Д.Хармс "Игра" (план-конспект урока литературного чтения, 2 класс.)
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Тема: Д.Хармс «Игра».

Цели: продолжить формирование у  учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие  спocобности;  прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.

 Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника; подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную инфор­мацию по заданной теме.

Оборудование:  презентация, выставка детских журналов, портрет Д. Хармса, книги; карточки (для речевой разминки, с названиями литературных жанров); диск «Электронное приложение к уроку» (аудиозапись стихотворения Д.Хармса «Игра»).Ход урока

  1. Организационный момент.

1). Приветствие (кивком головы).

-Ребята, давайте поприветствуем нашего гостя, поприветствуем партнёров по плечу, партнёров по лицу.

2). Создание психологической обстановки.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг- другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

       2. Минутка чтения.

- По моему сигналу вы начнёте читать вполголоса- 1 минуту. По сигналу «Стоп!», остановитесь, сделаете в книжке отметину карандашом. Приготовились, начали!  (60 секунд).      (Читают).

- А сейчас начните читать то же, за это же время. И мы посмотрим, прочитаете ли вы больше при повторном чтении? Приготовились, начали!  (60 секунд).      (Читают).

(Проверка).

- Кто прочитал больше слов при повторном чтении покажите знак «Ок!».

2.Речевая разминка.

1.Работа с прямыми слогами.

Работа в группах. (Даю время каждой группе на подготовку- 60 секунд, затем каждая группа хором проговаривает речевую разминку.)
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су: боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы: жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се: кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю: мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла: отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу: обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы: (сели слева от скалы).
Ло-ло-ло: в лодке есть весло (всадник сел в седло).

 Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

3. Сообщение темы, целей.
– Вы, ребята, знаете, что кроме книг для детей издаются и разнообразные детские журналы. Какие журналы вы видели, читали?

– Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами.
(Знакомство с выставкой журналов.Учитель показывает детям журналы.)

-А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. Одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж»  был Даниил Хармс. Сегодня мы с вами  познакомимся с творчеством этого писателя. Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе.

4. Знакомство с Д.Хармсом.

А) Рассказ о Д.Хармсе подготовленных учащихся.

Б) Показ презентации. Знакомство с биографией писателя.
(Читает учитель.)

- Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина, бывшего политзаключенного, отсидевшего в тюрьме и отбывшего ссылку на Сахалине.  Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.   Чармс- впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки. Показывал детям фокусы.

   В середине 20-х годов прошлого века Д.Хармс и его друзья – Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий- объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали и выдумывали. Во взрослой поэзии это было трудно. Их не понимали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.

 5. Работа над стихотворением..

Обучающая структура «Конэрс».

 

- А сейчас послушайте внимательно его произведение и подумайте к какому литературному жанру вы его отнесёте?

А) словарная работа;

Б) слушание аудиозаписи стихотворения. (СД-диск «Электронное приложение.)
- Встаньте возле выбранного вами карточки с названием жанра. (выбор карточки)

Сказка

Пословица

Рассказ

Стихотворение

Басня

Загадка

Скороговорка

- Почему вы так решили? Обсудите в группе. (30 секунд.)

- Ответит тот участник, который живёт ближе к школе. ( либо Далер, либо Айзат.)

- Садитесь, Спасибо!

В) Физминутка.

( После учитель предлагает детям поиграть). 
–Давайте поиграем. А поможет нам в этом стихотворение Д. Хармса «Игра».
Учитель читает стихотворение, а учащиеся выполняют все те движения, которые описываются.
– Понравилась вам «Игра»? Чем?

6. Игры со словами.

- Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.)

- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.

- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы.

- На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать.

Та-та-та-та –

В нашем доме три …(кота)

Ты-ты-ты-ты –

У них рыжие… (хвосты)

То-то-то-то –

Почитай стихи ...(Барто)

Ту-ту-ту-ту –

Ты любимому…(коту)

Пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»

А ты ответишь: («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

А скажешь ты: («нашел»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты: («храбрец»).

Теперь «начала» я скажу.

Ну, отвечай: («конец»).

- Доскажите строчку. Будьте внимательны!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…(мальчики).

Коньком на льду чертили стрелочки,

В хоккей играли только … (девочки).

7. Итог урока.

Обучающая структура «Сималтиниус Раунд Тэйбл».

