ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по восприятию звука Азбука «Семья Буквы - игрушки»
учебно-методическое пособие по чтению (1 класс)

Шаяхметова Гюзель Рафагатовна

Данное пособие применяется в практической деятельности при подготовке к обучению чтению детей с умственной отсталостью интеллекта подготовительных классов. В основу пособия положены некоторые принципы артпедагогики. Активное применение на занятиях и приёмов театрализации превращает коррекционную работу для ребёнка в самое для него понятное и приятное занятие - игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon azbuka_semya_bukvy-igrushki.doc108 КБ
Файл retsenziya_shayahmetovoy_gyuzeli.docx48.89 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Белорецкая коррекционная общеобразовательная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

ДИДАКТИЧЕСКОЕ   ПОСОБИЕ

по восприятию звука 

Азбука

«Семья Буквы - игрушки»

Автор: учитель начальных классов

 Шаяхметова Гюзель Рафагатовна

Цели:

        I.

  -Помочь в овладении абстрактным понятием звука, в овладении     звуковым анализом, в постановке и автоматизации звуков;

   -Осуществлять развитие фонематического слуха;

  -Устойчивее усвоить звуки и буквы русского языка;

-Облегчить запоминание графического изображения буквы, соотнесение звука и буквы, усвоение понятия слога.      

        II.

-Развивать творческие способности детей;

-Развивать мыслительные операции;

-Развивать устойчивость зрительной памяти.

        III.

-Формировать интерес к обучению.

Данное пособие применяется в практической деятельности при подготовке к обучению чтению детей с умственной отсталостью интеллекта подготовительных классов. В основу пособия положены некоторые принципы артпедагогики. Активное применение на занятиях и приёмов театрализации превращает коррекционную работу для ребёнка в самое для него понятное и приятное занятие - игру.

У детей с отклонениями в развитии имеются недостатки памяти, внимания, восприятия, несформированность эмоционально-волевой сферы, низкий уровень познавательных интересов. Именно поэтому большие сложности отмечаются при формировании фонематического восприятия, овладении звуковым анализом и синтезом, коррекции звукопроизношения, что затрудняет подготовку к обучению грамоте и вызывает негативное отношение ребёнка к занятиям. Как облегчить для детей этот процесс?

Наиболее близкое и понятное для ребёнка - игра, сказка, игрушка и Мама. Иногда самые, казалось бы, неразрешимые вопросы в общении с ребёнком легко решаются через игру, игрушку. Игрушка становится передающим звеном взрослого в страну детства.

Как правило, у учеников с интеллектуальной недостаточностью имеются ещё и нарушения речевого развития. Поэтому возникают большие проблемы в овладении звукобуквенным анализом и синтезом слов, усвоении таких абстрактных понятий, как звук, слог. Дети с трудом запоминают графическое изображение буквы, им нелегко запомнить, осознать и передать характеристику звука, а это необходимо при проведении коррекционной работы.

Хотелось сформировать у детей устойчивое желание узнать и полюбить звуки, буквы, слова родного русского языка.

Использование игрушки и наглядных средств во время занятий способствует решению многих сложных ситуаций. Дети видят в игрушке друга, общение с ней доставляет ребёнку радость. Именно это привело к созданию азбуки «Семья Буквы-игрушки», с помощью которой для детей оживают все буквы и звуки русского языка. Очень важно, что ребёнок может не просто посмотреть и запомнить букву, а «подружиться» с ней, поздороваться, улыбнуться, поговорить, рассказать ей стихотворение, текст по картинке.

Азбука «Семья Буквы - игрушки» состоит из 33 игрушек-букв русского языка:

Мама - 10 игрушек - букв красного цвета (гласные)

    (А, О,У,Ы,Э,И)  (Ё,Я,Ю,Е)

Папа -  21 игрушек синего цвета (согласные);

Бабушка - 2 игрушки белого цвета (Ъ и Ь)

,

Дочка - 10 гласных звуков-колокольчиков красного цвета,

     (А, О, У, Ы, Э, И)               (Ё, Я, Ю, Е)

Сыночки - 8 согласных звуков-шапочек зеленого цвета (глухой мягкий), 

 10 согласных звуков-колокольчиков зеленого цвета (звонкий мягкий),

10 согласных звуков-колокольчиков синего цвета (звонкий твердый),

 

 8 согласных звуков-шапочек синего цвета (глухой твердый)

2 внука - ь, ъ

.

На личиках гласных игрушек - букв изображена артикуляция данного звука.

Губки согласных букв закрыты: это означает, что согласные звуки не поются, при их произнесении встречаются преграды.  

