Методическая копилка «Работа над речью – произносительный уровень»
методическая разработка по чтению

Методическая копилка

«Работа над речью – произносительный уровень»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_kopilka-proiznositelnyy_uroven.docx64.13 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая копилка

«Работа над речью – произносительный уровень»

                                                                   

Произносительный уровень

  1. Работа над техникой речи
  1. Речевое дыхание:

Цель: организовать работу, направленную на тренировку продолжительного выдоха.

  1. «Пилка дров». Дети становятся друг против друга, парами, берутся за руки и имитируют пилку дров: руки на себя - вдох, руки от себя - длинный выдох.
  2. «Погреться на морозе». Дети вдыхают через нос и дуют на "озябшие" руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.
  3.  «Тянуть гласные» Данное упражнение заключается в следующем. Нужно сделать глубокий вдох и на выдохе произносить непрерывно гласные звуки (ааа, ооо, ууу, эээ, иии), как можно дольше. Тренировать дыхание нужно до тех пор, пока не научитесь тянуть каждый гласный по 25 — 30 секунд.
  4. Упражнение: сделав полный вдох, на выдохе произносить:

Па, папа, папапа, папапапа.
Ма, мама ,мамама ,мамамама.
Ва, вава, вавава, вававава.

  1. «Покатай карандаш». Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
  2. «Поймай комара». Руки раздвигаются в стороны — делается вдох; сдвигаются постепенно вперед ладонями друг к другу — делается медленный выдох.
    На расстоянии вытянутых рук находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Учитель говорит учащимся: «Медленно сводите руки, чтобы не спугнуть комара, делая при этом плавный выдох».
  3. «Загнать мяч в ворота».  Положите на стол два, разных по цвету, мяча из цветной бумаги. Обозначьте линию старта, на которой находятся мяч, и финиш, куда должны «прибыть» мячи в процессе марафона. Дуя на мяч по очереди с другим игроком, передвигайте их по направлению к финишной линии. Побеждает тот мяч, который быстрее доберётся до линии финиша.

Цель: организовать работу, направленную на тренировку умения рационально расходовать запас воздуха и своевременно возобновлять запас воздуха во время речи.

  1. «Надуй игрушку». Детям предлагается надуть воздушные шары, набирая воздух через рот и медленно выдыхая его через рот в отверстие.
  2. «Самая». Попытайтесь прочитать на одном выдохе следующую фразу, которая построена на использовании фигуры нагромождения: «Я хочу сообщить Вам о самой удивительной, самой поразительной, самой чудесной, самой замечательной, самой прекрасной, самой потрясающей, самой редкой, самой необычной, самой невероятной, самой неожиданной, самой великой, самой ничтожной, самой обычной, самой блистательной, самой великолепной и наиболее достойной зависти вещи».
  3. «Погасит 3,4,5,6,…10 свечей».
    На одном выдохе “погасите” 3 свечи, разделив ваш выдох на три порции. Теперь представьте, что у вас 5 свечей. Не старайтесь вдохнуть как можно больше воздуха. Пусть объем останется тот же, просто каждая порция воздуха на выдохе станет меньше. С помощью статических и динамических дыхательных упражнений тренируются брюшные мышцы и мышцы диафрагмы. Эти упражнения можно использовать в комплексе утренней зарядки.
  4. Игра соревнование «33 Егорки». Ребенку нужно набрать в легкие как можно больше воздуха и произнести следующее: «Как на горке, на пригорке жили 33 Егорки». После чего начинаем перечислять Егорок: «Раз Егорка, два Егорка и т.д.».

Правила игры: это должно быть быстро, только на одном выдохе, громко и по порядку.

  1. Упражнение: произнесите каждую строфу на одном выдохе:

      Вот дом,

Который построил Джек.

А это пшеница,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

А это весёлая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

Который построил Джек.

Вот кот,

Который пугает и ловит синицу,

Которая часто ворует пшеницу,

Которая в тёмном чулане хранится

В доме,

     Который построил Джек. 

  1. Упражнение: наращивание слов в предложении. Ученику для каждого предложения нужно набирать такое количество воздух, которого хватит на произношение. С каждым разом нужно увеличивать объем вдыхаемой порции воздуха.
    Медведь спит.
    Медведь спит зимой.
    Медведь спит зимой в берлоге.

Медведь спит зимой в берлоге до весны.