 - Мы познакомились со стихами Хармса. Как вы думаете, какой должен быть писатель, который написал такие необычные стихи? Один человек от группы будет корреспондентом, который возьмёт интервью у других ребят. Решите в группе кто это будет, составьте вопросы вместе. (Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?) (60 секунд.) (Отвечает выбранный группой ученик.)

-С каким писателем мы познакомились на уроке?

-Как называлось его произведение?

-К какому жанру оно относится?

8.Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оцените свою работу. На какую лесенку вы себя поставите?

(На доске «Лесенка».)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_lit.cheniya_s_elem._struk.sing_.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Д.Хармс «Игра».

Цели: продолжить формирование у  учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; развивать у них творческие  спocобности;  прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы.

 Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе исследовательского характера, слушать собеседника; подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование:  презентация, выставка детских журналов, портрет Д. Хармса, книги; карточки (для речевой разминки, с названиями литературных жанров); диск «Электронное приложение к уроку» (аудиозапись стихотворения Д.Хармса «Игра»).

Ход урока

  1. Организационный момент.

1). Приветствие (кивком головы).

-Ребята, давайте поприветствуем нашего гостя, поприветствуем партнёров по плечу, партнёров по лицу.

2). Создание психологической обстановки.

- Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг- другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

       2. Минутка чтения.

- По моему сигналу вы начнёте читать вполголоса- 1 минуту. По сигналу «Стоп!», остановитесь, сделаете в книжке отметину карандашом. Приготовились, начали!  (60 секунд).      (Читают).

- А сейчас начните читать то же, за это же время. И мы посмотрим, прочитаете ли вы больше при повторном чтении? Приготовились, начали!  (60 секунд).      (Читают).

(Проверка).

- Кто прочитал больше слов при повторном чтении покажите знак «Ок!».

2.Речевая разминка.

1.Работа с прямыми слогами.

Работа в группах. (Даю время каждой группе на подготовку- 60 секунд, затем каждая группа хором проговаривает речевую разминку.)
Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су:
боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы:
жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се:
кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле
: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю:
мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла:
отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу:
обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы:
(сели слева от скалы).
Ло-ло-ло:
в лодке есть весло (всадник сел в седло).

 Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли:
в синем море корабли (сели на мели).

3. Сообщение темы, целей.
– Вы, ребята, знаете, что кроме книг для детей издаются и разнообразные детские журналы. Какие журналы вы видели, читали?

– Когда ваши родители были детьми, они читали детские журналы «Веселые картинки» и «Мурзилка». Эти журналы выходят и сейчас, с интересными стихами, загадками, головоломками, сказками, рассказами.
(Знакомство с выставкой журналов.Учитель показывает детям журналы.)

-А вот когда малышами были ваши прабабушки и прадедушки, журналы тоже издавались, но назывались они так: «Еж» и «Чиж». Сейчас вряд ли можно найти эти журналы, но некоторые произведения, которые печатались в них, мы прочесть сможем. Одним из авторов, который печатался в журналах «Еж» и «Чиж»  был Даниил Хармс. Сегодня мы с вами  познакомимся с творчеством этого писателя. Слушайте внимательно, в ходе урока я проверю то, что вы запомнили о Данииле Ивановиче Хармсе.

4. Знакомство с Д.Хармсом.

А) Рассказ о Д.Хармсе подготовленных учащихся.

Б) Показ презентации. Знакомство с биографией писателя.
(Читает учитель.)

- Даниил Иванович Ювачев родился в 1905 году, в Петербурге, в семье дворянина, бывшего политзаключенного, отсидевшего в тюрьме и отбывшего ссылку на Сахалине.  Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски. Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.   Чармс- впервые подписался он под шуточным стихотворением в 1922 году. Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки. Показывал детям фокусы.

   В середине 20-х годов прошлого века Д.Хармс и его друзья – Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий- объединились в литературно-поэтическую группу. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, экспериментировали и выдумывали. Во взрослой поэзии это было трудно. Их не понимали. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Ёж» самыми популярными в те годы.

 5. Работа над стихотворением..

Обучающая структура «Конэрс».

- А сейчас послушайте внимательно его произведение и подумайте к какому литературному жанру вы его отнесёте?

А) словарная работа;

Б) слушание аудиозаписи стихотворения. (СД-диск «Электронное приложение.)
- Встаньте возле выбранного вами карточки с названием жанра. (выбор карточки)

СКАЗКА

ПОСЛОВИЦА

РАССКАЗ

СТИХОТВОРЕНИЕ

БАСНЯ

ЗАГАДКА

СКОРОГОВОРКА

- Почему вы так решили? Обсудите в группе. (30 секунд.)

