Д.Хармс "Игра" (план-конспект урока литературного чтения, 2 класс.)
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Тема: Д.Хармс «Игра».
Цели: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие спocобности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника; подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование: презентация, выставка детских журналов, портрет Д. Хармса, книги; карточки (для речевой разминки, с названиями литературных жанров); диск «Электронное приложение к уроку» (аудиозапись стихотворения Д.Хармса «Игра»).Ход урока
- Организационный момент.
1). Приветствие (кивком головы).
-Ребята, давайте поприветствуем нашего гостя, поприветствуем партнёров по плечу, партнёров по лицу.
2). Создание психологической обстановки.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг- другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
2. Минутка чтения.
- По моему сигналу вы начнёте читать вполголоса- 1 минуту. По сигналу «Стоп!», остановитесь, сделаете в книжке отметину карандашом. Приготовились, начали! (60 секунд). (Читают).
- А сейчас начните читать то же, за это же время. И мы посмотрим, прочитаете ли вы больше при повторном чтении? Приготовились, начали! (60 секунд). (Читают).
(Проверка).
- Кто прочитал больше слов при повторном чтении покажите знак «Ок!».
2.Речевая разминка.
1.Работа с прямыми слогами.
Работа в группах. (Даю время каждой группе на подготовку- 60 секунд, затем каждая группа хором проговаривает речевую разминку.)
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
3. Сообщение темы, целей.
– Вы, ребята, знаете, что кроме книг для детей издаются и разнообразные детские журналы. Какие журналы вы видели, читали?
– Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами.
(Знакомство с выставкой журналов.Учитель показывает детям журналы.)
-А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. Одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж» был Даниил Хармс. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя. Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе.
4. Знакомство с Д.Хармсом.
А) Рассказ о Д.Хармсе подготовленных учащихся.
Б) Показ презентации. Знакомство с биографией писателя.
(Читает учитель.)
- Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина, бывшего политзаключенного, отсидевшего в тюрьме и отбывшего ссылку на Сахалине. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках. Чармс- впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки. Показывал детям фокусы.
В середине 20-х годов прошлого века Д.Хармс и его друзья – Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий- объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали и выдумывали. Во взрослой поэзии это было трудно. Их не понимали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.
5. Работа над стихотворением..
Обучающая структура «Конэрс».
- А сейчас послушайте внимательно его произведение и подумайте к какому литературному жанру вы его отнесёте?
А) словарная работа;
Б) слушание аудиозаписи стихотворения. (СД-диск «Электронное приложение.)
- Встаньте возле выбранного вами карточки с названием жанра. (выбор карточки)
Сказка |
Пословица |
Рассказ |
Стихотворение |
Басня |
Загадка |
Скороговорка |
- Почему вы так решили? Обсудите в группе. (30 секунд.)
- Ответит тот участник, который живёт ближе к школе. ( либо Далер, либо Айзат.)
- Садитесь, Спасибо!
В) Физминутка.
( После учитель предлагает детям поиграть).
–Давайте поиграем. А поможет нам в этом стихотворение Д. Хармса «Игра».
Учитель читает стихотворение, а учащиеся выполняют все те движения, которые описываются.
– Понравилась вам «Игра»? Чем?
6. Игры со словами.
- Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.)
- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.
- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы.
- На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать.
Та-та-та-та –
В нашем доме три …(кота)
Ты-ты-ты-ты –
У них рыжие… (хвосты)
То-то-то-то –
Почитай стихи ...(Барто)
Ту-ту-ту-ту –
Ты любимому…(коту)
Пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь: («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: («близко»).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: («пол»).
Скажу я слово «потерял»,
А скажешь ты: («нашел»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты: («храбрец»).
Теперь «начала» я скажу.
Ну, отвечай: («конец»).
- Доскажите строчку. Будьте внимательны!
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только…(мальчики).
Коньком на льду чертили стрелочки,
В хоккей играли только … (девочки).
7. Итог урока.
Обучающая структура «Сималтиниус Раунд Тэйбл».
- Мы познакомились со стихами Хармса. Как вы думаете, какой должен быть писатель, который написал такие необычные стихи? Один человек от группы будет корреспондентом, который возьмёт интервью у других ребят. Решите в группе кто это будет, составьте вопросы вместе. (Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?) (60 секунд.) (Отвечает выбранный группой ученик.)
-С каким писателем мы познакомились на уроке?
-Как называлось его произведение?
-К какому жанру оно относится?
8.Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
Оцените свою работу. На какую лесенку вы себя поставите?
(На доске «Лесенка».)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.cheniya_s_elem._struk.sing_.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Д.Хармс «Игра».
