Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения.
учебно-методическое пособие по чтению (1, 2, 3, 4 класс)
Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».
Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения
Вспоминаются слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения, - невоспитанный человек, нравственный невежда.
Выражение «уметь читать» включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитывать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него. В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».
Это возможно только при условии овладения синтетическим чтением, которое характеризуется слиянием техники и понимания. За годы обучения в начальной школе ученики осваивают изучающее чтение, т.е. равномерно – внимательное.
Изучающее чтение существует в двух формах: чтение вслух и чтение молча (про себя). Изучающее чтение предназначено для слушателей. Оно должно быть чётким, внятным; целыми словами, без неоправданных пауз; безошибочным; в нормальном темпе и достаточно выразительным.
Чтение молча (про себя) – это чтение «глазами» без внешних речедвижений. Если темп чтения молча не превышает темпа чтения вслух, то оно ещё не сложилось. Если наблюдается шепотное чтение и шевеление губами, значит, ученик ещё не овладел навыком чтения про себя, но он находится на переходном этапе.
Две эти формы изучающего чтения взаимно дополняют и обогащают друг друга, поэтому надо обучать детей и чтению вслух, и чтению про себя.
Механизм чтения вслух более сложный. В этом процессе принимают участие мышление, память, речь, восприятие, фантазия, слуховые и зрительные анализаторы, активно действует аппарат смысловой переработки информации, воспринятой читателем. На быстроту чтения влияют многие факторы: уровень речевого развития, поле чтения, постановка дыхания, характер текста, образ слова (шрифт, четкость печати), развитость антиципации (умение предвидеть следующую часть слова или последующее слово). Если уделять внимание всем этим факторам, то, по мнению учёных, темп чтения увеличивается на 50 – 100%. Однако не следует забывать, что быстроту темпа обеспечивает прежде всего развитость речедвигательного аппарата и его возможности.
Артикуляционная гимнастика проводится в начале и в конце урока в качестве физкультпауз в течение 5-7минут. При этом большое внимание уделяется работе над темпом речи, постановкой голоса и дыхания.
1.Чтение шёпотом и медленно:
Да-да-да-из трубы бежит вода. Та-та-та- в нашем классе чистота.
До-до-до-на дереве гнездо. Ту-ту-ту- наводим сами чистоту.
Ды-ды-ды- мы пошли по ягоды. Ты-ты-ты- нами политы цветы.
Ду-ду-ду-с мамой я домой иду. Ят-ят-ят- парты ровненько стоят.
2. чтение тихо и умеренно:
Арка – арца арта – арда арла – арча арса – аржа
3. Чтение громко и уверенно:
Гарь - парь - жарь дверь - зверь - червь
Использую игры на звукоподражание, например:
На птичьем дворе.
Наша уточка с утра…Кря, кря, кря!
Наши гуси у пруда… Га, га, га!
Наши курочки в окно…Ко, ко, ко!
А как Петя – петушок
Ранним – рано по утру
Нам споет…Ку-ка-ре-ку!
Курочка с цыплятками. Дупло.
Вышла курочка гулять. Вот это дуб, а в нем дупло,
Свежей травки пощипать. Где поселилась буква О.
А за ней цыплятки – малые ребятки. Буква эта гласная,
-Цып, цып, цып! Сюда! Сюда! Но дружна с согласными.
Я вам буковку нашла! Жёлудь «Эль» упал в дупло,
Прибежал веселый А, прочитали дети…(на). Прочитали вместе…(ло).
Прибежал задорный О, прочитали дети…(но). Жёлудь «Эн» упал в дупло,
Прибежал упрямый У, прочитали дети…(ну). Прочитали вместе…(но).
Прибежал зазнайка Е, прочитали дети…(не).
Много работаю со скороговорками. Здесь придерживаюсь следующего алгоритма:
Выяснить смысл, затем преодолеть все трудные звукосочетания. Важно произносить трудное слово по слогам медленно, беззвучно, но артикулируя. Затем шепотом, потом – вслух, сначала медленно, потом быстро. На первом этапе беру короткие, а затем более сложные:
Шашки на столе, шишки на сосне;
Три сороки на пороге, три вороны на воротах;
Два дровосека, два дроворуба говорили про Лару, Лариона, Ларину маму;
Кто про Прокопа, кто про Прокопиху, кто про Прокоповых детей. И т.д.
Интонацию отрабатываю с помощью заданий: «Прочитай с целью увидеть, порадовать, возмутить, сообщить, предостеречь».
