Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М.М. Зощенко «Золотые слова»" 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Новожилова Валентина Германовна

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М.М. Зощенко «Золотые слова»" 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon m.m.zoshchenko_zolotye_slova.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения

                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Учитель: Новожилова Валентина Германовна

Класс: 3 класс

Тема. М.М. Зощенко «Золотые слова»

Тип урока: Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала)

Предметные образовательные  результаты: учащиеся познакомятся с творчеством М.М. Зощенко и его произведением «Золотые слова»

Метапредметные результаты (формирование универсальных учебных действий):

ПУУД  осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

РУУД – принимать и сохранять учебную задачу;

КУУД – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной,  ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; использовать речь для регуляции своего действия

ЛУУД –  широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; установка на здоровый образ жизни

Оборудование: учебник «Литература 3 класс», презентация «М.М. Пришвин «Золотые слова»»

Ход урока

Структурные

компоненты  

урока

Отводимое

время

Деятельность учителя и формулировка заданий

Деятельность обучающихся, направленная на формирование УУД

Планируемые способы  и критерии оценивания

Мотивация к учебной деятельности.

2-3 мин

-Здравствуйте, ребята! Начнём урок литературного чтения.

-Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Он пойдет сегодня в прок.

Постарайтесь все понять,

Что-то новое узнать.

Приветствуют учителя

Прослушивают стихотворение

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

На слайде записаны два слова: этика, этикет.

-На слайде вы видите слова. Прочитайте их.

-Что общего у этих слов? (однокоренные)

-Кто может объяснить значения этих слов?

-В толковом словаре В. Даля дано такое толкование слов.

Этикет – общие, одинаковые для всех правила, которые определяют поведение человека в повседневной жизни в общении с людьми.

Этика – это наука, которая определяет, диктует правила хорошего тона для тех, кто желает быть воспитанным человеком.

-Как называют человека, который всегда следует правилам этикета? (воспитанный человек)

Портрет писателя

- Посмотрите на портрет М.М.Зощенко. Что вы можете сказать о нём?

-Окончил гимназию, поступил на юридический факультет университета. В начале Первой мировой войны студент Зощенко добровольцем пошёл на фронт, дослужился до штабс – капитана, был ранен и уволен из армии.

После войны работал сапожником, телефонистом, агентом уголовного розыска, счетоводом, актёром … Но всю жизнь стремился к литературе. Особенно ему удавались детские характеры. Когда он писал свои юмористические рассказы для детей, то думал не о том, что над поступками непослушных девочек и мальчиков будут смеяться, а просто хотел научить юных читателей быть храбрыми и сильными, добрыми и умными.

В Санкт – Петербурге находится музей М.Зощенко.

-Какие произведения М.Зощенко вы читали? На этот вопрос вам поможет ответить выставка книг.

-Кто догадался, какая тема урока?

-Какие задачи поставим на урок? Будем читать поучительное произведение, в котором будет говориться, о воспитанности.

Выполняют инструкцию учителя:

Находят общее в словах этика и этикет, объясняют их значение

Знакомятся с научным определением слов

Отвечают на вопросы учителя

Знакомятся с писателем

Определяют тему урока, формулируют цель

Словесное

Решение проблемы.

-Откройте учебники на стр.  Прочитайте название рассказа.

-Как вы думаете, слово «золотые» употреблено в прямом или переносном значении? Почему?

-Какие слова могут считаться «золотыми»? (волшебные, ценные)

-Когда нужно употреблять в своей речи «волшебные слова»?

-Перед знакомством с текстом хотелось бы обратить ваше внимание на некоторые слова.

Словарная работа.

-Кто может дать определение этим слова?

Прельщала – стала заманчивой, приятной.

Угореть – отравиться угаром, потерять соображение.

Угоревший – отравился угаром.

Развязно – излишне свободно и непринуждённо в обращении с другими.

Раскаяться – сознавать, что поступил дурно, неправильно, ошибочно, начать испытывать сожаление об этом.

