Урок литературного чтения в 1 классе "Разделительные твёрдый и мягкий знаки"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Урок по УМК "Школа России" в игровой форме знакомит учащихся с особенностями твёрдого и мягкого знаков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: литературное чтение.

Тип урока – открытие новых знаний.

Тема урока – «Разделительные твёрдый и мягкий знаки»

Цель урока:

Познакомить с новой буквой, не обозначающей звука, которая служит для разделительного произношения согласного и гласного звуков, а также для обозначения твердости (мягкости) согласного звука.

Задачи урока

  1. Формировать представление о том, в каких случаях пишем ъ, а в каких разделительный мягкий знак.
  2. Формировать последовательно, однонаправлено навыки правильного, сознательного, выразительного, беглого чтения.
  3. Обучать работе с текстом.
  4. Развивать речь, память, внимание, воображение.
  5. Развивать навыки анализа и синтеза учебного материала.

УУД: Личностные – проявлять положительное отношение к изучению русского языка, интерес к исследовательской работе.

Регулятивные –выполнять задания в соответствии с указанием учебника и учителя.

Познавательные – осознавать разделительную функцию ъ и ь, проводить сравнение и анализ объекта.

Коммуникативные– воспринимать мнения одноклассников, принимать участие в работе парами, группами.

Оборудование:

1. Учебник Горецкий В. Г. «Русская азбука».

2. Мультимедийный проектор, компьютер.

3. Компьютерная презентация «Разделительные твёрдый и мягкий знаки».

    4. Карточки для проведения анализа слов, предметные картинки с       изображением сказочных героев.

ХОД УРОКА.

1.Организационный момент

Мотивация к учебной деятельности

- Кто пришел сегодня на урок в хорошем настроении?

- А кто любит делать открытия и сам узнавать что-то новое?

- Сегодня у вас появится такая возможность! К нам в гости прискакал Зайчик из одной интересной сказки. Из какой вы узнаете чуть позже, а пока не будем терять времени и приступим к работе. Кстати, а вы не знаете, почему Зайчик в белой шубке?

2. Повторение изученного материала.

А начнем работу мы со с.74 нашей «Азбуки».

- Давайте прочитаем задание к рисунку. (Что на нем изображено?)

- Ребята, а вы знаете как называется сказка, чьи герои пришли к нам в гости? (Это герои сказки В.Сутеева «Под грибом»)

Презентация

- Давайте прочитаем пословицы на с. 74 и ответим, почему так говорят.

(Ответы детей)

- Вы совершенно правы. Добро всегда к тебе вернется добром.

- Наш зайчик – герой этой сказки. Он тоже понял главную мысль сказки и рад вашим правильным ответам. А в благодарность он приготовил вам свою физкультминутку.

3. Физкультминутка.

4. Работа над новым материалом.

- Но зайчик приготовил вам еще один сюрприз. Это задание со сложными вопросами.

- Мы ответим на вопросы, которые приготовил нам Зайчик. Готовы?

– Сколько всего букв в русском алфавите? (33)
– Сколько из них гласных? Покажите и назовите.(10)
– Сколько гласных звуков вы знаете?(6)
– Какие это звуки?
– Какие гласные буквы могут обозначать два звука?
 Покажите и назовите (Е, ё, ю, я)
– В каких случаях эти гласные обозначают два звука?
– Какие гласные буквы указывают на мягкость согласного звука?

– Какие гласные буквы указывают на твердость  согласного звука?
– Где расположены эти буквы в ленте букв?

– Какие две буквы в русском алфавите не обозначают звуков?
– Для чего нужен “ь”? 
(Для обозначения мягкости согласного звука.)

– Молодцы! Вы хорошо справились с вопросами от Зайца.

- Кто догадался, какая сегодня будет тема урока? (ь и ъ знаки)

- Сегодня мы познакомимся с новыми свойствами букв ь и ъ.. Возьмём одну цифру – семь.

(Слайд)

- Произнесите название этой цифры. Давайте составим звуковой анализ этого слова.

-А теперь попробуйте из этого слова образовать новое слово.

(Слайд)

(Дети называют слово семья.)

- Послушайте, как произносятся звуки? (Звуки [м'] и [й' а] произносятся отдельно друг от друга).

