урок литературного чтения 4 класс
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бесова Любовь Васильевна

уок литературного чтения "Сказка о мёртвой царевне и семи богатырых" А.С. Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_4_kl.docx24.37 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе.

"Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях" А.С. Пушкина.

ФИО педагога: Бесова Любовь Васильевна

Цели урока.

Образовательные:

  • обучать грамотному, выразительному чтению;
  • определять категории добра и зла в тексте “Сказки о мертвой царевне  и   о семи богатырях”
  • учиться  элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;

Развивающие:

  • развивать речевые умения и творческие способности;
  • формировать осознанное чтение целыми словами;

Воспитательные:

  • формировать прочные нравственные позиции на определение истинной                красоты;
  • воспитывать интерес к художественной литературе, желание читать книги.

Оборудование:

  1. Слайды мультимедиа.
  2. Учебники.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

                    Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.

Ход урока

1.Организационный момент.

       Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте сделаем наш урок незабываемым, покажем все свои умения и навыки, и чтобы мы всех удивили.

2.Слово учителя. 

      А. М. Горький писал: «Пушкин был первым русским писателем, обратившим внимание на народное творчество, он украсил народные сказки блеском своего таланта, но оставил неизменным их смысл и силу»

    Ребята, открою вам маленький секрет. Сказки предназначались автором для взрослых. Они были написаны в пору творческого расцвета Пушкина, одновременно с самыми глубокими и серьезными его произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В них отразился весь мир добра, где царствуют дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и   жадность, обман и алчность.

   Сегодня мы ещё раз почувствуем волшебную музыку пушкинского стиха, порадуемся торжеству большой и чистой любви.

    - С какой сказкой А. С. Пушкина мы познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях”

3. Проверка домашнего задания (дети перечитывали сказку)

    -Демонстрация слайдов. Ребята, дома вы перечитывали сказку Пушкина. Давайте найдём строки, которые соответствуют иллюстрациям и зачитаем их. (слайд 2 – 13) Александр Сергеевич Пушкин при помощи слов рассказал нам сказку, а иллюстрации, которые вы посмотрели сделал художник Куркин Александр Михайлович.

   -Учитель отмечает наиболее активных детей, оценивает их работу.

4.  Физминутка. (проводят ученики)

Дружно встали – раз, два, три.

Мы теперь богатыри.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под  ладошек.

И направо, и ещё

Через левое плечо.

Буквой Л расставим ноги,

Точно в танце – руки в боки,

Наклонились влево, вправо,

Получается на славу!

  1. Работа по теме урока:

Учитель: Ребята, сегодня мы попытаемся раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем  сравнивать образы героев, анализировать текст.

Учитель: Вам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что такое – Добро и Зло? Я вам давала задание найти в толковом словаре значение этих слов. (словари)

-Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

-Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой -беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

-Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

-Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученики: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель: Дорогие мои давайте назовём положительных и отрицательных героев в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях»? каких героев в сказке больше положительных или отрицательных?

Учитель: Подумайте пожалуйста, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того чтобы представить образы Царицы-мачехи и Царевны, мы обратимся к тексту и зачитаем строки, характеризующие царицу - стр.73 , царевну - стр.74.

 (Ученики зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной на слайде 15)

Учитель: А теперь давайте посмотрим таблицу и сравним с нашей характеристикой (сделать выводы) (Правильно ли нашли?)

 

Царица

Царевна

Внешность

высока

стройна

бела

белолица

черноброва

Поведение характер

горда

ломлива

своенравна

ревнива

злая

красавица-душа

милая

приветливая

Цвет

черный

белый

красный

Учитель: Дети почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

Учитель: С чем сравнивает автор царевну, говоря “…росла, росла, поднялась – и расцвела”?

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых  наиболее видна яркая характеристика образов героинь.

6. Анализ эпизодов.

1).Эпизод - стр.77-78.“Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая…” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

2).Эпизод - “Раз царевна молодая” стр.82-85

Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите пожалуйста строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Ученики зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”

Учитель: Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф. (слайд 16)

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно. Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит, добро победило.

7.Итог урока.

Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом. В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. И люди совершают и добрые поступки, и злые. Любят, желают добра, здоровья. И тут же завидуют, обижаются и даже, бывает, ненавидят.  На уроке ОРКСЭ мы с вами тоже сталкивались с понятием добра и зла. Зло – подобно грязи – тёмное и липкое. Откуда мы берём плохие слова? (ответы детей) Из собственного сердца. А в сердце откуда зло? Мы растим его там сами. От доброго человека исходит свет и радость. А если допускаем злу селиться в сердце, то оно становится тёмным, заросшим колючками и каменеет. (слайд 17)

-А теперь, ребята, ответьте на вопрос, считаете ли вы себя добрыми? Чему вас учит сказка Пушкина? Понравился ли вам урок? Давайте оценим вашу работу на уроке и выставим отметки.

8.Дом. задание. Выбрать для чтения наизусть понравившийся отрывок, сделайте к нему иллюстрацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения (класс-комплект 2-3 классы)

Урок литературного чтенияв классе-комплекте2-3 классыУчитель:  Щербак Л.И.Тема: М.Пришвин  «Золотой луг» (2 класс)           М.Пришвин «Моя ...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...