Программа внеурочной деятельности "Секреты речи"
методическая разработка по чтению

Малецкая Оксана Владимировна

В программе заложена идея изучения исторических аспектов возникновения речи и зарождения письменности с целью – заинтересовать детей, пробудить интерес к прошлому, привлечь к самостоятельному чтению. Уже в младшем школьном возрасте необходимо привить понимание, что история - это ключ к любой области наук

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sekrety_rechi.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Программа внеурочной деятельности

«Секреты речи. Клуб читателей»

1 класс

 

В программе «Клуба читателей» заложена идея изучения исторических аспектов возникновения речи и зарождения письменности с целью – заинтересовать детей, пробудить интерес к прошлому, привлечь к самостоятельному чтению. Уже в младшем школьном возрасте необходимо привить понимание, что история - это ключ к любой области наук.

Детей младшего школьного возраста характеризуют любознательность, желание увидеть все своими глазами. Им свойственно наглядно - образное мышление, предметное восприятие. Учитывая психологические особенности младшего школьника, вводятся задания, основанные на изобразительной и практической деятельности.

Структура занятия может включать несколько взаимосвязанных по теме, но различных по типу деятельности частей. Например, беседа, диалог  или заучивание стихотворения, игра, рассказ учителя, подготовленный рассказ ученика, изобразительная деятельность. Большое внимание уделяется творческим практическим заданиям, например: составить свою азбуку, оформить книжку - малышку, составить пиктограмму, тавтограмму. Это дает возможность для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при их обучении. Формы, методы и средства, используемые при изучении курса, разнообразны. Экскурсии, беседы, дидактические и развивающие игры, рисование, практические работы – все это позволяет сделать занятие интересным, увлекательным для детей. Тема заседания клуба и вопросы для обсуждения предлагаются детям заранее, для того, чтобы они могли подготовиться, подобрать свои материалы, рассказать о том, что прочитали. Заседания проводятся один раз в неделю в первом полугодии 1 класса. Во втором полугодии проводятся заседания «Литературного клуба», где подробно, более детально, чем на уроках литературного чтения, исследуются  малые жанры фольклора.

Особое значение для выполнения программы имеет организация  учебно-воспитательного процесса как сотрудничества и творческого общения учителя и учащихся, а также учащихся друг с другом. Это обеспечивает возможность обогащать познавательный опыт младших школьников, систематически включать элементы поиска в их учебную деятельность. Сотрудничество учителя и учащихся не только способствует более результативному выполнению прямой цели занятия, но и создает благоприятные условия для познания,  развития особых форм внимания, памяти, воображения и познавательных действий.

п/п

Тема заседания «Клуба читателей»

Вопросы для обсуждения

Изобразительная деятельность

Дата

1

Чему учились древние люди?

Жизнь древних людей.

Охотники и собиратели.

 Рисование на тему

2

Что такое речь?

Язык жестов.

Секрет речи.

Почему речь называют устной?

Схематический рисунок

3

Что мы слышим? Звуки, слова.

Звуки окружающего мира.

Звукоподражательные слова.

Звуки в слове.

Рисунок животного

4

Какую речь приятно слушать?

Громкость речи (тихо-громко.

Темп речи (быстро-медленно).

Тон речи (интонация)

Сюжетные картинки

5

Звуки в слове

«Звук заблудился».

Чистоговорки.

Скороговорки

Рисование иллюстраций к скороговоркам

6

Как возникла письменная речь?

Рисуночное письмо. Пиктограмма.

«Иероглифы»

Клинопись.

Рисунки в тексте

7

Откуда азбука пришла?

Кто придумал буквы?

Кириллица – славянская азбука.

На что похожа буква А?

Конкурс рисунков «На что похожа эта буква?»

8

Азбука – ступенька к мудрости.

Русский алфавит.

Игры с буквами.

Иллюстрирование собственной азбуки

9

Кто придумал печатать книги?

Как учили детей на Руси?

Первый печатный Букварь

Как сохранить речь?

Изготовление и оформление книжки-малышки

10

Экскурсия в библиотеку. Праздник «Посвящение в читатели»

Где хранятся книги.

