Статья"Анализ художественного произведения на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"
статья по чтению

Павлова Ирина Юрьевна

Статья"Анализ художественного произведения на примере   рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»"

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   Анализ художественного произведения на примере

                                         рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

Этим летом я пересматривала старые журналы и в «Начальной школе» №5 за 1989 год   наткнулась на статью М.П. Воюшиной. Она меня не оставила равнодушной. Хочу поделиться мыслями этого замечательного педагога.

 Никто не спорит, что «важнейшая задача школы – формирование личности ученика. На уроках литературного чтения средством её решения является общение детей с искусством слова, постижение через художественную литературу духовного опыта человечества. Поэтому так важно учить младших школьников полноценно воспринимать художественное произведение, понимать его идейное содержание, позицию автора, выражать собственное отношение к этой позиции. Путь к полноценному восприятию лежит через анализ текста.

В последнее время меняется подход к художественному произведению на уроках литературного чтения в начальных классах. Совершенствование техники чтения и формирование умения работать с текстом выступают как задачи равной значимости. Но проблема анализа художественного произведения на уроке чтения ещё не решена. В школьной практике анализ произведения часто подменяется морализированием по поводу той жизненной ситуации, которая изображена писателем. Упор делается на выяснение мотивов поведения действующих лиц, при этом персонажи обсуждаются и оцениваются так, будто это живые люди, а не герои литературного произведения. Позиция автора, его оценка изображаемых событий часто не принимается во внимание. Такой разбор произведения нельзя назвать анализом, он лишён цели, не ведёт к полноценному восприятию.

 Анализ произведения должен строиться на научных основах, исходя из природы литературы как искусства.

 Основные принципы школьного анализа литературного произведения сводятся к следующему.

  1. Цель анализа художественного произведения – осознание его идеи, т.е. отношения автора к тому, что он изображает, оценки изображаемого. Следовательно, анализу подлежит текст произведения, изображение жизненного материала, а не сама жизнь.
  2.  Анализ возможен только после эмоционального восприятия произведения. Аналитическое чтение – это всегда вторичное чтение. Во время первого знакомства с произведением воображение читателя не должно сковываться никакими вопросами и заданиями.
  3. Анализ должен учитывать жанровые особенности произведения, исходить из внутренних законов жанра.
  4. Анализ должен быть избирательным: на уроке обсуждаются не все элементы произведения, а те, которые в данном произведении наиболее ярко выражают идею.
  5. Школьный анализ должен способствовать общему и литературному развитию ученика, формировать у него систему специальных умений, необходимых для полноценного восприятия художественной литературы. Как эти требования можно воплотить в практику школьного преподавания, рассмотрим на примере рассказа В. Осеевой «Волшебное слово».

При самостоятельном чтении рассказа «Волшебное слово» дети воспринимают обычно лишь внешнюю сторону: Павлик стал говорить всем пожалуйста, и все его желания исполнились. Идея рассказа воспринимается как назидание – нужно быть вежливым. Дети не замечают, что волшебное слово изменило самого героя, научило его думать о других людях. Эта перемена в герое подготавливается всем ходом повествования и становится явной лишь в конце рассказа.

Вспомним, в начале рассказа Павлик ослеплён своей обидой, он не замечает никого вокруг, готов выместить раздражение на первом встречном. Спокойный тон старика заставляет его впервые обратить внимание на собеседника, услышать не только самого себя. Затем идут встречи с Леной, бабушкой, братом. Павлик вежлив, внимателен. Но почему? Он хочет проверить, прав ли старик, исполнятся ли его желания, т.е. думает о себе. А в конце рассказа Павлик вновь бежит в сад, но уже не затем, чтобы получить что-то, а затем, чтобы «отдать» - сказать спасибо. 

 Итак, задача анализа –раскрыть идею рассказа, проследив развитие образа героя. Удобнее всего провести урок в форме подготовки к чтению по ролям. Этот вид работы позволит обратить внимание на смену настроения персонажей, выяснить мотивы и обстоятельства их поступков.

После чтения необходимо проверить первичное восприятие, чтобы внести коррективы в ход анализа. Приведём фрагмент урока.

  1. Проверка первичного восприятия текста.

- Понравился рассказ? Как вы думаете, зачем Павлик вернулся в сад? За что он хотел поблагодарить старика? Что изменилось в жизни мальчика? А сам Павлик изменился?

         2.  Постановка учебной задачи.

                   Вы отметили, что Павлик изменился в лучшую сторону. А что заставляет человека меняться? Как вырабатывается характер героя рассказа? Пока вам трудно ответить на этот вопрос. Поможет вам автор. Нужно только очень внимательно перечитать рассказ. А чтобы вы лучше поняли героя, попробуйте сыграть его роль, представьте себя на его месте. Итак, перечитайте рассказ и приготовьтесь к чтению по ролям.

  1. Вторичное восприятие текста и его анализ.

1)Чтение первого отрывка до слов «Ещё бы! – сердито буркнул мальчик».

- Можно ли при чтении этого отрывка по ролям оставить только слова героев. А слова автора опустить? Докажите свою точку зрения. Зачем нужны слова автора?

- Автор рассказывает о месте действия, о том, как выглядели герои, а по описанию внешности можно понять состояние, настроение героя. Поэтому опустить слова автора нельзя.

- Значит, роль автора самая ответственная. Прочтите первые три строчки так, чтобы можно было представить себе старика. Найдите и прочитайте про себя предложение, начинающееся со слов «Старик подвинулся…». Какие слова в этом предложении вы выделите и почему?