  1. Совершенствование дикционных навыков:

Цель: организовать работу, направленную на проведение пластической (артикуляционной) гимнастики, которая нацелена на развитие и укрепление мышц губ, языка, челюсти и рта.

Гимнастика для губ и щек:

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Поднимание только верхней губы, обнажаются только верхние зубы.

Оттягивание вниз нижней губы, обнажаются зубы.

Поочередное поднимание и опускание верхней и нижней губы.

Имитация полоскания зубов.

Нижняя губа под верхними зубами.

Верхняя губа под нижними зубами.

Чередование двух предыдущих упражнений.

Вибрация губ (фырканье лошади).

Надувание обеих щек одновременно.

Надувание щек попеременно.

Втягивание щек в ротовую полость.

Втягивание губ в ротовую полость при раскрытых челюстях.

Гимнастика для языка:

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:

1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.

Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

Гимнастика для челюстей:

Опускание и поднимание нижней челюсти.

Движение нижней челюсти вправо.

Движение нижней челюсти влево.

Попеременное движение нижней челюсти вправо и влево.

Цель: организовать работу, направленную на развитие речевого аппарата, отработку чистоты звуков, четкости произношения и темпа речи.

Работа со скороговорками:

М.Р.Львов предлагает наиболее широкую последовательность работы над скороговорками:

1) медленное, размеренное произнесение скороговорки учителем;

2) осмысление содержательной стороны, сопровождаемое при необходимости наглядным материалом;

3) повторное, с усиленной (яркой, выпуклой) артикуляцией, произнесение скороговорки учителем;

4) обнаружение учащимися повторяющегося звука и хоровое размеренное произнесение;

5) индивидуальное произнесение в соответствии с действительной задачей, предложенными обстоятельствами;

6) анализ выполнения упражнения с точки зрения успешности решения дикционных и интонационных задач.

Примеры скороговорок для работы:

  • Водовоз вез воду из-под водопада.
  • На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора. 
  • Полили ли лилию, видели ли Лидию?
  • Хохлатые хохотушки хохотом хохотали.
  • Три свиристели еле свистели на ели.
  • В сарае у Нюры разные куры:
    Три черных – Чернушки,
    Две пестрых — Пеструшки. 
  • Ходит Люба возле дуба, нам глядеть на Любу любо.
  • Наш Полкан попал в капкан.
  • На горе дубы, под горой грибы.
  • У ежа- ежата, у ужа- ужата.
  • Чем чаще чищу, тем чашка чище.

Цель: организовать работу, направленную на отработку артикуляции гласный и согласных звуков (изолированный или в контексте).

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«На берегу моря»

Представить себя на берегу моря. Закрыть глаза. Слышите как бегает волна: с-с-с. Сыплется песок: с-с-с-с. Ветер песню напевает: с-с-с-с. И песочек рассыпает: с-с-с-с.

 «Комар».

Оборудование: предметная картинка "комар".

(Проводится, если ребенок правильно произносит звук "з").

Ребенок стоит, кисти к плечам, легко покачивается на месте, произнося звук "з". Взрослый произносит рифмовку:

З-з-з - комар летит,

З-з-з - комар звенит.

«Жуки».

Оборудование: предметная картинка "жук".

 (Проводится, если ребенок правильно произносит звук "ж").

Ребенок стоит, руки на поясе, корпус поворачивает вправо-влево, произнося звук "ж". Взрослый произносит рифмовку:

Мы жуки, мы жуки, мы живем у реки,

Мы летаем и жужжим, соблюдаем свой режим.

«Варим кашу»

Оборудование: детские стулья, поставленные в виде круга.

Дети с педагогом договариваются варить кашу и распределяют "роли": молоко, сахар, крупа, соль. На слова:

Раз, два, три,

Горшочек, вари!

("Продукты" поочередно входят в круг - "горшочек").

Каша варится.

(Дети , выпячивая живот и набирая воздуха в грудь делают вдох, опуская грудь и втягивая живот - выдох и произносят: "Ш-Ш-Ш").

Огонь прибавляют.

(Дети произносят:"Ш-Ш-Ш" в убыстренном темпе).

Раз, два,три,

Горшочек, не вари!

 «Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!»

«Регулировщик»

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону.

Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить

«р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

 «Надуй шарик»

И.п.: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

«Шарик лопнул»

хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Можно использовать стихи:

Надуваем быстро шарик,

Он становиться большой.

Шарик лопнул,

Воздух вышел.

