С. Я. Маршак «Угомон»
методическая разработка по чтению (1 класс)

Конопатова Любовь Станиславовна

На примере произведения С.Маршака "Угомон"учим первоклассников анализировать и раскрывать смысл стихотворения. Проводим работу по обогащению читательского опыта учащихся и отработке навыков выразительного чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                        Технологическая карта урока

                                                                                    1 класс

                                                               Тема  : «С. Я. Маршак. «Угомон»

Цели деятельности учителя: познакомить с творчеством С.Я.Маршака и его произведениями

                                                  проводить словарно-лексическую работу, совершенствовать навык чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: учить анализировать и раскрывать смысл стихотворения; обогащать читательский опыт учащихся; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Личностные: в ходе работы над текстом учить выражать собственное мнение и чувства; осознавать смысл определения учебных задач при работе  с художественным произведением; проявлять фантазию и творческие способности.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: Учебник В.Г.Горецкого «Азбука» 1 класс, 2 часть

                              Презентация

Этап урока

Методы и приемы

Форма

работы

                     Деятельность учителя

Деятельность учащихся

              УУД

Организационный

Словесный:

Слово учителя

Начинаем урок чтения.

Проверим готовность к уроку.

Поприветствуем наших гостей.

Приветствие

Настрой на работу

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке

Постановка Учебной задачи

Словесный:

Слово учителя

Практический:

Слушание учителем.

Практическая работа уч-ся

Словесный:

Дети строят речевое высказывание

Наглядно-аналитический

Решение частных задач

Ф

г

п

  1. Наш урок начнем с повторения.

Откройте учебник на стр. 82.

Пробегите глазками по тексту, подготовьтесь к чтению вслух по цепочке

  1. Какие же чудесные края открывает путь «От А до Я»?
  2. Какой же можно сделать вывод, если мы уже преодолели путь от А до Я и научились читать?

Ответить на этот вопрос вам поможет схема и опорные слова.

  1. Что вы составили? Докажите.

Какое это предложение по цели высказывания и интонации?

  1. На предыдущих уроках мы начали знакомиться с творчеством детских писателей.

Назовите авторов, произведения которых мы уже прочитали.

  1. У вас на партах лежат конверты. Достаньте содержимое. Разложите по группам.

Какие группы у вас получились?

Соедините имена, фамилии и портреты.

  1. Сверьте свою работу с доской
  2. Где вы можете найти книги этих авторов?

По какому принципу расставлены книги на библиотечных полках?

Расставьте книги как в библиотеке.

1.Дети читают по цепочке

2.Ответы детей:

Можно прочесть много интересных книг и приобрести

новые знания.

3.Уч-ся составляют по схеме предложение.

«Как хорошо уметь читать!»

4.Предложение.

   Выражает законченную мысль. Сообщает о том , что хорошо уметь читать.

Повествовательное, восклицательное.

5.Л.Толстой, Е.Чарушин, К.Ушинский, А.Пушкин

6.Работа в парах.

Имена, фамилии, фото

7.Самопроверка

8.В интернете, в библиотеке

В алфавитном порядке

Игра - соревнование

К: слушать и понимать речь других учеников

П: формулировать ответы

К: работа в команде разного наполнения

К: знать и использовать ранее полученные знания.

П: решение проблемы, поиск, структурирование знаний,  построение речевого высказывания.

К: самоконтроль

Практическое применение полученных знаний

Новый материал

Словесный:

Слово учителя- постановка учебной задачи

Словесный: лексическая работа

Определение

Темы урока-

Словесный.

Говорят дети

Словесный;

Рассказ учителя

Словесный:

Первичное чтение учителем

Словарная работа.

1.Сегодня мы продолжим нашу работу. Будем и дальше путешествовать по библиотечным полкам и следующая книга….

А, вот какая книга, вы мне скажите сами.

Но, для этого вы должны распутать путаницу, узнать произведения и их автора.

                 Путаница

Внимание! У этого автора :

- детки живут в клетке (Детки в клетке)

- Мышонка укачивает кошка (Сказка о глупом мышонке)

-На ходу надевает сковороду (Вот какой рассеяный…)

-Кто-то ест хозяйскую герань…(Кошкин дом)

-Сдают в багаж собачонку (Багаж)

- и учит быть вежливым (Ежели вы вежливы)

И кто же автор всех этих произведений?

Правильно. Это: поэт, переводчик,  драматург.

Какое слово вам здесь незнакомо?

Драматург- человек, который пишет драматические произведения в стихах или прозе, пьесы.

Какие пьесы С.Маршака вы знаете?

Посмотрите на доску и попробуйте сформулировать тему нашего урока и цели урока.

Не доске :

1.Познакомить с …. И его произведением «Угомон»

2.Учиться правильно, выразительно …

3.Отвечать…

4.Давайте познакомимся с биографией С.Я.Маршака

Слайды презентации

Работа с новым произведением.