Проблемы формирования и развития навыка чтения
Одной из первых следует назвать проблему преемственности в обучении чтению между дошкольным образованием и начальной школой. Не секрет, что большинство родителей будущих первоклассников желает, чтобы их ребенок до школы научился читать, наивно пологая, что именно этот показатель является главным в определении уровня готовности дошкольника к обучению. Это приводит к отрицательным последствиям: недостаточно внимания уделяется развитию устной связной речи, беден словарь, невысок уровень развития фонематического слуха.
Одной из актуальных проблем развития навыка чтения младших школьников является проблема контроля и оценки уровня сформированности всех параметров чтения. Результаты часто зависят от ряда объективных факторов: кто, где, когда и как осуществляет контроль, какого уровня сложности текст, каково отношение ребенка к чтению в целом и к проверке навыка в частности. Есть дети, которые при замере скорости чтения испытывают состояние психологического стресса и показывают результаты ниже, чем при обычном чтении в классе.
Каковы же должны быть условия проверки навыка чтения в начальных классах?
1. Чтение должно осуществляться в спокойной и привычной для ребенка обстановке, а не в кабинете завуча или директора.
2. Читать текст ребенок должен по отдельной книге, сидя за отдельной партой, на расстоянии не менее 1-1,5 м от проверяющего.
3. Ученику должна быть предоставлена возможность «вчитаться» в текст: первые 2-3предложения или 3-4 строчки он читает без учета времени.
4. Содержание текста должно быть доступно ученику, все слова понятны, шрифт должен соответствовать шрифту учебника.
5. При определении количества слов, прочитанных за одну минуту, считаются за «отдельные слова» предлоги и союзы, части слова, переносимые со строки на строку, части слова, написанные через дефис, имеющие в составе более 3- 4 букв. Например, диван-кровать следует считать как два слова, а кто-нибудь за одно слово, т.к. в первой части этого слова только три буквы.
6. Проверка осознанности чтения должна проводится по 2-3 вопросам, а не осуществлением пересказа прочитанного, так как пересказ является показателем развития устной связной речи, а не навыка чтения. Для выявления уровня понимания содержания предлагаю использовать вопросы:
●на общую ориентировку в тексте (в 1-2классах с вариантами ответов)
Например, где происходят события: в городе, в лесу, на реке?
●на выявление предметного содержания. Например, что искали
мальчики?
●на понимание обобщенного смысла. Например, как ты думаешь, для
чего дети искали глину?
Ещё одна важная проблема. Совершенствование навыка чтения младших школьников тесно связано с развитием интереса к чтению. Почему некоторые дети не любят читать? Процесс чтения для них очень трудоемкий, требующий больших временных затрат, а более легких источников получения информации сегодня очень много, поэтому особенно важными в работе учителя являются два фактора: развитие у учащихся интереса к содержанию чтения и к самому процессу чтения.
Материал для чтения должен быть близким к субъективному опыту ребенка, личностно - значимым для него, эмоционально- -насыщенным или иметь яркую познавательную направленность. Следует предоставлять ученику право выбора материала для чтения в зависимости от его интересов, настроения, даже самочувствия. Можно предлагать детям на выбор чтение произведений, разных по тематике, объему, стилю, жанру, трудности содержания и др. Возможность такого выбора быстрее развивает индивидуальный читательский вкус.
Успешность в обучении чтению во многом зависит от мотивации деятельности ученика. И, наоборот, именно успех рождает мотив: «У меня получается, поэтому я хочу!» При развитии интереса к процессу чтения важно создать для каждого ребенка ситуацию успеха. Этому способствует:
●троекратный замер скорости чтения по методике В.Н. Зайцева, когда темп чтения «растет на глазах»;
●дозированность нагрузки, доступность и посильность заданий, постепенное нарастание их сложности;
Учитывая индивидуальные особенности детей в освоении чтения, одному нужно дать строгое ограничение временного интервала («Читаешь ровно 3 минуты») или объема чтения («Прочитай только два абзаца»), другому обязательно требуется активное соучастие взрослого в процессе чтения. Даже молчаливая поддержка вселяет в ребенка уверенность в своих силах. Третьему ученику бывает необходим и прямой запрет на чтение. В таких случаях школьник удивленно восклицает: «Как? Все выходные совсем-совсем ничего нельзя читать?!» А в понедельник он признается, что все-таки «не утерпел» и дочитал сказку, потому что очень хотелось знать, чем она закончится.
