Выставка книг и детских иллюстраций

Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языковые средства.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: извлекать информацию, представленную в разных формах. Строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану.

Кратко передавать прочитанное. Высказывать и обосновывать свою точку зрения. Принимать  иную точку зрения.

84

Деление текста на части. Составление плана В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип»

1

85

Характеристика героев на основе их поступков. В. Астафьев. «Стрижонок  Скрип».

86

Обобщающий урок по теме: «Природа и мы»

1

Презентация проекта: «Природа и мы»

Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений о природе.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез.

Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству.

10. Поэтическая тетрадь  - 5 ч

87

Картины живой природы в лирическом стихотворении  Б.Л. Пастернака  «Золотая осень»,  С.А.Клычкова «Весна в лесу»

1

Аудиозапись музыкальных фрагментов: П. И. Чайковского «Вальс цветов», «Осенняя песня», сопровождение стихотворения

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства.

Регулятивные: под руководством учителя планировать цель учебной задачи. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы.

88

Прием олицетворения в стихотворении  Д.М. Кедрина «Бабье лето». Н. Рубцов. «Сентябрь»

1

Выставка детских иллюстраций

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы,  определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения. Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: строить рассуждения. Коммуникативные: пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения. Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы.

89

Мотивы народного творчества в стихотворении С.А.Есенина «Лебёдушка»

1

Выставка книг С.А.Есенина. Портрет писателя

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы,  определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения.

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы,  определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихотворения.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: строить рассуждения.

Коммуникативные: Пользоваться словарем. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы.

Чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; умение воспринимать красоту природы.

90

Подготовка к выразительному чтению стихотворения С.А.Есенина «Лебёдушка»

1

Песни на стихи С.А.Есенина- презентация.

Аудиозапись песен на стихи поэта.

91

Обобщающий урок по теме: «Поэтическая тетрадь»

1

Выставка книг и иллюстраций детей по теме: «Поэтическая тетрадь»

Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений.

Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: осуществлять анализ и синтез. Сопоставлять  и отбирать информацию.

Коммуникативные: Самостоятельно выбирать и читать детские книги.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

11. Родина  - 9 ч

92

Организация работы над проектом: «Они защищали Родину»

1

Планирование работы над проектом «Народные традиции Отечества»

Понимать особенности поэтического текста. Рассказывать о своей Родине, используя прочитанные произведения. Предполагать содержание произведения по его названию

93

Образ Родины в стихотворении И.С.Никитина «Русь»

1

Презентация  «Житие» и дела святых равно апостольных – Кирилла и Мефодия.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений.

Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства, различать жанры произведений.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

94

Подготовка к выразительному чтению стихотворения С.Д. Дрожжина «Родине»

1

95

Развитие чувства в лирическом произведении.

А.В. Жигулин «О, Родина!..»

1

Выставка книг писателей – Книги о Родине

96

А. Жигулин. «О, Родина! В неярком блеске...». Тема стихотворения, авторское отношение к изображаемому

1

Выставка иллюстраций детей по теме: «Родина»

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Познавательные: строить рассуждения. Сопоставлять и отбирать информацию.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства. Пользоваться словарем. Слушать и слышать других.

Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории.

97

Тема войны в стихотворении  Б.А. Слуцкого «Лошади в океане»

1

Выставка книг и иллюстраций детей по теме:  «Родина»

98

Б.А. Слуцкий «Лошади в океане»

1

99

Проект: «Они защищали Родину»

1

Презентация проекта: «Они защищали Родину»

100

Обобщающий урок по теме: «Родина»

1

12. Страна Фантазия  - 7 ч

101

Жанр литературы – фантастика. Знакомство с отрывком из повести Е.С.Велтистова  «Приключения Электроника»

1

Презентация « Писатели – фантасты; Е.С.Велтистов, К. Булычёв»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев.

Регулятивные: самостоятельно

формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем

Познавательные: осуществлять мыслительный эксперимент.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

102

Необычные герои фантастической повести Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»

1

Детские рассказы о главном герое повести Е.С. Велтистова «Приключения Электроника»

103

Подготовка рассказа о главном герое повести Е.С.Велтистова «Приключения Электроника»

1

104

Характеристика главных героев в фантастической повести К.Булычёва «Путешествие Алисы»

1

Портрет К.Булычёва

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные: сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников. Строить рассуждения.

Коммуникативные: самостоятельно выбирать и читать детские книги. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении.

105

Особенности фантастического жанра. К. Булычёва «Путешествие Алисы»

1

Вдеозапись «Путешествие Алисы»

106

Подготовка к творческому пересказу отрывка из фантастической повести К.Булычёва «Путешествие Алисы»

1

107

Обобщающий урок по теме: «Страна Фантазия»

1

Выставка книг и иллюстраций детей по теме: «Страна Фантазия»

13. Литература зарубежных стран - 12 ч

13.1 Приключенческая литература - 9 ч

108

Знакомство с названием раздела. Дж.Свифт «Приключения Гулливера»

1

Выставка детских рисунков.

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения.

Регулятивные: самостоятельно фор мулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения.

Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

109

Особое развитие сюжета в зарубежной литературе Дж.Свифта «Приключения Гулливера»

1

Презентация «Герои в картинках» Дж.Свифта  «Приключения Гулливера»

Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план).Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.

Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать. Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

рассуждения.

110

Герои приключенческой литературы.  Дж.Свифта «Приключения Гулливера»

1

111

Авторская сказка Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Портрет сказочника Г.-Х. Андерсена  Выставка книг писателя.

112

Г.-Х. Андерсен. «Русалочка». Рассказ о Русалочке

1

113

Характеристика главных героев в сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Видеосказка  Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

114

Составление картинного плана к сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

1

Выстовка иллюстраций детей к сказке Г.-Х. Андерсена «Русалочка»

115

Герои приключенческой литературы. М.Твен «Приключения Тома Сойера»

1

Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы.

Регулятивные: самостоятельно формулировать тему и цели урока; составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем.

Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное.

Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков.

116

Поступок как характеристика героя произведения. М.Твен  «Приключения Тома Сойера»

1

13.2. «Святое Писание» - 3 ч

117

 С.Лагерлёф  «В Наза-рете»,  «Святое Писание Иисус и Иуда»

1

Презентация «Мир приключений»

Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на части, составлять план.

Учебной проблемы совместно с учителем. Познавательные: перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план). Строить рассуждения. Коммуникативные: учиться связно отвечать по плану. Кратко передавать прочитанное. Умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать.

118

С.Лагерлёф  «В Наза-рете»

1

119

Обобщающий урок по теме: «Зарубежная литература».  Проект: «Мир приключений»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению УМК "ШКОЛА РОССИИ" 3класс

Содержит: основные разделы и темы изучаемого материала, характеристику  деятельности учащихся....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению УМК Школа России 1 класс

Календарно- тематическое планирование  по литературному  чтению УМК Школа России 1  класс...