Методическая разработка урока по литературному чтению " Сказки Пушкина" 1класс УМК "Гармония"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Касаева Людмила Яковлевна

ЗНАКОМСТВО С БИОГРАФИЕЙ  А.С. ПУШКИНА, ЕГО ТВОРЧЕСТВОМ, ПОНЯТИЕМ "АВТОРСКАЯ СКАЗКА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka.docx397.43 КБ

Предварительный просмотр:

http://linda6035.ucoz.ru/fokina_l-p-a-s-pushkin_skazka_o_mjortvoj_carevne1.jpg

Тема

                                                             Сказки А.С.Пушкина

Педагогическая цель

*Создать условия для ознакомления учащихся с творчеством А.С.Пушкина, его биографией, понятием «авторская» (литературная) сказка;

*активизации   учащихся и вовлечения их в   процесс анализа   художественного  текста.

*развивать память, мышление, речь, навыки выразительного чтения, навыки коллективной работы;

*воспитывать любовь к русской поэзии, русскому языку, интерес к творчеству Пушкина.

Планируемые результаты (предметные)

*Выбирают из представленных на выставке книг знакомые;

*соотносят иллюстрацию в учебнике с книгами на выставке;

*определяют название сказки на основе иллюстрации;

*читают самостоятельно отрывок из сказки;

*определяют, из какой сказки прочитанный отрывок.

Личностные результаты

*Проявляют интерес к чтению художественных книг,  умение ориентироваться на моральную норму с опорой на литературное произведение.

*Способность к самооценке

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

Проговаривать последовательность действий на уроке по коллективно  составленному плану; оценивать правильность выполнения действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Умение  оценивать правильность выполнения действий.

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания:  находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, культуры речи;

Вступать в учебное сотрудничество с учите5лем и одноклассниками, осуществлять совместную  деятельность

Основное содержание темы, понятия и термины

А. С. Пушкин. Сказки.

Литературные сказки

Образовательные ресурсы

Портрет А. С. Пушкина.   Выставка книг А. С. Пушкина.    Иллюстрации к сказкам.   Презентация. Предметные картинки для игры

Учебник «Литературное слово» О.В.Кубасова,  методические рекомендации «Литературное чтение» Кубасова

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организация начала урока

II.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Слова учителя (к классу):                                           (Слайд 1)

Всем добрый день!

Сегодня на уроке будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Чтобы вам читалось на уроке быстро и легко, нужно размять нам язычок. Для этого  выполним  несколько упражнений:

А) Дыхательная гимнастика.

Задуйте свечу.

* Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу.

* Представьте, что на руке стоит три маленьких свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя пропорциями. Задуйте каждую свечу.

*Представьте, что перед вами большой именинный пирог. На нем много маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь задуть как можно больше маленьких свечек, сделав максимальное количество коротких выдохов.

 Б) скороговорки                                                                      (Слайд 2)    Скороговорка на букву Ш

 На опушке в избушке.

Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

Приветствуют учителя.

Организуют свое рабочее место

Выполняют упражнения

медленное  чтение (хором)

чтение  с  ускорением  (хором)

беглое  чтением (индивидуально)

Проявляют готовность начать учебную деятельность

 II. Актуализация опорных знаний

Цели:

-организовать постановку цели урока;

IV.Работа по теме урока

Работа в парах

Физминутка

  • Ребята, прочитайте пословицу.
  • «Одна книга тысячи людей учит».                                   (Слайд 3)             
  • Объясните её смысл

– «Какие книги вы любите читать больше всего?»

-Что вы себе представляете, когда слышите слово « сказка»!

Беседа – рассказ.

-  Все люди на свете любят сказки. И любовь эта начинается в детстве. Волшебные, веселые, страшные – сказки всегда интересные. Читаешь, слушаешь – дух захватывает. Но не только интерес, не только развлечения есть в сказках. Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок, но урок очень мягкий, добрый, чаще всего это дружеский совет. Сказка учит отличать добро от зла, хорошее от плохого.

Слово учителя

Со сказками  каких народов мы уже познакомились на уроках чтения?

