Литературная игра "Умники и умницы" па сказкам Вильгельма Гауфа
методическая разработка по чтению (3 класс)

Долидзе Галина Николаевна

Удивительно молниеносной была жизнь немецкого сказочника, поэта и прозаика Вильгельма Гауфа (1802-1827). Всего-то 25 лет! В ней не найдёшь каких-либо особых событий. Но поражает работоспособность молодого писателя! Стихотворения и баллады, песни и сказки, романы и новеллы, эссе и мемуары, статьи и рецензии. И это всё написано им за три года! Несмотря на огромный вклад, привнесенный Вильгельмом Гауфом в сокровищницу мировой литературы, творчество этого замечательного писателя остается малоизвестным юному поколению читателей. Предлагаю сценарий внеклассного мероприятия по сказкам В. Гауфа для учащихся начальной школы. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы во время проведения традиционных для многих школ предметных недель.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gauf.docx22.42 КБ

Предварительный просмотр:

Литературная игра "Умники и умницы" па сказкам Вильгельма Гауфа


Автор: Долидзе Галина Николаевна, учитель начальных классов МБОУ лицей № 8 , г. Ставрополь.
Цель: знакомство учащихся с известным немецким сказочником и его сказками.
Задачи
образовательные:
- изучить жизнь и творчество всемирно известного писателя Вильгельма Гауфа;
развивающие:
- развивать интерес учащихся к изучению биографии всемирно известных писателей;
- развивать коммуникативные навыки учащихся;
- развивать сценические навыки учащихся.
- развивать логическое мышление, речь, внимание, память, творческие способности
воспитательные:
- воспитывать интерес учащихся к изучению литературных произведений;
- воспитывать у учащихся бережное отношение к книгам.
- воспитывать общечеловеческие моральные ценности и идеалы:
доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
Подготовительная работа:
-прочитать сказки Вильгельма Гауфа (Маленький Мук, Калиф Аист, Карлик Нос, Холодное сердце)
-подготовить выставку книг – произведения Вильгельма Гауфа;
-оформить выставку рисунков к любимому произведению В. Гауфа
-репетиции по инсценировке отрывков из сказок В. Гауфа
Описание материала: Удивительно молниеносной была жизнь немецкого сказочника, поэта и прозаика Вильгельма Гауфа (1802-1827). Всего-то 25 лет! В ней не найдёшь каких-либо особых событий. Но поражает работоспособность молодого писателя! Стихотворения и баллады, песни и сказки, романы и новеллы, эссе и мемуары, статьи и рецензии. И это всё написано им за три года! Несмотря на огромный вклад, привнесенный Вильгельмом Гауфом в сокровищницу мировой литературы, творчество этого замечательного писателя остается малоизвестным юному поколению читателей. Предлагаю сценарий внеклассного мероприятия по сказкам В. Гауфа для учащихся начальной школы. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы во время проведения традиционных для многих школ предметных недель.
Оборудование: музыкальное сопровождение, проектор, компьютер, презентация
Ход мероприятия. Для проведения викторины класс делится на 4 команды. В каждой команде выбирают капитана. Игра состоит из 9 номинаций(каждая номинация снабжена гиперссылкой). Капитаны команд по очереди выбирают номинацию. Каждая команда выполняет задание этой номинации и фиксирует свои ответы на листах. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В конце игры жюри определяет команду-победителя. Кроме того в каждой команде выбирается лучший игрок.
Учитель.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным человеком – сказочником Вильгельмом Гауфом. Многим из вас уже знакомы сказочные истории о невероятных, а порой и опасных приключениях, колдовстве и чудесном освобождении от злых чар. Разве можно забыть колдовской суп, превративший Якоба в уродливого карлика, смешливого калифа, чуть не оставшегося на всю жизнь аистом, Маленького Мука…? На протяжении многих лет герои волшебных сказок Гауфа учат нас добру, смелости, помогают отличать хорошее от дурного, истинное от мнимого. Сегодня сказочник Вильгельм Гауф поведёт нас за собой в страну, где никогда не заходит солнце, где всегда зеленеют леса, где рано или поздно все страшные приключения, выпавшие на долю героев, оборачиваются волнующими и трогательными воспоминаниями. Он поведёт нас в свою страну Сказок.
Сегодня мы проводим литературную игру по сказкам Гауфа.