Профессия библиотекаря.

Как стать читателем?

Конкурс рисунков

 Информационно-методическое обеспечение программы

  1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Барташников А.А., Барташников И. А. Учись мыслить: Игры и тесты для детей 7-10 лет. - Харьков: Фолио,1998.
  3. Волина В.В. Праздник Букваря. - М.: АСТ_ПРЕСС, 1995.
  4. Волина В.В. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Русский язык. - М.: АСТ-ЛТД,1997.
  5. Мали Л.Д. Уроки развития речи в первом классе: поурочное планирование и дидактические материалы. – Тула: Родничок, 2005.

Приложение

Занятие 1.

Тема: Жизнь древних людей.

Цели и задачи: рассказать о том, каким образом учили своих детей древние люди.

- Дорогие ребята! Поднимите руку, кому нравится учиться в школе? Объясните, почему.

- Представьте, что давным-давно не было школ. А как же жили и учились древние люди?

- Древние люди жили в пещерах, у них не было жилища, пищу они добывали сами, бродили по лесам. Позже, когда они научились добывать огонь, стали строить свои первые жилища в виде шалашей, и учили детей оберегать огонь и строить шалаши.

- В далёкие времена мужчины охотились сообща. Женщины занимались сбором ягод, орехов, грибов, то есть занимались собирательством. Попробуем вернуться в те времена и попытаемся стать охотниками и собирателями. Кто может определить – кого из вас мы отнесем к охотникам?

- Группа охотников отправляется на охоту. Вот ваше оружие – дартс. Пожелаем вам удачи. Но прежде, назовите,  на каких животных охотились древние люди миллионы лет назад?

Игра «Дартс».

 Мальчики должны попасть в картинки древних животных. Подведение итогов охоты.

-  Кто же из вас станет собирателями?

Игра «Собери в корзинку».

Девочки «собирают» в корзинки картинки «ягоды», «грибы», «орехи».

- Вот и собраны продукты питания, которые спасали древних  людей от голода. Именно так и жили древние люди. Занимались охотой и собирательством и обучали этому своих детей. Не было тогда ни грамматики, ни математики. Но обучение существовало и в древние времена.

Задание: нарисовать рисунок о том, как жили древние люди.

Занятие 2.

Тема: Что такое речь?

Цели и задачи: рассказать об исторических аспектах возникновения речи, её значении в жизни человека.

- Рассмотрим выставку ваших рисунков о жизни древних людей. Назовите, чьи рисунки более всего отражают жизнь древних людей. Посмотрите на мой рисунок (Человек, убегающий от роя пчёл). Кто его озвучит?

-  Можно ли звуки, которые вы произнесли, назвать речью? Почему?

Всегда ли человек мог говорить?

Древние люди вообще не могли разговаривать. Удивительно, не правда ли? Даже птицы и разные другие существа, едва появившись на свет, умеют «разговаривать» на своем языке. А у человека все по-другому: только что родившийся человек не умеет говорить, каждому ребенку нужно этому учиться.

- Кто же обучал звуковой речи детей, если сами взрослые не умели разговаривать?

- Первобытные люди не умели разговаривать, но потребность в общении была так велика, что им приходилось язык придумывать. Жизнь была голодной и трудной. Люди не могли предупредить друг друга об опасности.

-  Поиграем в игру «День и ночь». Если скажу слово «ночь» - замолчим и подумаем, как древние люди общались, слово «день» - попробуйте без слов предупредить соседа по парте об опасности.

- Легко ли вам было молчать? Почему? Как вы пытались общаться друг с другом?

Без сомнения, древние люди тоже как–то выражали свои чувства: кряхтели, визжали, показывали руками, использовали язык жестов, изображали предметы.

Задание: изобразить динозавра, дерево, камень, цветок, фразу «Старый динозавр спрятался за деревом»

- Какое слово невозможно изобразить? (Старый). Чтобы выразить такое понятие как «старый» (слово-признак), людям пришлось не изображать (показывать), а обозначать (шифровать) звуками. Люди, которые это придумали, открыли величайший секрет речи: обозначать звуками предметы, чувства, действия, признаки. Каждый раз, когда возникало какое-то слово, пещерные люди уславливались, что оно будет означать.