Стал он тонкий и худой!

«Каша кипит»

Дети садятся на пол, кладут одну руку на живот, другую на грудь. Втягивая живот, делают вдох, а выпячивая его – делают выдох, произнося при этом звук: «пф-ф-ф-ф».

Повторяют 3-4 раза.

«Сердитый ежик»
Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок.

Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик.

«Погреем ручки» (произносится на выдохе звук х-х-х-х-х)«Проколотый мяч» (произносятся звуки шшшш или ссс)«Комары и комарики» (произносится звук зззз)«Большие и маленькие жуки» (произносится звук жжжж)«Насос» (произносится звук сссс)Педагогу следует контролировать длительность и громкость произношения звуков, плавность перехода от одного звука к другому без добора воздуха между ними. 

«Певец»

Ребёнок тянет гласный звук сначала тихо, постепенно наращивая громкость, а потом на максимальной громкости: а-а-а-а-а-а-а-а-а (грудная клетка при этом не сжимается).

2-ой вариант. Упражнение на ослабление голоса: громко-средне-тихо-шёпот-беззвучная артикуляция.

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается : а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

«Мычалка»

Цель: развивать фонационный (озвученный) выдох.

Дети соревнуются, кто дольше "промычит" на одном выдохе.

Делаются два спокойных вдоха и два спокойных выдоха, а после третьего глубокого вдоха, медленно выдыхая носом, произносить звук "М-М-М".

Упражнение 1. Свободно и легко производя движения губами, произнесите и-э-а-о-у-ы.

Упражнение 2. Читайте следующие пословицы, четко артикулируя гласные звуки.

Кто в Москве не бывал, красоты не видал. Не красна изба углами, а красна пирогами. Без наук — как без рук. Терпенье и труд все перетрут. Ел не ел, а за обедом посидел. Стоит свинка — золотая щетинка. Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей полымя валит. Язык говорит, а голова не ведает. Где шьют, там и порют.

Упражнение 3. Прочтите вслух слова со стечением двух, трех и четырех согласных звуков: вход, вложить, поклажа, турист, карта, клумба, служба, хвост, смахнуть, смекнуть, собрать, плотва, штамп, прыщ, чванливый, взвод, вплавь, вплести, вправить, сдвинуть, искра, раскармливать, холст, взгляд, гротескный, груздь, застлать, мгновение, сгладить, столбняк, сгладить, столбняк, ствол, ястреб, костры, шпроты, всплыть, вскрыть, здравница, схватка, встретить, надсмотрщик, обмундирование, острастка, метростроевец, дуршлаг, странствие, транскрипция.

Упражнение 4: Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди!

Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!

В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

Упражнение 5: Проговорите следующее сочетание звуков

тадита – тадитя

тадито – тадитё

тадиту – тадитю

тадиты – тадити

тадитэ – тадите

датида – датидя

датидо – датидё

датиду – датидю

датиды – датиди

датидэ – датиде

Рла – рля — рлё – рло — рлу — рлю — рлэ — рле — рлы – рли

Мфа – мфя – мфо — мфё – мфу – мфю – мфэ – мфе – мфы – мфи

Дрда – дрдя, дрдо – дрдё, дрду – дрдю, дрдэ – дрде, дрды – дрди

Взва – взра – фстра – встка – фкста

«Настольный теннис»

Представьте себе, что кисть вашей правой руки — ракетка для игры в настольный теннис. Тренируйте удар ракеткой по воображаемому шарику, отбивая его тыльной стороной свободно висящей кисти — ппа!.. ппэ!.. ппо!.. ппу!.. ппы!.. ппи!.. Пусть каждый звук, как мячик, звонким взрывом летит вперед/вверх. Следите за тем, чтобы гласные взрывались на губах, продолжая взрывную согласную, а не заваливались назад. Посылайте звук в разные точки комнаты: вверх, направо, налево, вниз.

Отработав эти сочетания, можно включить на выдохе звук голоса: бба!.. ббэ!.. ббо!.. ббу!.. ббы!.. бби!..

Соедините глухой и звонкий звук в пару — пабба! пэббэ! поббо! пуббу! пыббы! пибби! Удваивайте звонкую согласную, ставя ударение на первом слоге. Подбрасывайте мячики легко, свободно, напряжения.