Для посильного самостоятельного чтения (особенно при низкой скорости) можно предлагать детям перечитывание любимых стихов и сказок. Это стимулирует у них развитие антиципации (смысловой догадки), способствует чтению целыми словами, приносит радость от общения с книгой.
Упражнения по развитию навыка чтения
Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.
Все упражнения разделены на четыре группы:
1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения
Первая группа – логические упражнения.
1.Что общего в словах и чем они различаются?
Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.
2.Назови одним словом.
Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;
Липа, береза, ель, сосна;
Зеленый, красный, синий, желтый;
Лошадь, корова, свинья, овца;
Шарф, варежки, пальто, кофта.
3.Какое слово лишнее и почему?
Красивый, красный, синий, зеленый;
Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;
Лук, морковь, огурец, яблоко;
Гриб, ландыш, ромашка, василек.
4.Чем похожи следующие слова?
Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.
У них одинаковое количество букв;
Они одного рода;
Они состоят из двух слогов.
5.Путем перестановки букв составь слово.
У к л б о; с н о а с; у п к с.
6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.
Колос, рота, ваза;
Кора, лото, боксер;
Молоко, нерест, тарелка.
7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.
Змея, рама;
Пуговица, молоток, лава;
Укор, бузина, тина;
Поворот, пороша, канава.
8.Составь новое слово, взяв последний слог.
Мебель, ружьё;
Соломка, пора, мель;
Лиса, бельмо, полёт;
Смола, слеза, берет.
9.Найди четвертое слово.
Песня – композитор; самолет - ?
- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;
Школа – обучение; больница - ?
- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;
Нож – сталь; стул -?
- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;
Лес – деревья; библиотека - ?
- город, здание, библиотекарь, театр, книги;
10.Раздели слова на группы.
Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;
Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.
11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.
Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.
Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.
Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.
12.Какие буквы, слог, слово лишние.
а у р о ы
ма ра ла ны та
река, речка, ручей, ручка, ручеек
Вторая группа - игры по составлению слов со словами.
1.Найди слово в слове.
Гроза шутка ярмарка
2.Подбери пару.
Песня практичный
Площадь примерный
Подруга прилежный
Почтальон праздничный
Подарок полосатыйе
Полотенце полотняный
Портфель прекрасный
Парикмахер приятный
3.Закончи предложение.
По утрам у Айболита лечат зубы:
З б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы
, о ы б б р.
4.Шарады.
Начало – голос птицы,
Конец – на дне пруда.
А целое в музее найдете без труда. (Картина)
С буквой к живу в лесу. С буквой ч овец пасу. (Кабан – чабан)
5.Ребусы: ка ком
ва та
.Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)
Третья группа – работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами.
1.Составь текст.
2.Составь предложения.
В школе
Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.
3.Закончи рассказ.
Забота о птицах.
Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…
Четвертая группа – работа с текстом (учебник).
1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы.
2. Расположи вопросы по порядку содержания текста.
3. Задай вопросы по тексту или по части текста.
4. Определи, сколько частей в тексте.
5. Работа над заголовком.
Докажи, что заголовок выбран верно.
Выбери заголовок из предложенных.
Расставь заголовки частей по порядку содержания текста.
Подбери к заглавию часть текста.
Озаглавь части.
6. Выборочное чтение.
7. Пересказ по вопросам и без них.
8. Составление плана текста.
II. Упражнения для формирования правильности чтения
Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.
1. Назови картинки – 5 предметов (далее больше).
Картинки расположены на закрытой доске. Надо их открыть, досчитать до трех, закрыть. Перечислить предметы. Найти, что изменилось.
2. Опиши предмет (показать и убрать).
3. Опиши движущийся предмет (взять в руку – поднять и опустить).
4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных по звучанию).
Бочка-точка, бабушка- бабочка, кошка-ложка.
5. Выбери слова на данный звук.
6. Встаньте те, у кого в имени, фамилии есть данный звук.
7. Выбери слова, в которых один слог, два слога и т.д.
Ударение падает на 1слог, на 2 слог, на 3слог.
Вторая группа – упражнения со словами.
1. Чтение слов, отличающихся одной буквой. Мел-мель-мыл-мыль-мал-мял-мышка-мошка-мишка-миска.
2. Чтение слов, в написании которых имеются одинаковые буквы.
Куст-стук, сосна-насос, мех-смех, мышка-камыш, марка-рамка, арш-шрам, масло-смола, мошкара-ромашка.
3. Чтение слов, имеющих одинаковые окончания, приставки.
Приехал, пришел, пришил, принес, припев;
Красное, белое, голубое, черное, желтое;
Кукла, мама, папа, ложка.
