Педагогический проект "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках литературного чтения через поиск и анализ информации"
рабочая программа по чтению

Алейникова Татьяна Геннадьевна

В основе данного проекта - формирование дистанционных мероприятий, основанных на работе с информацией, использование технологии развития критического мышления в урочной и внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx66.39 КБ

Предварительный просмотр:

В структуре   профессиональной компетентности  педагогических работников образовательных организаций одной из ведущих компетенций является способность педагога к педагогическому проектированию.

В  общем смысле проект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с  определенными требованиями к качеству результатов, с определением  средств и ресурсов и специфики организации (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).

Проект – это комплексная задача, решение которой осуществляется с учетом социо-культурного контекста рассматриваемой проблемы и в которой взаимодействуют и взаимодополняют друг друга социокультурные, психолого-педагогические, технико-технологические и организационно-управленческие аспекты.

Педагогический проект – проект, на основании которого разрабатываются и реализуются иные, чем это принято в традиционной практике:

  • Концептуально-педагогические идеи построения содержания, методов и технологий образования;
  • Новые формы организации деятельности учащихся, педагогов, взаимодействия с родителями;
  • Философско-педагогические, психолого-педагогические подходы к обучению, воспитанию, развитию учащихся.
  1. Термин «педагогический проект» можно определить  как:
    Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и на специфику организации.
  2. Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.

Успешность проектной деятельности говорит  о способности педагога действовать в русле  современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Проект – это правило «пять П»:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики,  дидактические материалы, методические разработки,  планы и отчеты и др.

Признаки целесообразности  педагогического проекта:

  • Наличие социально значимой задачи – исследовательской, информационной, практической.
  • Планирование действий по разрешению проблемы: определение вида продукта и формы презентации результатов.
  • Пооперационная разработка проекта: перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
  • Выход проекта: продукт.
  • Обязательная презентация проекта (проекты не пишутся в стол).
  • Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.Формальные параметры:

1.1. Наименование педагогического проекта:  Формирование УУД на уроках литературного чтения через  поиск и анализ необходимой информации, умения пользоваться справочными источниками для понимания и получения её.

1.2. Автор – разработчик: Алейникова Т.Г.

1.3. Период формирования и функционирования педагогического опыта: 2016-2019 г.

1.4. Адрес педагогического опыта.

Педагогический опыт предназначен для преподавателей начальных классов, занимающихся вопросами формирования УУД. Предложенный в системе работы механизм и этапы деятельности могут быть использованы на уроках литературного чтения в начальной школе.

1.5. Участники проекта: учитель, ученики, родители.

2. Содержательно-целевые  параметры:

2.1.Актуальность педагогического проекта. 

Необходимость разработки инновационного проекта    обусловлена концептуальными основами нормативных документов: Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом МО от 6 октября 2009 г. № 373).

Образовательный стандарт нового поколения ставит перед учителем новые цели.

В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

Большинству из учителей предстоит перестраивать мышление, исходя из новых задач, которые ставит современное образование. Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. 

Нельзя не отметить противоречивость сложившейся ситуации: в условиях, когда объем информации в мире удваивается каждые 72 часа, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Именно деятельность, а не просто совокупность неких знаний определена и ФГОС второго поколения как главная ценность обучения. Речь идет о формировании универсальных учебных действий по работе с информацией.

Основания для таких изменений очевидны: в современном быстро меняющемся мире знания устаревают очень быстро, о чем уже было сказано выше, и молодому человеку нужно быть готовым к стремительному обновлению информации, к ее обработке, к коммуникации и оперативному взаимодействию, к ранней профессиональной самостоятельности.

Сегодня цели и задачи, стоящие перед современным образованием, изменились – акцент переносится с усвоения знаний на формирование компетентностей.

Одной из основных становится  информационная компетенция[1]. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а так же в окружающем мире. В современный информационный век большая роль отведена умению работать с информацией, которая поступает из книг, журналов, газет, Интернет-страниц и т.д., то есть в процессе читательской деятельности. Неслучайно, кроме программы по формированию УУД, существует подпрограмма «Чтение: работа с информацией».

Мною сделан вывод о том, что просто научить читать недостаточно. Надо научить ребёнка думать, рассуждать о прочитанном, сопереживать, анализировать события и поступки героев, причем не только о прочитанном на уроке или по заданию учителя, но и впоследствии в процессе самостоятельной деятельности над текстом по собственному желанию.