Игрушки - родители могут быть в виде матрёшки, неваляшки, клоуна. На животе игрушек - родителей кармашек с нарисованной буквой. Буква соответствует

размеру, форме буквы - ребёнка.  Каждый звук-колокольчик «поселяется» в кармашке. Это означает, что звук «живёт» в букве.

Азбука оформлена в виде дома с комнатами. В первой комнате, с красными шторками, живут гласные игрушки - звуки и игрушки - буквы. Во второй комнате, с

синими шторками, живут согласные игрушки - звуки и игрушки - буквы. На мансарде – Ь, Ъ.

На первых занятиях необходимо объяснить, что такое звуки, что мы живём в звучащем мире. В дальнейшем надо объяснить, что речь состоит из звуков, они соединяются в слоги, те в слова. Слова-ручейки стекаются в целые предложения. А потом приглашаем детей в сказку, и перед ними появляется красная игрушка - буква - колокольчик. Чтобы узнать имя гостьи, детям предлагается отгадать загадку и определить, на какой звук начинается отгадка, либо попробовать открыть ротик и произнести звук.

Затем вместе с игрушкой - звуком - ребёнок называет картинки на данный звук. Может выделить его из главного ряда других игрушек - колокольчиков. Все действия обыгрываются с игрушкой, которую ребёнок держит в руках, а не только созерцает картинки.

Интересный игровой элемент применяется при нахождении «Мамы» для игрушки - звука - буквы. Можно подносить игрушку - звук к разным мамам игрушкам - буквам, но по форме буквы и звуки не совпадают. Как только мы подходим к нужной букве-игрушке, игрушка-звук без всяких усилий там помещается. С этого момента начинается знакомство с буквой. Можно улыбнуться букве, поздороваться с ней. Далее происходит рассмотрение её формы. В заключении игрушка - буква следит, как дети напишут её в тетради.

Используя данную азбуку можно обыграть:

Второй игровой момент- найди комнату в которой живёт буква, ориентируясь по цвету буквы и шторок.

Третий игровой элемент для согласных букв - найди брата (твёрдый – мягкий, глухой - звонкий).

           



Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на дидактическое пособие по восприятию звука 

учителя начальных классов

ГБОУ Белорецкая коррекционная общеобразовательная школа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 Шаяхметовой Гюзели Рафагатовны

Азбука «Семья Буквы - игрушки»

Разработанное автором пособие обогащает предметно-развивающую среду учебно-образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, позволяя и детям, имеющим трудности в обучении, и взрослым избирательно организовывать занятость с учётом не только их возраста, программных достижений и нозологических особенностей, - но и учитывать их приоритетную сферу, групповые и семейные интересы, возможные проявления дидактического негативизма. Особенно существенно такое разнообразие специального педагогического инструментария в системе адресного сопровождения детей с аутистическими расстройствами поведения и иными нарушениями коммуникативной сферы.

Вместе с тем учитель предлагает в данном дидактическом подходе активизировать сенсорное восприятие, психомоторный компонент занятости детей посредством специально разработанного комплекта игрушек: с одной стороны, тактильный ощущения и включённость моторного праксиса разгружает возможные очаги напряжения неврологического, психоэмоционального характера, с другой – звуковые и буквенные символы подкрепляются в новой интригующей игровой форме.

Педагог учитывает имеющуюся предметно-практическую базу коррекционно-образовательного пространства современной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно расширяя её потенциал своим авторским пособием. Предлагаемые ею приёмы и материалы могут быть рекомендованы для внеурочной работы в семье, в досуговой поддержке и самостоятельной занятости детей с интеллектуальной недостаточностью.

Вместе с тем данное пособие вполне применимо в работе с другими категориями детей с учётом текущих образовательных потребностей, интересов и доступного им уровня самостоятельности.

Учитель-дефектолог ФГКУ РПМПК

Белорецкая Зональная ПМПК

Рыбакова Елена Владимировна

C:\Users\пк\Pictures\Мамины дела\Подпись с печатью.jpg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система дидактических игр, способствующих развитию фонематического восприятия

В работе озвучены этапы формирования фонематьического восприятия, раскрыты упражнения , способствующие формированию фонематического восприятия у младших школьников с нарушением интеллекта, в качестве ...

Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление

В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее – способствовать более прочном...

Методические рекомендации и дидактические игры по развитию восприятия временных отношений

Методические рекомендации и дидактические игры  по развитию восприятия временных отношенийу детей с ЗПР...

Дидактический материал к уроку "Гласные буквы Е, е"

Дидактический материал к уроку "Гласные буквы Е, е" создан для учащихся 1 класса УМК "Школа России". В работе использован технологический приём "Экран". Да...

Уточнение зрительного восприятия графического изображения букв

В материале приведены задания, направленные на развитие зрительного, тактильного, двигательного анализаторов учащихся  при изучении алфавита в период обучения грамоте,...