 

 «Паровоз»

Паровоз медленно разводит пары: шшш… шшш… шшш… Вот он сдвинулся с места: ш-шш-шшш… ш-шш-шшш… Пошел все скорее и скорее: шшш-шшш-ш… шшш-шш-ш… шшшшш-ш… Выдыхайте воздух энергичными толчками.

 

«Косарь»

Наточите бруском косу. Брусок скользит то с одной, то с другой стороны лезвия: ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… ссс-ззз… Коса наточена, можно приниматься за косьбу. Взмах косы, и она звучно режет траву: жжж… жжж… жжж…

«Телеграмма»

Выстукивайте телеграфным ключом текст телеграммы: ла-ла-лал! лэ-лэ-лэл! ло-ло-лол! лу-лу-лул! лы-лы-лыл! ли-ли-лил! Ударение падает на последний слог. Держите ритм.

 

«Капризный мотор»

Попробуйте завести мотор игрушечного автомобиля…. Выдыхаемым воздухом (без звука голоса) вызывайте вибрацию кончика языка, поднятого к верхним зубам: тррр… тррр… трррррр… тррррр… тр… Включите звук голоса (мотор завелся!): дрррррр… дрррррр…

  1. Организация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка

2.1. Предупреждение и устранение отклонений от орфоэпических норм:

Цель: организовать работу, направленную на предупреждение и устранение отрицательного воздействия написания от орфоэпических норм.

1.Упражнение «Кто правильнее?»  учитель спрашивает у детей, как правильнее. Например, [ч’то] или [што]. После чего фиксирует карточку с правильным вариантом на доске.


2. Упражнение «Таблица». Создать с детьми таблицу трудных слов и проводить регулярную работы по механическому заучиванию

3.Упражнение «Посмотри на слово и послушай меня». Учитель показывает слова на карточках озвучивать их, а дети запоминать и повторяют правильное произношение.

4. «Ключница». Учитель предлагает сделать детям картонные карточки длиной 10 и шириной 1,5 см. На них печатными буквами запишите по одному проблемному слову. Лучше, если ребенок под руководством сделает это своей рукой. В левом краю каждой карточки проделайте небольшое отверстие и проденьте в него колечко. Карточки окажутся нанизанными на кольцо, как ключи на брелок. Например, первым окажется слово "конечн[шн]о.

5. Работа с предложениями:

1. Прочитай предложение и подчеркни в нем все слова, которые пишутся не так как произносятся. Сначала читай слово и только затем произноси. Произносить надо так, как они обычно звучат в устной речи.
2. Поработай с каждым из подчеркнутых слов. Произноси их и найди звуки, которые обозначены не соответствующей им буквой. Например, пишется РОМАШКА, а говорится Р[А]МАШКА.
3. Выдели красным цветом те буквы , которые произносятся в слове иначе, чем пишутся. Вот так: РОМАШКА. Если возникнут трудности, попроси кого-нибудь произнести слово медленно и чётко, чтобы было легче сравнивать.
4. Прочитай так каждое подчёркнутое тобой слово в предложении, найди все "хитрые буквы" (те, которые произносятся иначе, чем пишутся) и выдели их в тексте.
5. Прочитай медленно вслух все предложение, произнося слова так, как они звучат в речи. Выделение цветом поможет тебе читать правильно.

Упражнение: подчеркните слова, в которых те произносится как [тэ].

Бутерброд, компьютер, темп, термос, свитер, принтер, текст, тема. 

Упражнение.  Отметьте слова, в которых произносится только [шн]:

Скучно, двоечник, алчный, Кузьминична, отлично, конечно, нарочно, справочный, прожиточный.

Упражнение. Отметьте слово, в котором произносится только [чн]:

Прожиточный, яичница, Ильинична, конечно, конечная, пшеничный, скучный, прачечная.

2.2. Акцентологические нормы:

Цель: организовать работу, направленную на усвоение акцентологических норм.

Акцентологический (произносительный) минимум, разработанный А.А.Бондаренко и М.Л.Каленчук.

1. Общеупотребительные слова с трудным ударением.

алфавит
библиот
ека
водопров
од
г
усеница
децим
етр
диал
ог
догов
ор
докум
ент
звон
ить
катал
ог
кварт
ал
килом
етр

компас
крас
ивее
мусоропров
од
простын
я
св
ёкла
сл
учай
ст
атуя
стол
яр
ср
едства
хоз
яева
цеп
очка
щав
ель 

2. Заимствованные слова.