Цели: продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие спocобности; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника; подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование: презентация, выставка детских журналов, портрет Д. Хармса, книги; карточки (для речевой разминки, с названиями литературных жанров); диск «Электронное приложение к уроку» (аудиозапись стихотворения Д.Хармса «Игра»).
Ход урока
- Организационный момент.
1). Приветствие (кивком головы).
-Ребята, давайте поприветствуем нашего гостя, поприветствуем партнёров по плечу, партнёров по лицу.
2). Создание психологической обстановки.
- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг- другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.
2. Минутка чтения.
- По моему сигналу вы начнёте читать вполголоса- 1 минуту. По сигналу «Стоп!», остановитесь, сделаете в книжке отметину карандашом. Приготовились, начали! (60 секунд). (Читают).
- А сейчас начните читать то же, за это же время. И мы посмотрим, прочитаете ли вы больше при повторном чтении? Приготовились, начали! (60 секунд). (Читают).
(Проверка).
- Кто прочитал больше слов при повторном чтении покажите знак «Ок!».
2.Речевая разминка.
1.Работа с прямыми слогами.
Работа в группах. (Даю время каждой группе на подготовку- 60 секунд, затем каждая группа хором проговаривает речевую разминку.)
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
3. Сообщение темы, целей.
– Вы, ребята, знаете, что кроме книг для детей издаются и разнообразные детские журналы. Какие журналы вы видели, читали?
– Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами.
(Знакомство с выставкой журналов.Учитель показывает детям журналы.)
-А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. Одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж» был Даниил Хармс. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством этого писателя. Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе.
4. Знакомство с Д.Хармсом.
А) Рассказ о Д.Хармсе подготовленных учащихся.
Б) Показ презентации. Знакомство с биографией писателя.
(Читает учитель.)
- Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина, бывшего политзаключенного, отсидевшего в тюрьме и отбывшего ссылку на Сахалине. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках. Чармс- впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки. Показывал детям фокусы.
В середине 20-х годов прошлого века Д.Хармс и его друзья – Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий- объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали и выдумывали. Во взрослой поэзии это было трудно. Их не понимали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.
5. Работа над стихотворением..
Обучающая структура «Конэрс».
- А сейчас послушайте внимательно его произведение и подумайте к какому литературному жанру вы его отнесёте?
А) словарная работа;
Б) слушание аудиозаписи стихотворения. (СД-диск «Электронное приложение.)
- Встаньте возле выбранного вами карточки с названием жанра. (выбор карточки)
СКАЗКА |
ПОСЛОВИЦА |
РАССКАЗ |
СТИХОТВОРЕНИЕ |
БАСНЯ |
ЗАГАДКА |
СКОРОГОВОРКА |
- Почему вы так решили? Обсудите в группе. (30 секунд.)
- Ответит тот участник, который живёт ближе к школе. ( либо Далер, либо Айзат.)
- Садитесь, Спасибо!
В) Физминутка.
( После учитель предлагает детям поиграть).
–Давайте поиграем. А поможет нам в этом стихотворение Д. Хармса «Игра».
Учитель читает стихотворение, а учащиеся выполняют все те движения, которые описываются.
– Понравилась вам «Игра»? Чем?
6. Игры со словами.
- Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.)
- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.
- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы.
- На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать.
Та-та-та-та –
В нашем доме три …(кота)
Ты-ты-ты-ты –
У них рыжие… (хвосты)
То-то-то-то –
Почитай стихи ...(Барто)
Ту-ту-ту-ту –
Ты любимому…(коту)
Пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко»
А ты ответишь: («низко»).
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь: («близко»).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь: («пол»).
Скажу я слово «потерял»,
А скажешь ты: («нашел»).
Скажу тебе я слово «трус»,
Ответишь ты: («храбрец»).
Теперь «начала» я скажу.
Ну, отвечай: («конец»).
- Доскажите строчку. Будьте внимательны!
Весной венки из одуванчиков
Плетут, конечно, только…(мальчики).
Коньком на льду чертили стрелочки,
В хоккей играли только … (девочки).
7. Итог урока.
Обучающая структура «Сималтиниус Раунд Тэйбл».
- Мы познакомились со стихами Хармса. Как вы думаете, какой должен быть писатель, который написал такие необычные стихи? Один человек от группы будет корреспондентом, который возьмёт интервью у других ребят. Решите в группе кто это будет, составьте вопросы вместе. (Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?) (60 секунд.) (Отвечает выбранный группой ученик.)
-С каким писателем мы познакомились на уроке?
-Как называлось его произведение?
-К какому жанру оно относится?
8.Рефлексия.
- Что вам больше всего понравилось на уроке?
Оцените свою работу. На какую лесенку вы себя поставите?
(На доске «Лесенка».)
Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?
Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?
Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).
Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)
Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель: Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин «Золотой луг» (2 класс) М.Пришвин «Моя ...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"
Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....