Игра в группах.

Задание: придумать свой  язык и произнести фразу «Птица сидит в гнезде».

-  Как вы думаете, какие слова были самыми первыми? Вспомните, как маленький ребенок учится говорить? Как младенец плачет? Как гулит? Как подражает голосам зверей и птиц?

- Ученые считают, что именно эти слова, которые произносит ребенок, когда учится говорить, и были первыми словами древнего человека.

- Какая часть лица позволила человеку овладеть речью?. Отгадайте загадки, нарисуйте отгадки.

1) Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Рот, глаза, уши)

2) Если не было его, не сказал бы ничего. (Язык)

3) Полон хлевец белых овец. (Рот и зубы)

Раньше вместо слов рот, губы говорили уста. Почему же все, что мы произносим и слышим, называют устной речью?

Занятие 3.

Тема: Что мы слышим?

Цели и задачи: научить различать звуки окружающей действительности и звуки речи, развивать воображение учащихся.

У./ Послушайте звуки (в записи) и скажите, где их можно услышать? (пение птиц, шум прибоя, стрекотание кузнечика, шум мотора)

У./ Звуки мы слышим вокруг нас постоянно. Но мы и сами можем воспроизводить и произносить звуки.

Игра «Воспроизведи звук»

  • Прокричал петух…
  • Заскрипела старая дверь…
  • Заголосили утки…
  • Зазвенел будильник…
  • Засвистел кипящий чайник…

У./ Можно ли назвать словами то, что мы перечислили?

У./ Эти звуки мы не придумали, а услышали и повторили. Наша речь тоже состоит из звуков. Но эти звуки были придуманы в определенном порядке, который мы запоминаем, заучивая слова. У каждого предмета, действия, признака есть слово, свой набор звуков. С помощью этих слов мы и общаемся.

Игра «Кто сказал…?»

У. / Послушайте звуки и нарисуйте того, кто эти звуки произносит?

1. Мяу-мяу..    2. Чик-чирик…

У./ В русском языке есть немало слов, которые своим звучанием передают звуки окружающей действительности. Такие слова называются звукоподражательными.

У./ Прочитаем слова с подобными звуками (чтение с доски)

Барабанит

Скрипит

Булькает

Тикает

Чирикает

Кукует

Крякает

Мурлычет

Фыркает

Шипит

Трещит

Жужжит

У./ Эти звуки становятся помощниками в разгадывании загадок.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь   (В. Фетисов)

Какой звук часто повторяется (Ж-ж-ж-ж).

У./ Послушайте необычное стихотворение. Попробуйте представить, какое существо производит подобные звуки?

Ж

Жжж
         Жжжжжжжж

Жжжжж

Жжжжжжжжжжжж

Бац!

Ж…Ж…

Жжжж

Жжжжжжжжжжжжжжж

Бац! Бац!

Жжжжжж

Бац! Бум! Дзинь!..

Жжжжжж

Топ.

Жжжж

Топ-топ.

Жжжжжжжж

Топ-топ-топ.

Жжжжжжжжжжжжжжжж

Шлёп!

……….

Шмяк.

И стало тихо.  

                                                  (Тим Собакин)

Расскажите, что вы представили? О чем это стихотворение?

Какое название вы бы дали стихотворению?

(Звук (ж) имитирует жужжание назойливой мухи, звукоподражательные слова бац, бум, дзинь, шлеп, шмяк характеризуют действия неуклюжего бегемота, который, пытаясь прихлопнуть муху, разбил посуду).

Занятие 4.

Тема: Какую речь приятно слушать?

Цели и задачи: развивать умение правильно выбирать интонацию речи, выразительно читать.

Учитель включает магнитофон, громко звучит песня. Кто-то из детей просит убавить громкость.

У./ Что произошло?

Д./ Музыка и слова звучат тихо.

У./ Сегодня мы продолжаем говорить о звуках речи. Звуков мы слышим и произносим много. Но произносим мы их по-разному:

* очень тихо, шёпотом                 (тихо-громко)

* тихо

* обычным голосом

* громче, чем обычно

* громко

* очень громко

* кричим

У./ послушайте стихотворение, обратите внимание на громкость чтения.