произносится твёрдо

антенна
бу
терброд
компью
тер
сви
тер
ти
ре
термос 
шо
ссе

произносится мягко

музей
паш
тет
рельс
фа
нера
ши
нель

3. Слова с трудным звукосочетанием.

асфальт
ба
лерина
бул
ьон
ве
лосипед
дире
ктор
же
нщина

йод
комба
йн
коне
чно
ко
ридор
му
жчина
помо
щник

радио
район
скворечник
скучно
трамвай
чт
о 

4. Имена существительные с неподвижным ударением.

– на основе (во всех формах)

кран – кранов
т
орт – тортов
фл
аг – флагов
б
ант – бантов

стержень – стержней
шоф
ёр – шофёров
т
уфля – туфель
ш
арф – шарфом 

– на окончании (за исключением формы именительного падежа единственного числа)

плод – плода
бинт – бинт
а
блин – блин
а
герб – герб
а

гриб – гриба
пруд – пруда
серп – серпа
столяр – столяра

5. Имена существительные с подвижным ударением.

– ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание во множественном числе

директор – директора
д
октор – доктора 
сл
есарь – слесаря

шкаф – шкафы
суп – супы

 – ударение с основы в единственном числе перемещается на окончание в косвенных падежах множественного числа

гусь – гусей
л
ось – лосей
в
олк – волков

вор – воров
к
орень – корней
н
овость – новостей

 – ударение с окончания в единственном числе перемещается на основу в винительном падеже, множественное число не даёт схемы движения ударения

голова – голову,
г
оловы – голов – головам – головами – о головах;

доска – доску,
д
оски – досок – доскам – досками – о досках;

стена – стену,
ст
ены – стен – стенам – стенами – о стенах;

щека – щёку,
щ
ёки – щёк – щекам – щеками – о щеках

6. Форма родительного падежа множественного числа.

валенок
чулок
сапог
ботинок
яблок
дел
мест
пятен
блюдец

полотенец
помидоров
килограммов
мандаринов
апельсинов
шалашей
фонарей
носков Составленный орфоэпический минимум усваивается в течение длительного времени и складывается в определённую систему произносительных навыков под влиянием двух взаимодействующих факторов:

– речевая среда, в которой ребёнок находится в учебной ситуации и вне школы;
– специально организованное овладение нормами культуры речи.

1)Задание. Расставьте ударения в данных словах, пользуясь, при необходимости, словарями-справочниками.

Столяр, статуя, инструмент, квартал, нефтепровод, хвоя, кулинария, ходатайство, изобретение, документ, премировать, звонит, силос, средства, начать, углубить, алфавит, километр, крапива, магазин, процент, случай, хозяева, щавель, приговор, дефис, петля, творог, мышление, компас, рапорт, металлургия, добыча, музыка, арбуз, цыган, ржаветь, молодежь, ненависть, ремень, цемент, шофер, ходатайствовать.

2) Задание. Выписать слова с правильным ударением. При необходимости пользоваться орфоэпическим словарём.

Грубы - грубы, густо - густо; (лента) дорога - дорога; (идут) дружно - дружно; (ребята) дружны - дружны; (трава) зелена - зелена; (горница) светла - светла; (собака) сыта - сыта.

3) Сопоставление омографов типа: кружки - кружки, пропасть - пропасть;

4) Прочитайте. Слова с ударением на первом слоге подчеркните синим, слова с ударением на втором слоге - зеленым, а слова с ударением на третьем слоге подчеркните черным цветом.

Алфавит, щавель, звонит, свекла, километр, комбайнер.

 

Стихотворения на запоминание ударений в словах:

1)Чтобы вдруг не вышел спор,

Заключите договОр.

2) Хороши и вблизи

На окне жалюзИ!

3) Если уважаешь Фёклу,

Посади на грядке свЁклу.

4) На площадке – хоровод:

Чистят мусоропровОд.

5) Чтоб скорей в библиотеке

Отыскать ты книгу смог,

В ней бывает картотека,

Специальный каталОг!

6) Для приземления проси

Пилота выпустить шассИ.

7) Доезжай до поворота:

Вот дворец, вот вход –ворОта.

8) Не налезли шорты –

Часто ели тОрты.

9) А у нашей Марфы

Все в полоску шАрфы.

10) Вот у Коли, например,

Мама – милиционер.

А у Толи и у Веры

Обе мамы – инженЕры.

11)  -Что стоишь, завхоз, зевая?