Номинация портрет героя
1. То был толстый человек, очень смуглый лицом и одетый в лохмотья. При нем был ларь, вмещавший всевозможные товары. (Разносчик товаров из сказки «Калиф Аист»)
2. Теперь глаза у него сделались маленькими, как у свиньи, нос чудовищно вырос и навис надо ртом и подбородком, шеи как будто и в помине не было, так как голова ушла глубоко в плечи. ( Карлик Нос)
3. Она хромала, спотыкалась и качалась из стороны в сторону; казалось, ноги у нее на шарнирах и она вот-вот перекувыркнется и стукнется острым носом о мостовую. (злая волшебница Травозная из сказки «Карлик Нос»)
4. Грациозно смахнув слезу с глаз коричневым, в крапинку, крылом, она, к изумлению калифа и его визиря, вскричала по-человечески на чистом арабском языке. (Сова из сказки «Калиф Аист»)
Номинация объясни слово


1. Калиф, которому давно хотелось чем-нибудь порадовать, своего великого визиря, послал черного раба вниз за разносчиком.
2. Калиф, который охотно собирал старинные манускрипты
3. У отца сегодня гости, мне придется танцевать перед ними, вот я и хочу немножко поупражняться на досуге.
4. С тех пор протекли долгие месяцы. Одиноко и печально живу я отшельницей в этих развалинах.
Номинация число
1. «Я расскажу тебе историю Мука, и ты уж наверное перестанешь дразнить его; но до и после ты получишь обычную порцию». Сколько это? ( 25ударов)
2. «Женщину, купившую овощи, никто не знал, - только одна дряхлая старушонка, прожившая 90 лет, сказала, что это, пожалуй, злая волшебница Травозная». Как часто эта волшебница появлялась в городе? (раз в 50лет)
3. «Якоб сидел подле матери в овощном ряду и охотно помогал хозяйкам, закупившим много овощей, донести их до дому». Сколько лет было мальчику?(12лет)
4. «Приходит как-то раз на базар уродливая старуха и покупает столько, что не может сама донести до дому. Жена отпустила с ней мальчишку – и с тех пор его так и не видали». Сколько лет прошло?(7лет) 
Номинация заклинание
Задание: вспомнить и повторить заклинание
1. Селим принялся переводить: «Человек, нашедший это, да возблагодарит Аллаха за его милость, кто понюхает порошок из этой коробки и при этом произнесет…(Мутабор, тот может превратиться в любого зверя, а также будет понимать язык зверей.)
2. Во сне ему явилась собачка, которая помогла ему добыть туфли в доме госпожи Агавци, и обратилась к нему с такой речью… (« Милый Мук, ты еще не научился обращаться с туфлями; знай, что, надев их и трижды перевернувшись на каблуке, ты полетишь куда пожелаешь, а палочка поможет тебе находить клады…»)
3. Когда Карлик Нос поведал ей свою историю, она молвила: « Из рассказа о ссоре у корзины с травами, о твоем внезапном превращении, а так же из отдельных слов старухи, ясно, что ты околдован…(« .. при помощи трав, поэтому, если ты отыщешь траву, о которой думала старуха во время колдовства, то чары будут с тебя сняты».)
4. Мигом бросился он к ручью, чтобы убедиться в том, что и в самом деле – уши стали прежними, исчез и безобразный , длинный нос. Тут он сообразил, как это произошло… («… от плодов первой смоковницы у него выросли длинные уши и нос. После плодов второй _ он избавился от этой напасти…»)
Номинация детали
1.– Сжальтесь! – воскликнул Карлик Нос, на коленях подполз к гостю и обнял его ноги. - Скажите, чего недостает моему паштету Сузерен? (травки Вкусночихи)
2. Когда Маленький Мук выходил из дому, сперва показывалась голова в большом тюрбане, а затем и все тельце, облаченное в потрепанный халатик, пышные шаровары и широкий пояс. Какая деталь в описании упущена? (кинжал)
3. Стоило только старухе воспользоваться этим предметом и сейчас же по лестнице спустились морские свинки. Что это за предмет? (свисток)
4. – Еще бы! – со смехом отвечал Голландец-Михель. -Бедняга Петер! Отдай-ка мне эту маленькую трепещущую вещицу и увидишь, как хорошо тебе будет. Что это за вещица? (сердце)
Номинация предложения
1. - Сто тысяч! – радостно воскликнул бедный угольщик. - Хорошо, Михель, давайте сюда камень и деньги, а беспокойного жильца можете вынуть из футляра. Какое предложение получил Петер от Михеля? (живое сердце заменить каменным за сто тысяч гульденов)
2. Выбравшись наружу, калиф произнес, обращаясь к сове: - Спасительница моей жизни и жизни моего друга, в знак вечной признательности за то, что ты сделала для нас, позволь мне…Какое предложение сделал калиф-аист ночной сове?( «... позволь мне быть твоим супругом»)
3. Госпожа Агавци внимательно оглядела Маленького Мука, а затем молвила: -Оставайся у меня в услужении, работать тебе придется мало, а жить будешь хорошо. Какую работу предложили Муку? (ухаживать за кошками)
4. Ну что, мой принц, вдоволь нагляделись в зеркало? – спросил брадобрей, подходя к Калику Носу и насмешливо его разглядывая. -Но у меня есть для вас предложение, крохотный человечек. («…вы должны стоять по утрам у меня перед дверью и зазывать ко мне народ..»)
Номинация иллюстрация
Капитан команды выбирает любую геометрическую фигуру и получает конверт с набором иллюстраций.
Задание: расположить иллюстрации по порядку, вспомнив содержание сказки.
Номинация домашнее задание
Команды инсценируют отрывок из сказки. (Команды заранее договариваются, какую сказку они будут инсценировать)
Подведение итогов. Награждение победителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читательский дневник "Читаем сказки Вильгельма Гауфа"