Тишина

Была

Тишина,

Тишина,

Тишина…

Вдруг

Грохотом

Грома

Смешалась

Она!

И вот уже дождик

Тихонько –

Ты слышишь?

Закрапал.

Закрапал,

Закрапал

По крыше…

Наверно,

Сейчас

Барабанить

Он станет.

Уже

Барабанит!

Уже барабанит!

                                                                                           (А. Шибаев)

У./ Понравилось ли вам стихотворение? Создадим сюжетные картинки. Что нарисуем на первой картинке?

Д./ Ничего. Тишину нарисовать нет возможности.

У./ Что нарисуем на второй картинке? Мы услышали в тишине гром. Можно ли его изобразить рисунком?

У./ Сразу за громом следует …

Д./ Молния!

У./ Что появилось на следующем рисунке?

Д./ Дождик!

У./ Каким он был сначала? Как изобразить «тихий» дождик?

Д./ нарисуем немного капель, дождик крапает.

У./ Что же произошло в конце стихотворения?

Д./ Пошел сильный дождь. Нарисуем много капель.

У./ Послушайте стихотворение еще раз и попробуйте запомнить разницу в интонации и темпе голоса.

У./ А вы любите дождик? Когда дождик доставляет удовольствие?

Д. Когда дождя долго нет.

Д./ Теплый летний дождь.

У./ Когда очень хочется дождя, а его нет, то нужно выйти на улицу и кричать во весь голос закличку:

Дождик, дождик, дождик лей –

Нам с тобою веселей.

Не боимся сырости,

Только лучше вырастем!

Игра «Кто быстрее?»

У./ Что задает темп стихотворению?

Мой веселый,

Звонкий мяч,               (быстро-медленно)

Ты куда

Помчался

Вскачь?

Красный,

Синий,

Голубой,

За тобой!

У./ Прочитайте ещё одно стихотворение. Попробуйте по интонации определить, как к футболу относится мальчик, его тетя, мама и сестра.

Сказала тётя:

- Фи, футбол!

Сказала мама:

- Фу, футбол!

Сестра сказала:

- Ну, футбол!

А я ответил:

- Во, футбол!

У./ Как относится к футболу тётя? С каким тоном она говорит? (с пренебрежением).

У./ Как выразить интонацией отношение к футболу мамы, сестры, мальчика?

Занятие 5.

Тема: Звуки в слове. Чистоговорки. Скороговорки.

Цели и задачи: показать, как важно произносить звуки в слове, исправлять недостатки в произношении звуков.

Фонетическая зарядка.

У./ Как дует ветерок?

Как дрожат от холода?

Как звенит колокольчик?

Как поют комарики?

Как шумит шмель?

Что мы произносили?

Д./ Звуки.

У./ Что они обозначают?

Д./ Ничего.

У./ Действительно, звуки речи, если они не являются словами, ничего не обозначают. Прочитайте загадку и четко произнесите отгадку:

У него два колеса

И седло на раме.

Две педали есть внизу,

Крутят их ногами.

Что вы произнесли?

Д./ Слово велосипед.

У./ Что оно обозначает?

 Д./ Предмет.

Игра «Звук заблудился»

У./  Какой звук заблудился?

1)Закричал охотник: «Ой!

Двери гонятся за мной!»  (двери-звери)

2) Под березами, где тень

Притаился старый день.   (день-пень)

3) У печки с удочкой сижу,

От рыб глаз не отвожу.  (печки-речки)

4) Роет землю старый кот,

Под землею он живет.   (кот-крот)

У./ Вот, что бывает, когда произносишь неправильно звуки в слове. Потренируемся в произношении чистоговорок.

Игра «Доскажи словечко»

Ра-ра-ра - начинается …(игра)

Ро-ро-ро – у нас новое … (ведро)

Ру-ру-ру – продолжаем мы … (игру)

Ре-ре-ре – носим воду мы в …(ведре)

Ро-ро-ро – мусор соберем в ...(ведро)

Ре-ре-ре – метем усердно во …(дворе)

Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два. … (три)

У./ Посмотрите, что нарисовал Буратино. На что это похоже?

