Главные вкладки

    Открытый урок по чтению "Весенние воды. Ф.Тютчев" 4 класс школа 8 вида
    план-конспект урока по чтению (4 класс)

    Конспект урока "Весенние воды. Ф.Тютчев"в форме творческой мастерской по чтению для 4 класса  школы 8 вида

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytyy_urok_ptitsina.docx26.59 КБ
    Файл karachentsev_-_vesennie_vody.pptx968.45 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок:    Чтение и развитие речи

    Класс:  4 Б

    Тема урока. Ф. И. Тютчев. Весенние воды.

    Дата: 08.04.2019г

    Цель: формировать и развивать исследовательские навыки учащихся через работу с поэтическим текстом.

    Задачи: - знакомство обучающихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды»;

    - обучение анализу стихотворного  произведения;

    -  развитие  активного  словаря, образного и логического мышления.

    - воспитание любви к природе и русской поэзии.

    Планируемые результаты:

    1. Поиск информации заданной в тексте.
    2. Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
    3. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
    4. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.
    5. Монологические высказывания по предложенной теме и заданным вопросам.

    Оборудование: мультимедийная презентация; таблица «картинный план и партитура чувств»; информационный лист «Выразительные средства языка»; муз.запись романса Д. Хворостовского «Весенние воды», «Веснянка»; репродукция картины П. Караченцева «Весенние воды»; карточки с распределением ролей и советами для работы в группе, выставка книг со стихами о весне, рисунки детей к прочитанным произведениям.

    Структура урока:

    -Организационный момент,

    -проверка домашнего задания,

    -введение в тему урока,

    -целеполагание урока,

    -погружение в тему урока,

    -рефлексия,

    - домашнее задание.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Учитель: Улыбнитесь друг другу. Именно такое настроение нам понадобится сегодня на уроке. Ребята, какое время года у нас сейчас за окном? На столах у вас целая поляна с весенними первоцветами, прочитайте названия этих цветов: здесь есть подснежники, пролески, весенники, мать-и-мачеха, медуница. Сегодня Мы будем работать с вами в группах, вы будете брать карточки с определенными цветами и выполнять задания, которые на них написаны. Первыми возьмите карточки  с ПОДСНЕЖНИКАМИ, на них вы прочитаете обязанности, которые каждый из вас будет выполнять во  время работы в группе. (На каждом столе лежит список обязанностей внутри группы.)

    Роли:

    1 группа:

    Организатор – Шокурев Вадим

    Чтец – Ожогина Евгения

    Докладчик – Макиевская Елена

    Роли:

    2 группа:

    Организатор – Зенкова Диана

    Чтец – Суганяк Дарья

    Докладчик – Морозов Слава

    Теперь возьмите карточки с ПРОЛЕСКАМИ, на них написаны правила работы в группе, которые вы должны соблюдать во время нашего урока.

    Запомни и соблюдай
    простые правила:

    1. Уважай своего товарища.

    2. Умей каждого выслушать.

    3. Не согласен – предлагай!

    II. Проверка домашнего задания

    Учитель: Ребята, какое задание вы получили на предыдущем уроке чтения?

    Дети: Мы получили задание нарисовать рисунки к прочитанным  произведениям из раздела «В стране чудес».     (выставка на доске)

    Учитель: у нас получилась вот такая выставка рисунков. На перемене вы рассмотрели рисунки своих товарищей, а теперь обсудите в группе и примите решение, чей рисунок заслуживает особого внимания. Назовите авторов этих работ.

    - Ребята, чьи фамилии были названы, выйдите, пожалуйста, к доске.

    - Расскажите, почему вы изобразили именно героев этих произведений в своих рисунках. (Учащиеся высказывают своё мнение о героях на  своих иллюстрациях).

    - Ребята, как мы их поблагодарим? (Можно подарить аплодисменты.)

    III. Артикуляционная разминка.

    1) Работа со скороговоркой.

           Летит скворец – зиме конец.      (на обратной стороне доски)

    - прослушать со слов учителя;

    - повторить самостоятельно несколько раз;

    - произнести вслух.

    2) На столах у групп лежат  карточки с ВЕСЕННИКАМИ и, на  которых написаны примеры из букв и слогов: (среди этих букв зачеркните повторяющиеся буквы и соедините оставшиеся в слова)

    Г+РУ+А+ЧИ-У = ГРАЧИ

    РУМ+ЧЬ+М+И = РУЧЬИ

    - Какие слова у вас получились?
    - О каком времени года напомнили нам эти слова? (о Весне)

    III. Введение в тему урока

    1. Вводная беседа учителя

    Учитель: А вы знаете, как раньше зазывали весну наши прабабушки и прадедушки?

    Прослушивание весенних закличек (звучит аудиозапись)

    Идёт весна,

    Весна - красна,

    Открывай ворота…

    Учитель: Обратите внимание на колокольчики, которые лежат у вас на партах. Позвените ими.

    - Что вам напоминает звук колокольчика?

    Дети: Журчание ручейка, капель, щебет птиц.

    Учитель: Давайте под музыку попытаемся передать эти звуки. (Звучит мелодия «Веснянка», дети звенят колокольчиками.)

