Методический семинар Развитие творческих способностей детей при работе со сказками.
статья по чтению (3 класс)

Бурченкова Любовь Александровна

Среди многих жанров литературы сказка занимает особое место.Дети знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активными действующими героями, которые постоянно решают творческие задачи и побеждают злую силу. При работе над содержанием сказки я использую все известные виды работ, творчески развивающие детей: словесное рисование, выразительное чтение по ролям, инсценировки, творческий пересказ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический семинар

Развитие творческих способностей детей при работе со сказками.

Учитель МБОУ «СОШ» №6 г. Сафоново Смоленской области

Бурченкова Любовь Александровна

Среди многих жанров литературы, сказка занимает особое место. Издавна она считалась не только самым распространённым, но и необычайно любимым жанром всех возрастов. В них дети знакомятся с разнообразными увлекательными сюжетами, богатым поэтическим языком, активно действующими героями, которые постоянно решают трудные задачи и побеждают злую силу.

В работе над сказкой я выделяю такие особенности:

  • Сказку лучше не читать, а рассказывать.
  • Большую по объёму сказку лучше читать комбинированно. Наиболее трудные фрагменты читает учитель.
  • При чтении авторской сказки знакомить детей с писателем.
  • Обращать внимание на специфику сказочной речи: повторы, эпитеты, устойчивые слова и выражения.
  • Систематизировать сказки в соответствии с содержанием.

При работе над содержанием сказки я использую все известные виды работ, творчески развивающие детей: словесное рисование, выразительное чтение по ролям, инсценировки, творческий пересказ. Но за долгие годы работы замечаю, что возникли какие-то стереотипы по отношению к сказочному миру: лиса всегда хитрая, волк злой и коварный, жалко Колобка, но ничего не поделаешь, поделом и пушкинской старухе, не болит сердце от того, что Лиса с Журавлём раздружились.

Поэтому, работая над сказкой, я стала использовать нетрадиционные методы работы, чтобы научить детей мыслить оригинально, непривычно, по- своему не только воспринимать содержание, но и придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, учить сравнивать, сопоставлять, формировать привычку доказывать, что это так, а не иначе, ставить себя на место героя.

Нетрадиционный подход даёт учителю и ученику уяснить, что в сказке хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где герой исправился, добро восторжествовало, зло наказано, но не жестоко и бесчеловечно.

Конструктивная идея-всё можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага- должна стать творческим девизом для ребёнка.

Нетрадиционные методы, которые я использую:

 Игра « Хорошо- плохо». Развести в стороны плохие и хорошие

поступки. Показываю детям своё отношение к герою сказки.

« Мне не очень понравилась женщина, которая жила в бутылке. Угадай, почему?» (англ, сказка) «Мне очень понравились Хрюша и Каркуша. Как вы думаете, почему?» ( В Авдеенко « Маленькая баба Яга»).Р.н. сказка « Лисичка со скалочкой.» « Почему-то в этой сказке мне никто не понравился».

♦♦♦ Кому-то из героев нужно срочно отправить записку, телеграмму, письмо. И вместе с детьми сочиняем. Например: Б. Житков «Храбрый утёнок» Письмо. « Дорогие утята! Мы узнали, что вы боитесь стрекозы, голодаете, не подходите к тарелке с едой. Не бойтесь, маленькие! Она совсем безобидная. И стрекочет она не страшно, просто у неё жёсткие прозрачные крылышки. И ещё она тоже хочет кушать. Подружитесь с ней.» В Гаршин « Лягушка- путешественница». Телеграмма. « Срочно отмени вылет. Это может быть опасно.»Фр. ск .» Красавица и чудовище» Телеграмма. «Дорогая Красавица! Твои сёстры задумали недоброе. Срочно возвращайся»К. Ушинский « Два козлика» Записка. « Дорогие козлики! Будьте сговорчивыми и вежливыми. Не ссорьтесь. Иначе случится беда.»

*♦* Привлечение пословиц и поговорок. Дети сами ищут пословицы и поговорки, приносят на урок. Например: Р. н. сказка « Самое дорогое».

Труд кормит и одевает.

Тяжело тому жить, кто от работы бежит.

Всяк на себя свой хлеб добывает.

Покой воду пьёт, а беспокойство- мёд.

Р. н. сказка « Два Мороза»

Топор лучше шубы греет.

Удалому всё трын- трава.

Дрова сечь- не жалеть плеч.

Д Родари « Машинка для приготовления уроков»

Ум без разума беда.

Ум имей хоть маленький, да свой.

Умный любит учиться, а дурак учить.

Усердие- мать удачи.

Учение- лучшее богатство.

Л. Пантелеев « Две лягушки»

Сноровка и умение в беде спасение.

Не нужен учёный, а нужен смышлёный.

Колотись, бейся, а всё надейся.

Страхов много, а жизнь одна.

  • «Интервью» Взять интервью у одного из героев сказки.

С. Прокофьев «, Сказка о том , как зайцы испугали серого волка»

Взять интервью у Маши о том как она помогла зайцам.

В. Сухомлинский. « Пусть будет Соловей и Жук». Взять интервью у девочки, почему она так решила.

Р. н. сказка « Два Мороза». Взять интервью у Мороза - Синего носа, как же ему не удалось заморозить мужичка?

  • Постановка проблемного вопроса.

Р. н. сказка Пузырь, соломинка и лапоть». Как им переправиться через реку и не погибнуть?

Р.н. сказка « Лиса и Журавль.» Как Лисе и Журавлю подружиться

В. Зотов « За двумя зайцами.» Что делал бы заяц, если бы мамы и папы не оказалось дома.

Ш. Перро. « Мальчик с пальчик» Как сделать так, чтобы дети Людоеда остались живы?

  • « Волшебная палочка» С её помощью вызволяем героев из беды.

Р. н сказка Колобок» Спасаем Колобка с помощью волшебной палочки: превращаем его в невидимку.

Д. Родари « Рыбы»Как вызволить маленькую рыбку из беды?« Разинула рот большая рыба, да и попалась на крючок рыбаку.»

X. К. Андерсен « Ромашка» Как спасти жаворонка? « Превратим железную клетку в ледяную. Лёд растает от солнышка, Жаворонок напьётся воды, напоит Ромашку и полетит на волю петь песни.

Адыг. ск. « Девочка-птичка». Как помочь Туцуку и Куле найти свою мать? Дадим им волшебный клубочек, он и приведёт их к матери.

  • Сочиняйка

Сочини свою сказку.

По началу сказки придумай своё продолжение.

Измени конец сказки.

Такие наши уроки проходят в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Работа со сказкой сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания. Сказка дарит нам чудо. И надо верить в чудеса. И тогда дети поверят нам.

Мы не знаем главного о ребёнке - каковы в действительности его способности, откуда они, как будут развиваться? А я думаю, что если считать всех детей гениальными и общаться с ними , как с гениями человечества?

И на этом добром пути нам помогут сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей

Роль кружковой работы в развитии творческих способностей детей....

Методическое пособие. Развитие творческих способностей детей

Методическое пособие "Развитие творческих способностей детей"  будет полезно для учащихся по специальности учитель музыки, музыкальный руководитель...

Методическая разработка "Развитие творческих способностей детей через метод игры на занятиях кружка "Рукодельница" в системе дополнительного образования детей

В методической разработке дано описание игрового метода обучения детей рукоделию. Рассказано о видах занятий с игровым приёмом, о настольных играх, созданных педагогом для творчесского развития учащих...