Д./ Это иероглифы или ребусы.

У./ Попробуем расшифровать.

 РЕ       ВЕ

ДВО   ТРА    (На дворе трава, на траве дрова)

У./ Что это за предложение?

Д./ Скороговорка. Трудно произносить, проговаривать звуки, быстро проговаривать еще сложнее.

У./ Почему скороговорки трудно произносить быстро?

Д./ Часто повторяется один и тоже звук, слова похожи по звучанию.

У./ Как научиться проговаривать скороговорку. Какие советы вы дали бы тем, кто хочет научиться быстро произносить скороговорку?

Д./ Нарисовать рисунок, чтобы запомнить, о чем идет речь в скороговорке.

Проговорить каждое слово медленно.

Прочитать сначала медленно, потом все быстрее и быстрее.

Тренироваться каждый день.

У./ Проверим ваши полезные советы. Разучим скороговорки.

1)Мед в лесу медведь нашёл!

Мало мёду, много пчел.

2) Шлепают гуськом

Гусята с гусаком.

3) Вёз на горку Саня

За собою сани

Ехал с горки Саня,

А на Сане сани.

У./ Попробуйте сочинить свою скороговорку.

Занятие 6.

Тема: Как возникла письменная речь?

Цели и задачи: рассказать о зарождении письменности, развивать творческое воображение и мышление.

У./ Что интересного вы узнали на прошлых заседаниях клуба? Используя устную речь, расскажите, о чем мы говорили?

У./ Как вы думаете, кода люди научились писать?

У./ Долго человек пользовался только устной речью. Но все, что он говорил, тут же исчезало. След оставался только в мозгу того, кто его услышал. Сказанное слово не оставишь лежать, чтобы кто-нибудь подобрал и снова услышал. Чем больше становилось знаний, тем труднее было удержать в голове.

У./ Где древние люди укрывались от непогоды и холода?

Д./ В пещерах.

У./ Именно там они и обнаружили какие-то линии на стенах. Это были царапины, оставленные медведями и другими зверями. (Вспомните, как кошка точит когти!). Эти царапины навели древних людей на мысль: на ровной поверхности чем-то острым можно нацарапать какой-то рисунок. Так появилось рисуночное письмо, или пиктограмма.

У./ Перед вами письмо! Его нарисовала маленькая девочка Таффи, придуманная сказочником Р. Киплингом. Как вы думаете, что она сообщает в своем письме?

У./ Почему вы читали письмо по-своему?

Д./ Каждый обозначал слова по-разному. Тот, кто писал, имел в виду одно, а кто читал – другое.

У./ Творческое задание: придумать пиктограмму.

«Мальчик увидел белку»

«Девочка рисует цветок»

У./Для чего человек использовал пиктограммы?

Д./ Чтобы оставить сообщение другому человеку.

У./ Рисунки в пиктограммах принимали все более неопределенный вид и превратились в иероглифы. В японском и китайском языках иероглифы обозначают целое слово. Этим иероглифом в наши дни японцы обозначают слово зима.  «Иероглиф» - «священное письмо на камне».

У./ Перед вами текст – загадка. Некоторые слова в нем нарисованы. Прочитайте и ответьте на вопрос в конце текста.

У./ Как вы думаете, сколько же надо было изобрести рисунков, знаков, чтобы обозначить все, что окружает людей?

У./ Как научиться понимать иероглифы?

У./ Приходилось ли вам делать рисунки своим близким вместо письма до того, как вы научились писать? Почему маленькие дети любят рисовать и рассказывать о том, что они нарисовали?