4. Чтение «перевертышей».
Лев ел волов. Иди искать такси, иди.
5. «Сквозная буква», «Лесенка»
_____ - З - Ч____
_____ -З - Ч______
_____ - З - Ч_________
_____ -З - Ч___________
III. Упражнения для развития беглости чтения
Первая группа – упражнения для расширения поля зрения.
1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке ставим зеленую точку и концентрируем на ней взгляд. В это время называем предметы справа, слева, снизу, сверху.)
2. Работа по таблицам Шульте.
Развитие поля зрения по горизонтали. Развитие поля зрения по вертикали.
8 4 7 22 9 14 18 7 13 33 9 4 26
2 1 5 3 22 19 2 30 3 22 19 2 30
6 3 9 21 4 1 25 15 28 31 12 24 6
13 5 24 11 17 7 10 21 27 14
10 8 19 2 16 35 18 1 16 8
23 5 29 32 11
15 34 17 25 20
3. Работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово.
● ● ●
СОК СВЕТА ИВА
НОСКИ МЕСТО КРЕСЛО
САМ КАТОК КЛЕТКА
КУКЛА КУКЛА
МАГАЗИН РАК
4. Чтение столбиков с трафаретами. (Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках.
1класс -3-5слов, 2класс – 10-12 слов, 3класс – 15-18 слов, 4класс – 20-25 слов)
Чек красный защелка универмаг
Зуб бегать лаборант продовольствие
Дом игра молоко учебники
5. Определи разницу.
Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;
Беседа, разговор, собеседование болтовня, диалог.
6. Назови по порядку.
Беда буря плач ветер
Несчастье вьюга рев вихрь
Горе поземка слезы ураган
Печаль метель рыдания шторм
7. Работа с буквенными таблицами и трафаретом. Трафарет накладывается на карточку, буква а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.
№1 №2 №3
Г Я П Л М
А А О А
С Р Щ З Б
Ж К
8. Работа по таблице.
1. агроном железо медведь Ж осина календарь металл | билет пенал растение комната инженер деревня | дорога ребята лисица заяц капуста одежда | месяц самолет орех дежурный аллея Москва | огурец язык метро топор ветер сирень |
2. интересный морковь К желтый праздник овощи русский | молоко север пальто посуда сапог комбайн | осина телефон мороз коньки путешествие сверкать | магазин ужин трактор лагерь корабль шоссе | сеялка солома шофер завод сорока погода |
3. хлебороб директор С аккуратно командир трамвай
| космонавт черный желать квартира горизонт пассажир | председатель лестница земляника картофель столица солдат | Россия костер ворона город тетрадь хорошо | корова народ билет берег улица ягода |
4. правительство воробей З свобода библиотека революция коллектив
| ракета девочка фамилия вагон медленно богатство | спасибо песок учитель карандаш Родина пшеница | урожай ученик товарищ малина субботник газета | класс герой портрет машина вокзал платок |
Работа по таблице проводится так: называется слово, которое отыскивается (звездочка, синяя, точка, второе снизу; Овал, желтая, пятое, сверху и т.д.)
Вторая группа – упражнения для активизации органов речи.
1.Артикуляционная гимнастика: а) гласные, согласные, сочетания, открытые и закрытые слоги; б) слова, трудные для произношения.
2.Скороговорки.
3.»Бегущая лента». Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо успеть их прочитать.
5.Различные виды чтения:
чтение всего текста шепотом, затем громко, затем про себя, хоровое чтение, чтение в парах, чтение одновременно с ведущим, чтение с убыстрением темпа, жужжащее чтение, скачкообразное чтение «Кенгуру» и т.д.
IY. Упражнения для развития выразительности чтения
- чтение слова с разными оттенками интонации
- чтение фразы с интонацией, соответствующей конкретной ситуации
- упражнения для дыхания
- упражнения для развития голоса
- упражнения для дикции
- прочитать, передавая радость, печаль, возмущение, гордость в зависимости от текста
- чтение по ролям, в лицах
Прогнозирование как фактор стимулирования творческой активности младших школьников на уроках литературного чтения
Практика показывает, что многие ценные в художественном отношении произведения изучаются на уроке, не оставляя глубокого следа в сердцах детей. Отчасти это происходит потому, что содержание и виды деятельности уч-ся диктуются им «сверху», лишая читательскую деятельность творческой направленности.