Поэтому предметом моего исследования являлся тот структурный компонент обучения, который подчинён одной цели: обучение качественному чтению – формирование навыка чтения ведущего к самостоятельной сознательной читательской деятельности.

Таким образом, встает проблема, как в сложившихся условиях  сформировать у младших школьников универсальные учебные действия по работе с информацией для обучения в основной школе по ФГОС второго поколения.

    2.2. Цели и задачи педагогического проекта.

 Исходя из этого положения, была поставлена цель: подобрать систему методов и приемов, направленных на формирование универсальных учебных действий по работе с информацией.

 Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  1. Изучить методологию проблемы.
  2. Провести диагностику уровня сформированности УУД по работе с информацией, а также самостоятельности учебной работы с текстом и сформированности основных качеств чтения.
  3. Подобрать методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий по работе с информацией.
  4. Вести мониторинг эффективности применения выбранных методов и приемов для формирования универсальных учебных действий по работе с информацией и корректировать их применение, согласно полученным результатам.

2.3. Инновационная направленность педагогического проекта.

Инновационная направленность проекта состоит в создании приёмов  через систему работы с информацией .

Новизна проекта заключается: в системном использовании различных видов заданий  на уроках литературного чтения для  формирования универсальных учебных действий. Уровень новизны опыта  можно определить как творческий.

В рамках заявленной темы проекта в содержание предмета литературное чтение внесены существенные изменения, позволяющие, подобрать методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий по работе с информацией.

 

2.4. Методологическая база педагогического  проекта. 

Наблюдения показывают, что выпускники начальной школы не всегда могут объяснить значение слов, выражений, которые они встречали в произведениях, не всегда связно передают содержание прочитанного текста, испытывают затруднения при чтении длинных слов со стечением согласных, а также при озаглавливании частей произведения, допускают ошибки при чтении.

Необходимость целенаправленного обучения умению понимать прочитанное не так давно стала осознаваться в педагогической практике. Мной в практике обучения младших школьников были отмечены трудности, которые возникали при работе с литературными текстами, как на уроке чтения, так и на уроках окружающего мира, русского языка. Ребята допускали ошибки при чтении, затруднялись при ответе на смысловые вопросы по тексту, путались при пересказе, а для большинства пересказ оказался невыполнимым заданием, что является показателем несформированности умений «добывать» информацию из текста.

Под умением работать с текстом традиционно понимается способность воспроизводить содержание текста, делить его на законченные части, выделять в них главное, определять с помощью взрослого смысл всего текста в целом [2]. Детям, у которых стихийно сложились представления о чтении как о процессе, связанном с пониманием, эти формы работы обеспечивают необходимую тренировку. Однако для большинства детей эпизодически используемые на уроке приемы работы с текстом оказываются неэффективными. Как помочь ребенку в освоении этих действий на должном уровне, чтобы соответствовать нужному уровню подготовки?

Как учить детей осознанному применению приемов понимания текста?

Как превратить использование этих приемов в привычку, имеющую силу потребности?

Проблемой понимания текста занимаются многие специалисты: философы, лингвисты, литературоведы, методисты, психологи.

Среди психологических работ по обучению пониманию текста есть адресованные непосредственно школьному преподавателю. Это книги, над которыми в течение многих лет трудится коллектив авторов под руководством Генриетты Григорьевны Граник, доктора психологических наук, профессора, академика РАО, главного научного сотрудника Психологического института РАО в Москве.

В беседах о чтении О. В. Соболевой – кандидата психологических  наук, доцента, заведующей Кафедрой профессиональной педагогики и психологии Курского государственного университета ведется обстоятельный разговор о проблеме: как научить начинающего читателя понимать текст, с опорой на труды Г.Г. Граник.

Чтобы дать учителю рекомендации, как растить грамотного читателя, психологам пришлось проделать долгий путь. Они изучили, как протекает процесс понимания текста; выявили приемы, способствующие формированию читателя; описали методическую систему работы над этими приемами; создали специальные учебные книги для школьников [3].

Понимание происходит, по выражению философа В. Ф. Асмуса, «по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя» [4]. То есть, ребенок находит для себя некоторые ориентиры внутри текста и в результате собственной деятельности приходит к пониманию самого текста. Что целиком и полностью соответствует технологии деятельностного подхода в обучении.