Игра «Путешествие в прошлое»

У./ Представьте, что вы – человек того времени, вам необходимо посчитать, сколько рыб вы поймали. Нарисуйте, что и сколько было поймало на рыбалке. Вы рисуете на бумаге карандашом, а древние люди рисовали на глиняных пластинках, похожих на кирпичики, острым орудием. Но,  рисунки, сделанные на мокром кирпичике, во время высыхания теряли свои формы и становились непонятными для прочтения. Знаки-рисунки, которые раньше были похожи на предметы, превратились в ничего не значащие царапины. Это-то, наверное, и привело счетоводов к любопытному открытию. Они поняли, что вовсе не обязательно делать похожие рисунки. Годится любой значок, лишь бы все условились, что он будет означать. Люди стали вместо рисунков выдавливать на глине прямые линии при помощи орудия с клинообразным концом. Появилась клинопись. Эти знаки совершенно небыли похожи на предметы. Без объяснения никто не мог понять, что они обозначают. Знающий человек мог объяснить и научить разбираться других – так появились ученики и учителя.

Гораздо позднее человек сделал еще одно открытие: оказалось, что слова можно разделить на слоги, а слоги разбить на звуки. Каждый значок обозначить значком – буквой.

Какой звук обозначают буквы: А, З, Б, У, К? Составьте из этих букв слово.

Д./ Азбука.

У./ О том, как люди придумывали буквы, поговорим на следующем заседании клуба.

Занятие 7.

Тема: Откуда азбука пришла?

Цели и задачи: рассказать краткую историю происхождения русской азбуки, о происхождении букв.

У./ Совершим путешествие в прошлое.

Было время, когда люди не умели…  (ни говорить, ни читать, ни писать)

Потом люди договорились обозначать звуками… (предметы, действия, явления)

И появилась … (устная речь)

Позднее людям захотелось сохранить сказанные слова, поделиться какой-то радостью, и они на палочках, скалах, дощечках, бересте стали … (рисовать пиктограммы)

Древние китайцы стали вместо пиктограмм использовать значки, каждый из которых обозначал какое-нибудь…  (слово)

Такие значки называются …  (иероглифы)

Позже древние финикийцы придумали …(буквы)

Каждая буква обозначает один….(звук)

Появилась … (письменная речь)

Древние финикийцы записывали только согласные. Например: «купил 8 горшков масла» можно было записать так: «Кпл 8 гршкв мсл». Древние греки познакомились с таким письмом и добавили в него новые буквы – для обозначения гласных. Так появился первый в мире настоящий алфавит.

У./ Перед вами алфавит. По соседству с буквой А красуется арбуз, с Б – барабан. А придумали сочетать буквы и слова давным-давно. Вы, наверно, удивитесь, но наши самые обыкновенные русские буквы – это тоже картинки, вернее, измененные рисунки разных предметов (картинки):

А – изменившийся рисунок головы быка

Г – угол

Е – вскинувший вверх обе руки человек

М – морская волна

Р – голова лошади

Т – крестик

У./ Как вы думаете, почему именно голова быка обозначала букву А?

У./ Видимо, бык играл в их хозяйстве очень важную роль.  «Алеф», что значит, «бык» был первой буквой. Вторая буква алфавита называлась «бет», что значит «дом». Теперь можно догадаться, почему стройный ряд букв называется алфавитом. (по имени его первых букв).

У./ Из каких первых букв составлено слово азбука? (аз и буки)

У./ Каждая буква в русской азбуке имела свое название:

А – азъ («Я»)

Б – буки (буква)

В – веди («знаю»)

Г – глаголь («говори»)

Появлению русской азбуке мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. Отец мальчиков был греком, а мать славянкой. Она всегда говорила с детьми на славянском языке. Когда братья выросли, Кирилл составил славянский алфавит на основе греческого алфавита. Некоторые буквы он взял из других алфавитов или придумал сам. В честь Кирилла нашу славянскую азбуку называют кириллица.

У./ Что означает слово «буква»? Оно тесно связано с названием дерева «бук». На дощечках из бука рисовались письмена.

(В английском языке тоже есть слово /БУК/ - «книга»!)

У./ Конкурс рисунков «На что похожа эта буква?»

Занятие 8.

Тема: Азбука – ступенька к мудрости.

Цели и задачи: способствовать запоминанию русской азбуки, заинтересовать детей в изучении алфавита

У./ Как вы понимаете пословицу «Азбука – ступенька к мудрости»?

У. /Внимание, викторина!