Антиципация (прогнозирование, предвосхищение) учащимися содержания и видов своей читательской деятельности существенно повышает осознанность и активность детей при работе с новым произведением, заинтересовывает их чтением, сочетает этот процесс с развитием важнейших интеллектуальных качеств ребенка. Создается атмосфера увлекательного поиска на фоне эмоционального подъема и глубокой заинтересованности, что позволяет говорить об элементах творчества детей в их учебной деятельности.
На уроках литературного чтения, предусматривающих антиципацию, компонентами учебного творчества выступают:
● предвидение и самостоятельное формулирование учащимися темы и целей уроков;
● предопределение школьниками авторов произведения, предназначенного для изучения, его названия, жанра;
● активное участие детей в проведении тех или иных компонентов урока.
Перечисленные виды деятельности осуществляются с помощью ряда приемов.
Первую группу образуют приемы, предусматривающие определение фамилии, имени, отчества автора нового произведения или его названия через работу с буквами.
1. Составление фамилии автора из пропущенных в словах букв.
Определите фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся на уроке. Для этого восстановите пропущенные в фамилиях поэтов и писателей буквы и соедините их между собой.
Ба…ов, Уш…нский, Паус…овский, Биан…и, …сеева, …ысотская. (Житков)
Восстановите пропущенные в данных именах и фамилиях буквы и составьте из них имя и фамилию поэта, с произведением которого мы сегодня познакомимся.
Констант…н …асилий …лекса…др Сергей
…альмонт Ж…ковский Пушки… Есен… …
(Иван Бунин)
2. Прочтение фамилии (имени, отчества) автора по правилу хода шахматного коня.
Указывается начало хода шахматного коня. Например:
о | ||||||
р | С | |||||
в | к | |||||
и | у | |||||
в | а | Д | н | м | ||
Х | а | р | а | о | ||
И | с | |||||
ч | и | в | н | |||
л | и | и |
(Суриков)
(Даниил Иванович Хармс)
3. Исключение повторяющихся букв.
На доске записываю два (три) ряда повторяющихся букв, среди которых размещаются буквы фамилии, имени (отчества) автора. Предлагаю исключить буквы, которые встречаются более одного раза.
П | В | М | В |
Р | Ы | А | К |
А | М | Ж | О |
Например: ЯПРЬОМИАБНК ИСКИЕКБЯФПЬ (Роман Сеф)
(«Прыжок»)
5.Чтение подчеркнутых букв.
«ЦЕТЩЁЭ ВЗЖЕЮМУФЛИМ ЗПХБЕЧКГАРОЛЕСНР ЕВИЫДЙ»
(«Еще земли печален вид»)
Использование приемов данной группы в значительной степени позволяет развивать устойчивость и увеличивать объем внимания, произвольную память, глазодвигательную активность, интуицию, наблюдательность, возрастает интенсивность мыслительной и речевой работы, требует от учеников развернутого, доказательного, логически выстроенного ответа.
Вторую группу составляют задания для формирования темы урока учащимися на основе работы с символами, шифрами, схемами.
1.Расположение букв в порядке построения фигуры.
О И М Р Ц
(Мориц)
2.Составление фамилии автора с помощью геометрических фигур.
Каждая буква фамилии автора зашифровывается определенным символом. Предлагаю ряд геометрических фигур и шифр, с помощью которого дети сами определяют фамилию автора.
Например:
Б И А Н К И
Ж И Т К О В
Определите фамилию автора
Б А Ж О В
3.Чтение имени автора (названия произведения) с зашифрованными буквами.
Повторяющиеся буквы в фамилии, имени, отчестве автора (названии произведения) заменяются значками или цифрами. Учащиеся должны, опираясь на звуковое чутье и закономерность, по которой составлена запись, догадаться, какие это буквы, и прочитать зашифрованные слова.
Например:
1 И К 2 Л А Й 1 И К 2 Л А Е 2 И Ч 1 2 С 2 3
Николай Николаевич Носов
«Ф е и н з ч »
«Федина задача»
4.Чтение названия произведения по схеме.
Предлагаю две таблицы: одна с буквами, другая – со схемой, показывающей последовательность соединения букв (заимствована у В.В.Волиной).
А | Н | Е | Р |
Ь | Я | З | К |
З | О | И | А |
Е | Б | О | Л |
● | |||
«Зеркало и обезьяна»
Эти приемы обеспечивают совершенствование интеллектуальных качеств и речевых способностей. Особенно они способствуют формированию абстрактного мышления, развивают сообразительность, языковую догадку.
В третью группу входят приемы определения автора и названия произведения, предназначенного для изучения, которые предполагают антиципацию отдельных отрезков слов или целых слов.
