Смысловое чтение в начальной школе
статья по чтению

Ивандаева Надежда Алексеевна

Смысловое чтение – умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл smyslovoe_chtenie_v_nachalnoy_shkole.docx51.28 КБ

Предварительный просмотр:

Источник: https://nsportal.ru/chekaleva-olga-nikolaevna 

Приемы обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе

Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека.

Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста.  В настоящее время акцент с наращивания темпа чтения сместился к формированию осознанного чтения.

Смысловое чтение – умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию). Навык чтения состоит из технической стороны и смысловой стороны. Техническая сторона: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность. Смысловая сторона: понимание содержания и смысла читаемого. 

Приемы, направленные на отработку правильности и беглости

1) использование специальных тренировочных упражнений, совершенствующих зрительное восприятие, развитие артикуляционного аппарата, регуляцию дыхания;

2) применение при чтении художественных произведений принципа многочтения, предложенного М.И.Омороковой и описанного В.Г.Горецким, Л.Ф.Климановой

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность).

  1. Постановка цели чтения:
  • Чтение для личных целей (для себя) включает чтение личных писем, художественной литературы, биографий, научно-популярных текстов и др.
  • Чтение для общественных целей включает чтение официальных документов, информации разного рода о событиях общественного значения и др.
  • Чтение для «рабочих» целей (в процессе труда, на работе) включает чтение текстов инструкций (как сделать) и др.
  • Чтение для получения образования включает чтение учебной литературы и текстов, используемых в учебных целях.
  1. Определение характера текста

Сплошные тексты (без визуальных изображений)

Несплошные тексты (с визуальными изображениями)

  • описание (художественное и техническое);
  • повествование (рассказ, отчет, репортаж);
  • объяснение (рассуждение, резюме, интерпретация);
  • аргументация (научный комментарий, обоснование);
  • инструкция (указание к выполнению работы, правила, уставы, законы)
  • информационные листы (расписания, каталоги и др.);
  • расписки (билеты, накладные, квитанции);
  • призывы и объявления (приглашения, телеграммы и др.);
  • таблицы и графики; списки; карты

  1. Просмотр заголовка текста
  2. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора

Стратегии предтекстовой деятельности:

Прием «Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения,  с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

Прием «Составление кластера»

Кластер является приемом графической систематизации материала. Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять в определенном порядке в виде грозди, компонуя материал по категориям.

 «Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия.

Прочитайте заглавие текста. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? 

Мозговой штурм.

Цель данной стратегии – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста (ассоциации, знания, гипотезы-предположения по вопросу, заявленному в тексте и т.п.). На этапе работы с текстом идет подтверждение или опровержение информации, предложенной в ходе мозгового штурма. 

Бианки «Кто чем поет?»

Дети предполагают, кто чем может петь: клюв, нога, ухо, голос.

На этапе завершения будут сравнивать свои предположения с информацией из текста.

Таблица «Тонких» и «толстых» вопросов

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Кто …?

Почему…?

Что…?

В чем различие…?

Когда?

Что если…?

Осмысление материала всегда начинается с задавания вопросов

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения – развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения

Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения. Проводится мониторинг чтения: постановка и ответы на вопросы, имеются ли в тексте трудные, незнакомые слова, слова, значение которых я не понимаю. О ком или о чем идет речь, как связаны основные мысли, не противоречат ли они друг другу. Вся ли информация ясно выражена или есть подразумеваемая информация.

Стратегии  текстовой деятельности (во время чтения).

«Чтение с остановками». 

Основная цель данной стратегии - управление процессом осмысления текста во время его чтения. Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к чтению следующего отрывка. Вопросы должны быть направлены на контроль общего понимания прочитанного отрывка и прогнозирование содержания последующего. При чтении следующего отрывка читатель подтверждает или отклоняет свою гипотезу, сравнивая ее с содержанием текста.

Дерево предсказаний

Использовать после первой или второй остановки «чтения со стопом» при работе с сюжетными текстами.Тема должна содержать вопрос, адресованный в будущее.Все версии аргументировать содержанием текста, а не домыслами.

«Чтение с пометами».

 Цель стратегии – мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ. По ходу чтения читатель делает на полях пометы

Модифицированная таблица (Л.Н.Толстой «Как ходят деревья»)

Знаю

Узнал

Хочу узнать

Знаю, что у дерева есть корень, ствол, крона.