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Какие буквы в русской азбуке обозначают гласные звуки? (а, о, и, ы, у, э)

- Сколько букв в русской азбуке обозначают согласные звуки? (21)

- Какие буквы в русской азбуке обозначают два звука? (е, ё, ю, я)

- Какая буква при счете идет пятой, пятнадцатой, двадцать третьей?

У./ Кто назовет все буквы алфавита по порядку?

Игра «Паровозик»

У.\ Сейчас мы с вами построим паровозик. Вы должны построиться друг за другом таким образом, чтобы ваши фамилии были расположены  алфавитном порядке. Кто встанет первым?

Д./ Антонова Снежана! Её фамилия начинается на букву А.

У./ Как вы думаете, сколько слов в русском языке?

У./ Слов в русском языке очень много, и каждое по-своему интересно. Чем больше слов знает человек, тем точнее и ярче он выражает свою мысль. «Хромое слово – кривая речь» - говорит русская пословица. Чтобы вы могли понять написанное, чтобы ваша речь была не «кривой», а красивой, надо знать много слов. Где «живут» слова?

Д./ В книгах.

У./ В особых книгах – словарях! Как расположены слова в словаре?

Д./ По алфавиту.

У./ Какая буква стоит на первом месте?

Д./ Буква А.

Игра «Кто быстрее»

Задание: вспомнить слова на букву А и составить лесенку из этих слов.

А                      

А _               (аз)

А _ _            (азу)

А _ _ _         (арфа)

А _ _ _ _       (актер)

А _ _ _ _ _    (азбука)

Игра «Кто внимательный»

У./ Послушайте рассказ и скажите, что в нем вам показалось интересным.

Что нарисовал Никита?

- Нам необходимо нарисовать несколько набросков,- начал Николай Николаевич. – Напоминаю: Наташа нарисует незабудки, Никита нарисует Наташу, Нина нарисует ножницы, Никифор нарисует Нину, Настя нарисует носорога. Нет, наоборот… Наташа нарисует ножницы, Никита нарисует Нину, Нина нарисует Незабудки, Никифор нарисует Настю, Настя нарисует носорога, носорог нарисует…  Нет, носорог, наверное, ничего не нарисует. Настроились? Начали! Надеюсь, никто не напутает?

Но некоторые немного напутали: Наташа нарисовала Никиту, Никита ничего не нарисовал, Нина нарисовала Никифора, Никифор – Наташу с ножницами, а Настя неожиданно нарисовала нечто невообразимое: неудержимо несется неистовый носорог, на нем неустрашимый наездник с незабудками. Наездник неуловимо напоминал …Николая Николаевича!

У./ Что нарисовал Никита, которого нарисовала Настя?

Д./ Ничего.

У./ Что еще интересного вы заметили?

Д./ Все слова в рассказе начинаются на букву Н.

У./ вспомните или придумайте предложения на одну и ту же букву.

Д./ Четыре черненьких чумазых чертенка чертили черными чернилами чертеж.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Вертолет вертел винтами и волновал высокие васильки.

У./ Творческое задание: составить свою азбуку (цветочную, сказочную и др.)

Занятие 9.

Тема:  Кто придумал печатать книги?

Цели и задачи: познакомить с историей возникновения букваря и книгопечатания на Руси, закрепить знания о устной и письменной речи.

У./ По первым буквам картинок прочитайте пословицы.

Грамоте учиться – всегда пригодится

Без букв и грамматики не выучишься математике

У./ Как вы думаете, для кого были придумали эти пословицы? О чем в них говорится?

У./ На Руси в школах учили уму-разуму – чтению, письму, счету. Разных классов, как теперь в старину не знали. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школах были очень строгие. В одном из букварей ребятам дается наказ: «Не шуметь, не глумиться и не дразнить, шапку и одежду снимать, сор вон выносить! Пхания друг друга и бития и резвого бегания да не водворится у вас», но детские шалости порой случались,  и тут шла в ход гроза всех мальчишек и девчонок – розга. В каждой азбуке было стихотворение «Похвала розге». В старину даже говорили ни «когда я учился в школе», а «когда я ходил под розгами». Учиться было очень трудно, человек средних способностей тратил на обучение чтению два года, а только потом учился писать гусиным пером. В «прописях» писали также молитвы, наставления, например: «Мастера не гневи, а себе побоев не чини»

У./ Кто же напечатал первый букварь?

