Программа внеурочной деятельности "Развитие речи" 1 класс
материал (1 класс) по теме

Яна Юрьевна Едыкина

Внеурочная деятельность "Развитие речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneu_rech_1_kl.docx25.93 КБ

Предварительный просмотр:

I.Пояснительная записка

Актуальность и перспективность программы

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной образовательной программы начального общего образования. Программа учитывает возрастные и психологические особенности младшего школьника.

Язык – это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть им, то есть обладать речевой культурой. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Целью занятий, проводимых по данной программе, является  повышение уровня языкового развития, формирование коммуникативной компетенции младших школьников в основных видах речевой деятельности: произношении, говорении, чтении и письме, а также начальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства, о языке как основе национального самосознания.
В курсе реализуются следующие задачи:

  • обеспечение правильного усвоения учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников;
  • воспитание познавательного интереса к родному языку;
  • решение проблемы интеллектуального развития младших школьников;
  • способствование более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке;
  • содействие развитию речи детей.

Реализация курса рассчитана на организацию работы учащихся во внеурочное время. Занятия проводятся  по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 33 недели.

Роль курса в формировании универсальных учебных действий, ключевые компетенции.

Данный курс предназначен для учащихся 1 классов, которые только приступили к изучению русского языка. Для реализации развивающих и воспитательных задач при обучении детей активно используется метод игры, который дает возможность формировать учебно-познавательную деятельность учащихся.

умение следовать плану в своём учебном труде

II. Планируемые результаты

 В процессе изучения курса учащиеся

      должны знать:

  1. Понятие слово. Толковый словарь.
  2. Однозначные и многозначные слова.
  3. Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным знаком.
  4. Понятие о тексте. Тема текста.
  5. Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания.

     должны уметь:

  1. Уметь выделить слова- «родственники» среди других слов.
  2. Определить лексическое значение слова по предметным картинкам, контексту.
  3. Редактировать простое предложение.
  4. Интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным , восклицательным знаками )
  5. Пользоваться словами – выражениями приветствия, прощания, извинения , благодарности в собственной речевой практике с учётом конкретной ситуации общения.

III. Содержание тем курса

Речь. Техника и выразительность речи

 Речь и её значение в жизни. Техника речи.

Речь Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска голоса, громкости, темп.

Умение регулировать громкость речи, темп речи, пользоваться дыханием впроцессе речи. Умение выразительно читать небольшой текст по образцу, данному учителем. Знание нескольких скороговорок.

Предложение и словосочетание

   Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным  восклицательным знаком.

Текст

Понятие о тексте. Тема текста. Вычленение опорных  слов в

 в тексте. Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана.

Культура общения

Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова – выражения приветствия, прощания

Условия реализации программы

Кадровое обеспечение. Для успешной реализации программы педагогу необходимо хорошо изучить методику и дополнительную литературу по развитию речи детей младшего школьного возраста. Знать психологию детей младшего школьного возраста, особенности их психического и психологического развития . Знать и владеть педагогическими приемами по обучению детей развитию речи. Педагог тщательно отбирает материал, учитывая возрастные особенности детей.

IV. Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения

Методическое обеспечение программы.

  • Альбомы, иллюстрации, плакаты, открытки, слайды.
  • Методическая литература по развитию речи Т.Н. Соколова “Школа развития речи”.
  • Карточки, сделанные педагогом.
  • Раздаточные материалы.

Технические средства обучения.

  • проектор для показа слайдов, экран
  • компьютер.