Процесс, направленный на понимание, очень сложен: в него включены внимание и память, воображение и мышление, эмоции и воля, интересы и множество других психических особенностей читателя [5]. Кроме того, этот процесс, как правило, не осознается читателем, поэтому возникают большие трудности в его исследовании. Несмотря на это научные основания для обучения пониманию существуют, как существуют талантливые читатели.

Обобщив их, психологи получили собирательный образ.

Как «идеальный читатель» работает с текстом, какие приемы он использует?

Хороший читатель начинает размышлять над текстом до чтения, активно осмысливает и переживает (или проживает) его по ходу чтения и продолжает размышлять над ним после чтения, пытаясь, по словам философа Василия Васильевича Налимова, «найти себя новым в чужом».

Такой читатель не торопится. Во-первых, он старается не пропустить не вполне понятные или очень важные слова, вычитывая из них и то, что написано, и то, что остается за строкой, находится в подтексте. Внимание к слову можно считать основой понимания.

Во-вторых, вычерпывая информацию из каждого слова, словосочетания, предложения и связей между ними, «идеальный читатель» задает себе вопросы по ходу чтения, задумывается о дальнейшем развитии событий (т.е. прогнозирует их) и сверяет свои размышления с текстом, избегая категоричных, жестких установок. Такое чтение похоже на беседу, диалог с текстом.

В-третьих, отличительной чертой «идеального читателя» является активность воображения, которое помогает не только понимать, но и запоминать прочитанное. Ведь при чтении необходимо удерживать в памяти важную информацию, сравнивать ее с уже известной, отыскивая в прошлом опыте подобное и отличное.

Вся работа «идеального читателя» обусловлена желанием понять автора текста, делая своеобразные «открытия для себя», и этот процесс сродни творческому мышлению [6]. Неслучайно многие ученые считают понимание и творчество синонимами, называя понимание «вовлечением в открытие».

Завершающие шаги понимания, которые делает «идеальный читатель» после чтения, связаны с его умением перейти с языка фактов и образов на язык мысли.

Систему взглядов автора, нашедшую отражение в тексте, его смысловое ядро, которое вычитывает в итоге «идеальный читатель», называют концептом текста. Исходя из его понимания, можно расставить по тексту последовательные «смысловые вехи», наименования которых станут пунктами плана для краткого или подробного пересказа. В этом приеме понимания и запоминания текста главным помощником читателя будет не память, а мышление. Оживляя на «мысленном экране» образы, возникавшие при чтении, пропуская понятое через себя, «идеальный читатель» может превратиться в «идеального чтеца» (выразительное чтение) или «идеального рассказчика» (пересказ).

Подлинное понимание текста, как говорит философ Арон Абрамович Брудный, – это всегда выход за пределы того, что в нем непосредственно сказано, подобно тому как свет горящей лампы выходит за ее стенки [7]. Поэтому итогом работы «идеального читателя» является нечто личностно новое: обогащение опыта, рождение нового взгляда на мир и на себя. Именно самостоятельной работы, а не принятие на себя мнения другого, будь он сверстником, взрослым человеком, или даже учителем.

Одним из основных приемов, активизирующих психические процессы, включенные в понимание, является «диалог с текстом».

Многие авторы, которые пишут для детей, используют диалогичность восприятия текста. Создавая произведения «с тайной», они стимулируют возникновение вопросов при чтении.

Столкновение с чем-то неясным, непонятным возбуждает внимание, заставляет мыслить, «вытаскивает» знания из памяти, активизирует воображение, поддерживает интерес, без которого невозможна увлеченность какой-либо деятельностью.

Начальной ступенью полноценного сотворчества с автором является диалог с текстом, который представляет собой прием активного вычитывания текстовой информации [8]. Этот прием был описан психологами, использовавшими методику «замедленного чтения», с помощью, которой изучался процесс понимания текста.

Несомненно, что каждый читатель умеет читать и читает любые тексты. Как же это происходит в жизни?

До чтения – у книжной полки мы сами решаем читать или не читать, сопоставляя свои желания, мотивы с названием книги, иллюстрациями, бегло просматривая текст.

Во время чтения - читаем и не отбрасываем, если находим в тексте интересующие, интригующие нас вопросы и ответы на них, ведем диалог с автором.

После чтения - в разговоре с друзьями делимся впечатлениями, возвращаемся к тексту, сравнивая свое понимание текста с пониманием других.