1.Антиципация гласных.
Фамилия, имя автора или название произведения записываю с пропуском гласных букв.
«П Р Н Ц С С Н Г Р Ш Н»
(«Принцесса на горошине»)
2.Антиципация согласных.
Е Е И Е У Ы А Ы
(«Бременские музыканты»
3.Антиципация конечных букв слова.
«По… зим… аука….» («Поет зима аукает»)
4.Антиципация отдельных частей словосочетания или предложения.
Михаил Михайлович … (Пришвин)
«Миллион и … день каникул» («Миллион и один день каникул»)
Эти приемы имеют большое значение для становления беглого, правильного, сознательного чтения, для повышения грамотности, мобилизуют интеллектуальные качества.
Четвертую группу составляют упражнения, предполагающие сравнительный анализ.
1.Выделение фамилии автора из ряда по какому-либо признаку.
Например:
Е.И.Чарушин, С. В. Михалков, В.В.Бианки
Уч-ся называют С.В.Михалков, т.к. это поэт, а остальные –прозаики.
2. Выделение фамилии автора из ряда по нескольким признакам.
Например, по 3признакам:
И.А.Крылов, Н.Н.Носов, В.Ю.Драгунский
Определяют, что это И.А.Крылов, т.к.
-он баснописец,
- жил и творил в 18-19веках, а другие – современные авторы,
- фамилия Крылов начинается с глухого согласного, а остальные- со звонких.
3.Выделение слов, являющихся названием произведения, из предложенного ряда.
роса, аисты, капель, вьюга, лягушки
(«Аисты и лягушки»),
Т.к. эти слова обозначают животных и стоят во мн. числе.
Пятая группа – это приемы на основе выполнения логических операций.
1.Восстанови фамилию автораю
Например, совпадением первой буквы каждой фамилии с последней буквой предыдущей:
Квитко, Осеева, Аким, Маршак, Куприн, ………….., Волков. (Некрасов)
2.Определение названия произведения путем продолжения цепочки.
Тема «Времена года» з, в, л, ….
З- зима, в - весна, л – лето. Следующим временем года является осень, значит, название нового произведения – «Осень».
Цепочки могут быть составлены из первых букв названий месяцев, частей суток, названий членов семьи и т.д.
3.Решение логических задач
Например, в названии произведения три слова. Первое –название птицы, третье – название рыбы. («Лебедь, Рак и Щука»)
Приемы шестой группы предусматривают составление фамилии или названия произведения из ответов на вопросы викторин и при разгадывании шарад.
1.Викторина.
Имя и фамилию автора узнаете, ответив на вопросы викторины и соединив указанные части ответов.
ИМЯ
1.Ответь одним словом: «Сколько людей может пользоваться моралью басни?» (ВСЕ)
2.Второй слог искомого слова является первым в названии птицы, которая была обманута.
(ВОРОНА)
3.Последний слог имени надо искать в первом слоге только что изученной басни, он второй по счету. («Лиса и виноград» - слово «ГОЛОДНОЙ»)
ФАМИЛИЯ
4.В единственном слове, которая произнесла ворона, глухой звук замените на парный ему звонкий. (КАР _ ГАР_)
5.Второй слог фамилии автора является последним в слове, которое дважды встречается в данной строке: «Ваши псы и ваши пастухи…» К нему надо прибавить последнюю букву имени великого русского баснописца. (Слог ШИ, буква Н)
(ВСЕВОЛОД ГАРШИН)
2.Шарады.
В названии нового произведения Д Мамина – Сибиряка одно слово. Первая часть является приставкой в слове приуральский. Вторая часть – буква в русском языке всегда ударная.
Последняя часть – слово мышь, написанное с ошибкой. («ПРИЁМЫШ»)
Применение викторин и шарад активизирует мыслительную деятельность, развивает объем внимания, вызывает интерес к урокам.
В следующую группу включены задания, для выполнения которых необходимо привлечение лингвистических знаний.
1.Знания по фонетике.
Определите фамилию по схеме и слогам:
Г | СГ | ГС | ССГС |
ДО | СКИЙ | О | ЕВ |
ОДОЕВСКИЙ
2.Задания, направленные на использование знаний по морфемике.
- УЧ ПОЛ - - ИЦ- -Ы -ИЕ - ОВ- СКРИП-
«СКРИПУЧИЕ ПОЛОВИЦЫ»
3.Задание на применение знаний по лексикологии.