Литература:

  1. Соколова Т.Н. Школа развития речи (рабочая тетрадь.)
  2. Линго Т.И., Игры, ребусы. Загадки для младших школьников. Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.
  3. Виноградова О.Н., Дидактический материал по развитию речи в начальных классах, Киев, 1990 г.
  4. Вишневская Е.Е., Развитие речи, М.: Просвещение 1990 г.
  5. Тарабарина Т.Н., Соколова Е.Н.. И учеба и игра: русский язык, Ярославль: Академия холдинг, 2002 г.
  6. Ушаков.Н.Н., Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. М.Просвещение, 1972 г.
  7. Шкатова Л.А., Подумай и ответь. М. М.Просвещение, 1989 г.
  8. Львов М.Р.Школа творческого мышления, М.НТПЦ Дидакт, 2003 г.

Календарно-тематическое  планирование

п/п

Тема занятия

Практика

дата

Речь и ее значение в жизни человека. Техника речи. Речь устная и письменная. Особенности устной речи

Разучивание скороговорок

01.09

Тише, громче. Регулирование  громкости речи, темпа речи

Выразительное чтение стихотворение с правильным интонированием

02.09

Слово. Лексическое значение слова

Игра в слова

03.09

Буквы в слове

Отгадывание анаграмм

04.09

Слова играют в прятки

Разучивание скороговорок

05.09

Определять лексическое  значение слова

Инсценировка  сказки «Звуки и буквы»

01.10

Прямое и переносное значение слова

Разгадывание шарад

02.10

Многозначные слова

Отгадывание анаграмм

03.10

Омонимы

Выразительное чтение стихотворение  

с правильным  интонированием

04.10

Озорные буквы

Игра «Сложи слово»

02.11

Синонимы –слова-друзья

Игра «Найди слово»

03.11

Антонимы

Игра «Наоборот»

04.11

Тематические группы слов

Отгадывание загадок, составление групп слов

01.12

Наш цветной мир

 Отгадай и раскрась.

02.12

Что на что похоже

 Нарисуй или напиши свои сравнения.

03.12

Голоса природы

Давай поиграем! «Кто это?»

04.12

Голоса природы

Игра: «Кто так говорит?»

01.01

Закрепление пройденного

Игра: «Что на что похоже?»

02.01

Загадки

Нарисуй отгадки.

03.01

Придумываем загадки

Определи, где стих. ,а где загадка.

01.02

Культура речи

«Давай поиграем!» разыгрывание сценок.

02.02

Вежливые слова

Составляем словарик.

03.02

Пословицы

Игра: «Составь пословицу»

01.03

Учимся рассуждать

Игра: «Что из чего получается.»

02.03

Учимся рассуждать. Формирование навыка подбора слов

«Найди звук»

03.03

Текст

Игра: «Кто это?»

01.04

Текст. Закрепление

Игра: «Построй лесенку»

02.04

Заглавие текста

Конкурс на лучшее заглавие.

03.04

Тема текста

Игра: «Волшебные превращения»

04.04

Повторение пройденного

Конкурс знатоков.

05.04

Опорные слова

«Угадай сказку!»

01.05

Мы строим текст

Расшифруй сообщение.

02.05

План текста

Игра: «Кто быстрее…?»

03.05


Лист дополнений и изменений

Дата внесения изменений

Характеристика изменений

Реквизиты документа, которым закреплено изменение

Подпись лица, внесшего запись


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная программа внеурочной деятельности 1 класса на 2011 - 2012 учебный год.

Комплексная программа внеурочной деятельности составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО для 1 класса для учащихся малокомплектной школы. Программа реализует социальное, духовно-нравственное, с...

Рабочая программа внеурочная деятельность 2 класс русский язык

Рабочая программа внеурочной деятельности"Занимательный русский язык"2 класс...

Программа внеурочной деятельности 2 класс

Программа внеурочной деятельности, отвечающая требованиям ФГОС...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс

Рабочие программы внеурочной деятельности для 1 класса ФГОС "Эрудит", "Школа развития речи"....

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Занимательная математика"

Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если ур...

Рабочие программы внеурочной деятельности 1 класс Программа ПНШ

Внеурочная деятельность представлена по направлениям: социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное и духовно-нравственное. Представлены рабочие программы и календарно--тематическое планирование ра...