Конспект урока "Мои первые книжки" УМК "Перспектива"
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Казанцева Наталия Анатольевна

Конспект урока по литературному чтению "Мои первые книжки" в 1 классе. УМК "Перспектива".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте по программе «Перспектива»

Тема урока: Мои первые книжки.

Класс: 1б

Учитель: Казанцева Наталия Анатольевна

Цель урока: сформировать первоначальное представление о книге, как о друге, наставнике, источнике добрых мыслей и важных знаний.

Задачи урока:

  1. Закрепление умения читать слова с изученными буквами, развитие самостоятельности чтения;
  2. Расширение представлений о жанровых особенностях текстов;
  3. Развитие желания посещать библиотеку.

1. Организационное начало урока

Учебник на столе у вас?
Тогда урок начнём сейчас,
Раз всё у вас в порядке.
Будьте внимательны,
Послушны, наблюдательны.
Чтобы литературные тайны познавать,
Нужно всё серьёзно изучать.

– С наступлением нового дня! Пусть он будет таким же радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.

2. Актуализация знаний

- Прочитайте.

О И А Ж У Э

- Что вы сейчас произнесли? (звуки)

- На какие группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

- Как произносятся гласные звуки? Согласные?

- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

Игра « Лишняя буква»

- Посмотрите на ряд букв и определите, какая буква заблудилась?( А, О, Б;  З-С,Б-П, Д_Р –Т)

- Какой звук обозначает буква ж? (только твердый ж)

- Что узнали об этом звуке на прошлом уроке? (звук ж - согласный, звонкий, всегда твердый.

- Прочитаем чистоговорку вместе.

Чистоговорка.

Жук упал, и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.

- Кто бы из вас мог помочь жуку?

- Надеюсь, что, сегодня на уроке, вы будете во всём помогать друг другу.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

1) Беседа о значении книги в жизни человека:

- Что такое книга? (печатное издание, которое состоит из страниц, на которых размещена информация)

- А можно ли книгу назвать другом?

- Как называлась самая первая книга, которую вы прочитали? Поделитесь впечатлениями о своей первой прочитанной книге. Кто является вашим любимым героем? Почему?

- Для чего нужно читать книги?

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? (О книгах)

- Сформулируйте тему нашего урока?

- Вы ещё только начинаете читать свои первые книжки, поэтому тема нашего урока так и называется "Мои первые книжки".

Учитель рассказывает о том, как появились первые печатные книги на Руси.

В 1563 году первопечатниками на Руси стали Пётр Мстиславец и Иван Фёдоров. Самым первым  печатным изданием была книга "Апостол", которая, в те времена, считалась основным учебником для духовенства. По ней учились монахи, крестьяне, дворяне.

2) Работа над родственными словами

- Прочитайте слова. Объясните их значение.

Книга

Книжечка (ласково)

Книжный (н-р: книжный переплет, стиль)

Книголюб (любитель книги)

- Что в них общего? (корень - главная часть слова и общая часть однокоренных слов)

- Можете ли вы себя назвать книголюбами?

- Как вы думаете, какое из этих слов появилось первым? (книга, через слово книга мы можем объяснить значение всех остальных однокоренных слов)

- А где живут книги?

- В библиотеке.

- Мы отправляемся в библиотеку, чтобы выбрать ваши первые книги.

Надпись БИБЛИОТЕКА

-Что такое библиотека? (Учреждение, где собираются и хранятся книги, журналы для общественного пользования)

4. Открытие нового знания. Первичное усвоение новых знаний

Откройте учебники на стр.16.

- Чем заняты Аня и Ваня? Где они находятся?

- Они выбрали книги в библиотеке.

- Как же удалось ребятам выбрать нужные книги из такого множества? Давайте попробуем сегодня на уроке сделать своё маленькое открытие.

Знакомство с жанровыми особенностями произведений.

В литературе все произведения имеют свой жанр. Давайте узнаем, какие есть жанры литературных произведений.

-Ребята, внимательно посмотрите на стеллаж с книгами, представьте, что вы в настоящей библиотеке.

-Что это? (книги со сказками)

- Эти книги стоят на одном стеллаже в библиотеке. А как же мы назовём все эти произведения одним словом?

- Надпись «Сказки»

- В чём главная особенность сказок?

- В сказках есть волшебство, разговаривают животные и предметы.

- Когда вы были маленькими, мама или бабушка, укладывая вас спать, рассказывала вам сказки. И в далеком прошлом, когда были маленькими ваши дедушки и бабушки, им тоже рассказывали сказки взрослые. Сказки появились очень давно. Создавались они самим народом и передавались «из уст в уста».

- Какие первые маленькие сказки вам запомнились с раннего детства?

- В сказку народ вкладывал свои мечты о добре и справедливости.

- Ребята, а давайте мы докажем, что сказка – это волшебство.  

Инсценировка русской народной сказки «Теремок». Вместо костюмов маски животных, сделанных учениками на кружке Оригами».

-Молодцы, ребята!

-А теперь посмотрите на следующий стеллаж или полку.

- А кто узнал эти произведения? Назовите автора и название.

- Как же назовём все эти произведения одним словом?

- Рассказы. (Надпись «Рассказы»)

- Чем отличается рассказ от сказки?

В рассказе говорится о том, что могло быть на самом деле.

- А мы возле следующего стеллажа ПРИБАУТКИ

- Прочитайте названия книг.

- Что такое прибаутки?

- Прибаутка - это веселая стихотворная шутка. Похожа на песенки. (Надпись «Прибаутка»)

- Послушайте прибаутку.