-Опустела кладовАя.

12) В бухгалтерии аврал:

Завершается квартАл.

13) Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник бАнты.

14) Тот из нас счастливее,

В ком душа красИвее!

15) Тяжела была работа –

В теле всем теперь ломОта.

16) На полке сметана,

На полке творОг.

Хотел кот слизать,

Но достать он не смог.

17) Красит стены нам маляр.

Полки делает – столЯр.

18) Заучив весь алфавИт,

Он имел усталый вид.

19) На курорте Куршавель

Круглый год растет щавЕль.

20) Мама сына баловАла, 
Вместо супа торт давала.

21) Царапинка у лОктя 
От кошачьего кОгтя.

22) Слово «тУфля» я прочту 
С ударением на «ту».

23) У меня хороший друг, 
Проводим вместе мы досУг. 

24) Он звонИт, они звонЯт. 
Очень встретиться хотят.

25) Елкё не было покоя — 
Нравилась котёнку хвОя.

3. Совершенствование интонационных умений.

3.1. Накопление словаря эмоциональных состояний

Цель: организовать работу, направленную на накопление словаря эмоциональных состояний; совершенствование умения распознавать различные эмоции.

  1. «Карточки»

Заранее учителем изготавливается 2 комплекта карточек с рожицами, изображающими различные эмоции и такого же количества карточек с названием эмоций.

«Разбейтесь на две команды. Сейчас я раздам вам набор карточек, на которых нарисованы разные рожицы. Вам в течении 3 минут нужно подобрать к каждой рожице карточку, обозначающую эмоцию, которую она выражает».

Если участники группы достаточно свободно владеют языком эмоций, то можно попросить их самих, без опоры на карточки, подобрать названия к каждой карточке.

  1. «Угадай»

На столе картинкой вниз выкладываются изображения эмоций. Желающие дети по очереди берут любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка - по изображению узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики.

  1.  «Словарь эмоций»

Детям предлагается вести свой словарь эмоций. Куда каждый раз будут вноситься новые слова-эмоции, при этом рядом нужно нарисовать или вырезать из журналов лица людей, выражающие эти эмоции.

  1. Игра «Кого - куда»

Педагог выставляет портреты детей с различными выражениями эмоциональных чувств, состояний. Обучающимся нужно выбрать портреты тех детей, которые подходят к данным ситуациям.
-собирается на праздник;
-поссорился с другом;

-боится идти к врачу;

-друзья не вышли на прогулку;

-кушает невкусную кашу.

  1. Упражнение. Педагог рассказывает небольшой рассказ и просит подобрать пиктограмму, соответствующую настроению девочки.

Примерные рассказы:

  1. У Маши был день рождения. Пришли гости, они принесли Маше много подарков. Маше были весело, она улыбалась.
  2. Маша вышла во двор, взяла санки и стала кататься с горки, ей было очень весело.
  3. Маша потеряла свою любимую игрушку, она расстроилась.
  4. Пришла Маша с прогулки испуганная, она увидела большую лохматую собаку.
  1. «Найди картинку»

Педагог рассказывает рассказы или читает стихи, а дети определяют по тексту эмоциональное состояние героев и поднимают пиктограмму.

Примерные тексты:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

Идет бычок качается,

Вздыхает на ходу:

- Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

Все бело, бело, бело,

Много снегу намело,

Вот веселые деньки,

Все на лыжи и коньки!

Подарил мне папа льва!

Ох, и струсил я сперва!

Я два дня его боялся.

А на третий –

Он сломался.

8. Упражнение «скажи по – другому». Педагог бросает ребенку мяч и просит назвать назвать слово по-другому. Например, грустный – веселый.

Грустный –

Радостный-

Злой –

Веселый –

Сильный –

Храбрый –

Слабый –

Трусливый –

Смелый –

Хороший –

Чистый –

9. «Слова приятели». Детям предлагают выбрать из 3 слов 2 слова- приятеля. Разбирается значение слова приятели.

Грустный, печальный, глубокий.

Храбрый, звонкий, смелый.

Слабый, неловкий, неуклюжий.

Большой, красивый, огромный.

Веселый, радостный, хороший.

Плохой, злой, сердитый.