У./ Раньше люди все книги писали рукой. Первые буквари были изданы, как только люди изобрели печатный станок. В России первые книги издал Иван Федоров. Он выпустил и самый первый печатный букварь.

У./ посмотрите, кто издал ваши буквари? Над ними трудились авторы. Художники, работники типографии. А каким же был старинный букварь, напечатанный Иваном Федоровым?

Он вовсе не походил на нынешний. Прошло 400 лет, язык сильно изменился. Тот букварь был написан на старославянском языке, а сейчас на нем печатаются только церковные книги. В старых букварях основное место занимали молитвы и наставления. Послушайте стихотворение «Похвала розге»

У./ Отгадайте загадку.

Не дерево, а  с листочками,

Не рубашка, а сшита.

Не растение, а с корешком.

Не человек, а  рассказывает.  

Д./ Книга!

У./ Покажите листочки у книги. Почему «сшита»? Где у книги «корешок»? О чем может рассказать книга?

Практическая работа.

Изготовление книжки-самоделки.

У./ Попробуем самостоятельно сшить книгу. Как можно оформить титульный лист, или обложку книги? Не забудьте напечатать имя автора книги. Кто придумал название нашим книжкам?

Д./ Речь.

У./ какая бывает речь?

Д./ Устная и письменная.

У./ В древние времена люди придумали, как сохранять и передавать речь – научились писать и печатать книги. А как сохраняется и передается речь в современном мире? Отгадайте загадки и нарисуйте в своих книжках картинки.

1) Поверчу волшебный круг –

 И меня услышит друг.  (телефон)

2) Вот так дом - одно окно,

Каждый день в окне – кино.  (телевизор)

3)В доме – невеличке

Собрались птички.

Вылетая по свету

Разнесут приветы. (почтовый ящик, письма)

4) Музыкант, певец, рассказчик,

А всего – кружок,  да ящик.   (музыкальный центр, диск)

5) Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь в четверо умней.  (книга)

6)Миллион задачек сразу

Мне решит помощник мой.

Он с одним огромным глазом

И с огромной головой.  (компьютер)

У./ Что еще можно напечатать в книжке?

Д./ Пословицы о книге, о слове.

Занятие 10.

Тема: Где живут книги? Экскурсия в библиотеку.

Цели и задачи: познакомить детей с профессией библиотекаря, рассказать о работе школьной библиотеки, произвести запись первоклассников в школьную библиотеку.

У./ Сегодня мы с вами идем в библиотеку.

Библиотекарь рассказывает детям о работе школьной библиотеки, о профессии библиотекаря, показывает, как хранятся книги в библиотеке.

У./ Ребята, кто любит читать? (обращается к библиотекарю) Анна Валентиновна, ребята очень любят читать и хотят узнать, как записаться в библиотеку?

Б./ Для того, чтобы стать читателем, необходимо пройти обряд посвящения, выполнить задания.

Задание 1.

Сказки просят:

А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!

1)Не лежалось на окошке -

Покатился по дорожке

     2)Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?

Очень вкусная вода

В ямке от копытца!..

          3) Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка

Задание 2. Конкурс на лучшего сказителя народных сказок.

Вручаются «медали»: «Лучший рассказчик», «За артистичность», «Знаток русских сказок» и т.д.

Задание 3. (в группах) Составить из слов пословицу «Испокон века книга растит человека» и объяснить  ее смысл.

Итоги конкурса рисунков «Моя любимая книга»

Торжественное вручение читательских абонементов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"...

Программа внеурочной деятельности "Школа развития речи"

В программе пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Развитие речи"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО. Программа кружка рассчитана на 4 года....

Программа внеурочной деятельности "Культура речи"

Программа курса "Культура речи" предназначена для учащихся 1-4 классов, и предусматривает развитие у детей правильной и коммуникативно обусловленной хорошей устной речи....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по « Культуре речи».

Программа рассчитана на учащихся 3 а класса ( 9-10 лет)....

Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс

Внеурочная деятельность "Развитие речи"...