2.5. Педагогическая целесообразность педагогического проекта.

Опытный читатель при работе с книгой «беседует» с ней: у него возникают вопросы, различные предположения, правильность которых он сверяет с текстом. Этот диалог часто начинается уже при знакомстве с названием произведения, а заканчивается самостоятельным поиском ответов на вопросы, которые остались нераскрытыми в тексте, диалог протекает настолько быстро, что не осознается читателем. Если говорить о целенаправленном формировании данного приема, то в учебных целях его можно разделить на несколько операций:

  • поиск непонятного в тексте и формулировка вопросов;
  • вероятностное прогнозирование ответов на возникший вопрос или прогнозирование дальнейшего содержания текста;
  • самоконтроль (проверка своих предположений по тексту).

Если читатель владеет названными операциями, то вступает в беседу с автором и небольшого и крупнообъемного произведения.

Процесс диалога с автором позволяет сформулировать те  мысли и чувства, которыми автор хотел поделиться с читателем, создавая свое произведение.

Нужно заметить, что метод диалога с текстом опирается на постоянную самостоятельную деятельность учащихся, только в начале – это деятельность под руководством учителя, а по мере развития умения вести «диалог»  - это самостоятельная работа с текстом по собственному плану. И данное замечание как нельзя лучше показывает эффективность метода в подготовке учащихся к переходу на обучение с опорой на большую их самостоятельность в деятельности.

Как было упомянуто выше в рамках стандартов второго поколения кроме планируемых результатов освоения учебных программ по предметам выделяют еще результаты освоения междисциплинарных программ. То есть в  результате изучения всех без исключения предметов в начальной школе должны быть сформированы универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Результатом внедрения диалога с текстом в технологии формирования типа правильной читательской деятельности становится формирование универсальных учебных действий по работе с информацией, то есть формирование информационной компетентности, так как одной из важнейших задач современной системы среднего образования является подготовка школьников к жизни в информационном обществе. Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов второго поколения и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий» [9]

Следовательно метод «диалога с текстом» может быть выбран для подготовительной работы дальнейшего обучения с опорой на большую самостоятельность ученика и для формирования основных универсальных учебных действий по работе с информацией, так как осуществляя процесс обучения младших школьников с применением данного метода, мы формируем у учащихся информационную компетентность, являющуюся одной из важнейших компетентностей.

Нужно отметить, что обучение в рамках названного метода нужно осуществлять целенаправленно и постоянно. Работа с текстом должна быть организована на каждом уроке, и это может быть не только урок литературного чтения, так как тексты присутствуют на уроках и по другим учебным предметам, будь то русский язык, окружающий мир, математика или музыка, физкультура или изобразительная деятельность, а также и в процессе проведения воспитательной работы, например в рамках классного часа.

2.6 Психологическая целесообразность педагогического проекта. 

Целевой аудиторией настоящего педагогического проекта являются  учащиеся второй ступени    обучения, педагоги, использующие  приёмы по формированию УУД на уроках  литературного чтения , родители учащихся.

2.7. Социальная направленность педагогического проекта.

На уроках литературного чтения стараюсь создать комфортные условия для работы и развития обучающихся посредством использования здоровьесберегающих технологий и создания ситуации успеха для ребенка. Учитываю возрастные особенности школьника, уровень его развития и образовательных достижений. Провожу диагностику и мониторинг достижений  обучающихся для планирования  работы по формированию УУД. Осуществляю постоянную связь с родителями обучающихся (их законными представителями). Отношения с родителями строю на принципах сотрудничества. Создаю условия для осознанного бережного отношение к своему здоровью как  духовно-нравственной ценности, организую учебный процесс в соответствии с санитарными нормами и правилами,  чередую различные виды деятельности, провожу «физкультминутки». Домашнее задание не превышает объёма классной работы и носит дифференцированный характер.

Благоприятный микроклимат образовательной среды уроков и внеклассных мероприятий позволяет каждому ученику проявлять себя в качестве субъекта обучения: высказывать своё мнение, аргументируя его; принимать точку зрения другого; вступать в деловую дискуссию; обмениваться практическим опытом; поддерживать друг друга; оценивать себя и других. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру, себе; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров осуществляется при выполнении  учащимися различных  творческих дифференцированных заданий. Ученик, осознавая свою значимость,  испытывает чувство гордости за значимость результата  своей работы.