Слово учителя                                                                             (Слайд 4)         

Сказки делят на авторские и народные. Уже из названий понятно, что авторские – сказки, которые были написаны конкретным известным писателем-сказочником, а народные – те, которые не имеют одного автора.

Прочитайте материал в учебнике о литературных сказках.

Что запомнили? Как вы понимаете литературные сказки? Приведите примеры

Ребята, какие сказки находятся у нас на выставке: народные или литературные?

-Сформулируйте задачи урока .

Слова учителя

– Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами.

А. С. Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. В детстве он в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы, А. С. Пушкин стал поэтом, он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при написании своих сказок.

 - Ребята, а  какие сказки А. С. Пушкина знаете вы? Сколько сказок написал Александр Сергеевич?

Сегодня мы проведём викторину по прочитанным сказкам А.С. Пушкина

 «Кто мы и откуда?»                                             (Слайд 5)

Сначала  мы проведем литературную разминку

(За каждый правильный ответ  дети получают рыбки – фишки).

  • Как звали царя из сказки «О золотом петушке»?
  • Сколько сыновей было у царя Дадона?
  • Кто и зачем подарил Дадону петушка?

  • За сколько лет должен был собрать Балда оброк с чертей?
  • Сколько лет рыбачил старик?

  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? 
  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? 
  • Как звали сына царя Салтана? 
  • Кто исполнял все желания Гвидона       
  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? 
  • Где жил старик со своею старухой?  Какого роста родился сын царя Салтана Гвидон? 
  • Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана?
  • Где поп повстречал своего будущего работника Балду?  
  •  У семи богатырей из сказки была собака.  А какая у неё была кличка?  
  •  В кого и в какой послед-ти превращался князь Гвидон?
  • Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?  Что поймал старик в 1-й и во 2-й раз?
  • Кто помогал королевичу Елисею в поисках царевны?
  • За какую плату согласился работать Балда?  

«Узнай сказку А.С. Пушкина»

Прочитайте отрывок из сказки и найдите к ней иллюстрацию в книге и  выберите рисунок.

1. Живет Балда в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых.

Учитель (беседа)

 - Назовите положительного героя сказки. На какого героя русских народных сказок он похож?

- Почему?

- Какие отрицательные черты характера высмеиваются в образе попа?

- Прочитайте, как был наказан поп?

- Какие чувства вызвал у вас этот эпизод?

2. Ветер весело шумит,

Судно весело бежит

Мимо острова Буяна,

В царство славного Салтана…

Учитель (беседа)

-Какие волшебные чудеса происходят в сказке?

- Назовите отрицательных персонажей сказки.

- Как наказано зло в сказках?

-Как вы считаете, избежали ли наказание ткачиха с поварихой, сватьей бабой Бабарихой?

3. Как взмолится золотая рыбка!

Голосом молвит человечьим:

«Отпусти ты, старче, меня в море!

Дорогой за себя дам откуп:

Откуплюсь чем только пожелаешь».

Учитель (беседа)

-Назовите отрицательных героев сказки.

- Боролся ли старик со злом? Противодействовал ли ненависти, жадности старухи? Прочитайте слова об этом

- Можно ли старика назвать положительным героем?

- Прочтите, как природа в образе моря осуждает желание старухи и бездействие старика?

-Как вы понимаете выражение «остаться у разбитого корыта»?

4. День за днем идет, мелькая,

А царевна молодая

Все в лесу, не скучно ей

У семи богатырей.

Учитель (беседа)

Далее чтение отрывков из сказки учащимися. Рассматривание иллюстраций.

-Назовите положительных героев сказки.

- Чьи поступки осуждает автор?

-Как помогает природа Елисею? Зачитайте отрывки из сказки

- Опишите внешний вид царевны и царицы.

- Всегда ли внешняя красота сопутствует внутренней?

-Зачитайте отрывки о характере героинь.

- Как зло было наказано в сказке?

5. Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

Учитель (беседа)

Эта сказка Пушкина является самой загадочной, непонятной, фантастичной. Какие страшные чудеса там происходили

- За что был наказан Дадон?