Выполняют инструкцию учителя:

Отвечают на вопросы, размышляют

Дают определение словам

Словесная

Первичное закрепление.

- После прочтения 1 отрывка, ответим на вопрос «От чьего имени ведется рассказ?»

Прием «Чтение с остановками».

1 остановка. (1 часть заканчивается предложением: «…И с тех пор мы два месяца не садились вместе со взрослыми».)

-От чьего имени ведётся рассказ?

-Почему дети любили ужинать со взрослыми? Подтвердите словами из текста.

-Как вы думаете, почему папин начальник злился весь ужин на детей?

-Как наказал отец Миньку и Лёлю?

-Расскажите как, нужно себя вести за столом во время еды.

-Как вы думаете, какое продолжение нас ждет в этом рассказе?

Лексическая работа.

-Объясните, как вы понимаете устойчивые словосочетания.

(Работа в микрогруппах по карточкам)

1.Тараторила без конца – говорила очень быстро без остановки.

2.Сидела как на иголках – сидеть в крайне волнении, в беспокойстве от ожидания.

3.Желала загладить происшествие - исправить положение

- Когда прочитаем 2 отрывок, ответьте на вопрос, можно ли рассказ назвать юмористическим?

2 остановка. (2 часть заканчивается предложением: «… А некоторые с серьёзным и озабоченным видом стали рассматривать свои стаканы».)

-Можно ли этот рассказ назвать юмористическим? Почему?

-Какое условие поставил отец, разрешив детям снова сидеть за столом со взрослыми?

-Расскажите о том эпизоде, который вас заставил улыбнуться.

-Как изменилось поведение Лёли и Миньки? Почему это произошло?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ?

Чтение до конца.

-Почему папа назвал их поведение глупым?

-Какие слова папа посоветовал «золотыми буквами записать в своём сердце »?

-В чем заключается основная мысль рассказа?

Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя

Объясняют словосочетания

Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя

Читают рассказ и отвечают на вопросы учителя

Информация о домашнем задании.

Пересказ рассказа

Выполняют инструкцию

Рефлексия учебной деятельности (предметные, метапредметные и личностные результаты).

-Сегодня на уроке, мы говорили, обсуждали, кого можно назвать воспитанным человеком.

-Познакомившись с рассказом М.Зощенко, какой вывод вы сделали для себя?

-Конечно, нужно слушать советы, поучения взрослых. Все надо делать с учетом изменившейся обстановки.

Закончите урок одним из предложений:

-Урок привлек меня тем …

- Я задумался о …

- Хотелось бы поблагодарить …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературное чтение на тему: "В. Осеева "Почему?"" 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА (литературное чтение)Тема:  «В. Осеева «Почему?»». Цель урока: познакомить учащихся с рассказом В. Осеевой "Почему?"; помочь осознать и сформ...

Конспект урока по литературному чтению на тему "М.Зощенко "Золотые слова" 3 класс, УМК "Школа России"

Тема: М. ЗОЩЕНКО “ЗОЛОТЫЕ СЛОВА”Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о произведении М. Зощенко «Золотые слова», о жизни и творчест...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме«М.М.Зощенко «Золотые слова»» (УМК «Школа России» 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведением М.М.Зощенко «Золотые слова»; знакомство учащихся с жиз...

Технологическая карта урока литературного чтения "Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко "Золотые слова"" 3 класс.

Тема урока «Создание комических ситуаций с помощью слова. М. Зощенко «Золотые слова» Тип урока: открытие нового знанияЦель урока: знакомство детей с произведением М.М. Зощенко ...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи И.Токмаковой» - 2 класс

Тема урока: «Стихи И.Токмаковой» Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетентности в процессе чтения и анализа произведений И. Т...

Технологическая карта урока литературного чтения по теме "М. Пришвин “Золотой луг" - 2 класс (УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: «открытие» нового знания.Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе знакомства обучающихся с рассказом М. Пришвина «Золотой луг»; совершенствова...