Отзывы детей прочитанных сказок в стихотворной форме....

Презентация к уроку литературного чтения. Английская народная сказка "Сказка про трех поросят".

Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе  УМК " Начальная школа ХХ I  века"   по теме:  Английская народная сказка " Сказка про трех поросят"...

Воспитательное мероприятие по сказкам В.Гауфа

Воспитательное мероприятие представлено в виде игры-соревнования "Звёздный час"  по сказкам Вильгельма Гауфа. Сказка! Как знакомо нам всем это слово… Сказка! Как знакомо нам всё в этом слове...

Статья:"Вильгельм Гауф"

Его уже в дет­ст­ве на­зы­ва­ли лю­бим­цем бо­гов, так та­лант­лив он был, так не­обы­чай­ны бы­ли его рас­ска­зы, так щед­ро он ими де­лил­ся. Сна­ча­ла вос­тор­жен­ны­ми слу­ша­тель­ни­ца­ми б...

Разработка урока во 2 классе по литературному чтению "Знакомство со сказкой А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"

Разработка урока по знакомству детей с биографией А.С. Пушкина и его сказкой "О рыбаке и рыбке"...

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные": В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".

Конспект урока литературного чтения на тему "Сказки народные и литературные":  В.И. Даль "Девочка Снегурочка" и русская народная сказка "Снегурочка".Ход урокаI....

Вильгельм Гауф «КАРЛИК НОС»

Вильгельм Гауф«КАРЛИК НОС»...