- А кто догадается, как на письме показать, что что эти звуки надо читать отдельно? (Здесь должен стоять мягкий знак)

(Слайд)

- Давайте сделаем звуковой анализ этого слова. Сколько здесь букв, а сколько звуков?

-А теперь представим, что мы случайно забыли с вами написать разделительный мягкий знак. Какое слово получится? Изменилось ли значение этих дух слов (семья- группа живущих вместе родственников, семя - зерно).

- Теперь понятно, что разделительный мягкий знак играет очень важную роль?

- Прочитайте следующее слово. (сел)

(Слайд)

-Что оно обозначает? (Принять сидячее положение)

- А можем мы его превратить в слово съел? (Звук [с] и звуки [й 'э] слышатся раздельно, но нельзя здесь поставить разделительный ь, так ка звук [с] не слышится мягко. Тут нужен другой разделительный знак. Какой? Твердый разделительный знак.

(Слайд)

- Для этого случая и существует другая буква – разделительный твердый знак.

- Давайте прочитаем выделенные слова (с.75). Какой знак вы услышали в первом случае, а во втором.

-Наш Зайчик предлагает на м немного отдохнуть и провести физкультминутку.

5. Физкультминутка.

- Я буду произносить слова. Когда будет произнесено слово с твёрдым разделительным знаком, вы сядете. Если слово с разделительным мягким знаком, вы встанете.

Съезд, счастье, отъезд, льётся, съел, перья, подъезд, листья, подъел, въехал, колья, отъехал.

6. Закрепление изученного материала.

Чтение с..75-76.

-Давайте прочитаем стихотворение «Что написано в тетрадке?». Читать будем по ролям. Это новый для нас вид чтения. Поэтому я вам немного помогу. Слова мальчика будет читать Муньков Максим. Слова мужчины Скакунов Тимофей.

- О чем объявил малыш? (Что умеет хорошо писать)

Что оказалось? (Он не умел ни писать, ни читать.)

-Как называют таких людей? (Хвастунишками)

- Прочитайте стихотворение еще раз эмоционально и выразительно.

По времени. Чтение рассказа «Правда всего дороже.»

(Слайд)

-Л.Н. Толстой - великий русский писатель. Его знают и любят во всем мире. Он написал много книг, как для взрослых, так и для детей. Трудно сказать, для кого он написал больше. Писатель считал, что цена человеческой жизни измеряется не количеством прожитых им лет, а добрыми делами, которые он творил для людей.

-Предположите по заголовку, о чем этот текст?

-о правде

- о мальчике

-о мальчике, который говорил правду

-Ну что ж, давайте прочитаем этот текст и через анализ попытаемся прийти к авторскому пониманию.

5. Итог урока.

- Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке. Выполнили не только мои задания , но и нашего гостя.

- Что нового вы узнали о ь и ъ? Какими они могут быть?

-Если мы слышим твердый согласный, а за ним гласные е, ё, ю, я, то поставим..

 -Если мы слышим мягкий согласный, а за ним гласные е, ё, ю, я, то поставим..

-Чему научил вас великий классик Л.Н.Толстой?

-Спасибо за урок, вы оправдали мои надежды. А зайчику так у нас сегодня понравилось, что он дарит каждому из вас частичку своего сердца. Я тоже вам ее дарю.

-Кому сегодня понравилось на уроке и кому все было понятно , могут тоже послать мне свое сердечко.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Разделительный твёрдый знак.Твёрдый и мягкий знаки"

Урок изучения нового материалаИспользованные технологии:Проектно-исследовательский метод в технологии деятельностного обучения.Тема: Разделительный твёрдый знак.  Мягкий и твёрдый знаки.Цели:...

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч’], буквы Ч, ч".

Урок литературного чтения. 1 класс по теме: "Мягкий согласный звук [ч], буквы Ч,ч"....

Урок литературного чтения ПОВТОРЕНИЕ ПРАВИЛ ОБОЗНАЧЕНИЯ БУКВАМИ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ ПОСЛЕ ТВЁРДЫХ И МЯГКИХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ

Цели: организовать работу по повторению правил обозначения буквами гласных звуков после твёрдых и мягких согласных звуков; помочь освоить правила работы в команде; создать условия для расширения круго...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Мягкий согласный звук [й ]. Буква «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения в 1 классе по теме  "Мягкий согласный звук   [й ]. Буква «й». " и презентация к уроку...

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...