- Ответит тот участник, который живёт ближе к школе. ( либо Далер, либо Айзат.)

- Садитесь, Спасибо!

В) Физминутка.

( После учитель предлагает детям поиграть). 
–Давайте поиграем. А поможет нам в этом стихотворение Д. Хармса «Игра».
Учитель читает стихотворение, а учащиеся выполняют все те движения, которые описываются.
– Понравилась вам «Игра»? Чем?

6. Игры со словами.

- Помните ли вы, что такое рифма? (Созвучие слов в конце стихотворных слов.)

- Сейчас нам понадобится ваше умение подбирать рифмы. Д.Хармс писал стихи-загадки с неоконченными строчками. Недоговоренностью в стихах поэт высказывает надежду, что его будут читать догадливые, умные дети.

- Вы уже поняли, что Даниил Хармс и его друзья по литературному объединению любили играть со словами. Поиграем и мы.

- На слайде презентации будут показаны строки, но у них не будет конца, вы должны его отгадать.

Та-та-та-та –

В нашем доме три …(кота)

Ты-ты-ты-ты –

У них рыжие… (хвосты)

То-то-то-то –

Почитай стихи ...(Барто)

Ту-ту-ту-ту –

Ты любимому…(коту)

Пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «высоко»

А ты ответишь: («низко»).

Скажу я слово «далеко»,

А ты ответишь: («близко»).

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: («пол»).

Скажу я слово «потерял»,

А скажешь ты: («нашел»).

Скажу тебе я слово «трус»,

Ответишь ты: («храбрец»).

Теперь «начала» я скажу.

Ну, отвечай: («конец»).

- Доскажите строчку. Будьте внимательны!

Весной венки из одуванчиков

Плетут, конечно, только…(мальчики).

Коньком на льду чертили стрелочки,

В хоккей играли только … (девочки).

7. Итог урока.  

Обучающая структура «Сималтиниус Раунд Тэйбл».

 - Мы познакомились со стихами Хармса. Как вы думаете, какой должен быть писатель, который написал такие необычные стихи? Один человек от группы будет корреспондентом, который возьмёт интервью у других ребят. Решите в группе кто это будет, составьте вопросы вместе. (Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?) (60 секунд.) (Отвечает выбранный группой ученик.)

-С каким писателем мы познакомились на уроке?

-Как называлось его произведение?

-К какому жанру оно относится?

8.Рефлексия.

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Оцените свою работу. На какую лесенку вы себя поставите?

(На доске «Лесенка».)

Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?

Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?

Какой Хармс по характеру? Как он выглядит? Какая у него была жизнь? Чем любил заниматься? - Что запомнили о писателе?

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су:
боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы:
жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се:
кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле
: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю:
мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла:
отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу:
обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы:
(сели слева от скалы).
Ло-ло-ло:
в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли:
в синем море корабли (сели на мели).  

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су:
боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы:
жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се:
кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле
: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю:
мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла:
отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу:
обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы:
(сели слева от скалы).
Ло-ло-ло:
в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).

 Ли-ли-ли: в синем море корабли (сели на мели).

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су:
боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы:
жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се:
кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле
: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю:
мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла:
отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу:
обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы:
(сели слева от скалы).
Ло-ло-ло:
в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли:
в синем море корабли (сели на мели).  

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су:
боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы:
жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се:
кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле
: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю:
мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла:
отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу:
обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы:
(сели слева от скалы).
Ло-ло-ло:
в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли:
в синем море корабли (сели на мели).  

Са-са-са: на столе оса (в клетке спит лиса).
Су-су-су:
боимся мы осу (смотрим на лису).
Сы-сы-сы:
жало у осы (хвост пушистый у лисы).
Се-се-се:
кисель дадим осе (знаем сказку о лисе).
Ле-ле-ле
: гнезда на скале (казак сидит в седле).
Лю-лю-лю:
мамочку люблю (соломку постелю).
Ла-ла-ла:
отвесная скала (маму ждут дела).
Лу-лу-лу:
обойдем скалу (мусор на полу).
Лы-лы-лы:
(сели слева от скалы).
Ло-ло-ло:
в лодке есть весло (всадник сел в седло).

Ля-ля-ля: мачта корабля (в книге есть поля).
Ли-ли-ли:
в синем море корабли (сели на мели).  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...