Как называется произведение, которое мы будем читать?

А что обозначает это слово?

Подберите родственные слова к слову УГОМОН

Проверка восприятия.

Какие картинки всплывали в вашем воображении, когда я читала стихи?

Бывает такое в нашем классе?

Какие предложения по интонации встретились в этом стихотворении?

В стихотворении говорит один человек или много?

Как называется такая речь?

Какие слова были вам непонятны?

1.Дети узнают произведения С.Маршака:

Детки в клетке

Сказка о глупом мышонке

Вот какой рассеяный…

Кошкин дом

Багаж

Ежели вы вежливы

С.Я.Маршак

Драматург

12 месяцев

Кошкин дом

Знакомство с творчеством С.Я.Маршака.

Дети вставляют пропущенные слова.

Дети пересказывают своими словами картины по содержанию

УГОМОН

Гомон

Угомониться

Угомон- успокоение от шума

Восклицательные и вопросительные

Несколько человек

Диалогическая

Нынче- сегодня(подбирают синоним)

Бушуют- ведет себя буйно, с необычной силой.

Бас- очень низки мужской голос.

Применение практических знаний

К: Знание литературных произведений

П: Анализ имеющегося материала, обобщение и вывод

Р: целеполагание.

 Формулировка темы и целей урока.

К: умение выражать свои мысли; активно участвовать в обсуждении, возникающем на уроке

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Аргументация своего мнения и позиций

Практический:

Выразительное чтение , изучение произведения

Решение частных задач:

Словесный- ответы на вопросы

Практический:

Изучение произведения

Физминутка.

Словесный:

Работа над выразительностью.

Словесный:

Выборочное чтение

Словесный:

Итог урока-

чтение в лицах

ф

Работа по тексту:

Что подумал автор, когда услышал шум в школе?

Откуда появился этот шум? Кто его начал?

Почему, несмотря на просьбу, шум в классе продолжался?

Какие слова использовал автор, чтобы показать , что ребята очень громко разговаривали?

К чему привело такое поведение ребят?

Кто исправил эту ситуацию?

Давайте прочитаем, как Угомон появился в классе?

Кто заметил, как написаны последние строчки?

Давайте представим, что мы прыгаем по ступенькам вниз с ножки на ножку.

Теперь попробуйте ответить, почему слова Угомона так напечатаны?

Почему эти слова напечатаны крупными буквами?

С какой интонацией надо прочитать первые две строчки?

А следующие две?

Как надо прочесть слова дежурного Миши?

А слова остальных детей?

Слова автора, как будем читать?

Как читаем слова про учительницу?

Как автор готовит нас к появлению Угомона?

Попробуем прочитать это стихотворение в лицах, как в театре. Если у нас это получится, значит мы не зря работали сегодня на уроке, и вы все поняли.

Дети читают вслух по цепочке

Ответы на вопросы:

Он хотел всех успокоить

Т.к все дети стали одновременно успокаивать друг друга.

Крикнули, закричали, заорали

Учительница хотела убежать из класса

УГОМОН

Слова напечатаны лесенкой.

Дети выполняют движения

Что бы мы прочитали отрывисто, для убедительности.

Маршак хотел, чтобы эти слова стали правилом для всех детей.

С удивлением, с вопросительной интонацией

Спокойно, рассудительно

Громко, требовательно

Крикливо, громко

Спокойно, ровным голосом, т.к. он наблюдает за тем, что происходит в классе

Возбужденно, с переживанием.

Медленно, с расстановкой, сейчас что-то будет, все сразу притихли,

Чтение в лицах:

Автор

Миша

Юра, Шура, Ахмет

Коля, Оля, Галя, Валя

Игорь

Витя,Митя

Тарас

П: формулировать ответы и выводы.

Поиск информации; самостоятельно читать и объяснять информацию

К: поддержание учебного диалога.

Учитывать мнения своих одноклассников

П: выбор, сравнение,

    доказательство,

   вывод.

П:строить речевые высказывания в устной форме

П: осмысленное чтение текста

Р: выполнять работу в соответствии со сделанными выводами, саморегуляция

Рефлексия:

Вы помните цели нашего урока? Как вы думаете мы достигли поставленной цели?

Р: контроль,оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературное чтение "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России

Открытый урок литературного чтения "С.Я. Маршак "Угомон. Дважды два" 1 класс программа Школа России, 2013 г....

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон.

Презентация к уроку литературного чтения.1 класс. С.Я . Маршак . Угомон....

С. Я. Маршак. Угомон. Дважды два

технологическая карта урока...

Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон» (УМК «Школа России»)

Урок литературного чтения в 1 классе по теме С.Я.Маршак «Угомон» (УМК «Школа России»)           ...