Детское словотворчество
занимательные факты по чтению

Дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой – правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом характере усвоения языка. Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова «чужого» окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка». А разве мало в русском языке слов, похожих на «горькоту» и «буроту»? Достаточно вспомнить «глухоту», «дурноту», «тесноту» и множество аналогичных слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskoe_slovotvorchestvo.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Способы образования детского словотворчества в русском языке.

Дети образуют свои слова по аналогии с теми, которые уже усвоили. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Так, слово «вкуснашка» (конфетка) по аналогии со словами «кашка», «простоквашка» образуется от прилагательного с помощью суффикса и окончания. С одной стороны, ребенок образовал новое слово, а с другой – правильно изменяет его («Дай мне вкуснашку»). Эти факты убеждают в творческом характере усвоения языка. Второй способ создания ребенком новых слов - присоединение к корню слова «чужого» окончания - также очень распространен. Эти слова звучат особенно своеобразно: пургинки, добрость, умность, пахнючий, радованье и т. д. Мы, взрослые, не говорим таких слов. И все же если присмотреться внимательно, то именно от нас дети получают образцы для создания таких словообразований, поэтому и здесь, в конечном счете, действует механизм подражания. Ведь «пургинку» ребенок создал по образцу слова «снежинка». А разве мало в русском языке слов, похожих на «горькоту» и «буроту»? Достаточно вспомнить «глухоту», «дурноту», «тесноту» и множество аналогичных слов.

Психологические особенности.

- общение со взрослым ситуативно-личностное;

- проявление произвольности всех психических процессов;

- в общении со сверстниками происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой;

- проявление творческой активности во всех видах деятельности;

-развитие фантазии.

Ошибки, основанные на этих особенностях.

Мы, взрослые, даем детям множество стереотипов, которые служат им шаблонами. Но вот вдруг слышим: «Бабушка, мы дарим тебе три духа» (набор из трех флаконов духов). «Ты это иголком сошила?»  «Посмотри, какое стадо черников». Конечно, чтобы воспринять наш язык, ребенок в своем словотворчестве копирует взрослых. Дико было бы думать, что он в какой бы то ни было мере создает наш язык, изменяет его грамматический строй, его словарный состав.
Сам того не подозревая, он направляет все свои усилия к тому, чтобы путем аналогий усвоить созданное многими поколениями взрослых языковое богатство.
Но применяет он эти аналогии с таким мастерством, с такой чуткостью к смыслу и значению тех элементов, из которых слагается слово, что нельзя не восхищаться замечательной силой его сообразительности, внимания и памяти, проявляющейся в этой трудной повседневной работе.
Малейший оттенок каждой грамматической формы угадывается ребенком с налету, и, когда ему понадобится создать (или воссоздать в своей памяти) то или иное слово, он употребляет именно тот суффикс, именно то окончание, которые по сокровенным законам родного языка необходимы для данного оттенка мысли и образа.   Это ошибки, которые связаны с недостаточным усвоением языка. Некоторые из этих ошибок очень распространены и закономерно повторяются в детской речи. Закономерности ошибок в детской речи важно знать для понимания процесса развития речи. Кроме того, взрослые должны знать, как относиться к этим ошибкам. Какие ошибки наиболее типичны?

Типичные ошибки.

  1. В отношении глаголов наиболее частыми ошибками является построение глагольных форм по образцу одной, наиболее легкой для ребенка. Например, все дети в определенном возрасте говорят: «Вставаю, лежаю, жеваю». Такая форма не изобретена ребенком, он ведь постоянно слышит: «Ломаю, засыпаю» и, конечно, ребенок использует одну стандартную форму глагола. Кроме того, артикуляция слова «лизаю» легче слова «лижу». Поэтому, несмотря на поправки взрослого, ребенок упорно говорит по-своему. То есть, в основе этих ошибок   лежит подражание часто употребляемой форме глагола, по образцу которой ребенок изменяет все глаголы. Иногда такое подражание происходит по образцу только что услышанной  формы глагола.
  2. Очень типичны ошибки, которые дети делают в употреблении сравнительной степени прилагательных. В этом случае четко проявляется подражание ранее усвоенной форме. Мы говорим: «Длиннее, смешнее», дети говорят: «Хорошее, плохее, высокее, короткее». Иногда дети могут образовать сравнительную степень даже от существительных («У нас есть в саду сосны.- А наш сад соснее»)