Много дети мы читали

И немножечко устали.

Встанем, детки отдохнём

Физминутку проведём.

Раз поднялись, потянулись,

Два согнулись, разогнулись,

Три в ладоши три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть -  на место тихо сесть.

Семь и восемь – (лень отбросим!)

Из книг можно узнать много интересного, они многому научат нас

– Сказки.

(добро, зло, справедливость, интерес, волшебство)

-Русская народная сказка «Лиса и рак», «Петушок бобовое зёрнышко»; ингушская сказка «Заяц и черепаха», американская сказка «Вот он, вор!»

Дети приводят примеры литературных сказок

-Литературные сказки.

Дети читают названия сказок Пушкина А.С.

Формулируют учебную задачу 

Сегодня на уроке, читая сказки А.С. Пушкина, мы будем учиться читать, думать, мыслить, рассуждать, учиться красиво говорить

Картинки по запросу золотая рыбка фото

(Дадон)

(два)

звездочёт, «чтоб стеречь его границы»)

(три)

(30 лет и3 года)

(Дурачина ты, простофиля)

(«Сказка о золотом петушке»)

(Гвидон)

(Царевна-Лебедь)

(«В саду ли, в огороде»)

(В землянке)

(В один аршин 71.12 см )

(Острова Буяна)

(На базаре)

(Соколко)

( Комар, муха, шмель) 

(3)

(В 1-й раз – тину, во 2-й раз- морскую траву.)

(Солнце, месяц, ветер) 

(За три щелчка) 

Читают отрывок, определяют название сказки по отрывку из нее. Соотносят отрывок сказки и иллюстрацию к сказке

«Сказка о попе и его работнике Балде».

(Слайд 6)

-(Балда похож на Ивана-дурака, Емелю.)

-(Непрактичный, наивный, но добросовестный, трудолюбивый.)

-(Ненавистный, жадный, глупый.)

-( Было смешно. Попа не жалко. У него был смешной, жалкий вид.)

Сказка о царе Салтане».  (Слайд 7)

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию. Грамотно строят ответы на вопросы по содержанию сказки

-( Лебедь превращается в царевну, князь Гвидон-в муху, шмеля, комара, из воды выходят тридцать три богатыря, белка поет песенки и грызет золотые орешки, с изумрудами и т.д.)

-( Ткачиха, повариха, баба Бабариха, коршун.)

-( Злой коршун погиб.)

-( Нет, потому, что правда открыта.)

3. «Сказка о рыбаке  (Слайд 8)
и рыбке».

-( Старуха.)

-(«Старик не осмелился перечить», «не дерзнул поперек слова молвить».)

-(Да, он отпустил рыбку ни чего с нее не взял. Нет, он труслив. Он боится старуху, не смеет сказать ей слова «поперек».)

-(«Море слегка разыгралось», « Не спокойно синее море», « Почернело синее море», « Видит, на море черная буря».)

-( Потерять все, что было. Остаться ни с чем.)

4. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

(Слайд 9)

-( Царевна, королевич Елисей, богатыри.)

-( Царицы, чернавки.)

( Отрывки о том, как королевич разговаривал с солнцем, месяцем, ветром.)

(Читаются отрывки.)

-( Собственная злоба, ненависть погубила царицу.)

5. «Сказка о золотом петушке»

(Слайд 10)

-( Непонятно, откуда возникла и куда пропала Шамаханская царица, почему сыновья Дадона убили друг друга.)

-(Он был не верен своему слову. Он не печалился о смерти сыновей, забыл о них, увидя царицу. Он убил звездочета, хотя тот помог ему.)