Узнал, что дерево может дать корень из сучка.

Как еще размножаются деревья

Составление таблицЦель данной стратегии – обучение навыкам выборочного чтения и преобразование текстовой информации в другой вид.

«G — S — R» (Аннотация — Краткий пересказ — Пересказ)

Ход работы:

  1. Ознакомительное чтение текста и деление его на смысловые отрывки
  2. Постановка 1-2 (обобщающих) вопроса к каждому смысловому отрывку.
  3. Заполнение таблицы: в первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из текста, в третью —индивидуальные слова, необходимые каждому для полного ответа на вопрос из первой колонки.

План в вопросах

Ключевые слова (основные мысли)

Индивидуальные слова (детали)

1.

2.

3.

4.

Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого — необходимы слова из колонки № 2. Обобщённые вопросы к тексту нужны для его аннотирования (колонка № 1).

III этап. Работа с текстом после чтения

Стратегии послетекстовой деятельностиКартинки по запросу ромашка блума

Ромашка Блума

Одним из основных приёмов осмысления информации является  постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Цель – с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации, на осмысление авторской позиции (в художественных и публицистических текстах). Работа может быть индивидуальной, парной или групповой.

Цитаты.

Цель – привлечь внимание к языковым особенностям текста, характеризующим его персонажей. Соедините имя героя и цитату из книги.

Кто это сказал?

Цитата

Экскурсия по книге

Цели  стратегии: раскрыть логико-смысловую структуру текста и назвать наиболее важные части книги. Вы прочитали книгу. Разделите текст на части, назовите эти части и выделите ведущий эпизод (В.П.Афанасьев «Стрижонок Скрип»)

1. Рождение Скрипа.

2. Стрижата одни.

3. Возвращение мамы-стрижихи

4. Кормление птенцов.

5. Скрип обижен.

6. Жизнь семьи.

7. Любопытство стрижонка.

8. Страх матери.

9. Враги стрижей.

10. Гибель мамы

11. Беда стрижей.

12. Дружные стрижи

«Отношение между вопросом и ответом». Ответ на вопрос может быть в тексте или в голове читателя. Если ответ в тексте, он может находиться в одном предложении или в нескольких его частях. В первом случае, чтобы ответить на вопрос, надо найти точный ответ в одном предложении текста, если он содержится в нескольких частях текста, такой ответ надо формулировать, соединяя их. Если ответ в голове читателя, то в одном случае читатель составляет его, соединяя то, что автор говорит между строк или в косвенной форме, и то, как сам читатель интерпретирует слова автора. В другом случае ответ находится за пределами текста и читатель ищет его в своих знаниях.

Перечисленные приёмы работы с текстом на уроке позволяют создавать условия для формирования УУД.

Итак, обучение стратегиям чтения развивает умения взаимодействовать с текстом, размышлять о читаемом и прочитанном; оно включает процедуры обучения пониманию, когда читатель анализирует то, как он понимает содержание текста, и способы работы с ним. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создадут основу для самообучения и самообразования на последующих ступенях обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие смыслового чтения в начальной школе

В данном материале  вкраце дается понятие смыслового чтения и пприводится пример работы с текстом в первом классе....

"Формирование навыка смыслового чтения в начальной школе"

В качестве объекта исследования аттестационной работы стал процесс обучения смысловому чтению на уроках литературного чтения в начальной школе. В качестве гипотезы автор обосновывает использование сис...

Приёмы формирования навыков смыслового чтения в начальной школе.

В статье приведены приёмы текстовой деятельности(т.е. деятельности во время чтения и работы с текстом), которые позволяют учителю существенно повысить некоторые позиции по основным качествам чте...

Литературный тренажёр.Сборник диагностических и оценочных материалов для развития метапредметного результата смысловое чтение в начальной школе.

В   сборнике представлены   диагностические и оценочные материалы для формирования  метапредметного УУД смыслового чтения и работы с текстом учащихся начальных классов.Диагнос...

Организация смыслового чтения в начальной школе

Смысловое чтение на уроках гуманитарного цикла...

Доклад "Приемы смыслового чтения в начальной школе"

Доклад содержит информацию о видах и приемах смысловго чтения в начальных классах...

Развитие смыслового чтения в начальной школе, как важнейшей составляющей информационной компетенции.

Реализация технологии развития смыслового чтения на различных уроках в начальной школе...