  1. Не справляясь с трудностью грамматики русского языка, малыш образует падежные окончания по какому- нибудь уже усвоенному образцу. Когда в речи ребенка появляется творительный падеж, ребенок долгое время образует его по шаблонной схеме путем присоединения к корню существительного окончания –ом, независимо от рода существительного: иголком, кошком, ложком и т.д., то есть по образцу склонения имен существительных  мужского рода. Дети постоянно делают ошибки в родовых окончаниях имен существительных: людиха – женщина, лошадиха – лошадь, коров – бык.

Примеры словообразования в детской речи.

В детстве моим любимым словом было слово «сахаби» - аналогия слова «сапоги». Младший брат говорил слово «касики», что означало «конфеты».
Кроме этого, мой брат, сестры и братья моих друзей, я сама, придумывали или образовывали и говорили такие слова, как
кинофа – кино, чаянно – нечаянно, мух – муха (непонятно же какого она пола, может, мужского), с дедушком – с дедушкой, стрекозёл – «муж» стрекозы, тюдёе – чужое, капет – пакет, муха-цитакуха – муха-цокотуха, пилисин – апельсин.
Взрослые уже имеют огромный словарный запас, и в речи используют слова, извлекая их из своего внутреннего «хранилища» в готовом виде, не задумываясь. Ребенок же во всем ищет смысл и трактует внутреннюю форму слова в силу своего понимания.
Колесист, веселопедист – велосипедист, девочка Имовочка – Дюймовочка, собачка Коля – собачка Колли. Их настолько много, что все и не вспомнить.

Вывод.

Словотворчество как усвоение обычных слов родного языка имеет в своей основе подражание тем речевым шаблонам, которые дают детям окружающие люди. Ни одно «новое» слово нельзя считать абсолютно оригинальным, в словаре ребенка обязательно есть образец, по которому это слово и построено. Таким образом, усвоение речевых шаблонов и здесь является основой. Использование приставок, суффиксов, окончаний в новых словах детей строго соответствует  законам языка и грамматики. Когда дети достигают 5 лет, их словотворчество начинает угасать. Все реже и реже  мы слышим новые слова. Почему это происходит? Просто к 5 годам малыш уже прочно освоил те обороты речи, которые использует взрослый, теперь он тонко выделил различные грамматические формы и стал свободно ориентироваться  в том, какую из них и когда нужно применить. Так исчезают «моя мояшечка», «плохайка» и другие удивительные слова, которые придают такую прелесть речи маленького ребенка.


Используемая литература и интернет-источники

  1. Розенталь «Современный русский язык»
  2. Л. Ю. Максимов «Русский язык для ВУЗов»
  3. К. И. Чуковский «От 2-х до 5-ти»
  4. Т. Л. Служевская «Уроки русской словесности»
  5. http://doverie.ucoz.ru/publ/konsultacija_logopeda/narushenie_slovoobrazovanija_u_doshkolnikov_i_slovotvorchestvo/3-1-0-53
  6. http://kilouma.ru/safia/osnovi-detskogo-slovoobrazovaniya-principi-detskogo-slovoobraz/main.html



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения "Велимир Хлебников. Словотворчество"

Конспект урока литературного чтения "Велимир Хлебников. Словотворчество"...

Образовательная программа творческого объединения "СЛОВОТВОРЧЕСТВО "

Словотворчество – это искусство свободного мышления, философского отношения к слову. Зародить в детских сердцах любовь к звучащему слову – это сверхзадача, поэтому на начальной стадии обучения все уси...

Детское словотворчество

Появление языка(речи) перестраивает систему отображения предметного мира в психике ребёнка. Наименование предмета, появление словесного значения вносит новый принцип в организацию сознания. Предметнос...

Рабочая программа по кружку "Словотворчество" 3 класс.

Рабочая программа по кружку "Словотворчество" для 3 класса поможет организовать работу по развитию речи учащихся и интереса к русскому языку....

Словотворчество.

Рабочая программа по кружку "Словотворчество" для 1 класса....