Трусливый, маленький, пугливый


10. Упражнение «Волшебные часы»

Материал: Картонный круг со стрелкой. По краям круга наклеены пиктограммы разных эмоциональных состояний.
Описание: Ведущий раскручивает стрелку. Все дети проговаривают слова:
Стрелка, стрелка покружись,
И картинка покажись.
Все дети изображают данное настроение мимическими средствами, а ведущий выбирает того ребенка, который по его мнению более точно изобразил это эмоциональное состояние и этот ребенок становится ведущим.

11. Игра «Лото настроений»
Материал
: у детей большие карточки с несколькими изображением людей, животных, птиц, в различных эмоциональных состояниях. У педагога разрезные карточки.
Описание:
 Педагог показывает картинки, называет их, а дети находят, у кого есть такая же картинка и закрывают ее. Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки.

3.2. Создание речевых ситуаций:


Цель: организовать работу, направленную на развитие интонационных умений; способности распознавать и выражать различные эмоции и чувства с помощью речевых ситуаций.

1. «Детский сад» 
Выбираются два участника игры, остальные дети – зрители. Участникам предлагается разыграть следующую ситуацию – за ребенком в детский сад пришли родители. Ребенок выходит к ним с выражением определенного эмоционального состояния. Зрители должны отгадать, какое состояние изображает участник игры, родители должны выяснить, что произошло с их ребенком, а ребенок рассказать причину своего состояния.

2.«Закончи предложения» 
Дети получают лепестки разного цвета с незаконченными предложениями, которые дети должны продолжить.
«Радость для меня это …»
«Я , удивлен когда…»
«Мама восхищается, когда…»
«Друг обиделся, когда…»

3. «Художник» Участникам игры предлагается пять карточек с изображением детей с разными эмоциональными состояниями и чувствами. Нужно выбрать одну карточку и придумать к ней ситуацию, в которой выбранное эмоциональное состояние является основной сюжета.

4. Игра «Что было бы, если бы. »
Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?)
Можно разделить детей на группы по количеству эмоций и каждой группе предложить разыграть ситуацию. Например, одна группа придумывает и разыгрывает ситуацию, герои которой злятся, другая – ситуацию, в которой герои смеются.

5. Игра «Что случилось? »
Педагог прикрепляет к доске смайлики, с различными выражениями эмоциональных состояний, чувств. Участники игры поочередно выбирают любую эмоцию, называют ее и придумывают причину, по которой оно возникло: Например, «Однажды я очень сильно обиделся, потому что мой друг…. »

Упражнение. Произнесите междометие «о» с разной интонацией:

- удивленно;

- радостно;

- испуганно.

Упражнение. Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:

- восторженно;

- спокойно и благожелательно;

- категорическим тоном;

- вопросительно;

- задумчиво;

- скорбно;

- дерзко;

- иронически;

- с сожалением.

Упражнение. Произнесите предложения с заданной интонацией.

Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

С просьбой: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!

Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

Упражнение. Произнесите слова и фразы, выражая голосом разные чувства.

«Открой дверь!» — гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» — с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

«Молодец!» — восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

«Кушать подано!» — ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работаем по ФГОС (в методическую копилку учителю)

Информационная компетентность младших школьников.Выступление на августовской районной конференции....

Методическая копилка по ВПД 2 Организация внеурочной деятельности и общения учащихся. МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

1. Направления, виды и формы внеурочной деятельности2. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности обучающихся по научно-познавательному (общеинтеллектуальному)  направл...

Методическая копилка по МДК 02.02. Основы организации внеурочной работы в области научнопознавательной деятельности

ПК 2.1 Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятияПК 2.2 Проводить внеурочные занятияПК 2.3  Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс...

Методическая копилка к празднику"Посвящение в первоклассники". Раздел :"Воспитательная работа в классе".

Здравствуйте, дорогие ребята, папы и мамы, гости праздника. Вот и наступил долгожданный день. А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим!  Старательные девочки здесь?  Здесь!...

Методическая копилка по теме: Формирование навыков грамотного письма у младших школьников. Работа с безударными гласными.

Данный материал поможет учителю подобрать упражнения при работе по теме "Безударные гласные"....

Методическая копилка "Развитие речи младших школьников"

Методическая копилка заданий для развития речи учащихся 1-4 класса содержит задания по работе над звуком, словом, словосочетанием и предложением, упражнения по работе над связной речью младших шк...

Методическая копилка "Работа с родителями в начальной школе".

В методических рекомендациях предложены конкретные методики, направленные на совместную работу учителей с родителями начальных классов для выявления уровней личностных качеств младших школьников...