Егор и мухомор (Мансурова Виктория)

Шёл Егор через бор,
Видит:
Вырос мухомор. -
Хоть красив, а не беру,
Вслух сказал
Егор в бору.
Верно ты сказал, Егор! -
Так ему ответил бор.

- Почему Егор не взял мухомор?

- И вот наш последний стеллаж на сегодня ЗАГАДКИ

- Вы уже узнали эти книги и можете определить название стеллажа.

-  Надпись «Загадки»

- Отгадайте загадки.

Ученики подготовили наизусть загадки.

Место есть для перехода,
Это знают пешеходы.
Нам его разлиновали,
Где ходить - всем указали.

(Пешеходный переход)

Ночь темна. Уж солнца нет.
Чтобы ночь пришла без бед,
Нужен людям маячок –
Блестящий светлячок.

(Светоотражающие элементы)

Он стоит на перекрёстках,
Светит для детей и взрослых.
Тот, кто плохо его знает,
На дороге пострадает!
У него всего три цвета.
Светит он для всей планеты.
Он машин решает спор,
Всем знакомый
…(светофор).

Ребята, про что эти загадки? ( про пешеходов, про безопасность на дорогах улиц)

- Какие правила для пешехода мы знаем? (улицу переходить на пешеходном переходе на зеленый цвет светофора, а в темное время суток пользоваться светоотражающими элементами)

- В далекие времена люди верили, что если говорить о предмете не называя его, то нечистая сила не узнает,  о чем идет речь и с этим предметом ничего плохого не случится. Так появились загадки.

- Вы ребята находитесь на правильном пути  – вы определили жанры литературных произведений: сказки, рассказы, прибаутки, загадки.

Физминутка (проводит физорг)

5. Первичное закрепление новых знаний.

Откройте азбуку на стр.16.

- Прочитайте слова в столбике справа от картинок. (Рассказ, сказки, прибаутки, загадки)

- Что выбрали для чтения Аня и Ваня?

- Сказку «Колобок» и книгу сказок.

- Как ребята смогли выбрать первые книги для чтения?

- Они подошли к стеллажу со сказками и выбрали нужные.

- Кто из вас любит сказки?

- Узнаем какую сказку читает Аня. Прочитайте название. (Теремок)

- Чтение прибаутки "Музыканты".

- Давайте прочитаем следующий текст.

Жужжащее чтение.

Читаем хором (вместе с учителем).

- К какому литературному жанру данный текст относится? (Прибаутка)

- Почему? (это веселая стихотворная шутка).

 Физминутка для глаз. (Восьмерка)

-Чтение сказки «Лиса и рак»

-Читает учитель, все следят

-Что предложила лиса раку? (побежать наперегонки)

-Что значит наперегонки? (кто скорее добежит)

-Кто оказался хитрее? (рак)

-Как рак перехитрил лису? (рак сел лисе на хвост, зацепился)

 -Чтение по цепочке.

6.Итог урока

- С какими жанрами литературных произведений мы познакомились? (сказки, прибаутки, рассказы, сказки)

- Чему учат нас сказка "? (добру)

- Какое открытие вы сделали на уроке? Чему научились? (чтобы выбрать нужную книгу из множества, надо выбирать из нужного стеллажа, расположенных по жанрам.)

- Захотелось ли вам посетить библиотеку?

- Как нужно обращаться с книгой? Какие правила нужно соблюдать? (бережно относиться, не рвать, не писать на страничках, не слюнявить, не сгибать и т.д.)

7. Рефлексия

- Возьмите лист самооценки. 

- Если вам всё было понятно на уроке, было легко работать, довольны своей работой прикрепите снежинку рядом с зимним деревом. А если вам было тяжело работать и что-то осталось непонятным - прикрепите снежок рядом с деревом.

Оценивание

-Молодцы, ребята! Вы все работали на уроке активно, и я довольна вами.

-И всем вам за урок ставлю…

-Встали все. Урок окончен.

Викторина "Отгадайте, о каких сказках идёт речь" (Если останется время)

Жили-были медведи. И была у них избушка лубяная, а еще была ледяная. Вот бежали мимо Мышка-норушка и Лягушка-квакушка, увидали избушку и говорят: "Избушка, избушка, повернись к лесу задом, а к нам передом!". Стоит избушка, не двигается. Решили они войти, подошли к двери, потянули за ручку. Тянут - потянут, а вытянуть не могут. Видно, лежит там Спящая красавица и ждет, когда Емеля ее поцелует.

7 сказок: "Три медведя", "Заюшкина избушка", "Теремок", "Баба Яга", "Репка", "Спящая красавица", "По щучьему веленью".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Первый раз в первый класс"

Разработка урока на 1 сентября...

Конспект праздника "Первый раз в первый класс"

1 сентября- это не забываемый день в жизни каждого ребенка. Многое зависит от первого впечатления на уроке мира. Использование ИКТ позволяют сделать это мероприятие увлекательным и интересным....

Конспект урока "Первые русские князья"

Окружающий мир (4-й класс)  ЧАСТЬ 2. МОЁ ОТЕЧЕСТВО  УМК «Планета знаний»  ГЛАВА I. Древнерусское государство.    Урок ОНЗ...

План - конспект урока "Первый раз в первый класс!

Данный план- конспект предназначен для  учителей  1 классов  работающих по любому УМК . Урок позволяет  ввести детей в мир знаний, школьную жизнь, познакомить правилами поведения в...

Конспект урока. Первый раз в первый класс.

Урок-знакомство первоклассников со школой. Проводится после торжественной линейки посвященной Дню знаний....

Конспект урока "Первый раз - в первый класс!"

Знакомство детей со школьными правилами и основными требованиями учителя в игровой обстановке.Создание условий для быстрой и безболезненной адаптации детей в школе и классном коллективе....