Узнаете произведение, если подберете антонимы:
«Ранним утром» («Поздним вечером»)
Подберите синонимы:
«Товарищи» («Друзья»)
Для обеспечения высокого уровня интеллектуального развития, данные приемы надо использовать систематически. Младшие школьники с живым интересом и желанием выполняют задания, благодаря чему у них создается установка на плодотворную работу, задается положительный эмоциональный настрой, повышается активность, творческая деятельность, техника чтения.
Виды работы над текстом на уроках чтения
Много труда вкладывает учитель, обучая детей читать. Но не секрет, что уже в 1классе дети теряют интерес к чтению и урок чтения считают одним из нелюбимых.
Поэтому учителю надо владеть разными приемами работы над содержанием текста.
Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Цель учителя здесь: создать благоприятные условия для работы над содержанием, разбором и усвоением прочитанного на основе разнообразия форм, методов и видов работы, чаще использовать различные творческие задания, сочетать индивидуальную и коллективную работу, учить работать с текстом.
Из своей практики хочу поделится теми видами работы над текстом, которые использую в своей работе:
1. Чтение всего текста (по заданию учителя) вслух, про себя, хором.
2. Чтение, деление на части. Составление плана.
3. Чтение по готовому плану.
4.Чтение, после чтения пересказывание.
5. Чтение учеником нового текста, заранее подготовленного дома.
6. Чтение цепочкой по предложению.
7. Чтение цепочкой по абзацу.
8. Чтение вполголоса.
9. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
10. Чтение, ответы на вопросы.
11. Чтение с сокращением текста. ( Дети убирают предложения или слова, которые
можно опустить.) Подготовка к сжатому пересказу.
12. Нахождение в тексте отрывка, который поможет ответить на вопрос.
13. Чтение самого красивого места в рассказе или стихотворении.
14. Нахождение по данному началу или концу предложения всего предложения.
(Позже предложение можно заменять логически законченным отрывком).
15. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
16. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
17. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).
18. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками (для басни).
19. Чтение, составление сценария к диафильму (кратко, подробно).
20. Беседа, с сопровождением выборочного текста.
21. Чтение, рассказ о том, чем понравилось произведение, что запомнилось.
22. Чтение названия рассказа. (Как еще можно назвать).
23. Чтение по ролям.
24. Чтение, пересказ прочитанного с помощью жестов, мимики, позы.
25. «Живая картинка» (один ученик читает, другой мимикой лица реагирует на услышанное).
26. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человечек:
27. Нахождение отрывка, который нужно прочитать презрительно, строго, с мольбой,
досадой, возмущением, насмешкой, радостно, весело, печально т.д.
28. Нахождение и чтение предложения с восклицательным знаком, вопросительным знаком, запятой, многоточием т.д.
29. Конкурсное чтение стихов.
30. Нахождение и чтение образных слов и описаний.
31. Нахождение и чтение слов с логическим ударением.
32. Нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно.
33. Чтение стихов, расстановка пауз.
34. Вычленение слова из рассказа к предложенной схеме _____чн_______, ______жи_______ и т.д.
35. Кто быстрее найдет в тексте слово на заданное учителем (учеником) правило.
36. Нахождение в рассказе самого длинного слова.
37. Нахождение двух-, трех-, четырехсложных слов.
38. Нахождение в рассказе и чтение сочетаний:
а)существительное + прилагательное; б)существительное + глагол;
в)местоимение + глагол (можно наоборот).
39. Чтение, пометка непонятных слов.
40. Чтение слов с предварительной разбивкой на слоги ( например: мор-ков-ка).
41. Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.
42. Нахождение и чтение в тексте слов, близких по значению данным )данные слова записаны на доске).
43. Чтение слов, к которым даны сноски.
44. Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения.
45. Чтение с выписыванием слов для практического словаря, например к теме «Осень»,
«Зима» и т.д.
46. Комбинированное чтение ( учитель – учащиеся).
47.Чтение жужжащее.
48. Бинарное чтение. Один текст читают два ученика одновременно.
49. Динамическое чтение. На доске записан столбик из 5-7 слов с постепенным увеличением количества букв в словах.
50. «Очередь». Сначала читает учитель, затем ученики тот же самый текст.
51. «Буксир»:
а) учитель читает вслух, изменяя скорость чтения. Ученики читают вслух,
стараясь успеть за учителем;
б)учитель читает вслух, дети про себя. Учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.
52. «Ловушка». Учитель читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами.
Ученики ищут эту замену.
53. «Прыжки». Чтение через слово.