    Учитель: А вы знаете, как поэты, художники, композиторы передают свои впечатления о весне?  

    Дети: Поэты всё увиденное и услышанное ими глубоко переживают и передают свои чувства в стихах, художники передают свои чувства при помощи кисти и красок. На стихи поэтов композиторы сочиняют музыку, а задача певца-исполнителя передать эти чувства при помощи голоса и интонации.

    2. Прослушивание музыкального произведения

    Учитель: А сейчас, внимательно послушайте музыкальное произведение - романс на стихи Федора Тютчева и музыку Сергея Рахманинова в исполнении певца Дмитрия Хворостовского и постарайтесь запомнить, какие картины вы увидите в своём воображении.

    (Прослушивание музыкальной записи – романса в исполнении Д.Хворостовского «Весенние воды» в сопровождении мультимедийной презентации на тему «Весна»)              (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)

    3. Вопросы после прослушивания

    Учитель: Какие чувства вы испытываете?

    - Какие картины вы нарисовали в своём воображении?

    - На стихи, какого поэта прозвучало это музыкальное произведение?

    IV. Целеполагание урока

    Учитель: Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?

    Дети: Фёдор Тютчев о весне и т.д.

    (Звучат высказывания детей, затем учитель корректирует тему урока).

    Тема урока: Образ весны в стихотворении Фёдора Тютчева «Весенние воды». (Учитель записывает тему урока на доске.)      

    Учитель: Определим задачи урока.

    (дети высказывают свои мнения, учитель фиксирует задачи на доске.)

    Задачи урока:

    1. Прочитать стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды».
    2. Найти в тесте слова, при помощи которых поэт рисует картину весны.
    3. Составить словарь настроений произведения.

    V. Погружение в тему урока

    Работа с текстом

    Учитель: Ф. И. Тютчев – мастер пейзажной лирики. Его стихи – это зарисовки различных времён года. Стихотворение «Весенние воды» было написано в Мюнхене в 1930 году.                  (портрет Тютчева Ф.И.)

    1. Самостоятельное чтение стихотворения

    Учитель: Приступаем к решению 1 задачи урока. Прослушайте стихотворение Ф. Тютчева «Весенние воды». Во время прослушивания вы можете следить по  листочку и обратите внимание на слова, значение которых вам будет непонятно.

    (Звучит аудиозапись)

    2. Лексическая работа.

    Учитель: Какие слова вам непонятны?

    Брег – берег.

    Гласят – говорят.

    Гонцы – первые приносят весть.

    Хоровод – род массовой игры, обычно состоящей в круговом движении с пением и плясками.

    Толпиться - собираться, скапливаться.

    3. Анализ текста стихотворения

    Учитель: Приступаем к решению 2 задачи урока. Сейчас нам предстоит провести исследование текста и определить выразительные средства, при помощи которых поэт изображает весну.

    Задания вам даны по группам: возьмите карточки с цветами МАТЬ-И-МАЧЕХИ и прочитайте задание для своей группы.

    1 группа:

    - Прочитайте первое четверостишие  и найдите слова-действия, которые описывают всё происходящее в природе весной.

    Ещё в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят-

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут, и блещут, и гласят

    Проверка:

    Дети:  Поэт использует слова-действия. В одном только этом четверостишии их 7.

    Учитель: - Скажите, почему берег реки назван «сонным»? (ответы детей)

    - Какую картину помогают нарисовать слова-действия в этом четверостишии. (Дети: Вся природа просыпается, всё происходит стремительно, быстро, шумно.)

    2 группа:

    - Прочитайте первый и второй столбик стихотворения и определите, о каких «гонцах» идёт речь во втором четверостишие?

    Кто такие «гонцы»? (гонец – это человек, посылаемый куда-то со срочным известием)

    Ещё в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят –

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут, и блещут, и гласят…

    Они гласят во все концы:

    «Весна идёт, весна идёт,

    Мы, молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперёд!»

    Проверка:

    Учитель:  - Так о  каких гонцах идёт речь?

    Дети: Гонцы – это воды, которые бегут вперед весны и сообщают всем о её приходе.

    Учитель: - Автор сравнивает воды с гонцами, которые и сообщают всем вокруг о приходе весны. (Сравнение - воды как гонцы).

    Дети: Учитель: Последнее четверостишие давайте обсудим вместе.

    Учитель: Прочитаем 3 четверостишие.

    Весна идёт, весна идёт,

    И тихих, тёплых майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней!...

    Учитель: Как поэту удаётся передать впечатление нарастания победы весны?

    Дети: Повтор слов («Весна идёт, весна идёт»).

    Учитель: Какие слова помогают нам понять, что автор наделяет Весну качествами одушевлённого предмета?

    Дети: Слова  «весна идёт».

    Физминутка «Весна».  (ВИДЕО)

    Учитель: Теперь мы готовы перейти к решению нашей третьей задачи:  составить словарь настроений произведения, т.е. понять, какое настроение передает нам автор в каждом четверостишии.

    - Организаторы групп возьмите карточки с цветами МЕДУНИЦЫ.

