Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение на русском родном языке" 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс)

Тромбач Лариса Григорьевна

Календарно -тематическое планирование  "Литературное чтение на русском родном языке" для 3 класса. В программу включены произведения поэтов и писателей, живших на Волгоградской земле. Знаменитая волгогралская поэтесска Маргарита Агашина - автор стихов песни "Растёт в Волгограде берёзка" и многих других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                          РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ НА РОДНОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ ДЛЯ 3 КЛАССА

НА 2019 – 2020 УЧЕБНЫЙ ГОД.

Пояснительная записка

Нормативно – правовые документы

        Рабочая программа   по предмету литературное чтение на родном языке (русский) для 3 – х классов на 2019-2020 учебный год составлена на основе следующих документов:

•        Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

•        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук) как вида речевой деятельности.

Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов,

словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Воспроизведение прочитанного текста по вопросам учителя и самостоятельно.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство

самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Развитие речи. Первоначальное представление о тексте как речевом произведении. Выделение в тексте предложений. Объединение предложений в текст. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Первоначальное представление о речи с помощью наглядно-образных моделей. Деление речи на смысловые части (предложения) с помощью рисунков и схем. Составление из предложений связного текста, его запись.

Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, по материалам собственных игр, занятий,  наблюдений.

Культура речевого общения. Освоение позитивной модели речевого общения, основанной на доброжелательности, миролюбии и уважении к собеседнику.

Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета

         Курс родной литературы направлен на        развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;товладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

Задачи:

  • развивать у детей способность сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  • учить чувствовать и понимать образный язык, развивать образное мышление;
  • формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое мышление;
  • развивать поэтический слух;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • обогащать чувственный опыт ребёнка;
  • формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения.

Место предмета в учебном плане

Предмет родная литература  изучается в 3 классе начальной школы о,5 часа в неделю, 34 недели, 17 часов.

Особенности организации учебного процесса:

Основная концептуальная идея предмета заключается в том, что литература способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме..

Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие. В процессе восприятия художественного произведения реализуется духовно-нравственное воспитание учащихся. Литературное чтение как вид искусства знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества, способствует воспитанию личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим ценностям. Совершенствуются техника чтения, качество чтения, особенно осмысленность. Чтение художественного произведения рассматривается как процесс воображаемого общения, как диалог ученика с автором произведения и его героями, анализирует их поступки, понимает смысл и значение происходящего. Понимание художественного произведения как искусства слова обеспечено изучением слова как двусторонней единицы, как взаимосвязи значения слова и его звучания на уроках русского языка. Поэтому слово рассматривается как средство создания художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Учащиеся определяют позицию автора и своё отношение к героям и произведению в целом. Отличительной особенностью курса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно – исторической ценности, развивает чувство сопричастности великой духовно – нравственной культуре России.

Планируемые результаты освоения учебного предмета родная литература

Личностные результаты

в результате формирования личностных универсальных учебных действий у ребенка  будут сформированы:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности;

- мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; мотивация обращения к справочной и энциклопедической литературы как источнику получения информации;

- первоначальные представления о нравственных понятиях (поступок, честность, верность слову), отраженных в литературных произведениях;

- умение отвечать на вопросы «Что значит поступать по совести, жить по совести, жить с чистой совестью?»;

- умение самостоятельно понимать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор;

- способность к самооценке своей работы на основе самостоятельно выбранных критериев или образца.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- осознавать роль книги в мировой культуре; рассматривать книгу как нравственную ценность;

- осознавать, что такое тщеславие, гнев, самообладание;

- осознавать нравственный смысл понятий поступок, подвиг.

Метапредметные результаты:

результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:

- самостоятельно формулировать тему и цели урока; систему вопросов, рассматриваемую на уроке;

- составлять план решения вопросов совместно с учителем;

- работать в соответствии с заявленным планом;

- корректировать свою деятельность в соответствии с возможно допущенными ошибками;

- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения задания.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свое действие в соответствие с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной и справочной литературы;

- устанавливать причинно-следственные связи в тексте; пересказывать; создавать собственное высказывание по аналогии;

- проводить сравнение, классификацию по заданным критериям;

- находить необходимые слова в тексте; на основе опорных слов составлять свое высказывание;

- самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; на основе плана рассказывать о героях, событии.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- использовать разные виды чтения: изучающее, просмотровое, ознакомительное – и выбирать вид чтения в соответствии с поставленным заданием;

- находить разные виды информации при помощи текста, иллюстраций, схем, таблиц;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

- пользоваться справочной и энциклопедической литературой.

Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:

- составлять высказывания под руководством учителя в устной и письменной форме;

- владеть монологической и диалогической формой речи;

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

- строить понятные для партнера (собеседника) высказывание;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- работать в паре, группе; планировать работу группы в соответствии с поставленным заданием;

- готовить самостоятельно проекты;

- создавать письменное высказывание.