54. «Хвост и голова». Учитель или ученик начинает читать предложение, дети быстро
его находят и дочитывают.
55. «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова на строчке, первого и последнего слова в предложении.
56. «Прятки». Нахождение в тексте слова с определенным признаком (начинается на букву а; состоит из двух слогов; с ударением в конце слова и др.
57. Круговое чтение. Небольшой текс читают по одному слову друг за другом несколько раз.
58. «Сканирование». За 20-30секунд ученики «пробегают» глазами текст в поисках важной информации.
59. «Фотоглаз». На доске столбик слов, которые ученики читают определенное время.
Слова закрываются, дети по памяти называют прочитанные слова.
60. «Счет слов». На максимальной скорости дети читают текст и одновременно считают
слова. Перед чтением ученикам задается вопрос, на который они должны ответить.
Упражнения для формирования навыков выразительного чтения.
1. Выделение голосом то одного, то другого слова в предложении.
2.»На одном дыхании». Сделать глубокий вдох, прочитать предложение от начала до конца.
3. Выборочное чтение вопросительных и восклицательных предложений.
4. Чтение одного предложения с разной интонацией.
5. «Эхо». Учитель читает 1-2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией.
6. «Ускорение». Одно предложение повторяется несколько раз, постепенно увеличивая
темп и силу голоса.
7. Разметка текста: паузы, логическое ударение, усиление или ослабление голоса.
8. Чтение под музыку.
9. Чтение – пение. Выбирается мотив знакомой песни и пропевается текст стихотворения или небольшой рассказ.
10. Чтение с настроением. Один читает текст, другие должны угадать его настроение.
11. «Голоса». Чтение текста, подражая чьему- то голосу (старушки, ребенка, слона и т.д.)
12. «Замена». Чтение с изменением голоса героя (например, слова кошки голосом мышки).
13. Чтение по ролям.
14. Чтение по ролям без слов автора.
15. Инсценирование.
16. Дикторское чтение. «Диктор» готовится заранее (макет телевизора).
17. Конкурс чтецов.
Упражнения для понимания смысла текста.
1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
2. Озаглавливание текста.
3. Деление текста на части, составление плана.
4. Определение темы текста, главной мысли.
5. Определение типа текста.
6. Подбор иллюстрации к тексту.
7. Выборочное чтение.
8. Работа по вопросам учителя, учебника, ученика.
9. «Пропущенное слово». Учитель читает текст и пропускает слова. Дети должны его
вставить по смыслу.
10. Фантограммы. Различные фантазии при работе с текстом:
а) в хорошо знакомом тексте изменяется одно условие (герой, время года, место действия и др.); уч-ки фантазируют, как изменится содержание.
б) придумать продолжение рассказа.
11. Составление кроссвордов по тексту.
12. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.
13. Мини-сочинения с целью анализа характера или поступка героя.
14. Подбор загадок к словам из текста.
15. Подбор пословиц и поговорок, раскрывающих тему текста.
16. Составление ребусов к словам из текста.
17. Восстановление логической последовательности текста.
18. Распространение предложений.
19. чтение для подготовки к пересказу.
20. Составление диафильма.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
приёмы формирования развития навыков чтения младших школьников
В современной начальной школе большое внимание уделяется развивающей направленности образовательного процесса. Каждый урок должен внести свою лепту в дело всестороннего развития учащихся, должен быть ...
"Формирование и развитие навыка чтения младшего школьника".
Данная презентация знакомит с особенностями формирования навыка чтения младшего школьника. Собраны виды работ для улучшения навыка чтения, описаны причины трудностей при чтении....
Родительское собрание "Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка". Статья "Пути совершенствования навыков чтения младших школьников"
Работа с ребенком над техникой чтения....
Эффективные приемы развития навыка чтения младших школьников
Упражнения активно влияющие на основные параметры чтения: скорость и осмысленность. Представлены варианты дидактических игр, направленных на формирование правильного, сознательного чтения и безошибочн...
Формирование и развитие смыслового чтения младших школьников посредством работы со сказками на уроках английского языка во 2 классе
Комплекс заданий для учащихся 2 класса....
Формирование и развитие смыслового чтения младших школьников посредством работы со сказками на уроках английского языка в 3 классе
Комплекс заданий для 3 класса...
Проблемы формирования и развития навыка чтения младших школьников и некоторые пути их решения
Рост количества детей с трудностями усвоения чтения и с вариативными нарушениями данного навыка а общеобразовательных школах ( 1 из 5 учащихся имеет те или иные симптомы дислексии), наличие у данной к...