Выполняют движения со словами

Игра

«Ответь на вопрос»

Работа в группах

V.Итоги урока

Учитель: Устали? Тогда, ребята, внимание,  волшебный ящик. В нем находятся предметы из сказок Пушкина. Предлагаю вам узнать, что там и угадать из какой сказки этот предмет, какому герою он принадлежит

Яблоко – злой царице из «Сказки о мёртвой царевне…»
 
Зеркало – злой царице из «Сказки о мёртвой царевне…»
Белка – князю Гвидону из «Сказки о царе Салтане»
Петушок – царю из «Сказки о золотом петушке»

Рыбка – никому не принадлежит из «Сказки о рыбаке и рыбке»
Корабль – купцам из «Сказки о царе Салтане»

Рожки – черту из «Сказки о попе и работнике его Балде»

Четки – попу из «Сказки о попе и работнике его Балде»

Веретено – старухе из «Сказки о рыбаке и рыбке»

Лебедь – царю Гвидону «Сказки о царе Салтане»

Орехи – белке из «Сказки о царе Салтане»

Кольцо – жениху из сказки «Жених»

Половник – сестре-поварихе из «Сказки о царе Салтане»

Корона – царевне

Соедините название сказки и черты характеров, которые в ней высмеивались.

«Сказка о золотом петушке»                                                      

Зависть

«Сказка о царе Салтане…»                                                        

Жадность

«Сказка о мертвой царевне…»                                                  

Скупость

«Сказка о рыбаке и рыбке»                                                        

Лживость

«Сказка о попе и работнике его Балде»                                  

Корыстолюбие                                                                                                      ВысокомериеКартинки по запросу золотая рыбка фото

Слова учителя

Посчитайте у кого, сколько фишек  за урок.

Итог урока
Какая сказка вам запомнилась больше всего?

Чему учат сказки А.С.Пушкина?

Над чем заставили задуматься? 

Приём «Уборка в доме».                          (Слайд 11)

Картинки по запросу чемодан картинка G:\DCIM\100PHOTO\SAM_6995.JPGКартинки по запросу мясорубка картинкаКартинки по запросу картинка корзина для мусора

(ребята по очереди подходят к ящику, вытаскивают из него любой предмет и отвечают на вопрос, за правильный ответ получает фишку - рыбку).Картинки по запросу золотая рыбка фото

Ответы детей: что высмеивалось в сказке;

Чему  их сказка научила.

Дети считают фишки, оценивают свою работу на уроке.

Отвечают на итоговые вопросы урока.  

Вывешиваются картинки чемодан, мясорубка и корзина.
На «чемодане» ученик прикрепляет листок и пишет то, что он вынес с урока , заберет с собой и будет активно применять. 
На картинке «корзина»  учащиеся записывают то, что оказалось бесполезным, ненужным и что можно отправить в корзину. Ребята предлагали выкинуть в корзину лень, плохое настроение.
На картинке «мясорубка» пишут  то, что оказалось интересным, но пока не готовым к применению, то что нужно ещё додумать и доработать. 

Рефлексия

настроения и эмоционального состояния

Рефлексия  деятельности

VI.Домашнее задание.

  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • у меня получилось …
  • я смог…

По выбору: 

Нарисовать иллюстрацию к ( понравившейся ) сказке.

Выучить  отрывок из (понравившейся)   сказки.

Учитель:
Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.
Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки!

(Слайд 12)

Анализируют и оценивают работу на уроке

(Слайд 13)

(Слайд 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературному чтению: "Персонаж в авторской сказке о волшебстве"

Урок разработан в соответствии ФГОС. Технология деятельностного метода обучения....

Методическая разработка урока по литературному чтению во 2 классе Татарская народная сказка «Три сестры»

Цели: ·        создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;·        формировать ум...

Методическая разработка урока по литературному чтению "Докучные сказки"

Методическая разработка создана в соответствии с ФГОС второго поколения, включает все основные этапы урока сдомашним заданием, повторением жанров устного народного творчества; знакомство с понятием "п...

Методическая разработка урока по литературному чтению Е.Л. Шварц "Сказка о потерянном времени" (4 класс)

Знакомство с новым разделом и произведением Е.Л. Шварца "Сказка о потерянном времени (4 класс)...

Методическая разработка урока по литературному чтению 4 класс "Школа России" по теме: "Е.Шварц. Сказка о потерянном времени"

Цуканова Е.А.,Учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВауйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по литературному чтению 4 класс «Школа РоссииТема: Е. Л. Шварц «С...