- «Красное, сердитое лицо мальчика…» Эти слова говорят о состоянии Павлика, подсказывают, как читать реплики.

- Как Павлик говорит со стариком?  (Раздражённо, грубо, желая, чтобы его оставили в покое).

- А как отвечает старик?  (Спокойно, заинтересованно, как бы не замечая его грубости).

- Прочитайте по ролям этот отрывок, постарайтесь передать раздражение Павлика, спокойствие и заинтересованность старика.

2)Чтение второго отрывка до слов «И вдруг замолчал».

- Прочитайте этот отрывок про себя. Отметьте те предложения, которые показывают, что настроение Павлика меняется.

- Прочтите те предложения, которые показывают, что настроение Павлика изменилось.

 В ходе коллективной работы выясняется, почему менялось настроение героя. По мере того как дети выделяют нужные слова, учитель выставляет на доске карточки со словами: сказал, сердито буркнул, сжал кулаки, засопел от обиды, крикнул, стукнул кулаком по скамейке, вдруг замолчал.

 - Итак, Павлик вспоминает одну обиду за другой, его раздражение растёт. А как продолжает вести себя старик?  (Старик всё так же спокоен и доброжелателен, именно поэтому Павлик «вдруг замолчал».  Он впервые обратил внимание на своего собеседника, подумал о нём).

- Прочитайте этот отрывок по ролям, помня обо всём, что мы говорили.

3) Чтение третьего отрывка до слов «Лена сидела…».

- Поверил ли Павлик старику, когда услышал волшебное слово? Что вызвало сомнения Павлика, а что заставляло верить?  (Автор пишет, что Павлик усмехнулся, значит, сомневался в волшебном слове, но побежал проверять, значит, надеялся, что оно поможет. Слово знакомое, обыкновенное, но… Недаром автор всё время подчёркивает, как выглядит старик: мягкая седая борода делает его похожим на волшебника.

- Как нужно прочитать слова старика, чтобы Павлик поверил в волшебное слово? (Очень убедительно, чуть-чуть таинственно, негромко.)

- Тому, кто будет читать за автора, важно подчеркнуть все детали, делающие старика похожим на волшебника. Прочтите этот отрывок по ролям.

На втором уроке идёт

1.Выборочное чтение и его анализ.

- Как встретила Лена Павлика? Прочитайте. Почему она так сделала? А как она повела себя, когда Павлик попросил дать ему краску? Прочитайте. Что же изменилось и почему? (Поведение Лены изменилось потому, что изменило сь поведение Павлика.)

- Как подошёл Павлик? Как попросил Лену? Прочтите, как пишет об этом автор.

На доске учитель выставляет слова: пошёл боком, потянул за рукав, глядя в глаза, тихим голосом сказал. (Сопоставление с карточками предыдущего урока).

- Прочитайте по ролям сцену встречи Лены и Павлика.  А как теперь повёл себя Павлик при встрече с бабушкой? (На доске: заглянул в глаза и прошептал, расцеловал её в обе щёки)

- Почему бабушка выбирала внуку самый лучший пирожок? Как автор показывает, что бабушка очень обрадовалась? Прочитайте по ролям сцену встречи бабушки с Павликом.

- Почему бабушка и сестра стали просить брата взять Павлика покататься на лодке? Прочитайте по ролям эту сцену.

Карточки: сидел притихший, положил руку на плечо и тихо попросил.

2.Обобщение

- Посмотрите на карточки, которые мы выставили на доску. Похоже, что речь идёт об одном человеке? Что же произошло с Павликом? Почему Павлик, узнав волшебное слово, ничего не сказал старику, а в конце рассказа возвращается в сад? В чём же состояло волшебство волшебного слова?

- Будем надеяться, что Павлик задумается над тем, что надо быть внимательным к людям. Автор убеждает своего героя и читателей, что доброе отношение к людям приносит им радость, рождает доброе отношение к тебе самому.

Рассказ проанализирован, дети подошли к пониманию его идеи. Теперь нужно вновь обратиться к тексту произведения, выразительно прочитать рассказ. Обращение к тексту произведения после анализа позволяет по-новому взглянуть на уже знакомые детали, увидеть то, что осталось не замеченным ранее».

По-моему, анализ произведения выполнен на высочайшем уровне. Низкий поклон Марии Павловне. Советую всем обратить внимание на работы М.П. Воюшиной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу В.А.Осеевой "Волшебное слово"

Урок составлен по требованиям ФГОС. УМК  "Школа России". Авторы учебника Климанова Л.Ф., Бойкина М.В. Прилагается презентация к уроку....

Методическая разработка анализа рассказа В. Осеевой "Волшебное слово"

Мотивацией для разработки анализа этого произведения для меня послужил отрывок из книги Вадима Левина “Когда маленький школьник становится большим читателем” (Москва, “Лайда”, ...

Тест по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово"

Тест по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово" подходит для обучающихся 2 класса. Содержит в себе 15 вопрос, где нужно выбрать только 1 правильный ответ....

Тест по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово"

Тест по рассказу В. Осеевой "Волшебное слово" подходит для обучающихся 2 класса. Содержит в себе 2 варианта по 6 вопросов....

Универсальная технологическая карта урока Литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова.

Универсальная технологическая карта урока литературного чтения «Тема дружбы в художественном произведении на примере рассказа «Живая шляпа» Н.Носова....