Конспект урока А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Овсиенко Татьяна Алексеевна

Создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; совершенствования навыка выразительного чтения; развития умения составлять характеристику героев, характеризовать авторское отношение к героям; способствовать развитию речи, памяти, внимания, познавательной активности, творческих способностей детей; расширению словарного запаса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_1.docx34.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».

Цель: создать условия для формирования вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; совершенствования навыка выразительного чтения; развития умения составлять характеристику героев, характеризовать авторское отношение к героям; способствовать развитию речи, памяти, внимания, познавательной активности, творческих способностей детей; расширению словарного запаса.

 Планируемые результаты 

Познавательные УУД:  формирование умения определять значение слов и обосновывать свое мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

 Регулятивные УУД: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; планировать учебное сотрудничество; формировать у детей умение анализировать, обобщать, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные УУД: использовать речь для регуляции своего действия, воспитывать культуру диалогового общения, то есть умение работать в группах, в парах, учитывая позицию собеседника.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Мотивация учебной деятельности.

В мире много сказок -
грустных и смешных.
И прожить на свете
нам нельзя без них.
В сказке может всё случиться.
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: «Заходи!»

- Вы любите сказки?

- В гостях у нас – золотая рыбка…и не одна. А что делает золотая рыбка обычно?

- Какие желания мы сегодня попробуем исполнить на уроке чтения? (Выразительно читать, расширять словарный запас, отвечать на вопросы, мыслить, давать характеристику героев, оценивать поступки, красиво говорить.)

- Желаю вам удачи, успехов на уроке. Постарайтесь проявить в работе самые лучшие качества своего характера.

Ум и сердце в работу вложите. Каждой секундой в труде дорожите!

1. Кроссворд.

На прошлых уроках мы познакомились с вступлением из поэмы « Руслан и Людмила». Разгадаем  кроccворд и ключевое слово поможет нам  вспомнить материал прошлого урока.

*Писатель, который сочиняет литературное произведение в стихах (ПОЭТ)

*Сказочный персонаж, который сидит на ветках (РУСАЛКА)

*Устоять в сказочном лесу ей помогают куриные ножки (ИЗБУШКА)

*Морской залив – это… (ЛУКОМОРЬЕ)

*Их было 30 и они были прекрасны (ВИТЯЗИ)

*Ее исполнял кот, когда шел направо. (ПЕСНЯ)

Кодовое слова Пушкин.

Физкультминутка.

III. Определение темы. Постановка цели и задач.

О чем-то скрипит половица,

 И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

К нам снова приходит сказка.

- Сегодня мы познакомимся со сказкой А.С. Пушкина.

- Определите тему урока по опорным картинкам (корыто, невод, рыбка, землянка,  кичка,  терем).

- Давайте определим цель этого урока?

- Цель урока: закрепить … (свои знания по содержанию сказки).

- Какие задачи мы поставим перед собой?

Задачи урока: (Научиться выразительно читать, доказывать свою точку зрения. Повторить словарные слова, содержание сказки. Сравнивать героев и их поступки, сказки. Воспитывать культуру общения, взаимоуважения, любовь к чтению, характер, интерес к сказкам.)

IV. Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие

Чтение сказки учителем.

- Понравилось ли вам сказка? Чем?

2. Словарная работа.

- В сказке нам встречались новые  слова.  А  где мы можем узнать лексическое значение слов? (В словаре.)

- Давайте вспомним их и  проведем словарную работу.

- Правило: отвечать быстро, кратким ответом поясните мне лексическое значение слов.

Корыто -  емкость для стирки белья.

Ветхая – старая.

Чупрун – чуб, хохолок.          

Землянка – дом в земле.

Невод – рыболовная сеть.

Откуп – выплата.                    

Пуще – сильнее.

Корысть – выгода.

Столбовая дворянка – дворянка старинного рода.

Душегрейка – теплая кофта без рукавов.

Кичка – женский праздничный головной убор.

Пряник печатный – пряник с рисунком.

3. Поясните значение выражений.

Белены объелась – сошла с ума.

Быть на посылках  - подчиняться.

Остаться у разбитого корыта – остаться ни с чем.

Зарядка для глаз

4. Повторное чтение

Чтение учащимися «по цепочке».

V. Отработка содержания сказки.

1.  Анализ прочитанного

-Где жили старик со старухой?
-Чем занимался старик?
- Что делала старуха?
- Сколько лет жил старик со старухой?
- Сколько раз закидывал старик невод в море?
- Что происходило каждый раз?
- Почему старик отпустил рыбку?
- Как отнеслась старуха к поступку старика?
- Кем становилась старуха с помощью золотой рыбки?
- Как она относилась к старику и слугам?
- Какой старик по характеру? 
- Какой вы представляете старуху? 

 - Какой представляете рыбку?
- Почему рыбка выполняла все просьбы старика?
- Как меняется море в ходе сказки? 

 - Как была наказана старуха за свою жадность?
- Чему учит нас сказка?

2. Работа в группах Восстановление содержания сказки.

hello_html_m65cb5481.png

VI. Рефлексия.

- Вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Давайте проведем самооценку.

- Если вы довольны своей работай на уроке, возьмите зеленый овал,

- Если Вам было сложно или скучно на уроке - желтый

- Если Вам не понравился урок и то как Вы работали на нем - красный.

- Я уверенна, что каждый из Вас захотел хоть на секундочку встретиться с рыбкой и загадать свое волшебное желание.

- Напишите на своем  овале  желание и прикрепите его  к дну моря, украсьте царство морское. Ведь мечты должны сбываться!

- Я уверенна, что и у наших гостей есть мечта. Давайте подарим им золотых рыбок, пусть гости тоже загадают желание.

VII. Итог урока.

- Давайте вернемся к задачам, которые мы ставили перед собой.

- Повторим и дополним, что мы все-таки выполняли.

- Начнем, как всегда с фразы  

*На сегодняшнем уроке я узнал…

*На этом уроке я похвалил бы себя за ...

- Сегодня отлично работали…

- Хорошо участвовали в уроке…

«Читайте Пушкина, друзья! Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки!

Читайте Пушкина всегда,- вот вам подсказка,

и пронесете сквозь года вы радость сказки!»

VIII. Домашнее задание: стр.93-101.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке"

УМК "Перспектива". Раздел "Чудеса случаются"....

Конспект урока по технологии 2 класс изонить "Золотая рыбка""

Конспект урока по технологии  2 класс изонить  "Золотая рыбка""...

Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"

Конспект урока литературного чтения "Сказка о рыбаке и рыбке" 2 класс УМК "Школа России"....