Предметные результаты:

результатом формирования предметных умений будут являться умения:

осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения; понимать цель чтения;

- использовать простейшие приемы анализа различных видов текста; самостоятельно определять главную мысль произведения на основе выбранной пословицы;

- устанавливать причинно-следственные связи; задавать самостоятельно вопрос по прочитанному или прослушанному произведению;

- самостоятельно делить текст на части; озаглавливать части; пересказывать текст на основе плана подробно, кратко; самостоятельно давать характеристику героям произведения; сравнивать героев одного произведения;

- находить самостоятельно книгу в библиотеке по заданным параметрам; называть выставку книг; классифицировать и группировать книги в соответствии с заданными параметрами.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

составлять рассказы на тему; представлять свои рассказы в группе; оценивать в соответствии с представленными образцами;

- сравнивать произведения разных жанров; группировать их по заданным признакам, определять отличительные особенности;

- сравнивать произведения художественной и научно-познавательной литературы; находить необходимую информацию в научно-познавательном тексте для подготовки сообщения;

- сравнивать произведения живописи и литературы; готовить рассказ о картине на основе выделения объектов картины.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться умения:

- составлять рассказ о книге на основе аннотации и содержания;

- самостоятельно составлять аннотацию;

- самостоятельно заполнять на книгу каталожную карточку;

- пользоваться алфавитным и тематическим каталогом для поиска книги, другой необходимой информации.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- самостоятельно организовывать выставку по заданным параметрам;

- рассказывать о книге; составлять на книгу отзыв.

Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться умения:

- сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности;

- выявлять особенности героя художественного рассказа;

- выявлять особенности юмористического произведения;

- находить в тексте сравнения, олицетворение;

- выявлять развитие настроения в художественном тексте.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- понимать понятия притчи, былины, мифы, литературная сказка;

- отличать виды устного народного творчества; выявлять особенности каждого вида;

- сравнивать пословицы и поговорки разных народов; группировать пословицы и поговорки по темам;

- сравнивать былину  сказочный текст;

- сравнивать поэтический и прозаический тексты былины;

- определять ритм стихотворения.

Результатом формирования предметных умений будут являться умения:

- выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении;

- составлять самостоятельно тексты разных жанров;

- писать отзыв на книгу.

Учащиеся 3-его класса получат возможность:

- делать творческий пересказ; рассказывать от лица разных героев произведений;

- самостоятельно составлять рассказ на основе художественного произведения, репродукций картин художников, серии иллюстраций, личного опыта.

Содержание учебного курса

Речь. Слово Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Выразительность речи. Интонация: сила, темп, тембр, мелодика речи. Монолог и диалог.

Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать текст после самостоятельной подготовки. Слово, его значение. Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет, сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.

Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в заданной речевой ситуации.

Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового словаря, употреблять в тексте научного стиля. Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения словаря. Знакомство с элементами словообразования. Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и  топонимов.

Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую принадлежность.  Тема, микротема, основная мысль текста. Опорные слова. Структура текста. План, виды плана.

Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.

Типы текста. Повествование, описание, рассуждение. Умение составлять описание  предметов и явлений, рассуждение в художественном и научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания.

Связь между предложениями в тексте. Цепная и параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов, единообразие синтаксических конструкций.

Культура общения Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности, извинение. Умение дискутировать, использовать вежливые слова в диалоге с учётом речевой ситуации

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существу работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  • неправильная постановка ударений (более 2);
  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;
  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  • неточности при формулировке основной мысли произведения;
  • нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

  • Правильная постановка логического ударения
  • Соблюдение пауз
  • Правильный выбор темпа
  • Соблюдение нужной интонации
  • Безошибочное чтение

Оценка "5" – выполнены правильно все требования

Оценка "4" – не соблюдены 1–2 требования

Оценка "3"– допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2"– допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

  • Своевременно начинать читать свои слова
  • Подбирать правильную интонацию
  • Читать безошибочно
  • Читать выразительно

Оценка "5" – выполнены все требования

Оценка "4"– допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" – допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2"– допущены ошибки по трем требованиям        

Пересказ

Оценка "5" – пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не    

                         упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на

                         вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4"– допускает 1-2ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка "3"– пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет  

последовательно  передатьсодержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2"– не может передать содержание прочитанного.

                                                                                     Тематический план

№ п\п

Дата

Кол-во часов

Тип урока

Тема занятия

                              Характеристика деятельности

Вид

контроля

Домашнее

задание

План

Факт

Русский язык: прошлое и настоящее

1

1

Урок рефлексии

Творчество М.Агашиной. «Ах вы, ребята, ребята

Работа над выразительностью чтения. Упражнение в чтении вслух, про себя, выразительно. Определение тона и темпа чтения

Текущий

Выучить наизусть отрывок.