    4. Составление словаря настроений.

    1) Работа с таблицей в группе

    1. Рассмотрите таблицу.
    2. Прослушайте ещё раз стихотворение по четверостишиям. (аудиозапись)
    3. Выразите словами чувства, какие вы испытываете при чтении.
    4. Запишите эти слова в таблицу.

            

    Картинный план

    Словарь настроений

    Ещё в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят-

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут, и блещут, и гласят…

    Радость, бодрое настроение

    Они гласят во все концы:

    «Весна идёт, весна идёт,

    Мы, молодой весны гонцы,

    Она нас выслала вперёд!»

    Радость, восторг

    Весна идёт, весна идёт,

    И тихих, тёплых майских дней

    Румяный, светлый хоровод

    Толпится весело за ней!...

    Нарастание радости

    Слова-помощники: радость, удивление, восторг, бодрость, разочарование, веселье, грусть, тоска, печаль, спокойствие, негодование, отчаяние.

    2) Фронтальная проверка составления словаря настроений.

    Учащиеся зачитывают строки четверостишия и объясняют, какие чувства они испытывают.

    Учитель: общее настроение стихотворения – радостное.

    Учитель: Найдите рифмующиеся слова в четверостишиях.  (дети называют рифмующиеся строки).

    Они находятся в соседних строчках или через строчку?

    Дети: Они находятся через строчку.

    Учитель: Как называется такая рифма?

    Дети: Перекрёстная.

    Соотнесение строчек стихотворения с репродукцией картины П. Караченцева «весенние воды»

    Учитель: Замечательно! Мы рассмотрели с вами стихотворение, а теперь давайте рассмотрим репродукцию картины П. Караченцева  «Весенние воды».

    - Какое явление природы изобразил художник?

    Дети: Художник изобразил половодье.

    Учитель: Какие строки из стихотворения подходят к этой репродукции?

    Дети:

    Ещё в полях белеет снег,

    А воды уж весной шумят-

    Бегут и будят сонный брег,

    Бегут, и блещут, и гласят…

    VI. Рефлексия

    Учитель: Решены ли поставленные задачи урока.

    (Учащиеся возвращаются к задачам урока и высказывают своё мнение)

    Учитель: - Итак, мы с вами побывали в поэтической мастерской поэта, прочитали стихотворение: о чем же оно? (ответы детей)

    - Тютчев писал о радостных чувствах, которые переполняют человека каждую весну.

    1. Составление буриме.

    А хотите сами написать своё стихотворение? Возьмите карточки - КАПЕЛЬКИ.

    - Попробуйте создать свой образ весны. Сочините буриме.

    1 группа:

    ……тишина

    ……весна

    2 группа:

    …….лучами

    ……ручьями

                   

    2. Проверка творческих работ

    РЕЗЕРВ.

    1 группа. Представьте, что вы художники и вам нужно нарисовать картину к этому стихотворению.

    Какие краски вы бы использовали, чтобы нарисовать эти картины?  Аргументируйте свой ответ.

    2 группа. Представьте, что вы композиторы, и вам нужно музыкально оформить это произведение.

    Какая получится у вас музыка?

    Какие инструменты будут звучать?

    VII. Эмоциональная рефлексия

    - Вам понравился урок? Как вы думаете, мы хорошо сегодня поработали? Ответить на этот вопрос нам поможет таблица – это карточки СОЛНЫШКИ.

    О

    П

    П

    Т

    У

    У

    У

    Л

    И

    В

    В

    Ч

    Н

    А

    А

    А

    О

    Из таблицы вычеркиваются повторяющиеся буквы, а из остальных составляется слово. (ОТЛИЧНО).

    VIII. Домашнее задание: Выучить стихотворение наизусть, нарисовать иллюстрацию (по желанию)

            Спасибо за урок!


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"

    Конспект открытого урока по  русскому языку во 2 классе школы VIII вида "Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога"...

    Конспект открытого урока по изобразительному искусству во 2 классе школы I вида Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении

    Конспект  открытого урока по изобразительному искусству  во 2 классе школы I вида  Тема: Лепка животного (кошка) в легко изображаемом движении...

    Открытый урок по русскому языку в 4 классе (Школа 2100)

    Предмет: русский язык                         Класс: 4-аУМК: «Школа 2100». ...

    Открытый урок по математике. Тема:"Задача".1 класс. "Школа 2100"

    Урок разработан к УМК "Школа 2100". Тип урока: урок открытия новых знаний. Используемые технологии: технология деятельностного метода, проблемно-диалогического метода и метода самооценки. Формы работы...

    Конспект открытого урока русского языка во 2 – 3 классе школа 8 вида Тема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»

    ОГКОУ «Ивановский областной центр психолого-медико-социального сопровождения»   Конспект открытого урокарусского языкаво 2 – 3 классеТема урока: «Слова, обозначающие названия предметов»...

    Открытый урок по русскому языку во 2 классе "Школа России"по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы." с самоанализом

    Открытый урок по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России" по теме "Обобщение знаний о написании слов с заглавной буквы". Конспект и самоанализ урока....