Проект для меня – это реальная возможность объединить в одном творческом мероприятии всех участников общеобразовательного процесса: учителей, учеников и не менее заинтересованную в качественном воспитании подрастающего поколения сторону - родителей.

  2.8. Содержательная форма проекта.  Стратегия и механизм  реализации проекта. (практическая часть)

Это – наиболее объемная часть проекта.

Любой педагогический проект представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий.

 При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.

По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта. Так, педагог  продумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий, определяет способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, партнеров).

Здесь педагог раскрывает, как задачи проекта будут решаться в урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, через систему мероприятий, через социальные практики и индивидуальные проекты учащихся.

 

2.8.1 Рабочий план реализации проекта -    план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение (ниже приведена возможная форма таблицы). Обязательно определять четкие временные границы

Этапы реализации:

Этап

Цели

Задачи

Сроки

I этап:

подготовительный

II этап: практический

III этап: аналитический

План мероприятий по реализации проекта

Предполагаемая дата проведения мероприятия

 Наименование мероприятия

Ответственный за выполнение

Предполагаемый результат.

Продукт

 

 

 

 

2.9. Воспроизводимость педагогического проекта. Наличие материалов, подтверждающих использование данного опыта другими педагогами. Оценка возможности воспроизведения педагогического опыта. Экономическая эффективность педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта.

2.10. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).

Описание  учебно-методической и материально-технической базой для реализации проекта.

 Наличие (или планирование) необходимой курсовой подготовки по теме проекта.

3. Результативные параметры:

3.1.   Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации Проекта

На стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации. Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта.

Краткосрочные результаты - те итоги, которые получают непосредственно по окончанию проекта.

Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.

Например, к количественным результатам проекта можно отнести:

  • вид, количество и объем методических материалов;
  • количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
  • кол-во непосредственных получателей услуг
  • разработка новых диагностических процедур,
  • апробирование новых методик и пр.

К качественным результатам – приращение предметных, метапредметных и личностных результатов школьников.

3.2. Оценка эффективности  педагогического проекта с точки зрения полученных результатов. Стабильность результатов.

Эффективность инновационного педагогического опыта необходимо оценивать с точки зрения возможности формирования у обучающихся  предметных, метапредметных и личностных результатов.

При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена. При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).

При написании проекта важно заранее предусмотреть методы, методики, которыми будут исследоваться результаты.

3.3. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска.

3.4. Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия).

3.5. Публичная защита (предъявление, презентация проекта).

В приложениях к проекту можно представить:

  • рабочие программы;
  • структуру раздаточных материалов;
  • тематику /примерную структуру/ тираж/ объем публикаций/печатных материалов;
  • структуру/ перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
  • примерную структуру/ объем/ методику/ инструментарий/ исследования;
  • тематику/ примерную программу/ аудиторию конференций/ круглых столов
  • тематику/объем консультаций


[1]   Беспалова  Я.В.,  Беспалов  В.С. Использование зрительных  диктантов  для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. с. 46-47.

[2] Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.

[3] Беспалова  Я.В.,  Беспалов  В.С. Использование зрительных  диктантов  для отработки навыка чтения. // Начальная школа. 1994. №6. с. 46-47.

Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М., 1995, 2006.

Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Дорога к книге. – М., 1996.

[4]  Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Когда книга учит. – М., 1988.

[5]  Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

[6] Учимся понимать художественный текст: Задачник_практикум: 8–11 кл./Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая, С.А. Шаповал. – М., 2001.

[7] Граник Г.Г., Соболева О.В. Путешествие в Страну Книги: В 4_х кн. – М., 1998; СПб., 2003.

[8] Планируемые результаты начального общего образования/ [Л.Л. Алексеева, С.А. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.]; под ред.Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно - деятельностный метод как средство формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.

В статье расрываются способы, формы деятельности на уроках литературного чтения в начальной школе по включению  учеников в образовательный процесс, развитию их  самоопределения, а так ж...

Тема: Мониторинг универсальных учебных действий на уроках литературного чтения (техника чтения).

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека...

Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения

Реферат. Главной задачей учителя является познакомить детей с реальной действительностью, с окружающим миром; научить понимать жизнь....

Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения Л. В. Занкова

В статье раскрыты особенности формирования регулятивных УУД на уроках литературного чтения в системе Л. В. средствами учебника. Данная статья опубликована в сборнике: Система Л. В. Занкова: опере...