2

1

Урок рефлексии

Ю.Коваль. Стеклянный пруд

Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение.

Текущий

Читать выразительно произведение

3

1

Урок рефлексии

Гераскина, Л. Б. Синий цветочек для мамы

Развитие восприятия художественного

произведения.

Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание

Текущий

Пересказать понравившийся отрывок

4

1

Урок рефлексии

Усачёв.А.А. Заниматель-ная география: Азия,Америка, Африка

Развитие восприятия художественного

произведения.

Работа с книгой; усвоение литературных понятий. Нравственное воспитание

Текущий

Выучить наизусть понравившийся отрывок

5

1

Урок рефлексии

Олег Григорьев. Озорные стихи для детей.

Определение  уровня  начитанности учащихся, умения работать с произведением

Текущий

Читать стихотворения О.Григорьева

6

1

Урок рефлексии

Сергей Козлов — Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды

Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст

Текущий

Пересказывать понравившуюся сказку С.Козлова

7

1

Урок рефлексии

Зощенко М.М. “Рассказы для детей из цикла (Лёня и Минька)”

Развитие  навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст

Текущий

 Читать диалог главных героев М.Зощенко

8

1

Урок рефлексии

 Богданов М.Н. “Из жизни русской природы”

Определение  уровня  начитанности учащихся, умения работать с произведением

Текущий

Пересказывать по плану

9

1

Урок рефлексии


Дмитрий Петрович Ознобишин. Волга 

Развитие восприятия художественного

произведения, речевых умений, нравственно-эстетическое воспитание

Текущий

Читать выразительно стихотворение

10

1

Урок рефлексии

Стихи о малой родине.

Мой город Волжский

Ольга Молоканова

Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение.

Текущий

Читать выразительно стихотворение

11

1

Урок рефлексии

«Лес не школа, а всему учит» (Рассказы Н. Сладкова).

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность

Текущий

Краткий пересказ понравившегося произведения

12

1

Урок рефлексии

 Рассказы Е.Чарушина.

Определение  уровня  начитанности учащихся, умения работать с произведением

Текущий

Пересказывать произведение по плану.

13

1

Урок рефлексии

Рассказы о дрессированных животных и о людях, которые их дрессируют..В.Л.Дуров.

Развитие навыков чтения, читательских умений (определять жанр, тему, объяснять заголовок, пересказывать), нравственное воспитание

Текущий

Сделать книжку-малышку.

14

1

Урок открытия нового знания

Стихи В.В.Маяковского для детей.

Работа над выразительностью чтения. Развитие умения слышать тон автора, выразительно читать стихотворение.

Текущий

Выучить любое стихотворение В.Маяковского

15

1

Урок рефлексии

 Стихи русских поэтов – классиков о весне

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, свое отношение к произведению); творческая деятельность

Текущий

Выучить стихотворение о зиме.

16

1

Урок открытия нового знания

 «Лесная газета» В.Бианки.

 

Развитие навыка чтения, умения определять тему, жанр, подробно пересказывать текст

Текущий

Краткий пересказ любимого рассказа.

17

1

Урок общеметодологической направленности

Итоговое занятие КВН.

Определение уровня сформированности

учебной читательской деятельности

Итоговый

Без домашнего задания.

                                                                                                   

Литература для учителя.

  1. Арсирий А.Т., Дмитриева Т.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. – М.: Учпедгиз, 1963
  2. Вартанян Э.А. Из жизни слов. – М.: Детская литература,1960
  3. Вартанян Э.А Рождение слова. – М.: Детская литература, 1970
  4. Вартанян Э.А Путешествие в слово. – М.: Детская литература,1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова. 1 класс, УМК "Перспектива", ФГОС

Календарно-тематическое планирование с рабочей программой  "Литературное чтение" Л.Ф.Климанова,1 класс разработано в соответствии с ФГОС по УМК "Перспектива"...

Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи. 2 класс по С. Ю. Ильиной

Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи для 2 класса коррекционной школы VIII вида по учебнику "Чтение" 2 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образ. учрежд. VIII ...

Календарно тематическое планирование уровок чтения по ОС "Перспектива" 2 класс

Календарно -  тематическое планирование уроков литературного чтения по образовательной системе "Перспектива" 2 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи (6 класс) 8 вид

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи (6 класс) 8 вид на 1 час в неделю....

Календарно-тематическое планирование - литературное чтение. УМК "Школа России". 1 класс.

Календарно-тематическое планирование предмета «Литературное чтение» разработано для 1 класса общеобразовательной школы в соответствии с основными положениями федерального государственного ...

Календарно-тематическое планирование - литературное чтение. УМК "Школа России". 2 класс.

Календарно-тематическое планирование предмета «Литературное чтение» разработано в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального о...

Календарно- тематическое планирование по чтению и развитию речи 9 класс

Календарно- тематическое планирование  по чтению и развитию речи 9 класс...